Автор: Нужных Людмила Вадимовна
Должность: педагог до
Учебное заведение: МАУ ДО "ДШИ № 16 "Дивертисмент" г.о. Самара
Населённый пункт: Самара
Наименование материала: Открытый урок
Тема: Работа над произведением на уроке фортепианного ансамбля
Раздел: дополнительное образование
МУНИЦИПАЛЬНОЕ АВТОНОМНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ
ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ
ДШИ № 16 "ДИВЕРТИСМЕНТ"
Открытый урок
ПО КЛАССУ ФОРТЕПИАНО
Тема «Работа над произведением на уроке фортепианного ансамбля»
Составитель: педагог ДО
Нужных Л.В.
2022 уч. Год
Дата проведения: 20.12.2022
Посетившие занятие : зам. директора Сидякина С.В. педагог ДО Гусева
Т.Ю.
Методические задачи урока:
Преподаватель, ведущий занятие : Нужных Л.В.
Тема : «Работа над произведением на уроке фортепианного ансамбля»
Образовательные (обучающие):
Обобщить и углубить знания обучающихся в ансамблевом исполнение;
Формировать технические навыки;
Обучить грамотному прочтению нотного текста;
Учить сопоставлять мысленный образ с конкретной пьесой.
Развивающие:
Развивать воображение, фантазию;
Развивать музыкальный слух, память, внимание, чувство ритма во
время работы в ансамбле;
Развивать творческую инициативу:
Развивать умение анализировать свое исполнение;
Развивать у обучающихся устойчивый интерес к коллективной
исполнительской деятельности.
Воспитательные:
Стимулировать в детях доброжелательность, терпимость друг к другу,
коммуникативность;
Воспитание чувства ответственности обучающихся за качество
освоения собственной партии;
Воспитания навыка самоконтроля;
Способствовать проявлению творческой активности, силы воли,
умения дисциплинировать себя на публичных выступлениях.
Создать мотивацию к обучению.
Основные дидактические методы: системно – деятельностный подход,
объяснение, практический показ, творческий поисковый, исследовательский,
проблемные ситуации.
Методические приемы: диалог, анализ, обобщение, побуждение к
действию.
Форма организации познавательной деятельности: групповое занятие с
обучающимися.
Реализуемые педагогические технологии:личностно – ориентированного
обучения, коллективной творческой деятельности, развивающего обучения.
Место данного урока в системе уроков:повторение и закрепление умений и
навыков.
Форма проведения урока:урок с использованием деятельного метода
обучения.
Планируемые результаты УУД:
Развитие эмоциональной отзывчивости;
Проявление творческой активности, самостоятельности;
Повышение уровня музыкального мышления (образность,
ассоциативность);
Умение применять музыкальную терминологию;
Развитие интереса к игре в ансамбле.
Используемое оборудование: два фортепиано, стенд с нотной литературой.
План урока:
1. Вводная часть.
2. Форма исполнения ансамбля: «ученик – ученик».
3. Инструментальный дуэт: ученик (концертмейстер) – ученик (кларнет).
4. Ансамблевый дуэт: «учитель – ученик».
5. Рефлексия – подведения итога.
6. Заключение.
Вводная часть.
Ансамблевое исполнительство в классе фортепиано продолжает быть
одной из важнейших форм обучения пианистов и является неотъемлемой
частью учебного процесса, делает его более интересным и увлекательным,
помогая учащимся приобрести важные, разнообразные и полезные умения и
навыки.
Фортепианный ансамбль – использовать крылатое выражение Ф.
Ницще: «веселая наука, радостное занятие». Это всегда диалог и, говоря
словами еще одного известного мыслителя А. де Сент – Экзюпери:
«непременная роскошь общения». Оно предполагает слушать и слышать
партнера, причем не только в музыке, но и в жизни: вовремя подставить
плечо, найти необходимый компромисс.
Совместное музицирование играет важную роль в развитии творческих
способностей детей, вызывает живой интерес, активизирует внимание,
организует исполнительскую волю, повышает чувство ответственности, учит
музыкальному мышлению. В этой форме работы каждый ребенок становится
активным участником ансамбля, независимо от уровня его способностей в
данный момент, что способствует, психологической раскованности, свободе,
дружелюбной атмосфере. Ансамблевая техника выдвигает перед
исполнителями особые требования. Главная трудность – это умение слушать
не только то, что играешь сам, а одновременно общее звучание обеих партий,
сливающихся в органически единое целое. В процессе работы над ансамблем
дети приучаются слушать партию партнера, подхватывать, если произошел
срыв у одного из них, следить за изменениями темпов и подстраиваться. На
любом этапе работы внимание каждого исполнителя должно быть обращено
на выработку умения слышать весь звуковой комплекс, находить верные
звуковые соотношения.
Ансамблевое музицирование обладает огромным развивающим
потенциалом всего комплекса способностей учащихся: музыкальный слуха,
памяти, ритмического чувства, двигательно-моторных навыков; расширяется
музыкальный кругозор, воспитывается и формируется художественный вкус,
понимание стиля, формы произведения. Так же развиваются
профессионально – психологические качества: наблюдательность,
критичность, стремление к совершенствованию собственного звучания,
слуховой контроль, рационализация профессиональных игровых движений.
Мобилизуются ресурсы, появляется смысл занятий, ребенок ощущает успех.
В своей педагогической деятельности работы ансамбля над
произведением я выстраиваю следующим образом:
1. Знакомство с произведением в целом.
2. Техническое освоение выразительных средств.
3. Работа над воплощением художественного образа произведения.
Ход урока.
Приглашаю Кулакова Элина и Ларионову Маргариту
Форма ансамбля « ученик – ученик» имеет большое воспитательное
значение: укрепляет чувства товарищества, общей ответственности за дело;
воспитывает концентрацию внимания; создается творческая атмосфера в
совместной работе в плане решения художественно – образного содержания
произведения.
Учащиеся исполняют произведение И. Штраус «Французская полька
Виолетта».
Определяются следующие
этапы
работы:
штрихи,
звукоизвлечение, динамика, звуковой
баланс, кульминация, темпоритмическое единство, музыкально – образная
сфера.
Ведя подготовку к этому уроку, я изучила некоторые пособия по
психологии и педагогике в сфере музыкального обучения и воспитания
именно в ансамблевой деятельности, и определила для себя следующие
позитивные моменты, касающиеся группового обучения с точки зрения
психологии, а именно:
Растет объём усваиваемого материала и глубина понимания;
Снижаются дисциплинарные трудности, обусловленные дефектами
учебной мотивации;
Растет познавательная активность и творческая самостоятельность
детей;
Ученики получают большое удовольствие от занятий, комфортнее
чувствуют себя в школе.
Следующая форма ансамбля «инструментальный дуэт», где в роли
концертмейстера (сопровождение) – ученик.
Такое исполнение – это средство приобщение учащихся к живому
музицированию. Дети ближе знакомятся с другими инструментами,
певческим голосом, с их тембрами, особенностями звукоизвлечения и т. д.
Сопровождение – это такой вид фортепианной игры, отличный от сольного
исполнения, требующий определенных навыков, другого хода занятий и
другой оценки. Игра с другими инструментами обогащает пианиста,
развивает слуховой контроль, музыкальность, тембровый слух и многое
другое.
Работа выстраивается по основным позициям концертмейстера: видение 3-х
строчного исполнения материала; линия баса, умение ориентироваться в
тексте; идти за солистом – дыхание, цезуры; динамические изменения,
агогические в процессе исполнения; общий исполнительский план:
соотношение темпов, динамика, фразировка, кульминация, характер,
направленность образного развития; перед концертмейстером стоят
художественные, ансамблевые, технические задачи.
Хочу завершить это выступление цитатой И.Гофмана: «…старайтесь
предугадывать намерения вашего солиста, «договаривать» невысказанное,
подчеркивать и углублять психологическое и драматическое содержание
музыки – ибо все это составляет душу аккомпанемента».
Далее, форма ансамблевого музицирования «учитель – ученик».
Надо отметить, что в данном исполнении такой ансамбль плодотворно
воздействует на развитие эмоциональной отзывчивости ребенка,
способствует организации игровых движений, помогает установить
доверительные отношения с педагогом. Такая игра держит ученика в
определенных метроритмических рамках, формирует верное темпо
ощущение, музыкально – образная сфера.
В дуэте представлено произведение И. Штраус «Французская полька
Виолетта». Работа над ансамблем выстраивается следующим образом:
тональный план, размер, форма; стилистические особенности композитора
(переплетение джаза с академической музыкой); синхронность в дуэте,
выраженная в темпо – ритмической организации исполнителей; фразировка,
штрихи; звукоизвлечение; динамика; эмоционально – художественная
сторона исполнения в целом.
Рефлексия.
Вопросы по уроку: Понравился ли урок? Что не получалось? Над чем и
как надо работать дома (вопрос к каждой паре)? Какие основные этапы в
преодоление технических трудностей в ансамблевом исполнении? (обратить
внимание детей на слайд с этапами!)
Поблагодарить ребят за работу на уроке!
Заключение.
Надо не только поощрять, но и всячески способствовать развитию игры
в ансамбле, так как это обогащает музыкальные впечатления детей,
расширяет их кругозор, способствует формированию музыкально –
эстетического вкуса. И когда учащиеся получают удовольствие от совместно
выполненной художественной работы, почувствуют радость общего порыва,
объединённых усилий, взаимной поддержки – можно считать, что занятия
дали положительный результат.
Используемая литература.
1. Алексеев А. Методика обучения игры на фортепиано. М.:
Музыка,1982
2. Ризоль Н. Очерки о работе в ансамбле. М.: Музыка, 1986
3. Сорокина Е. Фортепианный дуэт. История жанра. М.: Музыка, 1988
4. Крюкова В. Музыкальная педагогика.
5. Самойлович Т. Некоторые методические вопросы в классе
фортепианного ансамбля. О мастерстве ансамбля. М.: Музыка, 1988
6. Нейгауз Г. Об искусстве фортепианной игры. М.: Музыка,1988
7. Голиб А. Первые уроки фортепианного ансамбля. М.: Музыка, 1971