Напоминание

"Использование нетрадиционных техник рисования в развитии художественных способностей учащихся"


Автор: Сарычева Ольга Олеговна
Должность: педагог дополнительного образования
Учебное заведение: МБУ ДО "Дом творчества "Вектор"
Населённый пункт: город Новокузнецк
Наименование материала: Статья
Тема: "Использование нетрадиционных техник рисования в развитии художественных способностей учащихся"
Раздел: дополнительное образование





Назад




«

Использование нетрадиционных техник рисования

(рисование при помощи вилки) в развитии художественных

способностей учащихся

»

МБУ ДО ДТ «Вектор», педагог доп. образования

Сарычева Ольга Олеговна

Актуальность.

Нетрадиционная техника рисования – это новое направление в

искусстве, которое помогает развить ребенка все сторонне. Нетрадиционная

техника рисования в работе с детьми способствует развитию детской

художественной одаренности.

Каждый ребенок, познавая окружающий мир, старается отразить его

в своей деятельности: в игре, в рассказах, в рисовании, в лепке и

т.д. Прекрасные

возможности

в

этом

отношении

представляет

изобразительная творческая деятельность. Чем разнообразнее будут

условия, способствующие формированию творческой среды, тем ярче

станут проявляться художественные способности ребенка.

Рисование

нетрадиционными

техниками

открывают

широкий

простор для детской фантазии, дает ребенку возможность увлечься

творчеством,

развить

воображение,

проявить

самостоятельность

и

инициативу, выразить свою индивидуальность.

Нетрадиционные

техники

рисования

являются

замечательным

способом

создания

маленьких

шедевров

и

не

только

маленьких.

Ускорить и упростить процесс создания шедевра, а так же проявить

индивидуальность в работе, которую невозможно повторить.

Нетрадиционных техник рисования огромное множество. Подобные

занятия не только интересны для детей дошкольного возраста, но и могут

подойти для людей всех возрастов от 3 до 99лет. Так же нетрадиционная

техника

подойдет

для

людей

(детей)

с

ОВЗ

и

с

ограниченными

возможностями. Такие занятия способствуют развитию у ребенка (любого

возраста) творческого мышления, воображения, мелкой моторики, логики,

внимания

и

фантазии.

Пробудить

природную

любознательность

и

сильнейшим образом мотивировать детей к занятию позволяют необычные

инструменты и способы действий. Даже любимое занятие — рисование —

может наскучить, стать рутинным. Неожиданная форма проведения занятия

вызывает

заинтересованность,

стимулирует

творческий

поиск

новых

замыслов.

Педагог должен пробудить в каждом ребенке веру в его творческие

способности, индивидуальность, неповторимость, веру в то, что он пришел в

этот мир творить добро и красоту, приносить людям радость. Дети

знакомятся с разнообразием нетрадиционных способов рисования, их

особенностями, многообразием материалов, используемых в рисовании,

учатся на основе полученных знаний создавать свои рисунки. В.А.

Сухомлинский утверждал: "Истоки способностей и дарования детей - на

кончиках их пальцев. От пальцев, образно говоря, идут тончайшие нити -

ручейки, которые питают источник творческой мысли. Другими словами, чем

больше мастерства в детской руке, тем умнее ребёнок".

Новизна.

Нетрадиционное рисование в настоящее время имеет инновационный

характер. Оно

доставляет детям множество положительных эмоций,

раскрывает возможность использования хорошо знакомых им бытовых

предметов в качестве оригинальных художественных материалов, удивляет

своей непредсказуемостью. Вся деятельность направлена на развитие

художественно-творческих способностей.

Работа

с

нетрадиционными

техниками

изображения

стимулирует

положительную мотивацию рисуночной деятельности, вызывает радостное

настроение у детей, снимает страх перед краской, боязнь не справиться с

процессом рисования.

Ребенок, рисуя, ищет, как лучше достичь желаемого результата. Роль

педагога при этом, состоит не только в том, чтобы дать определенные умения

и навыки. В данной технике рисования главное помочь детям увидеть мир,

пережить в месте с ними красоту, вселить в них уверенность в свои силах и

зажечь огонек радости творчества.

Самое важное, что дает данная техника - это увидеть мир с другой

стороны, научиться в художественной деятельности мыслить нестандартно.

Ведь нетрадиционные техники рисование легкодоступны и очень нужная

палочка выручалочка для многих людей. Их возможности и отличительные

качества заключаются в том, что они очень быстро изготавливаются, легки в

познании и применении, всегда будет положительный результат, даже у

детей самого маленького возраста учащихся, всегда вызывают восторг и

восхитительные эмоции.

Результативность.

При знакомстве учащихся с любой нетрадиционной техникой все дети

очень увлеченно пытаются понять и испробовать новую технику. Но

результат всегда превосходит ожидания. Бывали случаи когда дети ждали

большего, но к сожалению получилось немного не то, что они ждали. А

бывали восторги удивления и удовлетворения ребенка процессом и

результатом. Каждое занятие по данное техники-оно особенно, и дети с

нетерпением ждут нового занятия, результата, который получиться о итогу.

Так, например, работая в технике энкАустика, дети были в восторге от того,

как из обычного воскового мелка, получается шедевр, индивидуальные

картины, как у настоящих художников. А использование в работе по данной

технике утюга, наводит на вопрос (Как вообще возможно рисовать утюгом?)

Каждый рисунок в данной технике - особенный. Так, по результатам

занятий достойные рисунки заслуживают место в выставочном зале Дома

творчества

«Вектор»,

а

некоторые

рисунки

участвуют

в

городских,

всероссийских конкурсах изобразительного искусства и занимают призовые

места.

Практическая значимость.

Нетрадиционные техники рисования — это создание изображения

при

помощи

необычных

инструментов/материалов

или

альтернативными

приёмами. Классические

занятия

по

рисованию

рекомендуется сочетать или перемешать с нестандартными техниками. У

детей появляется ощущение новизны в творческом процессе. Активизируется

воображение. Применение неожиданных инструментов — нитки, вилки,

трубочки и другое — является для ребёнка экспериментированием. Новые

знания

и

новые

возможности

получают

ребята

на

занятиях

по

нетрадиционному рисованию.

Творчество призвано доставлять детям радость. Пусть рисование в

каждой нетрадиционной технике станет маленькой, но запоминающейся

игрой. Эксперименты с материалами и инструментами, неожиданные

результаты и безудержный полёт фантазии! Необычные техники рисования

расширяют возможности и укрепляют в детях смелость к проявлению

художественных талантов.

Занятия предполагают показ техники, но не допускают показ образцов.

Дети приходят на урок, как на встречу с чудом. И такие уроки пронизаны

радостью открытий, неожиданностью экспериментов. Частица совместных

творческих открытий останется в детских душах на всю жизнь

Рисование для ребёнка это игра. Дети с удовольствием и интересом

выводят на бумаге разные линии, точки, штрихи. Дай им возможность, они

изрисовали бы всё вокруг. Как только ребёнок поймёт, что карандаш, ручка,

фломастер оставляют след на бумаге, его жизнь становится краше и ярче. А

жизнь, особенно детство, должна быть красочной и счастливой.

Каждый рисунок начинается с простого прикосновения к листу бумаги.

Точка, штрих, линия, пятно - это стихия, из которой возникают образы, а

образы это фантазия.

Рисовать гелиевой ручкой, фломастерами, карандашом, кистью обычное

и привычное дело. Но на своих занятиях я предлагаю детям использовать

довольно необычные инструменты для рисования: свечу, поролон, трубочку,

соломинку,

зубную

щётку,

восковые

мелки,

ватные

палочки;

вспомогательные материалы: диски, жидкое мыло, различные предметы

имеющие фактуру или объемный рисунок. Несомненно, такие нестандартные

приёмы изобразительной деятельности увлекают детей, а значит, станут

отличным стимулом для творчества. И не надо волноваться, что дети

запачкаются,

главное,

чтобы

они

получили

удовольствие

от

непосредственных общений с красками и радовались итогам своей работы.

В своей работе с детьми, я применяю не только свои идеи, но и идеи

детей. В такой обстановке ребенок чувствует себя комфортнее и значимей.

Система включения в группу разновозрастных детей дает возможность

делиться опытом, взаимопомощи, а также самореализации себя.

Рисование вилкой. Очень необычная техника рисования, которая дает

возможность создавать восхитительные картины. А что самое важное, вилка

дома есть всегда. Для работы нам потребуется минимум материалов: вилка

столовая, карандаш, лист бумаги, гуашь. Рисование вилкой

развивает

эстетическое восприятие окружающего мира, развивает мелкую моторику

пальцев рук, речь, мышление.

Точечный рисунок.

Рисование точками относится к необычным, в

данном случае, приёмам. Для реализации можно взять фломастер, карандаш,

маркер поставить его перпендикулярно к белому листу бумаги и начать

изображать. Но вот лучше всего получаются точечные рисунки красками.

Вот как это делается. Способ получения изображения: Спичка, очищенная от

серы, туго заматывается небольшим кусочком ваты и окунается в густую

краску. А дальше принцип нанесения точек такой же. Главное, сразу же

заинтересовать ребёнка.

Метод волшебного рисунка (свечкой). Углом восковой свечи на белой

бумаге рисуется изображение (ёлочка, домик, а может быть целый сюжет).

Затем кистью, а лучше ватой или поролоном, краска наносится сверху на всё

изображение.

Вследствие

того,

что

краска

не

ложится

на

жирное

изображение свечой - рисунок как бы появляется внезапно перед глазами

ребят, проявляясь. Можно такой же эффект получить, рисуя вначале

канцелярским клеем или кусочком хозяйственного мыла. При этом не

последнюю роль играет подбор фона к предмету. К примеру, нарисованного

свечой снеговика лучше закрасить голубой краской, а лодочку зелёной. Не

нужно беспокоиться, если при рисовании начнут крошиться свечи или мыло.

Это зависит от их качества.

Метод монотипии.

Два слова об этом, к сожалению, редко

используемом методе. И напрасно. Потому что он таит в себе немало

заманчивого. Монотипия бывает двух типов: монотипия при сгибе листа –

складывают лист пополам, на одной стороне рисуют половину предмета, а

затем аккуратно сгибают лист и получается отпечаток (яблоки, бабочки);

более сложная монотипия на одном листе: наносятся густые краски, затем к

рисунку

прикладывается

другой

лист

и

приглаживается,

осторожно

снимается (можно в сторону).

Мыльные пузыри. Любят дети рисовать и ...мыльными пузырями. В

баночку с гуашью вливаем шампунь, немного воды, все перемешиваем и

дуем в трубочку до тех пор, пока не образуется пена. Осталось к пене

приложить лист бумаги, дорисовать детали - и рисунок готов.

Кляксография - это разновидность графической техники, основанная на

преобразовании пятен-клякс в нужные реальные или фантастические образы.

Рисунок в этой технике исполняется: тушью, чернилами, акварелью, гуашью.

Для большего эффекта красивой кляксы лучше использовать трубочку для

напитков. Трубочкой можно раздувать кляксы в разные стороны.

Набрызг. Техника разбрызгивания капель краски с помощью зубной

щётки и стеки. Непростая техника. Зубной щёткой в левой руке наберём

немного краски, а стекой будем проводить по поверхности щётки быстрыми

движениями по направлению к себе. Брызги полетят на бумагу, а может

быть, не только на неё.

Рисование клеем ПВА. Учащийся заранее делает набросок, затем по

карандашным линиям рисует клеем ПВА на бумаге. Затем после высыхания

клея закрашивает лист акварелью в один или несколько цветов. Рисунок

получается объемным.

Рисование песком (фреска) – Учащийся заранее делает набросок, затем

по карандашным линиям наносит слой клея ПВА. Затем после посыпает

рисунок песком, далее после высыхания закрашивает лист акварелью в один

или несколько цветов. Контур рисунка получается объемным.

Рисование

солью.

Соль

обладает

не

только

декоративными

возможностями, но и весьма удобно в обращении. Предварительно делаем

набросок. Затем заполняем лист или нужные элементы акварелью, используя

много воды, посыпаем солью, затем нужно подождать пока она вберет в себя

воду, далее лишнюю соль ссыпать куда-нибудь. Когда все подсохнет, будет

видно, как соль повлияла на рисунок, чем крупнее соль, тем лучше виден

узор от соли.

Но сегодня я хочу рассказать более подробно об одной очень интересной

нестандартной технике. Если у вас возник вопрос, чем заняться с детьми,

особенно если они разновозрастные, то ответ в вашем кухонном ящике!

Достаем из ящика вилки, себе и ребенку, берем краски, и создайте арт –

объект!

Я думаю, что каждый родитель хочет, чтобы его ребенок радовался

каждый день. А радость в жизни появляется от самых простых вещей, как

ребенок проведет свой день. Творчество - закладывет основу самореализации

ребенка, потому что именно в нем, ребенок может выразить и грусть, и

радость, тем самым приобрести равновесие во внутреннем состоянии.

Именно техника рисования вилками даст возможность проявить фантазию.

Недавно на занятии, я заметила, как дети, смотря в окно, задумчиво

вздыхают, говоря о том, что появляется грусть от того, что холодно и

однообразно. Не хватает частички лета. И тут, я недолго думая, решила с

учащимися отправиться хоть и ненадолго, в путешествие по лесу. Именно в

лесу, мы обретаем тишину и покой, звуки природы дают гармонию, а запахи

леса, просто манят придти туда снова. Такие моменты запоминаются в

памяти навсегда. Удивительные жители леса, хоть и настороженно относятся

к людям, но сами по себе добры к нам. Поэтом я решила на занятии

познакомить

ребят

с

картиной

«Ежик

в

лесу»,

выполненной

в

нетрадиционной техники «рисование вилкой».

Последовательность выполнения рисунка:

Набросок фигуры ежа простым карандашом,

Растушевка (делает контуры естественными);

Подбор подходящих цветов (серый, белый, черный, зеленый);

Нанесение краски на вилку (столовую);

Оформление контура фигуры ежа отпечатками вилки;

Набрызг арома-масел (кедр, сосна, пехта).

Получается интересная «живая» картина, запах которой помогает окунуться

в самое настоящее лето. Запах и яркие краски никого не оставят

равнодушными. Такая картина станет еще и замечательным подарком для

близких людей, а впечатления о процессе работы, (путешествия в сказочный

лес), останутся в памяти ребенка надолго.

В каждое занятие я включаю ароматерапию, которая способствует поднятию

настроения и улучшению самочувствия. А лучшим решением после такого

удивительного приключения по восхитетельному лесу стало дружное

чаепитие, с чаем из трав, собранных в лесу.



В раздел образования