Напоминание

"Годовые технические требования в классе гитары"


Автор: Алексеева Елена Владимировна
Должность: педагог дополнительного образования
Учебное заведение: МБУ ДО "ДМХШ №4" г.о. Самара
Населённый пункт: г. Самара
Наименование материала: Методическая разработка
Тема: "Годовые технические требования в классе гитары"
Раздел: дополнительное образование





Назад




Муниципальное бюджетное учреждение дополнительного образования

«Детская музыкально – хоровая школа №4 »

Методическая разработка

«Годовые технические требования в классе

гитары»

Подготовила педагог дополнительного образования

Алексеева Елена Владимировна

1

Ноябрь 2022 г.

Самара

Работа над гаммами очень важна для развития слуховых навыков

гитариста, а главное — создания технической базы для осуществления

художественных исполнительских задач и дальнейшего роста ученика. В

изучении инструктивного материала, которыми в частности, являются

гаммы, в музыкальной школе можно выделить условно три этапа, каждый из

них имеет свои особенности и определенные методические задачи.

Первый этап работы над гаммами является подготовительным. На этом

этапе

для

изучения

предлагаются:

хроматический

и

диатонический

звукоряды и гаммы в одну октаву в пятой, а затем и первой позициях. Также

необходимо

уделить

внимание

основным

приемам

извлечения

звука

apoyando

и tirando,

сформировать

двигательные,

координационные

и

аппликатурные навыки для обеих рук, для левой руки — закрепить

позиционную ориентировку на грифе.

На втором этапе изучаются гаммы в две октавы с применением

открытых струн в наиболее употребительных тональностях для гитары (C, G,

D, A, E-dur; a, e- moll).

На третьем этапе рекомендуется изучение позиционных гамм в

диапазоне 2-3 октавы с типовой аппликатурой, который включает полный

круг тональностей мажора и минора, а также уделять большое внимание

техническому приёму смены позиций.

Гаммы

необходимо

играть,

применяя

различные

ритмические

и

аппликатурные варианты для правой руки (так называемый комплекс).

Гаммы и гаммообразные пассажи представляют собой ту базу, на которой

вырабатывается большинство технических навыков в работе гитариста на

протяжении всего его обучения. Разработка единых технических требований,

в нашей школе, поможет организовать последовательность изучения гамм (от

простого

к

сложному)

и

сформировать

первоначальные

навыки

определённого уровня по классам обучения.

1 класс

Мажорные и параллельные минорные гаммы в I позиции С, G-dur

и a,

e

-

moll

(аппликатура

М.Каркасси;

Ф.

Карулли);

в

ритмическом комплексе с репетицией на одном звуке (с разными

аппликатурными вариантами в правой руке);

4-6 этюдов (упражнений) с несложной фактурой, с простым

ритмическим рисунком.

Основные требования к уровню знаний и умений:

развитие музыкально – слуховых представлений и музыкально-

образного мышления;

2

формирование первичных навыков: посадка, постановка рук,

организация игровых движений;

звукоизвлечения apoyando и tirando;

знакомство с нотной грамотой, аппликатурными обозначениями;

освоение простых ритмических рисунков;

освоение основных (простых) видов арпеджио и аккордов;

учащимся с крепким игровым аппаратом (индивидуально) –

ознакомление с гаммами в одну-две октавы в первой позиции.

2 класс

Гаммы С-dur, D-dur,

E-dur,

a-moll (мелодического вида) в

диапазоне 2 октавы по типовой аппликатуре А.Сеговия; в

ритмическом комплексе с репетицией на одном звуке (с разными

аппликатурными вариантами в правой руке);

С-dur двойными нотами (терции) вдоль двух струн (в ритмическом

комплексе);

хроматическая гамма в первой позиции;

4-6 этюдов (упражнений) на аккорды, арпеджио.

Основные требования к уровню знаний и умений:

развитие музыкально-образного и метроритмического мышления;

развитие

слухового

контроля

и

исполнительских

навыков

учащихся;

работа над качеством звука, над интонацией;

освоение основных приёмов игры;

развитие навыков смены позиций;

умение применять динамические оттенки звука;

чтения нот с листа.

3 класс

Гаммы F-dur, E-dur, е-moll(мелодического вида) в диапазоне 3

октавы по типовой аппликатуре А.Сеговия; ритмический комплекс

в движении;

гаммы

С-dur,

D-dur

двойными

нотами

(терции,сексты)

в

ритмическом комплексе;

хроматические гаммы на каждой струне до XII лада;

4-6 этюдов (упражнений) на barre, пассажную технику, приём

техническое legato.

Основные требования к уровню знаний и умений:

дальнейшее развитие музыкально-художественного мышления;

развитие исполнительских навыков,

развитие мелкой техники;

3

совершенствование техники аккордовой игры;

работа над качеством звука;

работа над мелизмами (форшлаг, мордент);

чтения нот с листа.

4 класс

Гаммы G-dur, Еes-dur, fis-moll (мелодического вида) в диапазоне 3

октавы по типовой аппликатуре А.Сеговия; ритмический комплекс

в движении;

гаммы С-dur,

G-dur двойными нотами (октавы, децимы) в

ритмическом комплексе;

хроматическая гамма в три октавы;

2 - 3 этюда (упражнений) на различные штрихи, приёмы.

Основные требования к уровню знаний и умений:

дальнейшее развитие музыкально-художественного мышления;

развитие исполнительских навыков;

повышение требовательности к выразительному исполнению,

усложнение ритмических и технических задач;

закрепление навыков игры в высоких позициях;

чтения нот с листа.

дальнейшая работа над культурой звука, развитием мелкой

техники.

5 класс

Гаммы в диапазоне 2-3 октавы по типовой аппликатуре А.Сеговия;

гаммы С-dur, D-dur,

G-dur двойными нотами (терции, сексты,

октавы, децимы);

хроматическая гамма октавами;

1 - 2 этюда на разные виды техники.

Основные требования к уровню знаний и умений:

развитие

исполнительских

навыков

и

самостоятельности

учащихся;

повышение требовательности к выразительному исполнению,

качеству звука;

работа над культурой звука, развитием мелкой техники;

уметь самостоятельно разбирать и проставлять аппликатуру в

этюдах;

уметь читать с листа.

Уровень сложности этюдов и упражнений диктуется индивидуальным

темпом развития ученика в музыкальном и техническом планах.

4

Игре на гитаре желают учиться дети самого разного возраста.

Независимо от того, сколько лет начинающему гитаристу, сначала он должен

научиться

правильно

сидеть

с

инструментом.

Посадка

гитариста

с

инструментом и правила прикосновение пальцев гитариста к струнам,

постановка игрового аппарата (классическая манера игры) многократно

описаны в гитарных школах и учебных пособиях (Пухоль Э., Агафошин П.,

Иванов-Крамской А., Гитман А., Сеговия А. и т.д.). Особое внимание на

первоначальном этапе обучения уделяется: правильному и естественному

положению корпуса, игровым движениям - правильной постановке рук и

пальцев,

естественному

чередованию

мышечных

напряжений

и

расслаблений, а также к тому, чтобы в игре учащегося был активно

задействован его слух (слуховое внимание к качеству звука, длительности

звука и т.д.). Начальные постановочные этюды и упражнения на гитаре

должны содержать минимум технических задач в партии левой руки, для

того чтобы юный музыкант во время игры мог в достаточной мере

контролировать

правильность

действий

своей

правой

руки

и

точно

нарабатывать игровые движения.

Продолжительность начального периода в классе гитары зависит от

возраста учащегося (чем меньше лет юному гитаристу, тем дольше будет у

него

начальный

период),

а

также

от

степени

его

физического

и

интеллектуального развития. Физические и интеллектуальные перегрузки

начинающего гитариста могут негативно отразиться на здоровье юного

музыканта, поэтому, основная методическая направленность в подборе

учебного материала в начальный период обучения гитариста – подбор

несложных пьес, этюдов, упражнений и гамм.

Многочисленные и разнообразные гаммы на гитаре являются хорошим

учебно-тренировочным материалом в деле воспитания исполнительского

аппарата гитариста, развития его пальцевой техники.

В качестве начальных гамм в классе гитары методически целесообразно

использовать гаммы с «открытыми» струнами (аппликатура М.Каркасси, Ф.

Карулли), в гаммах с такой аппликатурой учащийся получает естественную

возможность освободить игровой аппарат во время звучания «открытой»

струны, что очень важно для правильного начального технического

оснащения

левой

руки

гитариста.

Гаммы

с

типовой

(позиционной)

аппликатурой А.Сеговия методически эффективны на более поздних этапах

обучения гитариста. Игра гамм способствует: изучению нот на грифе гитары

в основных игровых позициях, активизации слухового внимания гитариста,

играющий «выравнивает» динамическое и тембровое звучание, а также

развивает подвижность и беглость пальцев.

Гаммы

двойными

нотами

(терции,

сексты,

октавы,

децимы)

способствуют укреплению

пальцев

левой

руки

гитариста,

физически

подготавливают его исполнительский аппарат к игре фактурно-сложных

пьес.

5

Проверка уровня технической подготовки учащихся в классе гитары

проводится в различных формах: технический зачёт, контрольный урок.

Репертуар зачётных выступлений учащегося планируется в индивидуальном

порядке, так как уровень технической сложности репертуара находятся в

зависимости от индивидуальных способностей учащегося.

Использованная литература:

1. Информационные материалы областного совещания директоров

ДМШ, ДШИ, ДХШ. г Санкт-Петербург

2. Информационные материалы "Международной школы гитары"

А.Н.Князев "Проблемы постановки игрового аппарат в гитарном классе"

3. Методические указания по организации учебно-воспитательной

работы в инструментальных классах детских музыкальных школ Москва

4.Дельнова В. "Педагоги делятся опытом" Вопросы музыкальной

педагогики. Москва

5. Козлов М. Рабочая тетрадь гитариста. Техника исполнения гамм.

"Композитор" Санкт-Петербург 2009

6



В раздел образования