Напоминание

"Бисероплетение"


Автор: Колмыкова Елена Валерьевна
Должность: педагог дополнительного образования
Учебное заведение: МБОУ ДО "Центр Детского Творчества" г. Заволжье
Населённый пункт: Нижегородская область, Городецкий район, г. Заволжье
Наименование материала: учебная программа
Тема: "Бисероплетение"
Раздел: дополнительное образование





Назад




«Творчество – это деятельность, в

которой раскрывается духовный мир

личности, который как магнитом

притягивает человека к человеку».

Сухомлинский В. А.

Введение.

Невозможно удержаться от восхищения при виде узоров, вышитых бисером. Трудно

поверить, что эти картины не написаны кистью художника на холсте, а вышиты иглой

опытной мастерицы-вышивальщицы. Игра красок завораживает, и хочется взять в руки

иголку с ниткой и, подбирая бисеринку к бисеринке, создать нечто подобное.

Когда-то очень давно бисер стоил немалых денег, а способ производства крошечных

бусинок хранили как сокровенную тайну. Бисером, словно драгоценным жемчугом,

расшивали драгоценную одежду и обувь, предметы культа и вещи, призванные украшать

быт богатых людей. Из него создавали великолепные картины, которые бережно хранятся в

лучших музеях мира. Настали иные времена, и бисер перестал быть роскошью. Теперь

промышленность выпускает бисер разных размеров и оттенков. Маленьким стеклянным

крупинкам придают самые замысловатые формы.

Этот вид народного творчества пережил много взлетов и падений. Сейчас бисер снова в

моде. Первыми его возможности оценили ведущие кутюрье планеты. Украшения из бисера,

платья и костюмы с бисерным шитьем, туфли с узорами из блестящих стеклянных шариков

сначала появились на длинноногих моделях, дефилирующих на глазах восхищенной

публики.

Из мира высокой моды бисер смело шагнул в повседневную жизнь. Медики признают,

что вышивание бисером прекрасно успокаивает нервы и снимает стресс. Это –

созидательный и творческий отдых, хорошее лекарство против страхов и тревог. Оно

возвращает силы и энергию, наконец, поднимает самооценку неуверенным в себе детям.

Этот вид творчества несет в себе неограниченные возможности для развития фантазии,

трудолюбия, мастерства, иными словами творческого труда. Работа в коллективе

направлена на трудовое и эстетическое воспитание учащихся. Ребенок приобретает навыки

бисероплетения, развивает глазомер, объемное видение, учится терпению и усидчивости в

достижении поставленной цели.

Настоящая программа, используя предшествующий опыт преподавания данной

дисциплины, предлагает изучить вышивку бисером, плетение игрушек, украшений, цветов

и деревьев из бисера или пайеток, знакомит с истоками народного искусства.

В программе уделяется большое внимание экскурсиям в музеи декоративно-

прикладного искусства, выставочные залы, где дети знакомятся с художественным

наследием русского народа через традиционные изделия народных мастеров. Во время

прогулок в природу дети познают окружающий мир, красоту и неповторимость цветовой

гаммы, наблюдают природные формы (деревьев, цветов, животных, трав, рисунки камней,

красоту неба, особенности времен года). Все увиденное и познанное на этих занятиях

отражается в творческих работах учащихся. Дополнительная образовательная программа

«Бисероплетение» направлена

на выбор цели, т. е. реальное видение проблемы

дополнительного образования, а именно повышение занятости детей и подростков;

организацию полноценного досуга; развитие определенных качеств, навыков и умений;

ознакомление с предметами декоративно-прикладного искусства; развитие представлений о

связях с жизнью и бытом народа, о народных промыслах.

В “Конвенции о правах ребенка” ч. 1 ст. 31 говорится: “ Государство – участники

уважают и поощряют право ребенка на всестороннее участие в культурной и творческой

жизни и содействуют предоставлению соответствующих и равных возможностей для

культурной и творческой деятельности, досуга и отдыха”.

На сегодняшний день под влиянием социального заказа сформировались системы

дополнительного образования – это запросы детей, их родителей, школ, с которыми

сотрудничает коллектив «Бисероплетение», т. е. то, что не укладывается в рамки

образовательной системы.

Актуальность и значимость

данного вида деятельности очевидна:

проблема

развития детского творчества в настоящее время является одной из наиболее актуальных

как в теоретическом, так и в практическом отношениях. Речь идет о важнейшем условии

формирования индивидуального своеобразия личности уже на первых этапах её

становления. Искусство бисероплетения пробуждает у детей первые яркие, образные

представления о Родине, её культуре, способствует воспитанию чувства прекрасного,

развитию творческих способностей.

В наше сложное

время социальных перемен, политических бурь и потрясений

возрастает потребность в воспитании и обучении конкурентно – способной личности.

Программа «Бисероплетение» предполагает профессионально – ориентированный уровень

её усвоения: приобретение учащимися знаний, умений, навыков, которые могут в будущем

стать не только увлечением, но и делом, приносящим доход. Вышитые бисером картины;

изготовленные

руками

юных

мастеров

сувениры,

шкатулки,

кошельки,

сумочки,

украшения; вышивка орнаментов – всегда пользовались потребительским спросом.

Но, конечно, очень важным средством эстетического воспитания и формирования

активной

творческой

личности

является

народное

искусство.

В

нем

обобщены

представления о прекрасном, эстетические идеалы, мудрость народа. Поэтому в программе

уделяется большое внимание изучению истоков народной культуры Городецкого и других

районов Нижегородской области.

Народное творчество несет в себе конкретные образы, краски. Оно доступно и интересно

ребенку,

что

является

основой

для

пробуждения

и

упрочения

эмоционально-

положительного отношения детей к нему. Ценность народного искусства определяется еще

и тем, что,

воздействуя на чувства ребенка средствами выразительности, носит

естественный, ненасильственный характер. В силу этого оно доступно детям с разным

уровнем развития, и каждый ребенок получает от этого удовольствие и эмоциональный

заряд. Оно привлекает внимание детей, и поэтому на основе выделения элементов

народного искусства, цветового строя, композиции, его можно использовать для развития

ребенка: восприятия эстетического отношения и эстетической оценки, то есть, воздействуя

на чувственную сферу ребенка народное искусство, стимулирует развитие творческих

способностей личности.

Народное искусство поднимает и темы большого гражданского содержания, оказывает

глубокое идейное влияние на детей. Оно помогает ребятам взглянуть на привычные вещи и

явления по-новому, увидеть красоту окружающего мира. Педагогу предопределена высокая

миссия – нести в мир детства все нравственные ценности, помочь ребёнку открыть этот

мир во всем богатстве и многообразии декоративно-прикладного искусства. А значит

любое занятие, творческое дело, беседа – подчинены единственной цели: всестороннее

развивать личность ребёнка, ведь все дети должны жить в мире красоты, игры, сказки,

музыки, фантазии и творчества.

Новизна программы в том, что дети приобщаются к истокам народной культуры

Нижегородской области, изучают национальные костюмы Городецкого купечества,

предметы

роскоши

(броши,

кошельки,

очечники,

футляры,

шкатулки,

подушки,

орнаменты), изготовленные с использованием бисера и пайеток, изучают природу своего

края. Знакомятся с хохломской, семеновской, городецкой, гжельской росписью. Свои

знания и наблюдения дети воплощают в творческих работах.

Автор данной программы считает, что главное – это пробудить в ребенке стремление к

поиску, исследованию, экспериментированию. Дать необходимые знания и привить умения

для создания собственных неповторимых работ, развить необходимые навыки и помочь

освоить техники бисероплетения. Научить, как применять полученные знания на практике.

Занятия по программе в сочетании с инновационными подходами в обучения дают детям

возможность ощутить радость созидания, прикоснуться к истокам русской культуры.



В раздел образования