Автор: Лебинзан Светлана Аркадьевна
Должность: учитель физической культуры
Учебное заведение: МБОУ города Кургана "СОШ № 9"
Населённый пункт: город Курган
Наименование материала: " Система физкультурно - оздоровительной работы в школе в рамках внедрения комплекса ГТО"
Тема: Внеклассная работа
Раздел: полное образование
Лебинзан Светлана Аркадьевна
МБОУ города Кургана «СОШ№9» учитель физической культуры
Педагогический опыт
« Система физкультурно - оздоровительной работы в школе в рамках
внедрения комплекса ГТО»
Цель: Создать целостную систему физкультурно-оздоровительной работы в
школе, способствующую осознанному ведению здорового образа
жизни участниками образовательного процесса, регулярным занятиям
физической культурой и спортом, участию в общественной и
спортивной жизни школы, города, области, обеспечивающую
подготовку обучающихся к сдаче норм ГТО.
Задачи:
1.Изучить нормативно–правовую базу, определяющую правовое поле
процесса внедрения комплекса ГТО в образоватльном учреждении.
2. Развитие физической культуры и массового спорта в школе, вовлечение
оптимального числа детей в интенсивные регулярные занятия физической
культурой и спортом.
3. Внедрение Всероссийского физкультурно - спортивного комплекса «Готов
к труду и обороне» (ГТО) и создание эффективной системы подготовки к
выполнению норм ГТО.
4. Осуществление систематического мониторинга физической
подготовленности
обучающихся.
Актуальность выбранной темы обусловлена возрождением в Российской
Федерации национальной идеи, направленной на улучшение здоровья и
патриотизма нации.
Популяризация массовой физической культуры и здорового образа жизни
является сегодня актуальной. Забота о здоровье граждан выдвигается в
качестве главного приоритета внутренней политики государства, о чем
свидетельствует Федеральная целевая программа «Развитие физической
культуры и спорта в Российской Федерации». На современном этапе
развития общества выявлена тенденция к ухудшению состояния здоровья
детей. Сейчас, к сожалению, практически не встретишь абсолютно здорового
ребенка. Интенсивность учебного труда учащихся очень высока, что является
существенным фактором ослабления здоровья детей. Причинами этих
отклонений являются малоподвижный образ жизни, накапливание
отрицательных эмоций, возрастные психоэмоциональные изменения. Особую
тревогу вызывает то, что результаты всероссийской диспансеризации
показывают высокую степень распространения вредных привычек среди
детей и подростков. Вопрос сохранения здоровья учащихся в школе на
сегодняшний день стоит очень остро. Поэтому целенаправленная работа по
организации физкультурно-оздоровительной деятельности позволит не
только сохранить здоровье школьников, но и сформировать у них знания о
культуре здоровья, мотивацию на здоровый образ жизни, создать условия для
раскрытия индивидуальных возможностей и резервов организма. Исправить
ситуацию и достичь указанных целей призван ряд мер, принимаемых на
государственном уровне. Ключевым из них стало введение в действие с 1
сентября 2014 г. в Российской Федерации Всероссийского физкультурно-
спортивного комплекса «Готов к труду и обороне» (ГТО), главной целью
которого является охват всего населения страны, как взрослых, так и детей,
общим спортивным движением. Комплекс ГТО будет способствовать
внедрению физической культуры в повседневную жизнь людей, создаст
необходимые возможности для всесторонней физической подготовки
населения к труду и обороне Родины. В силу своей специфики комплекс ГТО
обладает огромным воспитательным потенциалом и является одним из
мощных механизмов в формировании таких мировоззренческих качеств
личности, как гражданственность и патриотизм
. Новизна заключается в возрождении системы комплекса ГТО в новом
современном формате с учетом приоритетов государственной политики в
сфере развития физической культуры и спорта, содержит как методический
(разработка нормативного, методического, организационного, материально-
технического обеспечения системы физкультурно-оздоровительной работы в
школе, учебных программ спортивной подготовки в рамках дополнительного
образования, обобщение и распространение опыта школы и т.д.), так и
практический (организацию системной, целенаправленной физкультурно-
оздоровительной деятельности в школе) аспекты.
Идея состоит в создании отвечающей вызовам современности системы
физкультурно - оздоровительной работы в школе, разработке рекомендаций
по её реализации, а также выявление возможностей реализации в любом
образовательном учреждении, находящемся на территории Российской
Федерации.
Этапы реализации
1 этап (подготовительно-организационный, ):
- изучение и разработка нормативно-правовых документов по внедрению
комплекса
ГТО;
- изучение и анализ уровня здоровья и физической подготовленности
обучающихся
в
школе;
-
обеспечение
педагогическими
кадрами
(повышение
квалификации);
-
создание
и
пополнение
материально-технической
базы;
-
создание
благоприятного
психологического
климата
в
коллективе;
- разработка единого календарного плана на период реализации проекта.
2
этап
(основной
–
реализация):
−
апробация
физкультурно-оздоровительной
системы
в
школе;
− системное взаимодействие центров по организации спортивно- массовой
работы;
−
проведение
мероприятий
по
обмену
опытом
работы
педагогов,
участвующих
в
реализации
системы;
− реализация рабочих программ внеурочной деятельности физкультурно-
оздоровительного
направления;
−
организация
психолого-педагогического
сопровождения
участников
образовательного
процесса;
− проведение спортивно-массовых мероприятий, праздников и фестивалей;
− обновление материально- технической базы учреждения.
3этап(заключительный,):
- сравнительный анализ планируемых результатов с полученными
результатами, оцененными на основе использования разработанных
критериев и показателей;
Ожидаемые результаты
№
п/
п
Ожидаемые результаты
Критерии эффективности
1
Управленческие
1.Создание
условий
для
подготовки
к
сдаче
Всероссийского физкультурно-
спортивного комплекса «Готов
к труду и обороне» (ГТО)
Разработана
нормативная
локальная
база в ОУ для подготовки к сдаче
комплекса ГТО.
Обновлена
материально-техническая
база.
Подобраны формы для подготовки и
сдачи ГТО.
Разработана система оценивания и
контроля выполнения комплекса ГТО.
2.Стимулирование
участников
образовательного
процесса
к
регулярным
занятиям
физической культурой, участию
в общественной и спортивной
жизни
образовательной
организации,
успешному
прохождению тестирования по
комплексу ГТО
Сформированная система стимулов для
всех участников образовательного
процесса к регулярным занятиям
физической культурой, участию в
общественной и спортивной жизни
образовательной организации,
успешному прохождению тестирования
по комплексу ГТО
3.Повышение
профессиональной
компетентности педагогов
Прохождение аттестации педагогов на
подтверждение и повышение
квалификационных категорий
4.Рост
профессионального
мастерства
учителей
физической культуры, педагогов
дополнительного образования
Участие в соревнованиях разных
уровней
5.Информированность
всех
участников
образовательных
отношений об эффективности
внедрения системы.
Размещение отчетов о проведении
мероприятий , соревнований на сайт
школы ,и в группу Вконтакте.
6.Реализация
ФГОС.
Достижение
метапредметных
результатов
Выполнение учебного плана.
Формирование предметных,
личностных и метапредметных
результатов
2
Образовательные
1.Увеличение
числа
обучающихся,
занимающихся
по
дополнительным
образовательным
программам
физкультурно-оздоровительной
направленности
Повышение
процента
охвата
всех
участников образовательного процесса
программами
дополнительного
образования, в т.ч. в рамках платных
образовательных услуг, до 40%.
3.Разработка программ курсов
по
выбору,
внеурочной
деятельности,
кружков,
спортивных секций
Увеличение
числа
программ,
реализованных
в
образовательном
процессе в рамках внедрения ГТО.
4.Вовлеченность
учащихся
в
непрерывный
тренировочный
процесс
и
соревновательную
Увеличение
числа
учащихся,
посещающих спортивные секции
деятельность
5.Повышение
мотивации
неспортивных обучающихся к
физической
культуре
и
здоровому
образу
жизни,
их
приобщение к спорту
Увеличение числа участников школьной
спартакиады
3
Личностные
1. Формирование личностных
результатов (сформированность
внутренней
позиции,
самоуважения).
Формирование
ответственного
отношения
к
своему
здоровью
Формирование жизненных ценностей
2.Повышение
уровня
общефизического
развития
участников
образовательных
отношений
Повышение мотивации к ЗОЖ
4
Социальные
1.
Снижение
уровня
заболеваемости детей
Уменьшение
числа
заболеваний
школьников
2.Улучшение
эмоционального
состояния учащихся, родителей
педагогов
Уменьшение
негативных
отзывов
родителей, учащихся и педагогов
3.Развитие
спортивно-
оздоровительной
среды
образовательной организации.
Улучшение материально-технической и
спортивной базы
Описание
Внедрение комплекса ГТО – это социально-значимая задача в школе.
С помощью внедрения комплекса ГТО нам удастся увеличить количество
занимающихся
физической
культурой
и
спортом,
повысить
уровень
физической подготовленности,
развить массовый и школьный спорт,
создать современную материально-техническую базу, а главное наши дети и
члены коллектива будут успешными в дальнейшей жизни.
Имея большой и положительный опыт работы с обучающимися и
членами коллектива школы по достижению спортивных результатов,
надеемся, что результативность нашей системы также будет на должном
уровне, так как задачи реально выполнимы.
Инновационный потенциал системы обусловлен:
1.
Социальным
заказом
государства
на
укрепление
здоровья,
гармоничное и всестороннее развитие личности, воспитание патриотизма и
гражданственности, улучшение качества жизни граждан;
2. Необходимостью повысить эффективность системы физического
воспитания детей ;
3. Результатами
исследования, проведенного участниками , по
распределению детей по группам здоровья и уровню заинтересованности
родителей в здоровом образе жизни.
4. Созданию физкультурно-оздоровительных программ, направленных
на повышение двигательной активности детей, формирование их интереса к
занятиям физкультурой и спортом и осознанного отношения к сохранению и
укреплению здоровья.
5. Системой физкультурно-оздоровительной работы, направленной на
подготовку детей младшего, среднего и старшего звена к сдаче норм
Всероссийского
физкультурно-спортивного
комплекса
«ГТО»
через
взаимодействия с Центром тестирования ВФСК ГТО города Кургана.
Формы предоставления результатов
1. Публикация инновационного опыта на сайте ОУ. (подготовка отчетов,
результатов деятельности)
2. Распространение опыта через печатные издания и СМИ.
3.
Различные
формы
повышения
профессиональной
компетенции
педагогов через вебинары, семинары, мастер-классы, конференции.
4.Результаты обучающихся показанные на соревнованиях разных уровней
(Муниципальные, Региональные, Всероссийские)
Список литературы
1.Указ Президента Российской Федерации от 24 марта 2014г. № 172 «О
Всероссийском физкультурно-спортивном комплексе «Готов к труду и
обороне» (ГТО)».
2.Постановление Правительства Российской Федерации от 11 июня 2014г. №
540
«Об
утверждении
Положения
о
Всероссийском
физкультурно-
спортивном комплексе «Готов к труду и обороне» (ГТО)».
3.Постановление Правительства Российской Федерации от 16 августа 2014г.
№ 821 «О внесении изменений в государственную программу Российской
Федерации «Развитие физической культуры и спорта».
4.Распоряжение Правительства Российской Федерации от 30 июня 2014г. №
1165-р «Об утверждении плана мероприятий по поэтапному внедрению
Всероссийского физкультурно-спортивного комплекса «Готов к труду и
обороне» (ГТО)».
5.Приказ Минспорта России от 08 июля 2014г. № 575 «Об утверждении
государственных
требований
к
уровню
физической
подготовленности
населения при выполнении нормативов Всероссийского физкультурно-
спортивного комплекса «Готов к труду и обороне» (ГТО)».
6.Приказ Минспорта России от 29 августа 2014г. № 739 «Об утверждения
порядка организации и проведения тестирования населения в рамках
Всероссийского физкультурно-спортивного комплекса «Готов к труду и
обороне» (ГТО)».
7.Методические
рекомендации
по
тестированию
населения
в
рамках
Всероссийского физкультурно-спортивного комплекса «Готов к труду и
обороне» (ГТО) /одобрены на заседании Координационной комиссии
Министерства спорта Российской Федерации по введению и реализации
Всероссийского физкультурно-спортивного комплекса «Готов к труду и
обороне» (ГТО) протоколом № 1 от 23.07.2014 пункт II/1 одобрены на
заседаниях Экспертного совета по вопросам Всероссийского физкультурно-
спортивного комплекса 28.05.2014 и 27.08.2014/.
8.Методические рекомендации по организации проведения испытаний
(тестов), входящих во Всероссийский физкультурно-спортивный комплекс
«Готов к труду и обороне» (ГТО) /одобрены на заседании Координационной
комиссии Министерства спорта Российской Федерации по введению и
реализации Всероссийского физкультурно-спортивного комплекса «Готов к
труду и обороне» (ГТО) протоколом № 1 от 23.07.2014 пункт II/1/.