Напоминание

Инновационные педагогические технологии, как условие повышения качества образования на примере естественнонаучного цикла


Автор: Александр Владимирович Петров
Должность: учитель химии и биологии
Учебное заведение: МБОУ Верхнекужебарская СОШ им. В.П. Астафьева
Населённый пункт: с. Верхний Кужебар
Наименование материала: методическая разработка
Тема: Инновационные педагогические технологии, как условие повышения качества образования на примере естественнонаучного цикла
Раздел: полное образование





Назад




Мастер-класс «Инновационные педагогические технологии, как условие

повышения качества образования»

(на примере естественнонаучного цикла)

1 слайд. Добрый день, я очень надеюсь, что сегодня у нас с вами получится

интересное и полезное общение, направленное на обмен педагогическим

опытом. Тема моего мастер класса… Меня зовут Петров Александр

Владимирович – я учитель химии и биологии Верхнекужебарской СОШ.

2 слайд Мой наставник – Чичковская О.В. - учитель физики и ЗавУЧ

Верхнекужебарской школы. Педагог с большим стажем и огромным багажом

знаний в области естественных наук. Вот уже в течение 4-х лет, я под её

строгим надзором, осваиваю азы педагогики и консервативный подход в

синтезе с современными педагогическими технологиями делает нашу

совместную роботу весьма продуктивной. То что сегодня я вам

продемонстрирую, является нашими совместными наработками.

Слайд3. Цель: создание условий для передачи опыта по применению

инновационных педагогических технологий на уроках химии и биологии.

Задачи:

- актуализировать применение инновационных педагогических

технологий на уроках с целью формирования универсальных учебных

действий учащихся;

- провести практическую исследовательскую работу по применению

некоторых инновационных педагогических технологий.

Планируемые результаты: повышение уровня профессиональной

компетентности присутствующих педагогов, их мотивации на использование

в практике инновационных педагогических технологий.

4 слайд. Прежде чем раскрыть секрет своего педагогического

мастерства, я предлагаю вам решить такой пример:

1)

загадайте число.

2)

прибавьте еще столько же

3)

прибавьте 10

4)

разделите на два

5)

отнимите задуманное

В результате у всех должно получиться число 5. Нетрудно догадаться,

в основе задачи лежит некий алгоритм. Результат был известен только мне,

но посредством направления ваших действий, мы все пришли к одному

ответу. Также происходит и при формировании ключевых компетенции.

Используя алгоритм работы, и зная конечный результат, учитель

«ведет» детей по неизведанному ими пути к верному ответу. Таким образом,

я пришел к выводу, что тема моего мастер класса совсем не случайна.

Среди инновационных педагогических технологий, направленных на

личностно-ориентированное обучение, особое место занимают

межпредметные связи, в основе которых лежит развитие познавательных

навыков учащихся, умений самостоятельно конструировать свои знания,

ориентироваться в информационном пространстве, развитие их критического

и творческого мышления, умение увидеть, сформулировать и решить

проблему.

Для реализации познавательной и творческой активности школьника в

учебном процессе используются современные образовательные технологии

(Технология - это совокупность форм, методов, приемов и средств,

применяемых в какой-либо деятельности. Педагогическая технология это

содержательная техника. реализации учебного процесса) Коллеги, подумайте

и назовите те пед. технологии которые вы знаете и возможно даже

используете на своих урока? (отвечают)

Слайд 5. Информационно – коммуникационная технология, Технология

критического мышления, Приём «Ассоциация, Приём «Что я знаю», Прием

«Корзина идей», Приём «Верю – не верю», Прием инсерт (пометки на полях

знал, новое, думал иначе), Кейс-технология, Игровые технологии,

Проблемная технология, Проектная технология, Творческие мастерские

Все верно, молодцы!

Слайд 6. Биология и химия, на мой взгляд - одни из самых интересных и в то

же время трудных для понимания целостной картины мира предметов

школьного курса. Для меня, как для учителя главное, чтобы каждый ребенок,

научился четко определить цели и задачи, анализировать, делать выводы,

применять полученную информацию для решения новых задач.

Как раз в этом современному учителю очень помогают вышеперечисленные

технологии.

Слайд 7. В сегодняшнем мастер-классе мы на основе одной темы из курса

химии 9 класса «Индикаторы в химии» рассмотрим работу на примере

«технологии исследовательской (групповой) деятельности и в конечном

итоге внедрением проекта.

Работая с детьми в условиях ФГОС, мы в первую очередь должны обращать

внимание на Практико-ориентированное обучение и исходя из этого

возникает вопрос - Где индикаторы находят свое применение?

Чтобы получить ответ на этот вопрос, можно провести следующий

эксперимент

Слайд 8 «Определение среды растворов моющих средств для посуды с

помощью растительных индикаторов»

Слайд 9. На уроках биологии дети изучают, что внешняя поверхность

эпидермиса покрыта микроскопически тонким слоем – кислотной мантией.

Следовательно, нормальная кожа имеет кислую реакцию, рН кожи

составляет в среднем 5,5.

При использовании моющих средств для посуды,

имеющих щелочную среду, мы нарушаем нормальную кислотную среду

кожи рук.

Для предохранения кожи рук от негативного воздействия, моющие

средства для посуды должны иметь значение рН, соответствующее значению

рН кислотной мантии эпидермиса.

С помощью приготовленного раствора

природного индикатора – антоциана, который можно получить из

краснокочанной капусты или как в нашем случае из чая каркадэ, можно

увидеть, что раствор нейтральной среды фиолетовый, кислой — красный,

щелочной — зеленый. Таким образом мы проверим, какую среду имеют

различные моющие средства для посуды.

Слайд 10 Этапы работы: (коллективно)

1. Найдите на столах ёмкость с раствором антоциана (чай каркадэ)

2. Сделайте раствор имеющихся моющих средств

3. Прилейте природный индикатор в эти растворы.

а) Взгляните на свои растворы моющих средств, они изменили свою

окраску.

б) Посмотрите, какого цвета стал отвар чая, и в каком растворе он приобрел

такую окраску?

Слайд 11 Запишите в исследовательской карте их цвет в растворах кислоты

и щелочи. (ждем). Мы зафиксировали результаты наших исследований в

исследовательской карте:

Итоги любого исследования должны быть оформлены письменно (это

может быть отчет), поскольку результат, не дошедший до читателя,

считается несуществующим.

Составим отчет на основе нашего исследования, которое предполагает

определение темы исследования, цель, задачи, объект, предмет, гипотезу,

метод, результат исследования и вывод.

Слайд 12.

Творческий отчет (Должно получиться)

Этапы исследовательской

работы

Творческий отчет на основе

исследования

Тема

Определение среды растворов

моющих средств для посуды с

помощью растительных индикаторов

Объект и предмет

Моющие средства: «Pril» и

«Fairy»

Цель

Оказывают ли моющие

средства негативное влияние на

эпидермис

Задачи

Определение среды растворов с

помощью отвара краснокочанной

капусты

Гипотеза

Моющие средства: «Pril» и

«Fairy» могут быть опасны для

эпидермиса

Метод

Химический эксперимент

Результаты

Отвар краснокочанной капусты

изменяет свой цвет в растворе «Pril»

на бледно-розовую, в растворе

«Fairy» - на зелёную

Выводы

«Fairy» оказывает негативное

влияние на эпидермис кожи человека.

Благодарю Вас, уважаемые коллеги. Вы - замечательные исследователи!

Слайд 13. Таким образом, получившиеся результаты и наработки можно

вполне использовать в научно-практическом направлении. Например, ученик

9 класса нашей школы, Леднев Вячеслав, под моим руководством участвовал

в РНПК по теме «Результаты анкетирования о физическом состоянии

обучающихся МБОУ Верхнекужебарской СОШ», и как раз данная анкета

была составлена им просто, как творческая часть исследовательского

процесса на уроке биологии.

Благодарю за внимание!



В раздел образования