Автор: Колмыкова Елена Валерьевна
Должность: педагог дополнительного образования
Учебное заведение: МБОУ ДО "Центр Детского Творчества" г. Заволжье
Населённый пункт: Нижегородская область, Городецкий район, г. Заволжье
Наименование материала: учебная программа
Тема: "Бисероплетение"
Раздел: дополнительное образование
«Творчество – это деятельность, в
которой раскрывается духовный мир
личности, который как магнитом
притягивает человека к человеку».
Сухомлинский В. А.
Введение.
Невозможно удержаться от восхищения при виде узоров, вышитых бисером. Трудно
поверить, что эти картины не написаны кистью художника на холсте, а вышиты иглой
опытной мастерицы-вышивальщицы. Игра красок завораживает, и хочется взять в руки
иголку с ниткой и, подбирая бисеринку к бисеринке, создать нечто подобное.
Когда-то очень давно бисер стоил немалых денег, а способ производства крошечных
бусинок хранили как сокровенную тайну. Бисером, словно драгоценным жемчугом,
расшивали драгоценную одежду и обувь, предметы культа и вещи, призванные украшать
быт богатых людей. Из него создавали великолепные картины, которые бережно хранятся в
лучших музеях мира. Настали иные времена, и бисер перестал быть роскошью. Теперь
промышленность выпускает бисер разных размеров и оттенков. Маленьким стеклянным
крупинкам придают самые замысловатые формы.
Этот вид народного творчества пережил много взлетов и падений. Сейчас бисер снова в
моде. Первыми его возможности оценили ведущие кутюрье планеты. Украшения из бисера,
платья и костюмы с бисерным шитьем, туфли с узорами из блестящих стеклянных шариков
сначала появились на длинноногих моделях, дефилирующих на глазах восхищенной
публики.
Из мира высокой моды бисер смело шагнул в повседневную жизнь. Медики признают,
что вышивание бисером прекрасно успокаивает нервы и снимает стресс. Это –
созидательный и творческий отдых, хорошее лекарство против страхов и тревог. Оно
возвращает силы и энергию, наконец, поднимает самооценку неуверенным в себе детям.
Этот вид творчества несет в себе неограниченные возможности для развития фантазии,
трудолюбия, мастерства, иными словами творческого труда. Работа в коллективе
направлена на трудовое и эстетическое воспитание учащихся. Ребенок приобретает навыки
бисероплетения, развивает глазомер, объемное видение, учится терпению и усидчивости в
достижении поставленной цели.
Настоящая программа, используя предшествующий опыт преподавания данной
дисциплины, предлагает изучить вышивку бисером, плетение игрушек, украшений, цветов
и деревьев из бисера или пайеток, знакомит с истоками народного искусства.
В программе уделяется большое внимание экскурсиям в музеи декоративно-
прикладного искусства, выставочные залы, где дети знакомятся с художественным
наследием русского народа через традиционные изделия народных мастеров. Во время
прогулок в природу дети познают окружающий мир, красоту и неповторимость цветовой
гаммы, наблюдают природные формы (деревьев, цветов, животных, трав, рисунки камней,
красоту неба, особенности времен года). Все увиденное и познанное на этих занятиях
отражается в творческих работах учащихся. Дополнительная образовательная программа
«Бисероплетение» направлена
на выбор цели, т. е. реальное видение проблемы
дополнительного образования, а именно повышение занятости детей и подростков;
организацию полноценного досуга; развитие определенных качеств, навыков и умений;
ознакомление с предметами декоративно-прикладного искусства; развитие представлений о
связях с жизнью и бытом народа, о народных промыслах.
В “Конвенции о правах ребенка” ч. 1 ст. 31 говорится: “ Государство – участники
уважают и поощряют право ребенка на всестороннее участие в культурной и творческой
жизни и содействуют предоставлению соответствующих и равных возможностей для
культурной и творческой деятельности, досуга и отдыха”.
На сегодняшний день под влиянием социального заказа сформировались системы
дополнительного образования – это запросы детей, их родителей, школ, с которыми
сотрудничает коллектив «Бисероплетение», т. е. то, что не укладывается в рамки
образовательной системы.
Актуальность и значимость
данного вида деятельности очевидна:
проблема
развития детского творчества в настоящее время является одной из наиболее актуальных
как в теоретическом, так и в практическом отношениях. Речь идет о важнейшем условии
формирования индивидуального своеобразия личности уже на первых этапах её
становления. Искусство бисероплетения пробуждает у детей первые яркие, образные
представления о Родине, её культуре, способствует воспитанию чувства прекрасного,
развитию творческих способностей.
В наше сложное
время социальных перемен, политических бурь и потрясений
возрастает потребность в воспитании и обучении конкурентно – способной личности.
Программа «Бисероплетение» предполагает профессионально – ориентированный уровень
её усвоения: приобретение учащимися знаний, умений, навыков, которые могут в будущем
стать не только увлечением, но и делом, приносящим доход. Вышитые бисером картины;
изготовленные
руками
юных
мастеров
сувениры,
шкатулки,
кошельки,
сумочки,
украшения; вышивка орнаментов – всегда пользовались потребительским спросом.
Но, конечно, очень важным средством эстетического воспитания и формирования
активной
творческой
личности
является
народное
искусство.
В
нем
обобщены
представления о прекрасном, эстетические идеалы, мудрость народа. Поэтому в программе
уделяется большое внимание изучению истоков народной культуры Городецкого и других
районов Нижегородской области.
Народное творчество несет в себе конкретные образы, краски. Оно доступно и интересно
ребенку,
что
является
основой
для
пробуждения
и
упрочения
эмоционально-
положительного отношения детей к нему. Ценность народного искусства определяется еще
и тем, что,
воздействуя на чувства ребенка средствами выразительности, носит
естественный, ненасильственный характер. В силу этого оно доступно детям с разным
уровнем развития, и каждый ребенок получает от этого удовольствие и эмоциональный
заряд. Оно привлекает внимание детей, и поэтому на основе выделения элементов
народного искусства, цветового строя, композиции, его можно использовать для развития
ребенка: восприятия эстетического отношения и эстетической оценки, то есть, воздействуя
на чувственную сферу ребенка народное искусство, стимулирует развитие творческих
способностей личности.
Народное искусство поднимает и темы большого гражданского содержания, оказывает
глубокое идейное влияние на детей. Оно помогает ребятам взглянуть на привычные вещи и
явления по-новому, увидеть красоту окружающего мира. Педагогу предопределена высокая
миссия – нести в мир детства все нравственные ценности, помочь ребёнку открыть этот
мир во всем богатстве и многообразии декоративно-прикладного искусства. А значит
любое занятие, творческое дело, беседа – подчинены единственной цели: всестороннее
развивать личность ребёнка, ведь все дети должны жить в мире красоты, игры, сказки,
музыки, фантазии и творчества.
Новизна программы в том, что дети приобщаются к истокам народной культуры
Нижегородской области, изучают национальные костюмы Городецкого купечества,
предметы
роскоши
(броши,
кошельки,
очечники,
футляры,
шкатулки,
подушки,
орнаменты), изготовленные с использованием бисера и пайеток, изучают природу своего
края. Знакомятся с хохломской, семеновской, городецкой, гжельской росписью. Свои
знания и наблюдения дети воплощают в творческих работах.
Автор данной программы считает, что главное – это пробудить в ребенке стремление к
поиску, исследованию, экспериментированию. Дать необходимые знания и привить умения
для создания собственных неповторимых работ, развить необходимые навыки и помочь
освоить техники бисероплетения. Научить, как применять полученные знания на практике.
Занятия по программе в сочетании с инновационными подходами в обучения дают детям
возможность ощутить радость созидания, прикоснуться к истокам русской культуры.