Автор: Музраева Кермен Дмитриевна
Должность: преподаватель
Учебное заведение: МАУ ДО "Детская школа искусств городского округа Анадырь"
Населённый пункт: г. Анадырь
Наименование материала: доклад
Тема: "Духовно - нравственное воспитание детей при обучении игре на духовых инструментах""
Раздел: дополнительное образование
«Духовно-нравственное воспитание детей при обучении игре на
духовых инструментах
»
В
репертуарном
плане
по
обучению
учащихся
игре
на
духовых
инструментах особое место и значение занимает музыка патриотической
направленности. Это музыкальные произведения о Родине, о подвигах русского
народа, защитниках границ нашего государства, красоте родной природы и
дружбе.
Учебные
занятия
в
классе
духовых
инструментов
оказывают
положительное влияние на духовно – нравственное воспитание детей.
Формирование духовно – нравственных и патриотических качеств идёт через
знакомство с историей Отечества. Учащиеся моего класса разучивают
исторические, военные произведения, пьесы о Родине, о героях Отечества,
знакомятся с произведениями композиторов классиков, отражающих различные
исторические события Родины (дореволюционный марш «Привет музыкантам»,
музыкальное произведение Георгия Свиридова «Военный марш», легендарный
марш «Прощание славянки» и т.д.).
Изучая эти произведения, мы говорим с учащимися о подвигах русского
народа, его массовом героизме, смелости, храбрости, любви к Родине. Я как
педагог, подвожу к мысли, что Родина у человека одна и её надо любить и
беречь. Очень важно раскрыть учащимся взаимосвязь между музыкальным
наследием прошлого и современной музыкой, научить понимать истинные
ценности.
Совместная коллективная деятельность учащихся (работа в ансамбле,
оркестре) создаёт общее эмоциональное переживание, ребята оказывают
помощь
при
выполнении
исполнительских
задач,
вместе
сострадают,
переживают неудачи и радуются успеху. Они становятся терпимее, добрее,
справедливее в оценке своих действий и поступков. При подготовке к
концертам и творческим мероприятиям происходит преображение робких,
застенчивых учащихся в более раскрепощенных и инициативных.
Безусловно, занятия в детской школе искусств помогает раскрытию
наилучших сторон личности, подрастающего человека посредствам музыки, но
это будет более эффективным при поддержке родителей. Только совместно с
семьёй педагог может привить учащимся любовь к музыке и формировать их
как высококультурных членов общества.
Всем известно, что младший школьный возраст – наиболее подходящий
период
для
воспитания
положительных
черт
личности,
в
том
числе
нравственности и патриотизма.
Поэтому очень важно в этом возрасте
сформировать у ребенка любовь и уважение к своей семье, к школе, к родному
краю и гордится своими предками.
Большое внимание в воспитании учащихся я уделяю внеклассной работе.
Это
прежде
всего
участие
в
благотворительных
акциях,
проектах
и
мероприятиях в рамках проекта «Детская филармония», что способствует
воспитанию у обучающихся таких качеств как доброта, взаимопомощь,
неравнодушие к проблемам и трудностям окружающих (ежегодные концерты
для учреждений социального обслуживания населения: «Анадырский окружной
психоневрологический интернат» и «Чукотский окружной комплексный центр
социального обслуживания населения»; участие во Всероссийской акции
«Библионочь»,
арт
–
акции
«Мы
рисуем
детство»,
посвященная
Международному дню защиты детей, участие в праздничной программе для
жителей города «Я люблю тебя, Россия», в честь дня России и так далее).
Эффективность
формирования
патриотических
чувств,
в
процессе
общения с музыкой во многом определяется профессионализмом и личной
увлечённостью преподавателя. Только собственным примером, проявляя
уважение к людям, и к родной земле, взаимопониманием и уважением ученика,
можно приблизить учащегося к общечеловеческим морально- нравственным
ценностям.