Автор: Алексеева Елена Владимировна
Должность: педагог дополнительного образования
Учебное заведение: МБУ ДО "ДМХШ №4" г.о. Самара
Населённый пункт: г. Самара
Наименование материала: Методическая разработка
Тема: "Годовые технические требования в классе гитары"
Раздел: дополнительное образование
Муниципальное бюджетное учреждение дополнительного образования
«Детская музыкально – хоровая школа №4 »
Методическая разработка
«Годовые технические требования в классе
гитары»
Подготовила педагог дополнительного образования
Алексеева Елена Владимировна
1
Ноябрь 2022 г.
Самара
Работа над гаммами очень важна для развития слуховых навыков
гитариста, а главное — создания технической базы для осуществления
художественных исполнительских задач и дальнейшего роста ученика. В
изучении инструктивного материала, которыми в частности, являются
гаммы, в музыкальной школе можно выделить условно три этапа, каждый из
них имеет свои особенности и определенные методические задачи.
Первый этап работы над гаммами является подготовительным. На этом
этапе
для
изучения
предлагаются:
хроматический
и
диатонический
звукоряды и гаммы в одну октаву в пятой, а затем и первой позициях. Также
необходимо
уделить
внимание
основным
приемам
извлечения
звука
apoyando
и tirando,
сформировать
двигательные,
координационные
и
аппликатурные навыки для обеих рук, для левой руки — закрепить
позиционную ориентировку на грифе.
На втором этапе изучаются гаммы в две октавы с применением
открытых струн в наиболее употребительных тональностях для гитары (C, G,
D, A, E-dur; a, e- moll).
На третьем этапе рекомендуется изучение позиционных гамм в
диапазоне 2-3 октавы с типовой аппликатурой, который включает полный
круг тональностей мажора и минора, а также уделять большое внимание
техническому приёму смены позиций.
Гаммы
необходимо
играть,
применяя
различные
ритмические
и
аппликатурные варианты для правой руки (так называемый комплекс).
Гаммы и гаммообразные пассажи представляют собой ту базу, на которой
вырабатывается большинство технических навыков в работе гитариста на
протяжении всего его обучения. Разработка единых технических требований,
в нашей школе, поможет организовать последовательность изучения гамм (от
простого
к
сложному)
и
сформировать
первоначальные
навыки
определённого уровня по классам обучения.
1 класс
Мажорные и параллельные минорные гаммы в I позиции С, G-dur
и a,
e
-
moll
(аппликатура
М.Каркасси;
Ф.
Карулли);
в
ритмическом комплексе с репетицией на одном звуке (с разными
аппликатурными вариантами в правой руке);
4-6 этюдов (упражнений) с несложной фактурой, с простым
ритмическим рисунком.
Основные требования к уровню знаний и умений:
развитие музыкально – слуховых представлений и музыкально-
образного мышления;
2
формирование первичных навыков: посадка, постановка рук,
организация игровых движений;
звукоизвлечения apoyando и tirando;
знакомство с нотной грамотой, аппликатурными обозначениями;
освоение простых ритмических рисунков;
освоение основных (простых) видов арпеджио и аккордов;
учащимся с крепким игровым аппаратом (индивидуально) –
ознакомление с гаммами в одну-две октавы в первой позиции.
2 класс
Гаммы С-dur, D-dur,
E-dur,
a-moll (мелодического вида) в
диапазоне 2 октавы по типовой аппликатуре А.Сеговия; в
ритмическом комплексе с репетицией на одном звуке (с разными
аппликатурными вариантами в правой руке);
С-dur двойными нотами (терции) вдоль двух струн (в ритмическом
комплексе);
хроматическая гамма в первой позиции;
4-6 этюдов (упражнений) на аккорды, арпеджио.
Основные требования к уровню знаний и умений:
развитие музыкально-образного и метроритмического мышления;
развитие
слухового
контроля
и
исполнительских
навыков
учащихся;
работа над качеством звука, над интонацией;
освоение основных приёмов игры;
развитие навыков смены позиций;
умение применять динамические оттенки звука;
чтения нот с листа.
3 класс
Гаммы F-dur, E-dur, е-moll(мелодического вида) в диапазоне 3
октавы по типовой аппликатуре А.Сеговия; ритмический комплекс
в движении;
гаммы
С-dur,
D-dur
двойными
нотами
(терции,сексты)
в
ритмическом комплексе;
хроматические гаммы на каждой струне до XII лада;
4-6 этюдов (упражнений) на barre, пассажную технику, приём
техническое legato.
Основные требования к уровню знаний и умений:
дальнейшее развитие музыкально-художественного мышления;
развитие исполнительских навыков,
развитие мелкой техники;
3
совершенствование техники аккордовой игры;
работа над качеством звука;
работа над мелизмами (форшлаг, мордент);
чтения нот с листа.
4 класс
Гаммы G-dur, Еes-dur, fis-moll (мелодического вида) в диапазоне 3
октавы по типовой аппликатуре А.Сеговия; ритмический комплекс
в движении;
гаммы С-dur,
G-dur двойными нотами (октавы, децимы) в
ритмическом комплексе;
хроматическая гамма в три октавы;
2 - 3 этюда (упражнений) на различные штрихи, приёмы.
Основные требования к уровню знаний и умений:
дальнейшее развитие музыкально-художественного мышления;
развитие исполнительских навыков;
повышение требовательности к выразительному исполнению,
усложнение ритмических и технических задач;
закрепление навыков игры в высоких позициях;
чтения нот с листа.
дальнейшая работа над культурой звука, развитием мелкой
техники.
5 класс
Гаммы в диапазоне 2-3 октавы по типовой аппликатуре А.Сеговия;
гаммы С-dur, D-dur,
G-dur двойными нотами (терции, сексты,
октавы, децимы);
хроматическая гамма октавами;
1 - 2 этюда на разные виды техники.
Основные требования к уровню знаний и умений:
развитие
исполнительских
навыков
и
самостоятельности
учащихся;
повышение требовательности к выразительному исполнению,
качеству звука;
работа над культурой звука, развитием мелкой техники;
уметь самостоятельно разбирать и проставлять аппликатуру в
этюдах;
уметь читать с листа.
Уровень сложности этюдов и упражнений диктуется индивидуальным
темпом развития ученика в музыкальном и техническом планах.
4
Игре на гитаре желают учиться дети самого разного возраста.
Независимо от того, сколько лет начинающему гитаристу, сначала он должен
научиться
правильно
сидеть
с
инструментом.
Посадка
гитариста
с
инструментом и правила прикосновение пальцев гитариста к струнам,
постановка игрового аппарата (классическая манера игры) многократно
описаны в гитарных школах и учебных пособиях (Пухоль Э., Агафошин П.,
Иванов-Крамской А., Гитман А., Сеговия А. и т.д.). Особое внимание на
первоначальном этапе обучения уделяется: правильному и естественному
положению корпуса, игровым движениям - правильной постановке рук и
пальцев,
естественному
чередованию
мышечных
напряжений
и
расслаблений, а также к тому, чтобы в игре учащегося был активно
задействован его слух (слуховое внимание к качеству звука, длительности
звука и т.д.). Начальные постановочные этюды и упражнения на гитаре
должны содержать минимум технических задач в партии левой руки, для
того чтобы юный музыкант во время игры мог в достаточной мере
контролировать
правильность
действий
своей
правой
руки
и
точно
нарабатывать игровые движения.
Продолжительность начального периода в классе гитары зависит от
возраста учащегося (чем меньше лет юному гитаристу, тем дольше будет у
него
начальный
период),
а
также
от
степени
его
физического
и
интеллектуального развития. Физические и интеллектуальные перегрузки
начинающего гитариста могут негативно отразиться на здоровье юного
музыканта, поэтому, основная методическая направленность в подборе
учебного материала в начальный период обучения гитариста – подбор
несложных пьес, этюдов, упражнений и гамм.
Многочисленные и разнообразные гаммы на гитаре являются хорошим
учебно-тренировочным материалом в деле воспитания исполнительского
аппарата гитариста, развития его пальцевой техники.
В качестве начальных гамм в классе гитары методически целесообразно
использовать гаммы с «открытыми» струнами (аппликатура М.Каркасси, Ф.
Карулли), в гаммах с такой аппликатурой учащийся получает естественную
возможность освободить игровой аппарат во время звучания «открытой»
струны, что очень важно для правильного начального технического
оснащения
левой
руки
гитариста.
Гаммы
с
типовой
(позиционной)
аппликатурой А.Сеговия методически эффективны на более поздних этапах
обучения гитариста. Игра гамм способствует: изучению нот на грифе гитары
в основных игровых позициях, активизации слухового внимания гитариста,
играющий «выравнивает» динамическое и тембровое звучание, а также
развивает подвижность и беглость пальцев.
Гаммы
двойными
нотами
(терции,
сексты,
октавы,
децимы)
способствуют укреплению
пальцев
левой
руки
гитариста,
физически
подготавливают его исполнительский аппарат к игре фактурно-сложных
пьес.
5
Проверка уровня технической подготовки учащихся в классе гитары
проводится в различных формах: технический зачёт, контрольный урок.
Репертуар зачётных выступлений учащегося планируется в индивидуальном
порядке, так как уровень технической сложности репертуара находятся в
зависимости от индивидуальных способностей учащегося.
Использованная литература:
1. Информационные материалы областного совещания директоров
ДМШ, ДШИ, ДХШ. г Санкт-Петербург
2. Информационные материалы "Международной школы гитары"
А.Н.Князев "Проблемы постановки игрового аппарат в гитарном классе"
3. Методические указания по организации учебно-воспитательной
работы в инструментальных классах детских музыкальных школ Москва
4.Дельнова В. "Педагоги делятся опытом" Вопросы музыкальной
педагогики. Москва
5. Козлов М. Рабочая тетрадь гитариста. Техника исполнения гамм.
"Композитор" Санкт-Петербург 2009
6