Напоминание

Безопасность детей на занятиях в хореографическом коллективе для сохранения физического здоровья учащихся


Автор: Лучанинова Яна Николаевна
Должность: преподаватель хореографических дисциплин
Учебное заведение: Государственное Учреждение Луганской Народной Республики "Луганское учреждение дополнительного образования - школа искусств №3"
Населённый пункт: Луганск
Наименование материала: Методический доклад
Тема: Безопасность детей на занятиях в хореографическом коллективе для сохранения физического здоровья учащихся
Раздел: дополнительное образование





Назад




Государственное Учреждение Луганской Народной Республики

«Луганское учреждение дополнительного образования -

школа искусств №3»

Методический доклад

на тему: «Безопасность детей на занятиях в хореографическом

коллективе для сохранения физического здоровья учащихся»

Преподаватель хореографических дисциплин

«специалист высшей категории»,

«старший преподаватель»

Лучанинова Яна Николаевна

Луганск

2022

Содержание

Введение ....................................................................................................2

Предупреждение травматизма на занятиях хореографии............................4

Нарушение организации и методики занятий..............................................4

Техника безопасности на занятиях хореографии..........................................9

Профилактика физических травм...................................................................11

Заключение.......................................................................................................13

Список литературы..........................................................................................14

Введение

Танец - это прекрасный вид искусства,

важная и неотъемлемая часть культуры, а также средство всестороннего и

гармоничного развития ребёнка.

Как самый популярный и зрелищный вид искусства, хореография, на

сегодняшний день стремительно развивается и совершенствуется. В

соответствии с этим, требования предъявляемые к танцорам возрастают.

Достигнуть успехов в хореографии, не имея высокого уровня развития

выносливости, гибкости, координационных способностей невозможно.

Развитие профессиональных качеств и поддержание их для

исполнителя в нужной физической форме - это процесс непрерывный и

трудоемкий, и сопряженный различными травмами.

Танцевальному травматизму особенно подвержены мышцы спины и ног.

Травмы могут проявляться в виде растяжения мышц, разрывов связок,

деформации суставов и позвонков.

Известный врач, исследователь травматизма в хореографии, автор

уникальных методик по лечению и восстановлению организма Петр

Александрович Попов работал с артистами балета. В своей статье «Что такое

балетная травма» П.А. Попов говорит о том, что балет - это сочетание

мастерства и здоровья. Тело танцора - это камертон, пример той гармонии, на

которую должен равняться человек, приходящий в театр. Глядя на сцену, он

должен сам возвышаться. Артист указывает ему на саму красоту, раскрывает

перед ним возможности человеческого тела, дает в сочетании с музыкой

своеобразные ориентиры самосовершенствования. Если спорт - это чисто

физические вещи, то балет - и красота, и гармония, и музыка.

Травмы могут иметь разную степень тяжести: от легких ушибов, до

требующих хирургического вмешательства. Причем даже безобидные на

первый взгляд «синяки» чреваты гематомами и более серьезными вещами в

будущем. Более того — это первый признак неправильного выполнения

какого-либо переката или падения, чем буквально пестрит современный танец.

Для классических танцовщиков, в том числе и тех, кто перешел в

современную хореографию, типичны травмы коленного сустава, повреждение

мениска. Подобные нарушения связаны с неправильным распределением

нагрузки. Например, в классической хореографии нагрузка на ноги приходится

по выворотным позициям, а в современной хореографии по параллельным.

Вот колени постоянно и западают вперед.

Еще недостаточно хорошо поставлено изучение анатомических

сведений применительно к хореографии; недостаточные сведения получают и

учащиеся хореографических училищ и студенты институтов культуры —

будущие педагоги и хореографы - по режиму дня, правильному чередованию

труда и отдыха, режиму питания, гигиене стопы, основам восстановительного

периода после перерыва в работе. Эти вопросы являются узловыми в деле

профилактики профессиональных травм и заболеваний опорно-двигательного

аппарата.

Предупреждение травматизма на занятиях хореографии.

Риск получения травм имеет место во всех сферах деятельности

человека, в том числе и на занятиях танцами. Профессиональные занятия

танцами неизбежно сопряжены с получением различных травм, которые

могут проявляться в виде растяжения мышц, разрывов связок, деформации

суставов и позвонков.

Все дисциплины в хореографии имеют в своей основе упражнения,

формирующие двигательные навыки учащихся, учат сознательно управлять

мышечным аппаратом и корректируют физические недостатки. На занятиях

хореографией тренируются сила, выносливость, гибкость, быстрота и другие

качества. Основным педагогическим условием успешного обучения

хореографии являются задания с постепенно нарастающим уровнем

трудности. Системность предполагает распределение элементов и движений

танца таким образом, чтобы изучение новых опиралось на ранее усвоенный

материал с постепенным увеличением нагрузки и увеличением сложности.

Дополняют классическую хореографию различные жанры современной

и народной хореографии. Все они вносят свою лепту, расширяя физические

возможности исполнителей.

Травмы, связанные с занятиями танцами, происходят из-

за неверной техники исполнения. На занятиях по хореографии необходимо

особенно строго соблюдать меры предосторожности, так как возможны

различные травмы при выполнении многих упражнений.

Чтобы своевременно предотвратить возможные травматические

повреждения, необходимо знать причины, вызывающие их.

В процессе занятий хореографией применяются самые разнообразные

и редко встречающиеся в жизненной и трудовой практике упражнения.

Они состоят из сложных двигательных действий, а их выполнение

связано со специфическими условиями, которые требуют от

занимающихся высокой степени технического совершенства, развития

двигательных способностей и психологической подготовки.

На занятиях по хореографии необходимо особенно строго соблюдать

меры предосторожности, так как при выполнении многих упражнений

возможны различные травмы.

Чтобы своевременно предотвратить возможные травматические

повреждения, необходимо знать причины, вызывающие их.

Травмы происходят по многим причинам, которые разделяются на три

группы: организационно- технические, педагогические и медико-санитарные.

Организационно-технические:

- неровности полового покрытия и отсутствие жесткости;

- некачественная обувь для занятий хореографией;

- отсутствие вентиляции;

- завышенный количественный состав групп.

Педагогические:

- частая смена преподавателей;

- нарушение принципа индивидуального подхода к учащимся;

- чрезмерная продолжительность занятий и репетиций;

- недостаточный контроль за проведением разогрева перед занятиями,

репетициями,

выступлениями.

- нерегулярность занятий;

- опоздание на занятия как учащихся, так и преподавателя.

Медико – санитарные:

- отсутствие контроля за физическим состоянием учащихся;

- преждевременный допуск к занятиям после травм;

- отсутствие занятий по профилактике травматизма.

Нарушение организации и методики занятий.

Нарушение организации занятий.

1.Большое число учащихся на одного преподавателя или большое количество

групп одновременно, несвоевременное начало и окончание занятий.

2.Надо учитывать возраст, выбор интенсивности и продолжительности

нагрузки.

3.Общее состояние организма; запрещается тренировка в случае заболевания,

выбор нагрузки в соответствии с наличием или отсутствием стресса.

4.Уровень подготовки, выбор нагрузки в соответствии с физическими

качествам занимающихся и их психическими возможностями.

Для устранения причин, преподавателю надо заранее продумывать

организацию и проведение занятий, учитывая особенности групп учащихся.

Нарушение в методике обучения.

Несоблюдение принципов затрудняет овладение упражнениями,

что приводит к физическому и эмоциональному перенапряжению и другим

отрицательным последствиям. Для того чтобы не допустить этого, надо

правильно организовывать учебно-тренировочный процесс.

1.Каждое занятие должно начинаться с разминки. Разминочные упражнения,

должны улучшать физическую деятельность и снижать вероятность травм.

Разогревающий эффект разминочных упражнений проводится до ощущения

теплоты в теле, а не до чувства скованности и усталости.

2. Проработка суставов обязательно должна проводиться симметрично. Это

значит, что дозировка упражнений на правую и левую стороны тела должна

быть одинаковой.

3. Растяжка не должна сопровождаться острыми болевыми ощущениями. При

длительном выполнении комплекса растягивающих

упражнений рекомендуется использовать минутное расслабление.

Не

спешите растянуться за один раз. Увеличивайте амплитуду постепенно и

лучше регулярно, чем время от времени. Будьте внимательны во время

упражнений на растяжения, «слушайте» ощущение в своих мышцах. Делайте

упражнение до чувства «легкого дискомфорта» в мышцах, но не до боли.

4. Сложность упражнений и увеличение амплитуды должны возрастать

постепенно. Принцип « от простого к сложному » является самым

фундаментальным принципом любого процесса обучения. Резкое возрастания

процесса развития гибкости обычно приводит к тяжёлым травмам.

5. Упражнения, для развития подвижности в суставах, необходимо выполнять

систематично. Даже небольшой перерыв в тренировочном процессе снижает

показатели.

6. Упражнения, направленные на развитие подвижности в суставах нужно

рекомендовать своим воспитанникам для систематического использования вне

учебного процесса.

7.Развитие гибкости должно идти параллельно с развитием других физических

качеств. Хорошая гибкость помогает придать определённую пластику

танцевальным движениям, помогает раскрыть внутренний образ, создаваемый

исполнителем на сцене.

8. В процессе развития гибкости и развития подвижности суставов педагогу

нужно помнить, что данный процесс достаточно сложный и болезненный и

очень важно, чтобы у воспитанников от тренировки оставались

положительные эмоции. Для этого педагогу необходимо грамотно ставить

реальные задачи на каждом этапе тренировочного процесса.

Недисциплинированность.

Может проявляться в виде эмоциональных срывов, вызванных трудность

ю изучения упражнения, нарушением методики обучения, утомлением, отсутс

твием индивидуального подхода со стороны педагога. Нарушение правил

поведения на занятиях и выступлениях, недостаточной воспитанности учащих

ся. Педагог не должен оставлять без внимания любое нарушение

дисциплины. Надо разъяснять значение дисциплины, как на занятиях, так и в

жизни.

Систематическая воспитательная работа не только предупреждает травматизм,

но формирует сознательное и активное отношение к занятиям, повышает качес

тво учебного процесса. Нарушение трудовой дисциплины имеет большое

значение в появлении перегрузок и травм: опоздание на урок, репетицию или

даже

выступление

ведет

к

торопливости,

ненужному

волнению,

не

разогреванию ног перед танцевальным номером.

Неудовлетворительное состояние места занятий и оборудования.

Малые размеры танцевального класса и количество занимающихся

влияют на амплитуду и широту движений. Покрытие пола влияет на выбор

техники движений. Температура помещения влияет на длительность занятия,

которое должно проводиться в помещении при температуре не ниже 16

градусов. Также целостность оборудования (станки, пол, зеркала и т.д.). К

этим требованиям подлежат и помещения для переодевания.

Несоответствие формы одежды и обуви.

Проявляется в том, что учащиеся приходят на занятия в неудобной

одежде, в обуви не по размеру, со скользкой подошвой или толстой подошвой.

Для занятий хореографией предусмотрены специальные костюмы и обувь.

Категорически запрещается надеватьразличные броши, значки, цепочки

и другие металлические предметы, а также носитьчасы, кольца,

что может привести к нарушению точности движений, к травмам самого

учащегося и других лиц. Форма для занятий должна быть удобной, не

стесняющей любые движения.

Нарушение санитарно-гигиенических условий.

Несоответствие температуры в зале, плохое естественное и искусственное

освещение, недостаточная вентиляция, избыточная влажность или

сухость воздуха, отсутствие чистоты и порядка в зале, несоблюдение учащими

ся личной гигиены ухудшает состояние учащихся.

Для устранения этих причин, нужно строгое соблюдение всех санитарно-

гигиенических норм, необходимых для успешного проведения занятий.

Особое значение придается личной гигиене учащихся, в частности прическе.

Недостатки контроля за физическим состоянием учащихся.

Перенапряжение во время занятий может привести к печальным

последствиям. Для устранения этих причин необходимо строгое соблюдение

требований учителей и педагогов. При выполнении упражнений важно

постараться сконцентрировать внимание воспитанников на тех частях тела,

которые находятся в движении. Каждого ученика необходимо настроить,

чтобы он научился прислушиваться к своему состоянию и мог чётко

реагировать на любые изменения, протекающие в его организме для того,

чтобы наиболее рационально спланировать тренировочную программу.

Недооценка и неправильное применение приемов страховки и помощи.

Пренебрежительное отношение к страховке. Выполняя поддержку,

или другое сложное движение, следует уделять внимание состоянию друг

друга. Стоит помнить, что только длительные тренировки приводят к

желаемому результату. Подсказки педагога на первом этапе будут просто

необходимы. Преодолеваются страхи только при помощи постоянных

тренировок, где элемент за элементом длительно отрабатываются все

комбинации.

Эффективность занятий будет намного выше, если тренироваться с

партнёром. В данном случае речь идёт о принудительном растяжении, при

котором используется сила партнёра, т.е. развивается пассивная гибкость. Во

время такой тренировки между партнёрами должно быть полное

взаимопонимание и согласованное взаимодействие. Соблюдение правил

техники безопасности чрезвычайно важно для обоих партнеров. Партнерам

необходимо поддерживать все мышцы тела в тонусе и выполнять проверенные

действия, без импровизаций и добавления собственных элементов.

Необходимо быть максимально физически собранным и сконцентрировать

внимание на движения во время исполнения сложных элементов.

Предварительно «прокрутите» движение в голове, разбейте его на

составляющие. Попробуйте отработать его по частям, а потом приступайте к

целому движению с нужной скоростью исполнения. Во всяком случае, мышцы

уже что-то «запомнят» и будут более уверенны в этом движении. Если

чувствуете сильную усталость тела — не приступайте к сложному движению в

целом виде вообще, лучше отрабатывайте его по частям. Это будет полезнее

для вашей техники исполнения, не говоря уже о предохранении от травмы.

Техника безопасности на занятиях хореографии.

I Общие требования безопасности

К занятиям по хореографии допускаются:

1.Одежда должна быть удобной и не стеснять движений: юбка средней длины

или неширокие спортивные штаны, любая футболка или кофта.

2.Обувь на ноги - туфли на невысоком каблуке или народно-характерные

туфли, сапоги народные, балетная обувь, джазетки.

3. Волосы убраны в пучок.

Обучающийся должен:

1.Соблюдать правила поведения на занятии, расписания учебных занятий,

установленные режимы занятий и отдыха;

2.Соблюдать порядок выполнения упражнений и правила личной гигиены.

II. Требования безопасности перед началом занятий

Обучающийся должен:

1.Переодеться в раздевалке, надеть на себя форму и обувь;

2.Снять с себя предметы, представляющие опасность для других

занимающихся (серьги, браслеты, часы и т. д.);

3.Убрать из карманов формы колющиеся и другие посторонние предметы;

4.Под руководством педагога подготовить инвентарь и оборудование,

необходимые для проведения занятия;

5.В случае плохого самочувствия сообщать об этом педагогу;

6.По команде педагога занять своё место в зале;

7.Сделать разминку, следовать правилам выполнения разминки

Обучающемуся категорически запрещается:

1.Танцевать около зеркала с предметами (обруч, стул, трость) и бегать около

них;

2.Садиться и виснуть на балетных станках;

3.Сидеть на подоконниках, самостоятельно открывать и закрывать окна;

III. Требования безопасности во время занятий

Обучающийся должен:

1.Обращаться к педагогу по имени и отчеству;

2.Точно и своевременно выполнять указания педагога;

3.Выполнять упражнения только предложенные педагогом или с разрешения

педагога;

4.В случае плохого самочувствия сообщать об этом тренеру;

5.Исполнять движения экзерсиса сначала у станка, затем на середине зала в

предлагаемой последовательности;

6.Рассчитывать пространство учебной площадки, твёрдо удерживать

интервалы между собой;

Обучающимся категорически запрещается:

1.Кричать и громко разговаривать;

2.Отвлекаться и отвлекать других во время выполнения упражнения или

страховки;

3.Перебегать от одного места занятий к другому;

IV. Требования безопасности по окончании занятий

Обучающийся должен:

1.Под руководством педагога убрать инвентарь в места его хранения;

2.Переодеться в раздевалке;

3.Организованно покинуть место проведения занятия;

Профилактика физических травм.

На отделение хореографии зачастую отбираются учащиеся со средними

профессиональными данными, ранее не занимавшиеся классическим и

народным тренажом, но имеющие хорошее строение тела и артистизм.

Вместе с тем принятые на отделение хореографии учащиеся должны быть

физически здоровы, иметь хорошие функциональные возможности.

Регулярные занятия хореографическими дисциплинами, тщательное изучение

основ классического танца, выполнение вспомогательных и корригирующих

упражнений, занятия партерной гимнастикой, дыхательными упражнениями,

тщательный разогрев перед тренажом позволят учащимся добиться хороших

результатов и предотвратить травмы в заболевания опорно-двигательного

аппарата.

Наиболее распространёнными травмами являются: повреждения и

заболевания стопы, голеностопного, коленного и тазобедренного суставов,

реже - таза и бедра, позвоночного столба и верхних конечностей.

Травма - это внешнее воздействие, при котором происходит повреждение

с нарушением целостности тканей. Травма рано или поздно приведет к

серьезной проблеме. Одна травма может повлечь за собой другую, возникает

воспалительный процесс, который может привести к таким последствиям, как

асептическое воспаление кости или головки бедра. Они свидетельствуют о

травматизации суставов, мышц и связок и др.

Настоящий танцор не тот, у которого не бывает болей - они неизбежны, но

должны проходить без применения обезболивающих средств.

Человеческий организм устроен так, что мышцы питаются за счет сосудов, а

сухожилия и связки - за счет надкостницы, и при хорошем снабжении кровью

сухожилия будут крепкими и здоровыми.

Травмы, которые получают танцоры, можно разделить на несколько

видов.

1. Самые банальные возникают случайно, например, когда исполнитель с

кем-то столкнулся, поскользнулся и упал. Такие травмы не связаны с какими-

либо нарушениями в организме, и артист просто забывает о них (как правило,

это самостоятельный неконтролируемый процесс).

2. В 80% случаев возникают травмы, которые появляются и постепенно

нарастают. Сначала начинает болеть какое-то место, например поясница,

колено, голеностоп, ахилл, шея, руки, т.е. возникает проблема, которая все

время дает о себе знать. В итоге, в какой- то момент происходит разрыв,

повреждение, сильные боли, когда артист уже не может танцевать.

3. К третьему типу относятся травмы, которые происходят в результате

обменных нарушений, например заболевания печени и почек приведут к

проблемам с мышцами и связками; так же влияют на организм гормональные

нарушения.

Рассмотрим одну из самых распространенных травм - травму ахиллесова

сухожилия. На самом деле, оно несет на себе весь вес тела человека, причем

при прыжках, ударах пяткой по полу это не просто вес, а вес плюс скорость,

когда нагрузка возрастает в два - три раза. Нагрузка на ахиллесово сухожилие

насколько велика, что удивляет его выносливость и фантастический

потенциал. Если делать резкие движения без предварительного разогрева или

место прикрепления ахилла не натренировано, может произойти надрыв,

травматизация.

Не менее важно давать правильную нагрузку на пятку. Это уникальный

орган, способный давать информацию всему телу, особенно костной системе.

Если пятка ударяется о твердую поверхность, идет стимуляция всей опорно-

двигательной системы - костей, связок, надкостницы. Не случайно во всех

танцевальных школах так много внимания уделяется тому, чтобы ученики

обязательно ставили точку, фиксировали пятки на полу.

Поэтому при любых проблемах ахилла важно уделять внимание пяткам и

надкостнице.

В хореографии основная нагрузка приходится на передний отдел стопы и

пальцы. В связи с тем, что многие учащиеся имеют среднюю выворотность

при исполнении ряда движений, ими допускается навал на большой палец.

Необходимо следить за этим и распределять тяжесть тела равномерно на всю

стопу.

Наиболее распространенным повреждением стопы у учащихся является

её ушиб в результате тяжёлой физической нагрузки, удара о станок или о

партнёра. Первая помощь при ушибе стопы заключается в применение холода.

Важную роль в профилактике травм и заболеваний стопы играет постепенное

увеличение нагрузки при проучивании движений.

Чаще всего у учащихся наблюдаются повреждения связок лёгкой степени.

В таком случае необходимо наложить фиксирующую повязку или эластичный

бинт на весь срок лечения. Учащимся, предрасположенным к такого вида

травмам, следует во время занятий пользоваться эластичным бинтом. После

травмы педагог обязан следить, чтобы ученик приступал к занятиям

только после полного выздоровления.

Заключение

В профессиональной деятельности руководитель хореографического

коллектива должен быть нацелен на максимальное развитие исполнительских

качеств воспитанников

и только

методически

правильная

организация

тренировочного процесса, призвана обеспечить наилучший результат, как с

физической, так и с психологической стороны.

Занятия хореографией не только приводят в тонус эмоциональное

состояние танцора, но и связаны с серьезной работой мышц и всего тела. А это

чревато нежелательными ушибами, растяжениями и более серьезными

травмами даже для профессиональных танцовщиков. Но при правильном

подходе все эти неприятные моменты можно свести к минимуму. Практика

показывает, что при соблюдении элементарных правил предупреждения травм

при

занятиях

хореографией,

правильном

выполнении

требований

преподавателя, отсутствием перегрузок в танцевальном зале травматизм во

время тренировок минимален.

В связи с этим хочется отметить, что на учителя возлагается высокая

ответственность за здоровье его учеников.

Специфика хореографии такова, что, с одной стороны, физическая

нагрузка оказывает на организм учащихся оздоровительное влияние, а с

другой – при неграмотном её использовании существует риск травматизма.

Правильно - организованный учебный процесс – как единая система,

направленная на укрепление здоровья и всестороннее развитие ребёнка,

поможет сохранить учащемуся его здоровье.

Ведущая роль в формировании Человека как гармонически развитой

личности принадлежит таким учебным заведениям как детские школы

искусств.

Будущее - несомненно, за молодым поколением, а новые успехи

предопределены тем воспитанием и теми знаниями, которые дети получают

в стенах учебных заведений.

Углубленное изучение целого комплекса дисциплин эстетического цикла

нацелено на формирование у ребенка нравственных и духовных основ,

развитие интеллекта, физическое совершенствование.

И ни для кого не секрет, что приоритетным направлением деятельности

всего общества является охрана здоровья подрастающего поколения.

Только здоровый человек, с хороший самочувствием, оптимизмом,

психологической устойчивостью, высокой умственной и физической

работоспособностью, способен активно жить, успешно преодолевать

профессиональные и бытовые трудности.

Список методической литературы:

1.Барышниква Т. Азбука хореографии. М. «Рольф», 1999г.

2.Васильева Т.И. Балетная осанка. М., Высшая школа изящных

искусств Лтд.,1993г.

3.Собинов Б.М. «Танцующая» гимнастика. М., «Сов.Россия», 1972г.

4.Лисицкая Т.С. Ритмическая гимнастика. М., «Физкультура и спорт»,1985г.

5.Мавромати Д.П. «Упражнения художественной гимнастики. М.,

«Физкультура и спорт»,1972г.

Дополнительные источники:

6.Ваганова А.Я. «Основы классического танца», «Искусство», г.С.Пб,2002 г.

7.Костровицкая В. «100 уроков классического танца», г. Ленинград, 1972 г.

8.Пуртова Т.В., Беликова А.Н, Кветная О.В. «Учите детей танцевать»,

«Владос», г. Москва, 2004 г.

9.

Хавилер Д.С. Тело танцора. Медицинский взгляд на танцы и тренировки.

ООО Издательство «Новое слово», 2007



В раздел образования