Автор: Фоменкова Вера Ивановна
Должность: преподаватель
Учебное заведение: ДШИ им. Г.Г.Галынина
Населённый пункт: г. Тула
Наименование материала: Статья
Тема: работа над вариационной формой в младших классах фортепиано
Раздел: дополнительное образование
Работа над вариационной формой в младших классах фортепиано
Фоменкова Вера Ивановна,
преподаватель общего курса фортепиано
ДШИ им. Г.Г.Галынина, г. Тула
В процессе обучения
в классе фортепиано
музыкант
осваивает
различные виды крупной формы: вариации, рондо, сонаты и сонатины,
сюиты, концерты. Как правило, овладение крупной формой начинается с
игры вариаций или с несложной сонатины. Вариационная форма любима
многими учащимися, так как открывает широкий простор фантазии ребенка.
Использование композиторами в качестве тем популярных народных песен
делает вариации особенно привлекательными. Возможность спеть музыку со
словами – интересное занятие для ученика. В дальнейшем при переходе к
исполнению классических вариационных циклов Й.Гайдна, В.Моцарта,
Л.Бетховена, русских композиторов: А.Дюбюка, М.Глинки и других - задачи,
встающие перед учащимися, усложняются. Своеобразие вариационной
формы в том, что в ней сочетаются элементы как крупной, так и малой
формы. Подобно миниатюре, каждая отдельная вариация требует лаконизма
выражения, умения в немногом сказать многое. Но при сочетании отдельных
вариаций в единое целое учащийся сталкивается с трудностью достижения
единства целого, выявив при этом характерные особенности отдельных
образов и тем. Переключаясь с одной художественной задачи на другую,
ученик приобретает разнообразные исполнительские навыки.
Что является важным на начальном этапе овладения вариационной
формой? Алексеев А. Д. в своей работе «История фортепианного искусства»
подчеркивает, что при работе с учеником вариационным циклом важно
подробно остановиться на характере и строении темы. Как известно,
цельность
вариационного
цикла
достигается
в
значительной
мере
тематическим единством. При работе над произведением вариационной
формы прежде всего необходимо убедительно показать тему, добиться её
рельефности и законченности: тема должна ясно запечатлеться в памяти
исполнителя и слушателя.
Далее
работаем
над
выявлением
индивидуального
облика
и
неповторимого оттенка каждой вариации. В одних вариациях варьируется
мелодия темы, в других она остается неизменной и меняется лишь гармония
и фактура, а иногда эти особенности совмещаются в одном произведении:
ученик должен знать, какой из двух принципов положен в основу
разучиваемого им сочинения, уметь находить в каждой вариации тему или
элементы. Это поможет осознанно отнестись к разбору текста и глубже
проникнуть в содержание исполняемой музыки. Вместе с тем нельзя
забывать, что отдельная тема вариации не является самостоятельным
сочинением: обогащая представление о целом, она занимает в ней
определенное место, подчиняясь единству общего замысла, что приводит к
необходимости развивать владение драматургическими навыками.
Важна художественно-образная ассоциация: в работе над вариационной
формой, основанной на народной тематике, с юными музыкантами, можно
предложить ребенку представить, например, выступление танцевального
коллектива
или
сценку
народного
фольклорного
праздника,
образно
определяя в каждой вариации группу танцующих, поющих. Необходимо
разбудить фантазию ученика: пусть он сам придумывает сюжет или образы -
чем ярче будет исполнена каждая вариация, тем интереснее звучание цикла.
Важна проблема сохранения единого темпа, её решение возможно в
процессе осмысления отдельных вариаций - к этой проблеме надо отнестись
очень внимательно. Довольно часто встречается, что ребенок простые
вариации, которые обычно идут в начале, играет быстро, а потом не может
технически справиться с трудными. Здесь можно применять неоднократное
исполнение цикла целиком, чтобы найти удобный и оптимальный темп.
Одним из важнейших этапов для формирования исполнительского
мастерства юного пианиста является работа над вариационной формой. Чаще
всего, с самыми несложными вариационными произведениями учащиеся
фортепианного
отделения
знакомятся
в
конце
второго
класса.
Универсальность вариационной формы заключается в том, что она сочетает в
себе элементы, как крупной формы, так и малой формы, поэтому учащийся,
работая над вариациями, приобретают разнообразные исполнительские
навыки.
Рассмотрим работу над вариациями на примере репертуара младших
классов. При первом знакомстве с вариациями ученику необходимо
объяснить, что слово «вариация» имеет латинское происхождение и означает
«изменение». Вариации в музыке - это форма произведения, которая состоит
из тем и ее нескольких (не менее двух) измененных воспроизведений
(вариаций). Средства варьирования темы весьма разнообразны: это может
быть мелодическое, гармоничное, ритмическое варьирование, изменение
тональности или ладовое наклонение темы, изменение темпа, варьирование
фактуры (полифония, гомофония), штриховые контрасты.
Каковы основные исполнительские задачи в работе над вариационной
формой?
Выявив особенности темы, необходимо в каждой из вариаций найти
черты интонационно-ритмического, гармонического, фактурного сходства
либо жанрового различия с ней. Работа над вариационной формой развивает
музыкальное мышление обучающегося в двух направлениях: с одной
стороны, слуховое ощущение единства темы и вариаций, а с другой гибкое
переключение на иной образный строй.
Тема урока: «Особенности работы над вариативной формой в младших
классах». Цель урока: совершенствование исполнительских навыков на
примере Вариаций на русскую народную песню «Пойду ль я, выйду ль я»
Т.Назаровой. Одна из главных задач – развитие музыкального мышления
юного музыканта, умения выявлять элементы изменчивости музыкальной
ткани в сочетании с их повторностью.
Основные методы и приёмы работы на уроке: словесный (краткое
изложение темы, беседа, анализ музыкального произведения), практический
(приёмы
разучивания
музыкального
материала,
работы
над
выразительностью в процессе исполнения), наглядный (прослушивание и
просмотр исполнения отрывков музыкального произведения).
На организационном этапе урока преподаватель сообщает учащемуся тему
урока, ставит учебные цели и задачи. Представление жанра вариаций как
музыкальной формы, включающей тему и её изменённые повторения, то есть
вариации.
В практической части урока ребёнок даёт характеристику строения
произведения и его частей (тема и 4 вариации, в теме 2 предложения, каждое
из
которых
построено
на
повторении
первой
фразы)
и
подробно
рассматривает каждую часть. В ходе беседы выявляем форму строения темы
вариаций (период), говорим о разнообразии характера русских народных
песен, приводим различные их жанры (колыбельные, плясовые, протяжные,
свадебные и другие). Разбираем характер песни – весёлый, радостный – и
относим её к жанру плясовой песни. Выявляем признаки напевности,
разбираем слова песни и затем играем тему со смысловыми ударениями.
Затем разбираем каждую вариацию в отдельности, обращая внимание на
изменение темы.
I
вариация.
Форма
вариации
целиком
повторяет
форму
темы
–
восьмитактный период, где меняется штрих и мелодический рисунок. Тема
как бы «прячется» в пассажных построениях, поэтому для выявления
мелодико-гармонической взаимосвязи вариации с темой предлагаю сыграть
вместе
с
преподавателем,
где
ребёнок
играет
фактуру
вариации,
а
преподаватель – тему. Выявляем признаки танцевальности и связи вариации
с народными танцам (камаринская, трепак, казачок, калинка и др.), выявляем
«опорные» динамические точки, передающие суть отдельных танцевальных
элементов.
II вариация. Определяем её шутливый характер, форма вариации не
меняется, диапазон соответствует теме. В беседе с учащейся выясняется, что
в данной вариации меняется регистр, появляется изложение шестнадцатыми,
придающими теме подвижный и шутливый характер. Ребёнок сравнивает
образ музыки с детской игрой, где дети играют на свирели, одновременно
танцуя и подражая взрослым. Затем определяем и закрепляем в исполнении
общую динамику этой вариации и артикуляцию (точная пальцевая дикция,
активность, «чистота» переходов материала из одной руки в другую).
III вариация. Вновь возвращает нас к удалой пляске, но здесь появляется
ярко выраженная ритмическая особенность – это синкопа, смещающая
сильную долю на слабую. Определяем динамику форте и такие жанровые
признаки, как притопы, явно выраженные в партии левой руки и
отражающиеся в музыке с помощью синкоп, штрихов – всё это ставит
данную вариацию в положение кульминационной и значимой в образном
плане.
IV вариация. Завершает весь вариационный цикл. Ученица определяет
характер вариации народное веселье, элементы танца – «притопы» выделяем
акцентами, чтобы подчеркнуть суть танцевального элемента. Строим
динамический план исполнения с использованием динамики меццо форте в
контексте богатого обертонами верхнего регистра.
В целом учащаяся на уроке справилась с поставленными задачами по
освоению вариационной формы.