Автор: Куприна Ирина Леонидовна
Должность: преподаватель хореографии
Учебное заведение: МБОУ ДО ДШИ с.Рышково
Населённый пункт: Курский район Курская область
Наименование материала: методическая разработка
Тема: Знакомство с понятием "характер музыки".
Раздел: дополнительное образование
План-конспект учебного занятия по ритмике
Куприной Ирины Леонидовны
преподавателя хореографического искусства в МБОУ ДО «Детская школа
искусств» с.Рышково Курского района Курской области.
2 класс.
Тема занятия: Повторение темпов в музыке: медленный, умеренный и
быстрый . Знакомство с понятием «характер музыки».
Тип занятия: занятие смешанного типа (комбинированное занятие).
Цель: повторить музыкальные темпы: медленный, умеренный и быстрый;
научиться определять темп, познакомить с определением « характер музыки»,
выполнить творческое задание.
Задачи:
образовательная: повторить и определить темпы в музыке: медленный,
умеренный и быстрый ; познакомить с понятием «характер музыки»;
применить полученные знания на практике путем выполнения упражнений
творческого характера;
воспитательная: повышать интерес обучающихся к занятиям ритмики;
формировать культуру поведения, бесконфликтного общения в коллективе;
способствовать развитию эстетического вкуса, культурных потребностей;
развивать чувство товарищества, взаимопомощи, инициативы, трудолюбия;
развивающая: развивать музыкально – ритмическое восприятие и
художественное воображение учащихся, чувство ритма, музыкальный слух,
произвольной памяти и внимания; формировать умения согласовывать
движения с музыкой; укреплять опорно – двигательный аппарат.
Оборудование:
для педагога – конспект занятия; плакат «Дерево предсказаний» и
дополнительные к нему фигуры яблок; карточки с буквами; карточки с
картинками;
для концертмейстера – музыкальный инструмент (фортепиано),
партитура;
для обучающихся – тренировочная форма.
Общая продолжительность учебного занятия: 45 минут
Литература и источники:
1.
Пидкасистый, П.И. Технология игры в обучении и развитии :
учебное пособие/ П.И. Пидкасистый, Ж.С. Хайдаров. — М.: 6 МПУ,
Российское педагогическое агентство, 1996. — 269 с. – Текст :
непосредственный.
2.
Руднева, С. И. Музыкальное движение: Методическое пособие для
педагогов музыкально-двигательного воспитания, работающих с детьми
дошкольного и младшего школьного возраста/ М.В. Руднева, Э. Фиш. — М.:
Просвещение, 2013. – 350 с. – Текст : непосредственный.
3.
Чибрикова – Луговская, А.Е. Ритмика: Ходьба. Упражнения. Игры.
Танцы: Метод. пособие для воспитателей, муз. руководителей дет. сада и
учителей нач. шк. / А.Е. Чибрикова – Луговская. – М. : Дрофа, 1998. – 104 с.:
ил. – Текст : непосредственный.
Ход занятия:
I.
Организационный этап (2-3 минуты)
Приветствие. Настрой на занятие.
Поклон (Музыкальный размер 4/4)
И.П.
I свободная позиция
ног
руки на поясе
Голова направлена
в анфас
1 такт:
1и
Правая нога
скольжением
выводится на носок
вправо, вес тела
остается на левой ноге
Правая рука
переводится в I
позицию
Голова слегка
наклонена к
левому плечу,
«заглядывает» в
правую руку
2и
Правая нога ставится
на полную стопу, вес
тела переносится на
правую ногу, левая
нога выводится на
носок
Правая рука
переводится во II
(народную) позицию
Голова
поворачивается
вправо, следя за
правой рукой
3и
Левая нога
скольжением
подводится в
исходное положение,
вес распределяется на
2 ноги
Правая рука
закрывается на пояс
через I позицию
Голова
переводится в
положение анфас
4и
Выполняется
маленькое приседание
по I свободной
позиции и
возвращение в И.П.
Руки на поясе
Головой
выполняется
маленький наклон
вперед и
возвращается в
И.П.
2 такт:
1и
Левая нога
скольжением
выводится на носок
влево, вес тела
остается на правой
ноге
Левая рука
переводится в I
позицию
Голова слегка
наклонена к
правому плечу,
«заглядывает» в
левую руку
2и
Левая нога ставится на
полную стопу, вес
тела переносится на
левую ногу, правая
нога выводится на
носок
Левая рука
переводится во II
(народную) позицию
Голова
поворачивается
влево, следя за
левой рукой
3и
Правая нога
скольжением
подводится в
исходное положение,
вес распределяется на
2 ноги
Левая рука
закрывается на пояс
через I позицию
Голова
переводится в
положение анфас
4и
Выполняется
маленькое приседание
по Iсвободной
позиции и
возвращение в И.П.
Руки на поясе
Головой
выполняется
маленький наклон
вперед и
возвращается в
И.П.
II. Постановка цели и задач (1-2 минуты)
Тема нашего занятия «Характер музыки» и его разновидности. Сегодня
нам с вами предстоит вспомнить музыкальные темпы; научиться сочетать их с
танцевальными движениями ; узнать о том, что такое характер музыки,
научиться применять полученные знания на практике путем выполнения
упражнений и творческих заданий.
III. Подготовительный этап (5 минут)
Для начала разогреем наши связки и мышцы. Встанем на разминку.
Разминка по кругу (Музыкальный размер 4/4)
Цель: подготовить мышцы и связки к дальнейшей работе.
2 такта (1-2)
Марш на месте
Руки поочередно сгибаются и
разгибаются в локтевом суставе
из стороны в сторону
2 такта (3-4)
Марш по кругу
Руки поочередно сгибаются и
разгибаются в локтевом суставе
из стороны в сторону
4 такта (5-8)
Ходьба на полупальцах
руки во III позиции
4 такта (9-
12)
Ходьба на пяточках
Руки, согнутые в локтях,
двигаются вдоль корпуса назад
- вперед
4 такта (13-
16)
Чередование ходьбы на
полупальцах и на пяточках
(через 1 такт)
Руки на поясе
4 такта (17-
20)
Ходьба с подниманием голени
назад (взахлест)
руки скрещены перед грудью
(полочка)
4 такта (21-
24)
Ходьба с высоким
подниманием колена
руки во II позиции
4 такта (25-
28)
Бег с подниманием голени
назад (взахлест)
руки на поясе
4 такта (29-
32)
Бег с высоким подниманием
колена
Руки вытянуты вперед
4 такта (33-
36)
Галоп лицом в центр круга
руки на поясе
4 такта (37-
40
Галоп лицом из центра круга
руки на поясе
4 такта (41-
44)
Ходьба с носка
руки свободно опущены,
акцентируется внимание на
дыхании
IV. Основной этап занятия.
1.
Повторение изученного материала (10 минут)
— Дети, вы обратили внимание, что у нас в классе выросло необычное
дерево (Демонстрация плаката «Дерево предсказаний»). Давайте рассмотрим,
из чего оно состоит. (Ствол, крона (листва), корни). Хорошо, я с вами согласна.
Но вам не кажется, что чего – то в нем не хватает? (Плодов). Точно! Наше
дерево так спешило к нам на урок, что потеряло свои плоды. А давайте
поможем нашему гостю найти свои плоды? (Да)
Чтобы найти потерянные плоды, вам придется проявить смекалку,
взаимопомощь, показать знания и умения. Ребята, а вы любите разгадывать
загадки, ребусы? (Да). Тогда я вам предлагаю ответить на мои вопросы, вы
должны ответить «да» или «нет». За каждый ваш ответ я буду вам выдавать
букву. Если вы ответите правильно, то из полученных букв вам без труда
удастся составить слово. Даю вам небольшую подсказку: загаданные слова,
связаны с темой нашего урока.
1.1 Игра «Ребус»
Цель: способствовать повышению интереса обучающихся к теме занятия;
развивать критическое творческое мышление.
Это можно увидеть?
Нет
Это имеет графическое изображение?
Да
Это можно пощупать или взять в руки?
Нет
Это связано с танцем?
Да
Это можно понюхать?
Нет
Это существовало в Древнем мире?
Да
— Так, карточки с буквами собраны. Ребята, какое слово у вас получилось
(музыка) . Молодцы, правильный ответ. А вот и первые плоды - яблочко с
угаданным вами словом! Давайте вернем его на дерево. (Прикрепление
изображений яблок на плакат «Дерево предсказаний»).
Так что же что такое музыка.(музыка- это вид искусства, с помощью
которого мы можем передать свои чувства и настроение.)
Ребята, дайте вспомним, какие темпы в музыке существуют?
(медленный, умеренный и быстрый). Правильно. А теперь давайте выполним
следующее упражнение.
1.2 Упражнение «Танец с платочком» (Музыкальный размер 2/4)
Цель: повторить музыкальные темпы.
8 тактов (1-
8)
Выполняются подскоки
Выполняются хлопок ив
ладоши
3 такта (9-
11)
делают восемь притопов
правой ногой, одновременно
взмахивая правой рукой над
головой
делают восемь притопов правой
ногой, одновременно взмахивая
правой рукой над головой
1 такт ( 12)
Выполняется поворот вокруг
себя в правую сторону
Выполняется поворот вокруг
себя в правую сторону
8 тактов(13-
20)
Выполняются хлопок ив
ладоши
Выполняются подскоки по
кругу
2 такта (20-
22)
тихо подходят к любому
ребенку и кладут за его спиной
платок на пол
поворачиваются спиной к
центру и зажмуривают глаза
2 тактов (23-
24)
встают в общий круг
Стоят спиной к центру
По окончании музыки все дети поворачиваются к центру круга, и те, кто
нашел около себя платок, берут его и входят в круг. Игра повторяется 4 – 6 раз.
В награду вы получаете еще яблоко для нашего дерева! (Прикрепление
изображений яблок на плакат «Дерево предсказаний»).
— Дети, сейчас вы услышите разные музыкальные отрывки, давайте
попробуем к ним подобрать картинки, соответствующие темпу.(слушание
музыки и подбор картинок: черепаха, улитка, заяц, ягуар, олень).
За то что вы справились с заданием, вам достается еще одно яблочко!
(Прикрепление изображений яблок на плакат «Дерево предсказаний»).
2. Изучение нового материала (5 минут)
Что же такое характер музыки -это ее настроение, и слушая музыку мы
понимаем какое оно. Порой нам трудно рассказать о ней. Для этого нам
помогут рисунки.
Музыка бывает:
1. Весёлая– человечек улыбается
2. Грустная– ротик искривился.
3. Убаюкивающая– человечек закрывает глазки, зевает, открывает рот
4. Солнечная– солнышко улыбается радостно
5. Хмурая– тучка нахмурилась.
6. Танцевальная– надеваем красивые сапожки и будем танцевать.
7. Праздничная– много шариков - значит праздник
8. Печальная– девочка расстроилась, печальная у неё заболела кукла.
9. Колыбельная– девочка сладко ночью спит.
10. Нежная– нежная, добрая, заботливая девочка, ухаживает за котёнком.
11. Маршевая– солдатики маршируют
12. Волшебная– волшебную, сказочную музыку играет на скрипке.
Вы заработали еще одно красивое яблочко! (Прикрепление изображений яблок
на плакат «Дерево предсказаний»).
VI. Заключительный этап занятия.
1.
Закрепление нового материала (5 минут)
Сейчас с вами отправимся в путешествие, выполнив упражнение «Мы
отправились в поход».
1.1 Упражнение «Мы отправились в поход» (Музыкальный размер 4/4)
Цель: определить характер в музыке и выполнить движения в соответствии с
ним.
— Для этого образуем круг, двигаться будем по линии танца, против
часовой стрелки. Идем музыкально, согласно характеру, предложенному вам в
музыке.
Текст
Движения
Мы отправились в поход,
Марширует наш народ
Дети маршируют, руки двигаются в противоход
Нам преграды ни по чем,
Задом наперед пойдем
Дети идут спиной по направлению движения,
руки двигаются в противоход
На пути болото, кочки,
Мы легко их перескочим!
Дети выполняют подскоки лицом по
направлению движения, руки на поясе
Ночь спускается на
крыше,
Нужно нам идти потише
Дети идут на полупальцах в деми – плие, палец
одной руки прижав к губам, имитируя знак
тишины
Не упасть бы нам с горы,
Дети идут приставным шагом на деми – плие
Двигаемся как крабы мы
боком (лицом в центр круга), руки расставлены в
стороны, согнуты в локтях, предплечье
направлено вертикально, пальцы рук широко
расставлены
Мы подобны кенгуру,
Можем прыгнуть на луну
Дети выполняют прыжки лицом по направлению
движения, руки на поясе
Видим финиш по прямой,
Весело дойдем с тобой
Дети выполняют шаг с носка лицом по
направлению движения, руки свободно опущены
— Какое необычное путешествие мы с вами совершили. Знаете ли вы,
куда мы с вами пришли?(нет) А пришли мы с вами на цветочную поляну!
1.2 Упражнение «Прекрасные цветы»
Дети располагаются врассыпную по залу, изображая бутоны, из которых с
началом музыки начинают «распускаться прекрасные цветы».
Под палящими лучами солнца цветы начинают вянуть; дети, медленно
расслабляясь, опускаются на одно колено. А под дождиком снова оживают,
поднимаются.
2. Творческая работа по изученному материалу (10 минут)
2.1 «Передай настроение»
Дети получают карточки на которых представлены сказочные герои и
изображают данного персонажа. (Баба-Яга, Мальвина, Винни Пух, Лиса Алиса,
Буратино, ) Молодцы! Вы отыскали еще одно яблочко!
2.2 Упражнение на снятие эмоциональной и физической нагрузки (2
минуты)
Упражнение «Наши красные цветки»
Цель: снять эмоциональное напряжение у обучающихся; способствовать
развитию творческого художественного воображения.
Текст
Движения
Наши красные цветки
Руки плавным движением поднимаются в III
классическую позицию
Распускают лепестки
Руки раскрываются во II позицию
Ветерок чуть дышит,
Лепестки колышет
Выполняются покачивающиеся из стороны в
сторону движения корпуса, руки выполняю легкие
волнообразные движения с маленькой амплитудой
Наши красные цветки
Закрывают лепестки
Руки возвращаются в III классическую позицию
Головками качают
Выполняются покачивающиеся из стороны в
сторону движения корпуса, руки сохраняют III
позицию
И тихо засыпают
Соединенные кисти рук подкладываем под голову,
имитируя спящего человека
VII. Подведение итогов занятия (3 минуты)
— Ребята, теперь давайте обратимся к нашему дереву. Кажется, мы
нашли все плоды, потерянные нашим гостем, посмотрите, какое оно у нас
красивое, все в яблоках. Я раскрою вам секрет, ведь это не простое дерево, оно
волшебное. Это дерево обладает памятью! Вы помните, за что получили
яблоки?(да) Мы с вами применяли свои знания практически, выполняя
творческое задание. Прекрасно! Посмотрите, все эти знания объединяет одна
тема «Музыка», это ствол нашего дерева. Вот такое волшебное деревце
погостило у нас с вами.
— Вы старались и были внимательны, выполняли все движения грамотно
и не нарушали дисциплину. А теперь мы с вами попрощаемся до следующего
занятия.
Поклон. (Музыкальный размер 4/4)
И.П.
I свободная позиция
ног
руки на поясе
Голова направлена
в анфас
1 такт:
1и
Правая нога
скольжением
выводится на носок
вправо, вес тела
Правая рука
переводится в I
позицию
Голова слегка
наклонена к
левому плечу,
«заглядывает» в
остается на левой ноге
правую руку
2и
Правая нога ставится
на полную стопу, вес
тела переносится на
правую ногу, левая
нога выводится на
носок
Правая рука
переводится во II
(народную) позицию
Голова
поворачивается
вправо, следя за
правой рукой
3и
Левая нога
скольжением
подводится в
исходное положение,
вес распределяется на
2 ноги
Правая рука
закрывается на пояс
через I позицию
Голова
переводится в
положение анфас
4и
Выполняется
маленькое приседание
по I свободной
позиции и
возвращение в И.П.
Руки на поясе
Головой
выполняется
маленький наклон
вперед и
возвращается в
И.П.
2 такт:
1и
Левая нога
скольжением
выводится на носок
влево, вес тела
остается на правой
ноге
Левая рука
переводится в I
позицию
Голова слегка
наклонена к
правому плечу,
«заглядывает» в
левую руку
2и
Левая нога ставится на
полную стопу, вес
тела переносится на
левую ногу, правая
нога выводится на
Левая рука
переводится во II
(народную) позицию
Голова
поворачивается
влево, следя за
левой рукой
носок
3и
Правая нога
скольжением
подводится в
исходное положение,
вес распределяется на
2 ноги
Левая рука
закрывается на пояс
через I позицию
Голова
переводится в
положение анфас
4и
Выполняется
маленькое приседание
по I свободной
позиции и
возвращение в И.П.
Руки на поясе
Головой
выполняется
маленький наклон
вперед и
возвращается в
И.П.