Напоминание

Использование нетрадиционных техник рисования на занятиях по изобразительной деятельности.


Автор: Орлик Татьяна Сергеевна
Должность: учитель изобразительного искусства
Учебное заведение: КГКОУ ШИ № 10
Населённый пункт: г. Бикин, хабаровского края
Наименование материала: статья
Тема: Использование нетрадиционных техник рисования на занятиях по изобразительной деятельности.
Раздел: дополнительное образование





Назад




Краевое государственное казенное общеобразовательное учреждение,

реализующее адаптированные основные общеобразовательные

программы«Школа-интернат № 10»

Использование нетрадиционных техник рисования на занятиях

по изобразительной деятельности.

Орлик Татьяна Сергеевна

учитель изобразительного искусства

Хабаровский край, г. Бикин

2022г.

Все дети любознательны, обожают играть и рисовать, даже если это и не

совсем правильно получается. Взяв первый раз в руки кисть, ребенок не

задумывается о том, что у него получится и понравится ли в итоге кому-то

его рисунок. Он искренне увлечен, получая удовольствие от процесса

нанесения легких мазков краски на чистый белый лист. Именно для того,

чтобы научить ребенка рисовать, привлечь его к миру прекрасного

существуют нетрадиционные техники рисования – важнейшее средство

эстетического воспитания, это способы создания нового, оригинального

произведения

искусства,

Это

-

огромная

возможность

для

детей

самовыражаться.

Изобразительное искусство занимает особое место в развитии творческих

способностей

личности,

так

как

лежащая

в

её

основе

предмето-

практическая

деятельность

обладает

значительным

развивающим

потенциалом.

Для

развития

воображения,

творческого

мышления

рекомендуется

использовать

нетрадиционные

техники

рисования,

демонстрирующие необычное сочетание материалов и инструментов.

Несомненным

достоинством

таких

техник

является

универсальность

использования. Технология их выполнения интересна детям. Поэтому

рассматриваемые

техники,

вводятся

в

практику

художественного

образования с целью актуализации и развития творческих возможностей как

сущностной характеристики педагогической деятельности. Таким образом,

педагогическая практика показывает, что большие возможности для

формирования

творческих

способностей

развитию

мотивациипредоставляют

занятия

с

использованием

нетрадиционных

техник рисования.

Новизна обстановки, необычное начало работы, красивые и

разнообразные

материалы,

интересные

для

детей

неповторяющиеся

задания, возможность выбора и еще многие другие факторы обеспечивают

живость и непосредственность детского восприятия и деятельности.

Разнообразие

материалов

и

техники

будят

творческую

инициативу,

развивают фантазию и воображение учащихся. Не обладая достаточными

навыками,

подростки

обычно

не

удовлетворяются

своими

слабыми

рисунками

и

постепенно

утрачивают

интерес

к

изобразительному

искусству. При выполнении же довольно сложных и нестандартных работ с

использованием различных материалов, учащиеся начинают с увлечением

заниматься рисованием, стремятся выполнять свои работы на высоком

уровне,

творчески

подходить

к

выполнению

задачи.

В

результате

повышается

мотивация

учащихся,

качество

знаний,

развивается

познавательный

интерес

к

искусству,

учащиеся

становятся

более

активными.

Целью

моей

работы

является

создание

особых

условий,

способствующихтворческому

успеху,

атмосфере

психологического

комфорта;

повышению

интересак

изобразительной

деятельности

и

художественно-творческому

самовыражениюпутемреализации

комплексазанятий с использованием нетрадиционных техник рисования.

Для достижения поставленной цели необходимо решить следующие

задачи: 1. Проанализировать психолого-педагогическую и методическую

литературу по проблеме формирования изобразительного творчества

школьников;

2. Изучить и теоретически обосновать эффективность использования

нетрадиционных техник рисования в процессе развития творческих и

изобразительных способностей детей младшего школьного возраста.

3. Рассмотреть педагогические условия для реализации нетрадиционных

техник рисования на занятиях по изодеятельности.

4. Разработать и реализовать комплекс занятий для детей по развитию

творческих

способностей

с

использованием

нетрадиционных

техник

рисования.

К традиционным техническим приемам и методам изобразительной

деятельности относят те, которые чаще всего применяются школе. В

настоящее время к традиционным методам относят: тематическое рисование,

тематическую лепку, станковую композицию, классическое художественное

рисование, академическое рисование, аппликацию из бумаги, лепку из

пластилина.

К нетрадиционным приемам прикладной изобразительной деятельности

относят

различные

смешанные

техники,

инновационные

технологии,

направления, редко применяемые в детских заведениях общего типа. В

настоящее время к их числу можно отнести: коллажи, декоративные мозаики,

работу с природным материалом, работу с бросовым материалом, с тканью, с

нитками, с соленым тестом, с глиной, кожей, пеной для бритья и многое

другое.

Изобразительные техники, которые я использую на уроках и во

внеурочной деятельности:

Печать природными формами, грубой ткань,мятой бумагой, ластиком,

пакетом, отпечаток картонной аппликации и т. д.

Рисование руками

Принцип техники рисования руками для детей такой: окунаем палец или

целую ладонь в краску и оставляем след. То же самое можно проделать и с

любой другой частью тела, к примеру, со стопой. Таким образом, можно

легко нарисовать, например, морских жителей: отпечаток ладони станет

осьминогом или крабом, а отпечатки пальцев – рыбами и водорослями.

Монотипия

Для того чтобы создать симметричную картинку, необходимо разделить лист

на две половины и изобразить что-нибудь на одной из них.Пока краска не

высохла, сложите лист пополам, проведите рукой по бумаге, чтобы рисунок

хорошо отпечаталась, и разверните его.

В итоге получится симметричная картинка, а при возникновении дефектов

можно заполнить пробелы краской.В таком стиле лучше всего изображать

крылья бабочек с необычными узорами, которые будут идеально повторять

друг друга на обеих сторонах. Также таким способом можно нарисовать

отражение, например, деревьев в озере или луже.

Рисование марлей

Чтобы создать рисунки с необычной текстурой, возьмите марлю и плотно

прикрепите к листу бумаги. Лучше подложить под лист что-нибудь плотное:

папку или книгу. Проследите за тем, чтобы марля оставалась неподвижной, и

нанесите поверх неё рисунок.Когда рисунок высохнет, снимите с листа

марлю, и на бумаге останется та же самая картинка, только с необычной

текстурой.Лучше всего такой способ подойдёт для рисования пейзажей и

растений.

Рисование мятой бумагой

Сомните лист бумаги в комок. Затем этот комок обмакните в краске и

оставьте им штамп на листе. При этом рисунок получится воздушным и

лёгким.Так можно создавать облака, добавлять листья голому дереву и цветы

на ветви, озеленить поля на рисунке или изобразить заснеженные ели.Всё то

же самое можно проделать с небольшим кусочком поролона. Для того чтобы

повторить такой воздушный эффект, поролон или губку не нужно мочить.

Всё, что остаётся, макнуть его в краску и оставить отпечаток.

Эбру

Чтобы создать картину в этой технике, нужно рисовать красками по воде.

Чтобы иллюстрация получилась удачной, вода, на которой она создаётся,

должна

иметь

особенную

консистенцию,

которой

на

занятиях

по

нетрадиционным техникам рисования добиваются при помощи специальных

химических средств. Однако подготовить воду для эбру можно и в домашних

условиях: смешайте воду, крахмал и клей ПВА, чтобы создать клейстер, и

добавьте его в жидкость, на которой будете создавать рисунок.Теперь можно

приступать к рисованию. Для эбру лучше всего подойдёт акриловая краска

или разбавленная гуашь. Когда закончите картину, аккуратно приложите

лист бумаги к воде и неспешно потяните на себя так, чтобы рисунок

равномерно отпечатался.

Рисование по сырому

Возьмите лист плотной бумаги и смочите его по всей площади водой. После

этого возьмите акварельные краски и проведите кистью по бумаге. Из-за

того, что акварель хорошо контактирует с водой и обладает текучестью, она

начнёт расплываться по рисунку, как только вы коснётесь его кистью.Таким

способом можно изобразить закатное небо, море, цветы и деревья и морское

дно.

Кляксография

Используйте краски, которые легко растекаются (например, акварель), и

предложите ребёнку поставить кляксу на бумаге. Он быстро увлечётся,

особенно если палитра разнообразная, ведь оставлять разноцветные пятна на

листе, как ни странно, очень весело. Ставить кляксы можно как кистью, так и

при помощи подручных средств. Например, мелкие кляксы, похожие на

звёзды, можно оставить при помощи зубной щётки.

Рисование с мокрым эффектом

Среди нестандартных методик рисования с детьми выделяют рисование с

мокрым эффектом. Как и для кляксографии, понадобятся краски, которые

запросто растекаются по бумаге. Чтобы опробовать эту технику рисования,

оставьте на листе кляксу, как и в прошлый раз, а затем возьмите, например,

стержень от ручки или пластиковую трубочку и начинайте дуть. Управлять

движением краски можно дыханием: просто дуйте на лист под разными

углами.«Выдувание»

-

развивает

фантазию

детей,

тренирует

лёгкие,

благотворно сказывается на развитии плавности речевого дыхания, развивает

нестандартное решение, будит воображение.

Рисование мыльными пузырями

Возьмите несколько пластиковых стаканчиков и налейте в них воды,

добавьте краску и мыло и перемешайте. Теперь с помощью пластиковых

трубочек можно сделать пену и выдувать пузыри.Аккуратно выдуйте

красочные пузыри на бумагу и дождитесь, когда проявятся необычные

узоры.Нарисовать таким способом можно, что угодно, например, цветы или

животных.

Граттаж

Раскрасьте лист плотной бумаги восковыми мелками и покройте всю его

площадь гуашью (предпочтительно чёрной) и дождитесь полного высыхания

краски.Теперь при помощи чего-нибудь острого (например, зубочистки или

специального стилуса для гравюры) можно снимать верхний слой гуаши и

создавать красочные рисунки.Для создания гравюры не требуется много

усилий, а такой способ предлагает массу возможностей для творчества и

фантазии.

Рисование ниткой

Обмакните нитку в краску и разложите её на листе: чем больше будет

изгибов, тем лучше и тем интереснее получится творческий итог. Затем

плотно накройте бумагу другим листом и вытяните нитку. При таком

нетрадиционном рисовании рисунки получаются замысловатые, красивые, а

по окончании работы можно дорисовать получившуюся форму и дополнить

картину деталями.

Рисование с помощью клея

Для этого способа пригодится клей ПВА и соль, крупа или мелкие макароны.

На нужные места следует нанести тонкий слой клея, а затем рассыпать

поверх него крупу. Когда клей высохнет, крупа останется в нужных местах, а

её остатки можно использовать повторно и добавить детали рисунку. При

помощи крупы или мелких макарон можно создавать пейзажи и даже целые

портреты, а соль станет отличным «ингредиентом» для зимнего пейзажа.

Также можно использовать мелко нарезанную бумагу, нитки и другие

подручные средства.

Рисование воском

Возьмите восковую свечу и нарисуйте картинку на листе белой бумаги

(желательно плотной). Затем возьмите кисть и краску (предпочтительно

акварельную) и закрасьте рисунок по всей площади. Те места, к которым не

прикасались свечой, окрасятся в выбранный цвет, а те, что покрыты воском,

останутся белыми.

Царапанье по пастели – рисунок острой палочкой по листу покрытому

пастелью.

Акватипия– на стекле выполняется рисунок акварельными или гуашевыми

красками. Затем стекло прижимается к бумаге и дорисовывается кистью.

Аэрография- техника набрызга может выполнятся как кистью так и зубной

щеткой.

Рисование на пене для бритья–на пене выполняется рисунок с помощью

зубочистки потом отпечатывается на бумагу, пену можно использовать для

нескольких рисунков.

Правополушарное рисование.

Левое полушарие мозга –аналитическое,

отвечает за математические вычисления, логику. Правое полушарие —

образное, творческое, отвечает за восприятие цвета, сопоставление размеров

и перспективы предметов.Техника правополушарного рисования — это

«отключение» логического левого полушария и высвобождение творчества

путем включения правого.Примеры правополушарного рисования: рисование

пальцами рук, рисование с игнорированием границ листа,рисование «вверх

ногами»,

создание

творческой

атмосферы

с

помощью

музыки

и

расслабляющих упражнений.

Знакомство детей с нетрадиционными техниками рисования начинается с

рисования пальчиками – это самый простой способ получения изображения.

Рисование пальчиками, ладошками, оттисками, тычком жесткой кисти

обеспечивает детям свободу действий и считается наиболее доступным.

Затем знакомим детей с более сложными техниками: печатками, оттисками,

выдуванием, кляксографией, монотипией, граттажем, рисованием на пене

для бритья и т. д.

Применение этих техник на уроках, дает возможность нестандартного

решения творческих заданий, развивает детскую фантазию, воображение,

снимает отрицательные эмоции. Это свободный творческий процесс, когда

существует возможность нарушать правила использования некоторых

материалов. Проведение таких уроков способствует снятию детских

страхов, обретению веры в свои силы, внутренней гармонии с самим собой

и окружающим миром. Разнообразные нетрадиционные способы рисования

учат детей выражать свое творческое начало, через воплощение своих идей

при создании необычных произведений изобразительного искусства и как

следствие развивает творческую одаренность учащихся.

В заключение хотелось бы сказать следующее: рисование для ребенка –

радостный, вдохновенный труд, который очень важно стимулировать и

поддерживать,

постепенно

открывая

перед

ним

новые

возможности

изобразительной деятельности. А главное то, что нетрадиционное рисование

играет важную роль в общем психическом развитии ребенка. Ведь

самоценным является не конечный продукт – рисунок, а развитие личности:

формирование

уверенности

в

себе,

в

своих

способностях,

самоидентификация в творческой работе, целенаправленность деятельности.

Это и есть главный аспект в моей работе, чтобы занятия приносили детям

только положительные эмоции.

Литература:

1.

Бетти Эдварс «Художник внутри вас»; «Открой в себе художника»

2.

М. В. Вальдес «Интуитивное рисование. Развитие творческих

способностей средствами арт-терапии»

3.

И.В. Давыдова «Творческая направленность нетрадиционных техник»;

4.

И.В. Давыдова «Его величество цвет»

5.

О.Л. Лебедева «Арт-терапия детской агрессивности»

Приложения

Рисование пальчиками

Граттаж

Правополушарное рисование

Рисование на пене для бритья

Примакивание кистью

Пейзажная монотипия

Зентагл

Рисование свечой

Выдувание



В раздел образования