Автор: Каранфил Наталья Васильевна
Должность: педагог дополнительного образования
Учебное заведение: МБУДО ЦРТД и Ю
Населённый пункт: г. Покров
Наименование материала: статья
Тема: "Личностно-ориентированный подход на занятиях по бисероплетению"
Раздел: дополнительное образование
«Личностно-ориентированный подход на занятиях по
бисероплетению
»
Сегодня остро встал вопрос развития самостоятельности и творческой активности
обучающихся в системе дополнительного образования на основе дифференциального
обучения и индивидуального подхода.
Индивидуальный подход к обучающимся способствует развитию и становлению
личности, повышению уровня обучения. Именно поэтому я выбрала своей темой
самообразования: «Личностно-ориентированный подход на занятиях по
бисероплетению»
Личностно-ориентированное обучение по самой своей сути, предполагает необходимость
дифференциации обучения, ориентации на личность обучающегося, его интеллектуальное
и нравственное развитие, развитие целостной личности, а не отдельных качеств.
Личностно-ориентированное обучение -
- это такое обучение, где во главу угла ставится личность ребенка, ее самобытность,
самоценность, опыт каждого сначала раскрывается, а затем согласовывается с
содержанием образования. обучения можно отнести:
личностно-ориентированный подход,
индивидуальность,
личность,
самовыражение,
траектория развития личности,
познавательный стиль ребёнка к
ключевым понятиям личностно-ориентированного
Под особенностями личностно-ориентированных технологий подразумевается
следующее:
использование разнообразных форм и методов, позволяющих раскрыть опыт
воспитанников;
создание атмосферы заинтересованности каждого ребенка;
использование дидактического материала, позволяющего выбирать наиболее
значимые для ребенка вид и форму учебного содержания;
оценка деятельности кружковца не только по конечному результату (правильно-
неправильно), но и по процессу его достижения;
поощрение стремления воспитанника находить свой способ выполнения задания;
создание педагогических ситуаций общения на занятии, позволяющих каждому
ребенку проявлять инициативу, самостоятельность, изобретательность в способах
выполнения задания;
предоставление возможности для естественного самовыражения ребенка.
Подходы личностно-ориентированного обучения делятся на:
разноуровневый;
дифференцированный;
индивидуальный;
субъективно - личностный
Разноуровневый подход - ориентация на разный уровень сложности программного
материала, доступного ребенку.
Дифференцированный подход
- выделение групп детей на основе внешней
(точнее, смешанной) дифференциации: по знаниям, способностям.
Индивидуальный подход
- распределение детей по однородным группам:
успеваемости, способностям.
Субъектно-личностный подход - отношение к каждому ребёнку как к уникальности,
несхожести, неповторимости.
К педагогическим технологиям в дополнительном образовании
на основе личностно-ориентированного подхода относятся:
педагогика сотрудничества;
технология полного усвоения знаний;
технология игрового обучения;
технология разноуровневого обучения;
дифференциация и индивидуализация обучения
Что бы обучение можно было считать личностно - ориентированным и наиболее
эффективным, оно должно ориентироваться на:
особенности психического склада личности (память, мышление, восприятие,
умение управлять и регулировать свою эмоциональную сферу и т.п.);
особенности характера, темперамента.
Хочу напомнить Вам об особенностях темперамента:
Холерик - Быстрый, порывистый, способный отдаваться делу со страстностью, но не
уравновешенный, склонный к бурным эмоциональным вспышкам и резким сменам
настроения.
Для холерического темперамента характерны высокий уровень нервно-психической
активности и энергии действий, резкость и стремительность движений, а также сила,
импульсивность и яркая выраженность эмоциональных переживаний.
Флегматик - Медлительный, невозмутимый, с устойчивыми стремлениями и более или
менее постоянным настроением, со слабым внешним выражением душевных состояний.
Темперамент флегматика характеризуется обычно сравнительно низким уровнем
активности поведения и трудностью переключений, медлительностью и спокойствием
действий, мимики и речи, ровностью, постоянством и глубиной чувств и настроений
Меланхолик - Легко ранимый, склонный глубоко переживать даже незначительные
неудачи, но внешне вяло реагирующий на окружающее.
Меланхолический темперамент связывается обычно с такими характеристиками
поведения, как малый уровень нервно-психической активности, сдержанность и
приглушенность моторики и речи, значительная реактивность, глубина и устойчивость
чувств при слабом внешнем их выражении.
Сангвиник - Живой, подвижный, быстро отзывающийся на окружающие события,
сравнительно легко переживающий неудачи и неприятности.
Для сангвинического темперамента характерны довольно высокая
нервнопсихическая активность, разнообразие и богатство мимики и движений,
эмоциональная впечатлительность. Эмоциональные переживания сангвиника, как
правило, неглубоки
Основой моей деятельности как педагога дополнительного образования является
образовательная программа.
Её содержание направлено на:
- создание условий для развития личности ребенка;
- развитие мотивации личности к познанию и творчеству;
- обеспечение эмоционального благополучия ребенка;
- приобщение обучающихся к общечеловеческим ценностям;
- профилактику асоциального поведения;
- создание условий для социального и культурного самоопределения, творческой
самореализации личности ребенка;
- укрепление психического и физического здоровья;
- адаптацию к жизни в обществе;
- взаимодействие педагога дополнительного образования с семьей.
На своих занятиях я делаю акцент на предоставлении ребенку свободы выбора и
самостоятельности в большей или меньшей степени.
Осуществляя выбор, ребенок наилучшим способом реализует позицию субъекта, идя
к результату от внутреннего побуждения, а не от внешнего воздействия.
Всё вышесказанное даёт мне возможность для быстрой и безболезненной коррекции
программы по бисероплетению и технологии ее реализации в зависимости от
возможностей и способностей конкретного ребенка.
Причем, такая коррекция возможна не только на уровне группы, но и на
внутригрупповом уровне.
Таким образом главными компонентами личностно-ориентированного подхода являются
признание уникальности каждого обучающегося и его индивидуальной творческой
деятельности. Здесь роль педагога состоит в организации такой образовательной среды,
которая позволяет воспитаннику опираться на свой потенциал.
Педагог и ребёнок создают совместную образовательную деятельность, которая
направлена на индивидуальную самореализацию ребёнка и развитие его личностных
качеств.