Автор: Слесарская Людмила Юрьевна
Должность: преподаватель изобразительного искусства высшей квалификационной категории
Учебное заведение: Муниципальное бюджетное учреждение дополнительного образования "Детская школа искусства № 10"
Населённый пункт: г. Ульяновск
Наименование материала: методическая разработка
Тема: "Методическая разработка примерных заданий на освоение различных технических приёмов и способов изображения окружающего мира с детьми младшего школьного возраста"
Раздел: дополнительное образование
«Методическая разработка
примерных заданий на освоение различных технических приёмов
и способов изображения окружающего мира
с детьми младшего школьного возраста»
Стараясь раскрыть творческие способности ребёнка, мы постоянно
ищем разные подходы, разрабатываем новые методики, разнообразим приё-
мы работы, а открытия приходят неожиданно. Так совместное творческое со-
трудничество взрослых и детей даёт прекрасные результаты в воспитании
подрастающего поколения.
В настоящее время возникает необходимость в новых подходах в пре-
подавании эстетических дисциплин, способных решать современные задачи
воспитания и развития личности в целом. В системе эстетического воспита-
ния подрастающего поколения особая роль принадлежит изобразительному
искусству. Умение видеть и изображать красоту окружающего мира, способ-
ствует воспитанию культуры чувств, развитию художественно-эстетического
вкуса, трудовой и творческой активности, воспитывает целеустремленность,
усидчивость, дает возможность творческой самореализации личности.
Занятия изобразительным искусством являются эффективным сред-
ством приобщения детей к изучению народных традиций. Участие в выстав-
ках и конкурсах стимулирует в детях чувство уверенности в собственных си-
лах.
На уроках изобразительного искусства в школах искусств создаются
условия, обеспечивающие развитие творческих способностей детей с учетом
их индивидуальных возможностей и мотивации. С 6-9 лет дети осваивают
программу «Юный художник».
Основной принцип, лежащий в основе программы «Юный художник»
- единство эстетического воспитания и формирования навыков творческой
деятельности учащихся. Обучающиеся, занимаясь изобразительным творче-
ством получают опыт преодоления сопротивления художественных материа-
лов (краски, уголь, пастель, карандаш, фломастер и т.д.). Эта задача неразре-
шима до тех пор, пока ребенок на практическом уровне не попробовал рабо-
ту в том или ином материале. В ходе художественной деятельности ученика
закладывается основа личностного роста и развития интереса к другим эсте-
тическим предметам.
Возраст детей, участвующих в реализации данной образовательной
программы 6-9 лет и делятся на возрастные группы. Дети данного возраста
способны на соответствующем возрастном уровне усваивать разнообразную
информацию о видах изобразительного искусства.
Начальные
знания
по
изобразительной
грамоте
и
владение
художественными материалами и техниками дает свободу самовыражения и
помогает найти свой собственный язык изобразительного искусства, язык,
при
помощи
которого
учащиеся
смогут
передавать
свои
мысли
и
впечатления.
Уровень творческого потенциала у ребенка зависит от того, развито ли
у него воображение, образное восприятие.
В основе педагогических принципов подачи учебного материала для детей
данного возраста, лежит принцип «мастер-класса», когда преподаватель
активно включается в учебный процесс, демонстрируя свой творческий
потенциал, тем самым влияя на раскрытие творческих способностей
учащихся.
Формирование у учащихся умений и навыков происходит постепенно:
от изучения простого материала - к более сложному, от упражнений - к
творческим заданиям.
Предложенные в содержании программы задания имеют общую
методическую структуру подачи учебного материала: объяснение, мастер-
класс, выполнение учащимися упражнений, закрепление знаний в процессе
выполнения творческих заданий в различных техниках.
В данной работе хотелось бы представить несколько заданий данной
программы, приёмы, которые широко применяются в разных интерпретациях
на практике работы с учащимися младшего возраста. Некоторые из заданий
разработаны автором в процессе многолетнего творческого поиска. О них и
пойдет речь в этой работе.
В работе с детьми необходимо показать процесс последовательности
этапов
работы.
Преподаватель
использует
принцип
изобразительного
диктанта. В такой работе каждый этап наглядно показывается детям, а затем,
они выполняют его самостоятельно, при этом, преподаватель контролирует
исполнение
последовательности
работы,
поощряет
каждого
ребёнка,
подсказывает и поправляет, если он выполняет работу неуверенно, т. к. в
силу своих индивидуальных возможностей (темперамента, характера), не все
дети выполняют задание быстро и точно. Задача преподавателя – найти
дифференцированный подход к каждому учащемуся.
В
данных
заданиях,
предложенных
автором,
снимается
психологическая неуверенность детей в неумении изображать тот или иной
предмет окружающего мира. Ребёнок рисует изображение при помощи
собственной ладошки, делает отпечатки пальчиков, простых плоских форм
листьев деревьев и т. п. Через тактильное взаимодействие с материалами
(краски, руки, бумага, кисточки), у ребёнка развиваются мыслительные
способности, образное мышление, интеллект, эстетический вкус, чувство
уверенности в собственных способностях и интерес к изобразительному
творчеству.
«На морском дне» - задание выполняется в живописной технике
гуашью,
поэтапно,
в
форме
изобразительного
диктанта,
без
предварительного рисунка карандашом.
Материалы, необходимые для работы:
- бумага формата А- 3,
- графитный карандаш 2М,
- гуашь «Гамма» 12 цветов,
- кисть синтетика плоская №8 или 9 и беличья №3,
- банка для воды и палитра,
- листочки деревьев разной формы,
- зубочистка,
- влажные салфетки.
Преподаватель наглядно и последовательно показывает все этапы
работы на мольберте, а дети повторяют каждый этап. Перед началом
практической работы детям нужно показать наглядный материал в виде
фотографий, слайдов, документального фильма на электронном носителе,
чтобы познакомить их с удивительным и неповторимым подводным миром
моря
и
его
обитателями,
показать
репродукции
картин
известных
художников-маринистов.
Первый этап – написание фона в виде морских волн.
(Рис. 1)
Сначала, преподаватель рассказывает о холодных цветах и оттенках,
показывает,
как
нанести
«подвижные»,
волнообразные
мазки
цвета,
используя
широкую
плоскую
или
круглую
кисть,
на
лист
бумаги,
расположенном вертикально. При этом, кисть опускается сначала в белила,
затем в кобальтовый цвет и ультрамарин.
Дети находят в своих наборах гуашевых красок цвета, относящиеся к
холодной гамме – «Цвета моря и неба», как условно их называют. Применяя
белила и холодные краски, дети наносят цвет, энергично волнообразно
двигая рукой вверх-вниз, изображая волны. Краски, при этом, смешиваются
прямо на работе, образуя многообразные оттенки.
Таким образом, ребёнок учится не бояться материала и осваивает
приёмы живописного смешения цветов красок.
Второй этап– изображение камушков и кораллов на морском дне.
(Рис. 2)
Преподаватель
рассказывает
и
показывает
детям
какие
цвета
называются «тёплыми». Эта группа цвета условно называется «Краски
солнца и земли». Дети вспоминают и перечисляют тёплые краски.
Для изображения камушков ребёнок использует палец своей руки,
опуская его поочерёдно, сначала в белила, потом в охру, коричневую краску
и делает оттиски, накладывая пальчик с краской по нижнему краю своего
рисунка. Камушки получаются ровные и живописные по цвету, главное,
чтобы между ними, кое где, сохранялись просветы «холодных» волн.
Такой
приём
придаёт
ребёнку
уверенность
в
собственных
изобразительных способностях и постепенно ведёт его, в процессе обучения,
от простого к более сложному в освоении изобразительного творчества.
После выполнения второго этапа работы, необходимо тщательно протереть
пальцы влажной салфеткой, или вымыть водой.
Третий этап - изображение кораллов и водорослей.
(Рис. 3)
Преподаватель берёт маленькую кисть, опускает её одним боком в
белила, другим – в краплак и охру; приёмом «примакивания», прикладывает
кисточку, концом вниз, к краю нарисованных камушков, изображает форму
кораллов «выращивая» их, как кустик, рисуя веточки. Учащиеся повторяют
приём
за
преподавателем,
затем,
кончиком
тонкой
кисти
рисуют
зигзагообразные зеленые водоросли.
Четвёртый этап – изображение рыб.
(Рис. 4)
На данном этапе работы, учащимся нужно овладеть и использовать
несколько
приёмов
изображения,
проявить
свою
творческую
индивидуальность, придать характер и особенность изображаемой рыбке.
Преподаватель рассказывает об особенности защитной окраски рыбы.
Почему спинка у неё тёмная, а живот светлый. Показывает,как нужно
раскрасить листок дерева, какой густоты нанести краску, перевернуть
окрашенной стороной вниз, представить, что это будущая рыбка, определить
в каком месте на рисунке она будет находиться, в какую сторону плыть,
осторожно положить и аккуратно прижать ладошкой. Затем, листочек нужно
приподнять, отложить в сторону и, пока не высохла краска, процарапать
деревянной зубочисткой линию головы и чешую рыбки. Тонкой кистью
рисуем плавники и хвост, процарапываем на них косточки.
На рисунке,изображаемые рыбки получаются неповторимыми и не
похожими друг на друга. Каждая наделяется своим характером,у каждой
свои особенности расцветки. Детей такие занятия очень увлекают.
(Рис. 5, 6. 7)
При необходимости, преподаватель может подойти индивидуально к
каждому ребёнку, поощрить, поправить что-то в рисунке, помочь, если
ребёнок находится в затруднении или неловкости выполнения данного этапа
работы.
В целом, на выполнение данного задания, потребуется 3 занятия по 1,5 часа
на каждое занятие. Одно занятие включает в себя 2 урока по 40 минут
Ещё одно примерное задание, которое можно включить в программу
обучения детей данного возраста и освоить с учащимися, на тему:
«Прилетели птицы – надо подкормиться».
Задание выполняется в живописной технике гуашью, поэтапно, в
форме
изобразительного
диктанта,
без
предварительного
рисунка
карандашом.
Материалы, необходимые для работы:
- бумага формата А- 3,
- графитный карандаш 2М,
- гуашь «Гамма» 12 цветов,
- кисть синтетика плоская №8 или 9 и беличья №3,
- банка для воды и палитра,
- листочки деревьев разной формы,
- влажные салфетки.
Так же, как и в предыдущем задании, работа выполняется в форме
изобразительного диктанта, т. е. все этапы работы дети выполняют в строгой
последовательности за преподавателем.
Прежде
чем
начать
практическую
работу
по
данной
теме,
преподаватель ставит на подиум вазы и сосуды различных по форме и цвету,
ставит в них веточки с ягодами рябины и мелкими яблочками-ранетками,
показывает на электронном носителе фильмы и слайды с изображением птиц,
рассказывает, как перелётные птицы осенью собираются в стаи и прежде,
чем отправиться в тёплые страны на зимовку им необходимо подкормиться,
чтобы совершить перелёт, предлагает представить, что птицы прилетели к
нам в класс и сели на веточки рябины на подиум.
Первый этап–написание фона и плоскости стола.
(Рис. 8)
Преподаватель предлагает каждому ребёнку выбрать понравившуюся
вазочку, сделать на формате листа линейную зарисовку этой вазочки,
предупредив, что по размеру она должна быть меньше половины формата
листа бумаги, показывает на своём листе, как расположить вазочку, отступив
немного от края листа снизу, так, чтобы предмет не стоял на краю листа.
После этого, ребёнок выбирает цвет фона, на котором будет находится
вазочка, так, чтобы цвет и тон не совпали с задуманным объектом и не
сливались друг с другом в дальнейшей работе.
Преподаватель объясняет и показывает – если фон будет яркого цвета
(красный, оранжевый), то он будет брать на себя всё внимание; а главное –
птицы, вазочка и ягоды будут теряться на этом фоне. Поэтому, в выбранный
цвет гуаши добавляем больше белил и по чуть-чуть других цветов краски для
получения оттенков цвета, при этом, краски смешиваем не на палитре, а
непосредственно, на рабочем листе.
Кисть берём самую большую (№8, №9). Кисть руки с кисточкой
поворачиваем в разные стороны, чтобы фон получился «живым» и
«подвижным». В нижней части листа определяем линию стола. Изображая
плоскость стола, представляем себекакого цвета и фактуры его поверхность,
есть ли на нём скатерть и какого цвета.
Второй этап–изображение вазы.
(Рис. 9)
Преподаватель, показывая на представленные вазы и сосуды, объясняет
детям, что, в отличии от плоскости фона и стола, вазочки имеют форму и у
каждой есть своя особенность, это называется – характером предмета. У
одной вазы удлинённое горлышко, у другой – круглая и крупная основная
часть. Есть кувшинчики с ручкой, узором или лепниной и т. п. Дети
анализируют предметы и с удовольствием участвуют в обсуждении, а кто-то
из них, воспользуется воображаемым объектом и придумает свою форму
вазы.
Преподаватель на наглядном примере рассказывает, что основа вазы
или кувшина, как правило, симметрична, т. е. правая её половина точное
повторение её левой стороны.
Здесь дети знакомятся с понятием
«Симметрия».
Далее, нужно обратить внимание детей на цвет предмета и на его фактуру.
Если предмет гладкий и блестящий, то на нём можно увидеть блестящие
блики и отражения, если он матовый, то цвет его ровный и без сильного
влияния окружающей среды. Преподаватель показывает, что на освещённой
части предмета цвет светлый и писать его надо, смешивая с белой краской. В
том месте, где на предмет падает меньше света, он кажется намного темнее –
это тень предмета и в этой части использовать белила не нужно, а добавить в
основной цвет немного синего или голубого цвета. Затем, преподаватель
наглядно показывает на своей работе как это сделать.
Преподаватель контролирует ход работы и, при необходимости,
может помочь каждому ребёнку, показать или что-то исправить в рисунке.
Третий этап – рисование веток с изображением ягод и яблочек.
(Рис. 10)
На данном этапе работы понадобится тонкая беличья кисть №3,
простой карандаш с круглым основанием.
Приступая к рисованию веток рябины и ранеток, надо показать
ученикам, что если кисточку с краской класть на плоскость бумаги, то линия
будет более толстая, а если кисточку приподнимать от поверхности бумаги
всё выше и выше, прорисовывая ветки, то линия будет тоньше, при этом,
линии должны быть извилистые, подвижные, пластичные. Краску на кисть
набираем синюю, коричневую и охру, не перемешивая на палитре.
После
того,
как
веточки
нарисованы,
преподаватель
обращает
внимание детей на то, что черенки и стебли, на которых находятся ягоды и
яблочки, прорастают из почки, поэтому, рисуем черенки и стебли тонкой
линией из одной точки, опуская их вниз, используя охру и коричневую
краску.
Дальше начинается интересный приём отпечатывания основания
карандаша на поверхности бумаги. Макаем карандаш то в красную краску, то
в оранжевую, то в жёлтую, а иногда, в белую и прикладываем его к
основанию каждого нарисованного черенка и слегка покачиваем, так, чтобы
оттиск имел округлую форму. Изображая рябину, сначала берем более
тёмные красные и бордовые краски, а уже сверху, печатаем светлые розовые
и жёлто-оранжевые ягодки. Такой приём всегда интересен детям, снимает
напряжение и чувство неуверенности в своих способностях и умениях
изображать чёткие формы. После окончания данного этапа работы, при
помощи влажной салфетки, необходимо тщательно протереть поверхность
карандаша и руки.
Во время работы, преподаватель всё время призывает учеников
обратить внимание на натуру – это развивает чувство наблюдательности у
детей и учит их сравнительному анализированию формы и характера
предметов.
Четвёртый этап–изображение птиц.
Для выполнения этого этапа работы понадобятся: листики деревьев,
кисть, небольшой лист бумаги (чтобы при нанесении краски не испачкать
поверхность стола), широкая и тонкая кисти, гуашь, зубочистка.
(Рис. 11, 12)
Сначала преподаватель раздаёт детям листья деревьев разной формы,
предлагает снова взглянуть на видеоряд рисунков и фотографий птиц разных
видов, предлагает выбрать каждому ребёнку понравившиеся и показывает на
своём примере, как при помощи кисти нанести краску на листочек, а затем,
пока краска не высохла, перевернуть и приложить его в то место на рисунке
(на веточку, на поверхность стола), где, по мнению автора, должна
находиться будущая птичка. Листочек следует прижать пальчиками или
ладошкой, аккуратно приподнять его так, чтобы отпечаток не смазался.
Далее, пока не высохла краска на отпечатке, преподаватель
показывает, как рисовать, при помощи зубочистки, форму пёрышек. После
этого, тонкой кистью рисует клюв и лапки птички. Если птичка сидит на
ветке, то пальчики на лапках будут обхватывать ветку – птичка не должна
упасть. А если она находится в рисунке на столе, то пальчики лапки будут в
расправленном положении. Теперь осталось нарисовать кисточкой у птички
пёрышки хвоста и крылья.
На поверхности рисунка нужно расположить несколько птиц, они
могут быть разных цветов, преподаватель предлагает придумать какую-то
историю взаимодействия друг с другом. Дети охотно придумывают и
рассказывают эти истории про то, как птички дружат и помогают друг другу.
Такая работа очень увлекает детей. Каждая птичка получается неповторимая,
забавная и со своим характером.
(Рис. 13, 14, 15)
После окончания работы, дети должны протереть руки влажными
салфетками и прибрать рабочее место – вылить воду, помыть кисти и руки,
закрыть краски, сложить все материалы.
Преподаватель обязательно должен показать всем детям рисунок
каждого ребёнка, похвалить и указать на лучшие его стороны. Можно в
конце занятия устроить выставку, если позволяют условия аудитории.