Напоминание

Работа над произведением на уроке фортепианного ансамбля


Автор: Нужных Людмила Вадимовна
Должность: педагог до
Учебное заведение: МАУ ДО "ДШИ № 16 "Дивертисмент" г.о. Самара
Населённый пункт: Самара
Наименование материала: Открытый урок
Тема: Работа над произведением на уроке фортепианного ансамбля
Раздел: дополнительное образование





Назад




МУНИЦИПАЛЬНОЕ АВТОНОМНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ

ДШИ № 16 "ДИВЕРТИСМЕНТ"

Открытый урок

ПО КЛАССУ ФОРТЕПИАНО

Тема «Работа над произведением на уроке фортепианного ансамбля»

Составитель: педагог ДО

Нужных Л.В.

2022 уч. Год

Дата проведения: 20.12.2022

Посетившие занятие : зам. директора Сидякина С.В. педагог ДО Гусева

Т.Ю.

Методические задачи урока:

Преподаватель, ведущий занятие : Нужных Л.В.

Тема : «Работа над произведением на уроке фортепианного ансамбля»

Образовательные (обучающие):

 Обобщить и углубить знания обучающихся в ансамблевом исполнение;

 Формировать технические навыки;

 Обучить грамотному прочтению нотного текста;

 Учить сопоставлять мысленный образ с конкретной пьесой.

Развивающие:

 Развивать воображение, фантазию;

 Развивать музыкальный слух, память, внимание, чувство ритма во

время работы в ансамбле;

 Развивать творческую инициативу:

 Развивать умение анализировать свое исполнение;

 Развивать у обучающихся устойчивый интерес к коллективной

исполнительской деятельности.

Воспитательные:

 Стимулировать в детях доброжелательность, терпимость друг к другу,

коммуникативность;

 Воспитание чувства ответственности обучающихся за качество

освоения собственной партии;

 Воспитания навыка самоконтроля;

 Способствовать проявлению творческой активности, силы воли,

умения дисциплинировать себя на публичных выступлениях.

Создать мотивацию к обучению.

Основные дидактические методы: системно – деятельностный подход,

объяснение, практический показ, творческий поисковый, исследовательский,

проблемные ситуации.

Методические приемы: диалог, анализ, обобщение, побуждение к

действию.

Форма организации познавательной деятельности: групповое занятие с

обучающимися.

Реализуемые педагогические технологии:личностно – ориентированного

обучения, коллективной творческой деятельности, развивающего обучения.

Место данного урока в системе уроков:повторение и закрепление умений и

навыков.

Форма проведения урока:урок с использованием деятельного метода

обучения.

Планируемые результаты УУД:

 Развитие эмоциональной отзывчивости;

 Проявление творческой активности, самостоятельности;

 Повышение уровня музыкального мышления (образность,

ассоциативность);

 Умение применять музыкальную терминологию;

 Развитие интереса к игре в ансамбле.

Используемое оборудование: два фортепиано, стенд с нотной литературой.

План урока:

1. Вводная часть.

2. Форма исполнения ансамбля: «ученик – ученик».

3. Инструментальный дуэт: ученик (концертмейстер) – ученик (кларнет).

4. Ансамблевый дуэт: «учитель – ученик».

5. Рефлексия – подведения итога.

6. Заключение.

Вводная часть.

Ансамблевое исполнительство в классе фортепиано продолжает быть

одной из важнейших форм обучения пианистов и является неотъемлемой

частью учебного процесса, делает его более интересным и увлекательным,

помогая учащимся приобрести важные, разнообразные и полезные умения и

навыки.

Фортепианный ансамбль – использовать крылатое выражение Ф.

Ницще: «веселая наука, радостное занятие». Это всегда диалог и, говоря

словами еще одного известного мыслителя А. де Сент – Экзюпери:

«непременная роскошь общения». Оно предполагает слушать и слышать

партнера, причем не только в музыке, но и в жизни: вовремя подставить

плечо, найти необходимый компромисс.

Совместное музицирование играет важную роль в развитии творческих

способностей детей, вызывает живой интерес, активизирует внимание,

организует исполнительскую волю, повышает чувство ответственности, учит

музыкальному мышлению. В этой форме работы каждый ребенок становится

активным участником ансамбля, независимо от уровня его способностей в

данный момент, что способствует, психологической раскованности, свободе,

дружелюбной атмосфере. Ансамблевая техника выдвигает перед

исполнителями особые требования. Главная трудность – это умение слушать

не только то, что играешь сам, а одновременно общее звучание обеих партий,

сливающихся в органически единое целое. В процессе работы над ансамблем

дети приучаются слушать партию партнера, подхватывать, если произошел

срыв у одного из них, следить за изменениями темпов и подстраиваться. На

любом этапе работы внимание каждого исполнителя должно быть обращено

на выработку умения слышать весь звуковой комплекс, находить верные

звуковые соотношения.

Ансамблевое музицирование обладает огромным развивающим

потенциалом всего комплекса способностей учащихся: музыкальный слуха,

памяти, ритмического чувства, двигательно-моторных навыков; расширяется

музыкальный кругозор, воспитывается и формируется художественный вкус,

понимание стиля, формы произведения. Так же развиваются

профессионально – психологические качества: наблюдательность,

критичность, стремление к совершенствованию собственного звучания,

слуховой контроль, рационализация профессиональных игровых движений.

Мобилизуются ресурсы, появляется смысл занятий, ребенок ощущает успех.

В своей педагогической деятельности работы ансамбля над

произведением я выстраиваю следующим образом:

1. Знакомство с произведением в целом.

2. Техническое освоение выразительных средств.

3. Работа над воплощением художественного образа произведения.

Ход урока.

Приглашаю Кулакова Элина и Ларионову Маргариту

Форма ансамбля « ученик – ученик» имеет большое воспитательное

значение: укрепляет чувства товарищества, общей ответственности за дело;

воспитывает концентрацию внимания; создается творческая атмосфера в

совместной работе в плане решения художественно – образного содержания

произведения.

Учащиеся исполняют произведение И. Штраус «Французская полька

Виолетта».

Определяются следующие

этапы

работы:

штрихи,

звукоизвлечение, динамика, звуковой

баланс, кульминация, темпоритмическое единство, музыкально – образная

сфера.

Ведя подготовку к этому уроку, я изучила некоторые пособия по

психологии и педагогике в сфере музыкального обучения и воспитания

именно в ансамблевой деятельности, и определила для себя следующие

позитивные моменты, касающиеся группового обучения с точки зрения

психологии, а именно:

 Растет объём усваиваемого материала и глубина понимания;

 Снижаются дисциплинарные трудности, обусловленные дефектами

учебной мотивации;

 Растет познавательная активность и творческая самостоятельность

детей;

 Ученики получают большое удовольствие от занятий, комфортнее

чувствуют себя в школе.

Следующая форма ансамбля «инструментальный дуэт», где в роли

концертмейстера (сопровождение) – ученик.

Такое исполнение – это средство приобщение учащихся к живому

музицированию. Дети ближе знакомятся с другими инструментами,

певческим голосом, с их тембрами, особенностями звукоизвлечения и т. д.

Сопровождение – это такой вид фортепианной игры, отличный от сольного

исполнения, требующий определенных навыков, другого хода занятий и

другой оценки. Игра с другими инструментами обогащает пианиста,

развивает слуховой контроль, музыкальность, тембровый слух и многое

другое.

Работа выстраивается по основным позициям концертмейстера: видение 3-х

строчного исполнения материала; линия баса, умение ориентироваться в

тексте; идти за солистом – дыхание, цезуры; динамические изменения,

агогические в процессе исполнения; общий исполнительский план:

соотношение темпов, динамика, фразировка, кульминация, характер,

направленность образного развития; перед концертмейстером стоят

художественные, ансамблевые, технические задачи.

Хочу завершить это выступление цитатой И.Гофмана: «…старайтесь

предугадывать намерения вашего солиста, «договаривать» невысказанное,

подчеркивать и углублять психологическое и драматическое содержание

музыки – ибо все это составляет душу аккомпанемента».

Далее, форма ансамблевого музицирования «учитель – ученик».

Надо отметить, что в данном исполнении такой ансамбль плодотворно

воздействует на развитие эмоциональной отзывчивости ребенка,

способствует организации игровых движений, помогает установить

доверительные отношения с педагогом. Такая игра держит ученика в

определенных метроритмических рамках, формирует верное темпо

ощущение, музыкально – образная сфера.

В дуэте представлено произведение И. Штраус «Французская полька

Виолетта». Работа над ансамблем выстраивается следующим образом:

тональный план, размер, форма; стилистические особенности композитора

(переплетение джаза с академической музыкой); синхронность в дуэте,

выраженная в темпо – ритмической организации исполнителей; фразировка,

штрихи; звукоизвлечение; динамика; эмоционально – художественная

сторона исполнения в целом.

Рефлексия.

Вопросы по уроку: Понравился ли урок? Что не получалось? Над чем и

как надо работать дома (вопрос к каждой паре)? Какие основные этапы в

преодоление технических трудностей в ансамблевом исполнении? (обратить

внимание детей на слайд с этапами!)

Поблагодарить ребят за работу на уроке!

Заключение.

Надо не только поощрять, но и всячески способствовать развитию игры

в ансамбле, так как это обогащает музыкальные впечатления детей,

расширяет их кругозор, способствует формированию музыкально –

эстетического вкуса. И когда учащиеся получают удовольствие от совместно

выполненной художественной работы, почувствуют радость общего порыва,

объединённых усилий, взаимной поддержки – можно считать, что занятия

дали положительный результат.

Используемая литература.

1. Алексеев А. Методика обучения игры на фортепиано. М.:

Музыка,1982

2. Ризоль Н. Очерки о работе в ансамбле. М.: Музыка, 1986

3. Сорокина Е. Фортепианный дуэт. История жанра. М.: Музыка, 1988

4. Крюкова В. Музыкальная педагогика.

5. Самойлович Т. Некоторые методические вопросы в классе

фортепианного ансамбля. О мастерстве ансамбля. М.: Музыка, 1988

6. Нейгауз Г. Об искусстве фортепианной игры. М.: Музыка,1988

7. Голиб А. Первые уроки фортепианного ансамбля. М.: Музыка, 1971



В раздел образования