Напоминание

работа над вариационной формой в младших классах фортепиано


Автор: Фоменкова Вера Ивановна
Должность: преподаватель
Учебное заведение: ДШИ им. Г.Г.Галынина
Населённый пункт: г. Тула
Наименование материала: Статья
Тема: работа над вариационной формой в младших классах фортепиано
Раздел: дополнительное образование





Назад




Работа над вариационной формой в младших классах фортепиано

Фоменкова Вера Ивановна,

преподаватель общего курса фортепиано

ДШИ им. Г.Г.Галынина, г. Тула

В процессе обучения

в классе фортепиано

музыкант

осваивает

различные виды крупной формы: вариации, рондо, сонаты и сонатины,

сюиты, концерты. Как правило, овладение крупной формой начинается с

игры вариаций или с несложной сонатины. Вариационная форма любима

многими учащимися, так как открывает широкий простор фантазии ребенка.

Использование композиторами в качестве тем популярных народных песен

делает вариации особенно привлекательными. Возможность спеть музыку со

словами – интересное занятие для ученика. В дальнейшем при переходе к

исполнению классических вариационных циклов Й.Гайдна, В.Моцарта,

Л.Бетховена, русских композиторов: А.Дюбюка, М.Глинки и других - задачи,

встающие перед учащимися, усложняются. Своеобразие вариационной

формы в том, что в ней сочетаются элементы как крупной, так и малой

формы. Подобно миниатюре, каждая отдельная вариация требует лаконизма

выражения, умения в немногом сказать многое. Но при сочетании отдельных

вариаций в единое целое учащийся сталкивается с трудностью достижения

единства целого, выявив при этом характерные особенности отдельных

образов и тем. Переключаясь с одной художественной задачи на другую,

ученик приобретает разнообразные исполнительские навыки.

Что является важным на начальном этапе овладения вариационной

формой? Алексеев А. Д. в своей работе «История фортепианного искусства»

подчеркивает, что при работе с учеником вариационным циклом важно

подробно остановиться на характере и строении темы. Как известно,

цельность

вариационного

цикла

достигается

в

значительной

мере

тематическим единством. При работе над произведением вариационной

формы прежде всего необходимо убедительно показать тему, добиться её

рельефности и законченности: тема должна ясно запечатлеться в памяти

исполнителя и слушателя.

Далее

работаем

над

выявлением

индивидуального

облика

и

неповторимого оттенка каждой вариации. В одних вариациях варьируется

мелодия темы, в других она остается неизменной и меняется лишь гармония

и фактура, а иногда эти особенности совмещаются в одном произведении:

ученик должен знать, какой из двух принципов положен в основу

разучиваемого им сочинения, уметь находить в каждой вариации тему или

элементы. Это поможет осознанно отнестись к разбору текста и глубже

проникнуть в содержание исполняемой музыки. Вместе с тем нельзя

забывать, что отдельная тема вариации не является самостоятельным

сочинением: обогащая представление о целом, она занимает в ней

определенное место, подчиняясь единству общего замысла, что приводит к

необходимости развивать владение драматургическими навыками.

Важна художественно-образная ассоциация: в работе над вариационной

формой, основанной на народной тематике, с юными музыкантами, можно

предложить ребенку представить, например, выступление танцевального

коллектива

или

сценку

народного

фольклорного

праздника,

образно

определяя в каждой вариации группу танцующих, поющих. Необходимо

разбудить фантазию ученика: пусть он сам придумывает сюжет или образы -

чем ярче будет исполнена каждая вариация, тем интереснее звучание цикла.

Важна проблема сохранения единого темпа, её решение возможно в

процессе осмысления отдельных вариаций - к этой проблеме надо отнестись

очень внимательно. Довольно часто встречается, что ребенок простые

вариации, которые обычно идут в начале, играет быстро, а потом не может

технически справиться с трудными. Здесь можно применять неоднократное

исполнение цикла целиком, чтобы найти удобный и оптимальный темп.

Одним из важнейших этапов для формирования исполнительского

мастерства юного пианиста является работа над вариационной формой. Чаще

всего, с самыми несложными вариационными произведениями учащиеся

фортепианного

отделения

знакомятся

в

конце

второго

класса.

Универсальность вариационной формы заключается в том, что она сочетает в

себе элементы, как крупной формы, так и малой формы, поэтому учащийся,

работая над вариациями, приобретают разнообразные исполнительские

навыки.

Рассмотрим работу над вариациями на примере репертуара младших

классов. При первом знакомстве с вариациями ученику необходимо

объяснить, что слово «вариация» имеет латинское происхождение и означает

«изменение». Вариации в музыке - это форма произведения, которая состоит

из тем и ее нескольких (не менее двух) измененных воспроизведений

(вариаций). Средства варьирования темы весьма разнообразны: это может

быть мелодическое, гармоничное, ритмическое варьирование, изменение

тональности или ладовое наклонение темы, изменение темпа, варьирование

фактуры (полифония, гомофония), штриховые контрасты.

Каковы основные исполнительские задачи в работе над вариационной

формой?

Выявив особенности темы, необходимо в каждой из вариаций найти

черты интонационно-ритмического, гармонического, фактурного сходства

либо жанрового различия с ней. Работа над вариационной формой развивает

музыкальное мышление обучающегося в двух направлениях: с одной

стороны, слуховое ощущение единства темы и вариаций, а с другой гибкое

переключение на иной образный строй.

Тема урока: «Особенности работы над вариативной формой в младших

классах». Цель урока: совершенствование исполнительских навыков на

примере Вариаций на русскую народную песню «Пойду ль я, выйду ль я»

Т.Назаровой. Одна из главных задач – развитие музыкального мышления

юного музыканта, умения выявлять элементы изменчивости музыкальной

ткани в сочетании с их повторностью.

Основные методы и приёмы работы на уроке: словесный (краткое

изложение темы, беседа, анализ музыкального произведения), практический

(приёмы

разучивания

музыкального

материала,

работы

над

выразительностью в процессе исполнения), наглядный (прослушивание и

просмотр исполнения отрывков музыкального произведения).

На организационном этапе урока преподаватель сообщает учащемуся тему

урока, ставит учебные цели и задачи. Представление жанра вариаций как

музыкальной формы, включающей тему и её изменённые повторения, то есть

вариации.

В практической части урока ребёнок даёт характеристику строения

произведения и его частей (тема и 4 вариации, в теме 2 предложения, каждое

из

которых

построено

на

повторении

первой

фразы)

и

подробно

рассматривает каждую часть. В ходе беседы выявляем форму строения темы

вариаций (период), говорим о разнообразии характера русских народных

песен, приводим различные их жанры (колыбельные, плясовые, протяжные,

свадебные и другие). Разбираем характер песни – весёлый, радостный – и

относим её к жанру плясовой песни. Выявляем признаки напевности,

разбираем слова песни и затем играем тему со смысловыми ударениями.

Затем разбираем каждую вариацию в отдельности, обращая внимание на

изменение темы.

I

вариация.

Форма

вариации

целиком

повторяет

форму

темы

восьмитактный период, где меняется штрих и мелодический рисунок. Тема

как бы «прячется» в пассажных построениях, поэтому для выявления

мелодико-гармонической взаимосвязи вариации с темой предлагаю сыграть

вместе

с

преподавателем,

где

ребёнок

играет

фактуру

вариации,

а

преподаватель – тему. Выявляем признаки танцевальности и связи вариации

с народными танцам (камаринская, трепак, казачок, калинка и др.), выявляем

«опорные» динамические точки, передающие суть отдельных танцевальных

элементов.

II вариация. Определяем её шутливый характер, форма вариации не

меняется, диапазон соответствует теме. В беседе с учащейся выясняется, что

в данной вариации меняется регистр, появляется изложение шестнадцатыми,

придающими теме подвижный и шутливый характер. Ребёнок сравнивает

образ музыки с детской игрой, где дети играют на свирели, одновременно

танцуя и подражая взрослым. Затем определяем и закрепляем в исполнении

общую динамику этой вариации и артикуляцию (точная пальцевая дикция,

активность, «чистота» переходов материала из одной руки в другую).

III вариация. Вновь возвращает нас к удалой пляске, но здесь появляется

ярко выраженная ритмическая особенность – это синкопа, смещающая

сильную долю на слабую. Определяем динамику форте и такие жанровые

признаки, как притопы, явно выраженные в партии левой руки и

отражающиеся в музыке с помощью синкоп, штрихов – всё это ставит

данную вариацию в положение кульминационной и значимой в образном

плане.

IV вариация. Завершает весь вариационный цикл. Ученица определяет

характер вариации народное веселье, элементы танца – «притопы» выделяем

акцентами, чтобы подчеркнуть суть танцевального элемента. Строим

динамический план исполнения с использованием динамики меццо форте в

контексте богатого обертонами верхнего регистра.

В целом учащаяся на уроке справилась с поставленными задачами по

освоению вариационной формы.



В раздел образования