Напоминание

Музыкальная память. Как учить нотный текст наизусть.


Автор: Гилязова Венера Талгатовна
Должность: преподаватель
Учебное заведение: МБОУ ДОД "Азнакаевская ДШИ" Р.Т. г. Азнакаево
Населённый пункт: Р.Т. г. Азнакаево
Наименование материала: Статья
Тема: Музыкальная память. Как учить нотный текст наизусть.
Раздел: дополнительное образование





Назад




МУНИЦИПАЛЬНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

"АЗНАКАЕВСКАЯ ДЕТСКАЯ ШКОЛА ИСКУССТВ"

Россия Республика Татарстан г. Азнакаево

Музыкальная память. Как учить нотный текст наизусть.

Статья

подготовила

преподаватель по классу фортепиано

Гилязова Венера Талгатовна

Азнакаево

2022

Музыкальная память. Как учить нотный текст наизусть.

Перед педагогами стоит сложный вопрос: как помочь ученику быстро запомнить

нотный материал? Запоминание нотного текста для большинства учащихся – самое

сложная и нелюбимая часть работы над произведением.

В XIX в. игра на память не была общепринятой, более того исполнение наизусть

считалось посильным лишь для большого таланта, исполнение без нот рассматривали как

«нарушение традиций», «ненужный приём» и даже «шарлатанство». В то же время

выдающийся итальянский пианист Ферруччо Бузони

писал: «Я старый концертант,

пришёл к убеждению, что игра на память придаёт несравненно большую свободу

исполнению». В настоящее время, чтобы чувствовать себя, выступая перед публикой легко

и свободно, желательно знать произведение наизусть.

Как же правильно учить наизусть фортепианное произведение? Человеческая

память, как и музыкальная различается по скорости, объёму, прочности и точности

запоминания материала.

В истории известна феноменальная память В.А. Моцарта, когда он в детстве

единожды услышав произведение мог в точности воспроизвести его на память. Скорее

всего мы даже не задумываемся, какие виды памяти должны включаться в процессе, когда

мы учим текст наизусть.

Рассмотрим основные виды памяти.

Слуховая память. Большинство людей пытается запомнить произведение именно по

слуху. В этом нет ничего плохого, но этот метод срабатывает у людей, кто обладает

хорошим слухом и хорошей музыкальной памятью. Так что же делать всем остальным?

Неужели этот способ не подходит другим? Конечно это не так. Слуховую память можно

развить. Например, берём произведение, которое хотим выучить наизусть, и начинаем его

слушать и одновременно пропевать, затем делаем это без инструмента. Т.е. слушаем

оригинал и пропеваем голосом мелодию. Тем самым мы развиваем свой внутренний слух

и тренируем слуховую память. Слуховая память будет нас страховать от лишних ошибок.

Благодаря ней музыканты без труда запоминают любые мелодичные произведения и с

лёгкостью могут подобрать их на инструментах.

Для юных пианистов самая распространенная память – двигательная. С одной

стороны, она очень важна. Когда мы играем быстрые, виртуозные вещи мы не в состоянии

улавливать, какие ноты мы играем и тем более, какими пальцами мы это делаем. Здесь как

раз срабатывает двигательная память. Пианист с радостью осознаёт, что может играть без

нот, совсем не задумываясь о том, что именно нужно нажать в тот или иной момент –

пальцы сами идут в нужном направлении. Эта память неоднократно меня выручала. Когда

играешь

на

сцене,

то

голова

отключается

с

момента

исполнения

на

какое-то

непродолжительное время, и она тебя спасает. Однако совершенно неожиданно для

исполнителя двигательная память может дать сбой. Если вдруг у нас «выпадает» какой-то

момент, например, мы забыли палец, ноту, аккорд – вся наша конструкция начинает

рушиться. Поэтому двигательная память – считается самой ненадёжной.

С каждым годом обучения тексты для заучивания наизусть усложняются. Их уже

невозможно запомнить только при помощи двигательной памяти. Слишком долго придется

играть, пока руки сами всё запомнят. Известная пианистка М. Лонг очень хорошо сказала

по поводу двигательной памяти: «Это ленивое решение сомнительной верности, более

того, расточающее ваше драгоценное время».

Вот здесь на помощь придет логическая память. Как раз она в музыкальной

практике является самой надежной. Пианисту следует проследить логическую цепочку

музыкального произведения, принципы по которому оно строится, сделать анализ

произведения. Новичкам конечно сложно применить, а вот профессионал будет

запоминать произведение исходя именно из анализа. Он разберёт форму, просмотрит

гармоническую сетку, запомнив которую останется только подставить фактурные

особенности изложения музыкального материала. Но даже если вы новичок, то это не

значит что этого делать не нужно. Просто необходимо начать с самого простого: найти

повторяющийся момент, просмотреть форму, наметить для себя опорные моменты, с

которых можно будет безошибочно начать в случае неожиданных остановок.

К логической памяти хорошо подключается зрительная память. По сути это

фотографическая память, когда ты играешь и перед глазами визуализируешь картину.

Например, в местах, когда надо перевернуть страницу, или отдельные сложные места, и те

же опорные моменты, о которых говорили выше.

Заучивая нотный текст, не забываем про выразительность музыки, которую мы

играем. Обращаем внимание на обозначение нюансировки, на возможные отклонения от

основного темпа, на штрихи и другие «подсказки», встречающиеся в тексте. Ответьте себе

на вопрос: что хотел с их помощью выразить композитор в своей музыке? Включаем

эмоциональную память. Стараемся услышать интонации в каждой фразе и отразить это в

игре. Отметить кульминационные зоны внутри разделов и главную кульминацию всего

сочинения. Все это поможет осмыслить произведение, а значит, быстрее его запомнить.

Чтобы уверенно чувствовать себя на сцене для достижения идеального результата,

следует знать все тонкости исполняемого произведения. Для достижения такого результата

при запоминании текста следует использовать как можно больше видов музыкальной

памяти. Все выше перечисленные виды памяти будут иметь эффект только в том случае,

если вы занимаетесь регулярно и добросовестно. Любой перерыв в занятиях отбросит вас

назад, и работу придется начинать заново. Поэтому играть надо систематически, по-

настоящему осмысленно и глубоко прочувственно. Но не стоит забывать о том, что музыка

– это не обилие формул, аккордов, фактуры – это искусство, в котором главное это сердце

и душа.

Список литературы

Акимова, Г. Память на пять/Акимова Г. - Е.: «У-фактория», 2006. - 263 с.

Гофман, И. Фортепианная игра. Вопросы и ответы/И. Гофман. - М.: Классика-

XXI,2007.- 192 с.

Римский-Корсаков, Н.А. Музыкальные статьи и заметки/Н.А.Римский - Корсаков.

Сб. статей. - СПб.: 1911. - 237с.

Савшинский, С.И. Пианист и его работа/С.И.Савшинский. - М.: Классика - ХХI,

2002. – 244 с.

Теплов, Б.М. Психология музыкальных способностей/Б.М.Теплов. – М.-Л.: АПН

РСФСР. 1947. - 355с.

Теплов, Б.М. Избранные труды: т.1/Б.М.Теплов. - М.: Педагогика, 1985. - 328с.

Хорошевский, Н.И. Как запомнить, чтобы помнить/Н.И. Хорошевский. - Р-на-Д.:

«Феникс», 2004. - 252 с.



В раздел образования