Автор: Чапаева Лилия Рафаильевна
Должность: педагог дополнительного образования
Учебное заведение: МБУ ДО ЦДТ N6
Населённый пункт: Город Ульяновск
Наименование материала: Учебная программа
Тема: Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа художественной направленности “Вокально-хоровая студия "Весна". Ансамбль
Раздел: дополнительное образование
МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ ГОРОДА УЛЬЯНОВСКА
«ЦЕНТР ДЕТСКОГО ТВОРЧЕСТВА № 6»
Принята на заседании Утверждаю
Научно-методического совета Директор ЦДТ № 6
от «___» ____________20___г. ________В.С.Беззубенкова
Протокол № _______
___________________________ «_____»_________ 2022 г.
Приказ №______________
Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа художественной направленности
«Вокально-хоровая студия «Весна». Ансамбль
Возраст обучающихся: 7-10 лет
Срок реализации: 1 года
Стартовый уровень
1 год обучения -144 часа
1 модуль – (01.09.22 – 31.12.22)
2 модуль – (10.01.23 – 31.05.23)
Автор-составитель: Чапаева Лилия Рафаильевна
педагог дополнительного образования
г. Ульяновск, 2022
СОДЕРЖАНИЕ
I. Комплекс основных характеристик дополнительной общеобразовательной общеразвивающей программы
1.1. Пояснительная записка (общая характеристика программы)
1.2. Цели и задачи программы
1.3. Содержание программы
1.4. Планируемые результаты
II. Комплекс организационно-педагогических условий
2.1. Календарный учебный график
2.2. Условия реализации программы
2.3. Формы аттестации
2.4. Оценочные материалы
2.5. Методические материалы
III. Список литературы
I. Комплекс основных характеристик дополнительной
общеобразовательной общеразвивающей программы
1.1.Пояснительная записка
Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа «Вокально – хоровая студия «Весна» ориентирована на развитие
творческих способностей ребёнка через овладение основами вокального искусства, проявление индивидуальности в условиях детского
вокального коллектива. Данная программа призвана формировать систему специальных знаний, умений и навыков, позволяющих активно
обогащать и расширять опыт музыкально-творческой деятельности, способствовать воспитанию самостоятельной творческой личности.
Программа разработана в соответствии со следующими нормативно-правовыми документами:
Федеральный закон от 29 декабря 2012 года № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» (ст. 2, ст. 15, ст.16, ст.17, ст.75, ст.
79);
Проект Концепции развития дополнительного образования детей до 2030 года;
Приказ Минпросвещения РФ от 09.11.2018 года № 196 «Об утверждении Порядка организации и осуществления образовательной
деятельности по дополнительным общеобразовательным программам»;
Приказ от 30 сентября 2020 г. N 533 «О внесении изменений в порядок организации и осуществления образовательной деятельности
по дополнительным общеобразовательным программам, утвержденный приказом Министерства просвещения Российской Федерации
от 9 ноября 2018 г. № 196»;
Методические рекомендации по проектированию дополнительных общеразвивающих программ № 09-3242 от 18.11.2015 года;
СП 2.4.3648-20 Санитарно-эпидемиологические требования к организациям воспитания и обучения, отдыха и оздоровления детей и
молодежи;
Приказ Министерства образования и науки РФ от 23.08.2017 года № 816 «Порядок применения организациями, осуществляющих
образовательную деятельность электронного обучения, дистанционных образовательных технологий при реализации образовательных
программ»
«Методические рекомендации от 20 марта 2020 г. по реализации образовательных программ начального общего, основного общего,
среднего
общего
образования,
образовательных
программ
среднего
профессионального
образования
и
дополнительных
общеобразовательных программ с применением электронного обучения и дистанционных образовательных технологий»;
Локальные акты ОО (Устав, Положение о проектировании ДООП в образовательной организации, Положение о проведение
промежуточной аттестации обучающихся и аттестации по итогам реализации ДООП).
Дополнительность программы.
Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа по вокальному пению тесно связана и дополняет школьные программы
по музыке, литературе, истории, географии. Проанализировав содержание программы, можно выделить следующие межпредметные связи:
1. Вокал (эстрадный, академический) вплотную связан с такими школьными дисциплинами, как музыка, мировая художественная культура,
литература, история, русский и иностранный языки.
2. Музыкальные занятия (основы музыкальной грамоты) - с историей, с математикой, изобразительным искусством, с музыкальной
грамотой.
Направленность программы - художественная, так как способствует развитию творческих способностей учащихся посредством
музыкального искусства.
Актуальность программы обуславливается рядом факторов: целью дополнительного образования, удовлетворением индивидуальных
образовательных потребностей ребёнка, развитием его творческого потенциала, адаптацией в современном обществе, повышением
занятости в свободное время. Большую значимость для обучающихся имеет работа в вокальном ансамбле, совместное пение помогает
учащимся глубже воспринимать музыку, активно выражать свои переживания и чувства.
Новизна программы заключается в том, что программа позволяет решать не только обучающие задачи, но и создает условия для
формирования и проявления личностных качеств у учащихся, а также способствует работать в коллективе и проявлять лидерские качества.
Отличительной особенностью данной программы является то, что учащиеся занимаются не только эстрадным вокалом, но и познают
азы пения. При изучении данной программы рассматриваются также дополнительные смежные направления в области вокальных жанров,
что определённо помогает в развитии разностороннего кругозора учащихся.
Адресат программы. Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа ориентирована на желающих обучаться
вокальному искусству. Программа разработана с учётом психофизиологических и возрастных особенностей обучающихся. В коллектив
принимаются все желающие, прошедшие прослушивание, на котором определяется уровень их музыкальных способностей.
Программа рассчитана на 1 год обучения. Количество детей в группе до 15 человек.
Первый год обучения - «Стартовый уровень». Предполагает использование и реализацию общедоступных и универсальных форм
организации материала, минимальную сложность предлагаемого для освоения содержания программы. Обучение ведется по принципу от
простого к сложному. Освоение материала начинается с распевок, упражнений, далее материал усложняется, воспитывается навык
многоголосия, импровизации.
Объём и срок освоения программы – 2 раза в неделю по 2 академических часа, 144 часа в 1 год. Два занятия по 45 минут, между
занятиями - 15 минут перемены.
Предусматривается возможность сводных певческих занятий с группами. Программа предусматривает комплекс воспитательных
мероприятий: вечера отдыха, встречи с интересными людьми, посещение театров, музеев и других учреждений культуры; совместную
работу педагога, родителей и детей.
Программа предполагает различные формы контроля промежуточных и конечных результатов.
Формы организации образовательного процесса. Согласно Закону № 273-ФЗ. гл. 2. ст. 17. п.4 в рамках программы «допускается
сочетание различных форм получения образования и форм обучения». Основной формой обучения является очная форма обучения;
допускаются дистанционное, индивидуальное, в том числе ускоренное обучение, регламентируемые локальными актами муниципального
бюджетного учреждения дополнительного образования города Ульяновска «Центр детского творчества № 6».
Количество обучающихся в группе – 10-15 человек, состав группы варьируемый. Предусматривается: разъяснительная и консультативная
работа в мессенджерах Telegramm, Viber, WhatsApp, на которых будет организована работа микрогрупп; на платформе Zoom -
видеоконференции; в социальных сетях создана «беседа» для обсуждения образовательных вопросов и консультирования. Проводится
практическая работа посредствам: выполнения заданий в рабочей тетради, онлайн-тестирования, проведение викторин и опросов через
Google- и Yandex-формы, обмен выполненных практических и контрольных занятий проводится через электронную почту.
Беседа, на которой излагаются теоретические сведения, которые иллюстрируются поэтическими и музыкальными примерами, наглядными
пособиями, презентациями, видеоматериалами.
Практические занятия,
где дети осваивают музыкальную грамоту,
разучивают песни композиторов-классиков,
современных
композиторов.
Занятие-постановка, репетиция - отрабатываются концертные номера, развиваются актерские способности детей.
Заключительное занятие, завершающее тему – занятие-концерт. Проводится для самих детей, педагогов, гостей.
Выездное занятие – посещение выставок, музеев, концертов, праздников, конкурсов, фестивалей.
На занятиях используются следующие методы обучения:
– наглядно-слуховой;
– наглядно-зрительный;
– репродуктивный;
Одним из ведущих приёмов обучения пению детей является демонстрация педагогом академической манеры пения.
1.2. Цели и задачи программы:
Цель:
развитие творческих способностей обучающихся через приобщение к искусству пения, формирование культуры исполнения
вокальных произведений.
Задачи программы:
предметные:
- сформировать вокальные навыки и эстрадно-исполнительские качества;
- сформировать вокальную артикуляцию;
- сформировать практические умения ансамблевого исполнения песен в дуэте, трио;
- развить певческое дыхание;
- развить гибкость и подвижность мягкого нёба;
- расширить музыкальный кругозор и понимание стилистических особенностей современной вокальной музыки;
- научить свободному ориентированию в работе со звукозаписывающей и звуковоспроизводящей аудиоаппаратурой (микрофонами,
фонограммами);
- обучить приёмам самостоятельной и коллективной работы, самоконтроля;
метапредметные:
- развить гармонический и мелодический слух;
- усовершенствовать индивидуальные певческие и артистические способности;
- развить музыкальную память, чувство ритма;
- развить певческое дыхание;
- совершенствовать навыки сценического мастерства;
личностные:
- воспитать эстетический вкус обучающихся;
- воспитать интерес к певческой деятельности и к музыке в целом;
- воспитать чувство коллективизма;
- способствовать формированию воли, дисциплинированности, взаимодействию с партнёрами;
- воспитать настойчивость, выдержку, трудолюбие, целеустремленность;
- воспитать готовность и потребность к певческой деятельности;
- формировать качества личности, необходимые для достижения успешности.
Структура программы первого года обучения
Программа первого года обучения состоит из разделов:
1.
Вводное занятие. На этом занятии проводится инструктаж по безопасному поведению на занятиях, выбирается репертуара. Объясняется
певческий режим и культура пения.
2.
Интонирование. Понятие интонации в пении. Первоначальное формирование вокально-интонационной координации. Выразительность и
изобразительность в музыке. Развивается способность интонировать звуки разной высоты. Пение вокальных упражнений. Пение коротких
песен со словами.
3.
Звукообразование. Понятие звукообразования. Понятие "близкого" звука. Понятие "прикрытый" и "белый" звук. Знакомство с понятием
"атака звука". На практических занятиях - пение без названий звуков (на гласных и закрытым ртом) звукорядов вверх и вниз. Пропевание
всех упражнений с фортепианным гармоническим аккомпанементом, постепенно переходящее от полного дублирования мелодии к игре без
дублирования.
4.
Дыхание. Как правильно дышать во время пения. Дыхательная гимнастика. Выполнение дыхательных упражнений по системе А.Стрельни-
ковой. Развитие навыка «опертого» дыхания требует несколько большего времени и настойчивости. Обращение внимания ученика на «пра-
вильное» дыхание «животом». Проделывание на первых уроках нескольких «дыхательных» упражнений: чередование глубокого вздоха, бы-
строго и, напротив, максимально медленного выдоха.
5.
Дикция и артикуляция. Понятия дикции и артикуляции. Артикуляционный аппарат. Артикуляционная гимнастика. Артикуляционные
упражнения на гласные звуки. Артикуляционные упражнения на согласные звуки. Соединение гласного и согласного звуков. Парные соглас-
ные д-т, г-к, б-п, в-ф, ж-ш, з-с. Скороговорки. Практика. Выполнение артикуляционных упражнений на гласные звуки. Работа над гласными
звуками в музыкальных произведениях. Выполнение вокальных упражнений с ясным пропеванием звуков. Произношение скороговорок.
6.
Работа над вокальным произведением. Разучивание и ознакомление с произведениями народного творчества (русские, украинские, бело-
русские, кавказские народные песни), творчеством современных композиторов. Ознакомление с произведением, прослушивание, пропева-
ние под аккомпанемент.
7.
Развитие творческой активности, индивидуальности. Снятие зажимов. Раскрепощение. Выразительность. Игровые тренинги на развитие па-
мяти, воображения. Выразительные распевания. Изобразительность. Изобразительные распевания. Выразительные прочтения стихотворе-
ний.
8.
Постановка номера.
1.3. Содержание программы
Учебный план 1 года обучения.
№
Разделы, название темы
Часы
Всего
Теория
Практика
Формы контроля
I.
Пение как вид музыкальной деятельности.
1.
Вводное занятие. Инструктаж по ТБ. Диагностика.
2
1
1
Наблюдение.
Смотр
знаний,
умений
и
навыков (текущий)
2
Строение голосового аппарата. Правила охраны детского голоса.
Сольное и ансамблевое пении.
6
1
5
Опрос.
3
Вокально-певческая установка. Упражнения на дыхание по
методике А.Н. Стрельниковой.
12
0.5
11.5
Слуховой
контроль
пения
(чистота интонации).
II.
Формирование детского голоса.
1
Звукообразование.
7
0.5
6.5
Игровая
2
Певческое дыхание.
4
2
2
Индивидуальная
3
Дикция и артикуляция.
8
1
7
Опрос
4
Речевые игры и упражнения.
8
1
7
Анализ.
5
Вокальные упражнения.
19
2
17
Индивидуальная.
III.
Разучивание и исполнение песен. Слушание музыкальных
произведений,
1
Работа с произведениями русских композиторов- классиков.
27
0.5
26.5
Опрос
2
Работа
с
произведениями
современных
отечественных
композиторов.
34
1
33
Опрос
IV.
Игровая деятельность, театрализация песни.
2
0.5
1.5
Беседа
VI.
Расширение
музыкального
кругозора
и
формирование
музыкальной культуры.
1
Прослушивание аудио- и видеозаписей.
1
-
1
Концерт
2
Посещение театров, концертов, музеев и выставочных залов.
4
0.5
3.5
Беседа
VII.
Концертно-исполнительская деятельность
1
Репетиции
4
4
Анализ
2
Выступления, концерты.
4
0.5
3.5
Анализ
3
Итоговое занятие
2
0.5
1.5
Открытое занятие
Итого
144
16
128
1.4 . Планируемые результаты
Предметные результаты:
- знание основных песенных жанров;
- владение начальными навыками вокально-хоровой работы;
- умение различать динамические оттенки, регистры;
- умение слушать и анализировать пение друг друга.
Личностные результаты:
- приобретение устойчивых навыков самостоятельной, целенаправленной и содержательной музыкально-учебной деятельности;
- уважение и любовь к традициям своего народа и другим народов мира;
- сотрудничество в ходе реализации коллективных творческих проектов, решения различных музыкально-творческих задач.
Метапредметные результаты:
- умение адекватно оценивать свои знания и умения;
- умение четко выражать свои мысли при общении с педагогом и сверстниками;
- умение ориентироваться в культурном многообразии окружающей действительности.
II. Комплекс организационно-педагогических условий
2.1 Календарный учебный график
«Вокально – хоровой студии «Весна » на 2022-2023 1 год обучения.
№
Месяц
Число
Время
проведения
занятия
Форма
занятия
Количество
часов
Тема занятия
Место проведения
Форма контроля
1.
Сентябрь
Беседа.
4
Инструктаж по технике
безопасности. Введение в
общеобразовательную программу
МБОУ Лицей № 101
Набл Лицей №
101юдение.
Смотр знаний,
умений и навыков
(текущий)
2.
.Сентябрь
Практи-
ческая
работа
4
Артикуляционная гимнастика №3.
Дыхательная гимнастика
«Маленькая мышка»
МБОУ Лицей № 101
Выполнение
творческого
задания
3.
Сентябрь
Тренинг
4
Артикуляционная гимнастика №3.
Дыхательная гимнастика ФИУ №4
(закрепление). «Маленькая мышка»
(звук,.дикция) исполнение
любимых песен
МБОУ Лицей № 101
Выполнение
творческого
задания
4.
Сентябрь
Учебная
игра
4
Артикуляционная гимнастика №3.
Дыхательная гимнастика ФИУ1-2
«Слива». «Песенка друзей»
(худож.образ,характер)
МБОУ Лицей № 101
Выполнение
творческого
задания
5.
Сентябрь
Октябрь
Практи-
ческая
работа
4
Артикуляционная гимнастика №3.
Дыхательная гимнастика,
(мелодия.ритмич.рисунок)
МБОУ Лицей № 101
Выполнение
творческого
задания
6.
Октябрь
Учебная
игра
4
Артикуляционная гимнастика №3.
(закрепление) Дыхательная
гимнастика. Песня
«до.ре.ми.фа.соль» (чистота
мелодии)
МБОУ Лицей № 101
Кроссворд,
чайнворд
7.
Октябрь
Тренинг
2
Пение звукоряда. Артик.гимн.
(подв.мышц языка.)Дых.гимн.
(упр.»свечка»)
МБОУ Лицей № 101
Нотограммы,
ребусы, шарады
8.
Октябрь
Практи-
ческая
работа
4
Работа над выученным репертуаром
(звуковедение,образ)
МБОУ Лицей № 101
Выполнение
творческого
задания
9.
Октябрь
Практи-
ческая
работа
4
Артикуляционная гимнастика №3.
Дыхательная гимнастика(свечка)
ФПУ(А-О,-У-А-Э-И)на одном
звуке)
МБОУ Лицей № 101
Учебное занятие
контроля знаний
10.
Ноябрь
Практи-
ческая
работа
4
«ДО,РЕ,МИ,ФА,СОЛЬ»
эмоциональное исполнение
«Улыбка»(текст .чистота.мелодии)
МБОУ Лицей № 101
Кроссворд. Опрос
11.
Ноябрь
Тренинг
4
Артикуляционная гимнастика №3.
Дыхательная гимнастика
№паравозик». Муз.словарь (нотный
стан, скрип.ключ, ноты)
МБОУ Лицей № 101
Учебное занятие
контроля знаний
12.
Ноябрь
Игровой
зачёт
4
Артикуляционная гимнастика №3.
Дыхательная гимнастика
(.певческая позиция.)
Высота звука(выс,низк,средн).
«Нас качая в колыбели» беседа,
слушание
МБОУ Лицей № 101
Зачёт
13.
Ноябрь
Практи-
ческая
работа
4
Артик.гимн.;Дых.гимн. высота
звука (угадывание).
«Нас качая в калыбели»(текст ,
мелодия)
МБОУ Лицей № 101
Опрос. Тесты
14.
Ноябрь
Практи-
ческая
4
Артикуляционная гимнастика №3.
Дыхательная гимнастика
МБОУ Лицей № 101
Зачёт
Декабрь
работа
Фпм№1-2(компл. «начинающий)
Ритмические. рисунки
«Дед мороз» (текст мелодия,дикция
15.
Декабрь
Практи-
ческая
работа
4
Артикуляционная гимнастика №5.
Дыхательная
гимнастика(закрепление)
Фпм№1-2(компл. «начинающий)
«Дед мороз» (мелодия, темп )
МБОУ Лицей № 101
Выполнение
творческого
задания
16. 16.
Декабрь
Учебная
игра
2
Артикуляционная гимнастика №3-6.
Дыхательная гимнастика. Фпм№1-2
(компл. «начинающий) Ритм.
(запись ритм.рисунка)
«Новый год» (метроритм,дикция)
МБОУ Лицей № 101
Чайнворд
17.
Декабрь
Практи-
ческая
работа
4
Артикуляционная гимнастика №3-6.
Дыхательная гимнастика №1-6
Фпм№1-2 (компл. «начинающий)
Ритм.(запись ритм.рисунка),
«Новый год», «Дед мороз» (дикция,
темп)
МБОУ Лицей № 101
Выполнение
творческого
задания
18.
Декабрь
Январь
Практи-
ческая
работа
4
Артикуляционная гимнастика №6-7.
Дыхательная гимнастика №1-6
(«Снежинка» текст,звуковедение)
МБОУ Лицей № 101
Исполнение
музыкального
произведения
19.
Январь
Репети-
ция
4
Инструктаж по технике
безопасности. Фпм№1-2 (компл.
«начинающий), №2-3 (закрепление)
МБОУ Лицей № 101
Исполнение
музыкального
произведения
20.
Январь
Игровой
зачёт
4
Артикуляционная гимнастика №3.
Дыхательная гимнастика
Фпм(упр№4,5.) ; Работа над
репертуаром(дикция) .
МБОУ Лицей № 101
Учебное занятие
контроля знаний
21.
Январь
Беседа.
4
Артикуляционная гимнастика№6
Дыхательная гимнастика(ощущения
Фпм(упр№1—5(совершенсвов.))
Беседа,слушание вокалистов
МБОУ Лицей № 101
Тесты (на
различия, на
опознания)
22.
Февраль
Практи-
ческая
работа
4
Артикуляционная гимнастика №5.
Дыхательная гимнастика.
Фпм(упр№6-совершенствование )
Пение звукоряда(а-о-у-а-э-и)
Конкурс (лучшая дикция, эмоция )
МБОУ Лицей № 101
Викторина
23.
Февраль
Тренинг
4
Артикуляционная гимнастика №1-6
Дыхательная гимнастика, дикция
«паравозик» Фпм, речевые сигналы
Такт,такт,черта», «Про папу»
МБОУ Лицей № 101
Учебное занятие
контроля
24.
Февраль
Учебная
игра
4
Артикуляционная гимнастика №3.
Дыхательная гимнастика Фпм
(выравнивание позиции гласных и
артикул.). Ритм. «Моя Бабушка»
МБОУ Лицей № 101
Шарады, ребусы,
нотограммы
Текст,мелодия.
25.
Февраль
Практи-
ческая
работа
4
Артикуляционная гимнастика №3.
Дыхательная гимнастика Фпм
№1-2(компл. «начинающий) Ритм.
(запись ритм.рисунка). «Я и
бабушка» (мелодия,интонация)
МБОУ Лицей № 101
Исполнение
музыкального
произведения
26.
Март
Учебная
игра
4
Артикуляционная гимнастика №3.
Дыхательная гимнастика
Фпм№1-2(компл. «начинающий)
Ритм. (запись ритм.рисунка) ,«Моя
бабушка» (мелодия,интонация)
МБОУ Лицей № 101
Зачёт
27.
Март
Тренинг
4
Артикуляционная гимнастика №3.
Дыхательная гимнастика
Фпм№1-3(компл. «начинающий)
Ритм. (запись ритм.рисунка)
«Моя бабушка» (дикция,интонация)
МБОУ Лицей № 101
Выполнение
творческого
задания
28.
Март
Практи-
ческая
работа
4
Артикуляционная гимнастика №3.
Дыхательная гимнастика
Фпм№1-2(компл. «начинающий)
Ритм.(запись ритм.рисунка), «Моя
бабушка» (мелодия,интонация)
МБОУ Лицей № 101
Учебное занятие
контроля
29.
Март
Практи-
ческая
работа
4
Артикуляционная гимнастика №3.
Дыхательная гимнастика
Фпм№1-2(компл. «начинающий)
Ритм.(запись ритм.рисунка)
«Моя бабушка» (ритм,интонация)
МБОУ Гимназия № 30,
кабинет № 108
Учебное занятие
контроля
30.
Апрель
Практи-
ческая
работа
4
Артикуляционная гимнастика №3.
Дыхательная гимнастика
Высота звука(пение, угадывание).
Разучивание «Мамины глаза»
МБОУ Гимназия № 30,
кабинет № 108
Викторина
31.
Апрель
Тренинг
4
Артикуляционная гимнастика №3.
Дыхательная гимнастика .
Фпм.упр(фон.интон.)
«Мамины глаза» (Текст,дикция)
МБОУ Гимназия № 30,
кабинет № 108
Тесты (на
различия, на
опознание, задача с
выбором ответов).
32.
Апрель
Игровой
зачёт
4
Артикуляционная гимнастика
№3(закрепение). Дыхательная
гимнастика (ощущения) «Мамины
глаза» (фразировка.звуковедение)
МБОУ Гимназия № 30,
кабинет № 108
Тесты (задача с
выбором ответов)
33.
Апрель
Практи-
ческая
работа
4
Артикуляционная гимнастика №3.
Дыхательная гимнастика Фпм
(счёт,вой)
Беседа Бдд, «Песенка друзей»
МБОУ Гимназия № 30,
кабинет № 108
Выполнение
творческого
задания
34.
Май
Практи-
ческая
работа
4
Артикуляционная гимнастика №5.
Дыхательная гимнастика.
Устройство голос.аппарата.
Фпм(закрепление пр.)
МБОУ Лицей № 101
Наблюдение,
тесты, нотограммы
35.
Май
Практи-
ческая
работа
4
Артикуляционная гимнастика №3.
Дыхательная гимнастика.
Фпм(закр.пройд.) «Песенка друзей»
МБОУ Лицей № 101
Исполнение
музыкального
произведения
36.
Май
Учебная
игра
2
Пение любимых песен
(настроение,дикция)
МБОУ Лицей № 101
Выполнение
творческого
задания
37.
Май
Игровой
зачёт
4
Артикуляционная гимнастика №1-5
повторение). Дыхательная
гимнастика. Генеральная
репетиция концерта для родителей
МБОУ Лицей № 101
Исполнение
музыкального
произведения
38.
Май
Практи-
ческая
работа
2
Итоговый урок
МБОУ Лицей № 101
Выполнение
творческого
задания
2.2. Условия реализации программы
Материально-техническое обеспечение
Для реализации программы необходимо:
помещение, удовлетворяющее санитарно-гигиеническим требованиям, требованиям техники безопасности, обеспечивается тепло- и
энергосбережением, хорошо проветриваться, в помещении для занятий должна быть соответствующая акустика;
дидактический и наглядный материал
ноутбук (компьютер для педагога)
нотная литература
инструмент (фортепиано, синтезатор)
усилительная аппаратура
микрофоны
Программа раскрывает содержание занятий, объединенных в тематические разделы, состоит из теоретической и практической частей.
Теоретическая часть включает в себя знакомство с основными понятиями вокально -хоровой работы закрепление знаний по основным
навыкам, работу с текстом. Практическая часть обучает приемам вокального исполнения песен, элементы хореографии.
Структура занятия:
- организационный момент;
-разогрев певческого аппарата (вокальные упражнения);
- сообщение темы, цели;
- подготовка к изучению новой темы через повторение;
- ознакомление с новым материалом;
- закрепление полученных знаний на практике;
- подведение итогов.
Педагог объясняет тему занятия, задачи, которые необходимо решить, средства и способы их выполнения. Демонстрирует, как нужно
правильно выполнять различные вокальные упражнения и техники. После объяснения учащиеся приступают к работе. Практическая
деятельность обучающихся строится от простого к сложному, от учебных упражнений до исполнения целостного произведения. В конце
занятия для закрепления полученных знаний и умений проводится анализ выполненной работы и разбор имеющихся ошибок.
2.3 Формы аттестации
Формы отслеживания образовательных результатов: педагогические наблюдения, открытые занятия с последующим обсуждением,
итоговые занятия, промежуточная аттестация, концертные выступления, конкурсы, фестивали, смотры. В качестве входящей диагностики
используется прослушивание. В качестве форм текущего контроля используются наблюдения, творческие показы, просмотры. Публичная
презентация образовательных результатов программы осуществляется в форме участия в конкурсах, фестивалях, итоговых концертах.
Диагностика: первичная (на первом занятии), текущая, промежуточная (май)
Диагностика
Основные параметры
Период
Способ
Входящая
-степень
интересов
и
уровень
подготовленности
детей
к
занятиям прослушивание
-природные
физические
данные
каждого ребенка
-уровень развития общей культуры
ребенка
сентябрь
октябрь
наблюдение
Текущая
-высокий
уровень
исполнения
песенного произведения
-степень
развития
интеллектуальных,
художественно-творческих
способностей
ребенка,
его
личностных качеств
-уровень развития общей культуры
ребенка
Декабрь
концертная
деятельность
конкурсы
фестивали
Промежуточная
-высокий
уровень
исполнения
песенного произведения
-степень
развития
интеллектуальных,
художественно-творческих
способностей
ребенка,
его
Май
концертная
деятельность
конкурсы
фестивали
личностных качеств
-уровень развития общей культуры
ребенка
2.4 Оценочные материалы
Муниципальное бюджетное учреждение дополнительного образования города Ульяновска
«Центр детского творчества № 6»
Мониторинг результатов обучения и личностного развития учащихся
объединений и студий
Показатели
(оцениваемые параметры)
Критерии
Степень выраженности
оцениваемого качества
баллы
Методы
диагностики
1. Теоретические знания по
основным разделам
учебного плана
дополнительной
общеобразовательной
общеразвивающей
программы
Соответствие
теоретических знаний
учащегося программным
требованиям
минимальный уровень
: учащийся овладел менее половины
объёма знаний, предусмотренных программой за конкретный
период;
средний уровень
: объём усвоенных знаний составляет более
половины;
максимальный уровень
: воспитанник освоил практически весь
объём знаний.
1
2
3
Наблюдение,
тестирование,
контрольный
опрос и т.д.
2. Владение
специальной
терминологией
Осмысленность,
правильность
использования специальной
терминологии
минимальный уровень
: воспитанник, как правило, избегает
употреблять специальные термины;
средний
уровень
:
воспитанник
сочетает
специальную
терминологию с бытовой;
максимальный уровень
: воспитанник употребляет специальные
термины осознанно и в полном соответствии с их содержанием.
1
2
собеседование
3
3. Практические умения и
навыки по основным
разделам учебного плана
дополнительной
общеобразовательной
общеразвивающей
программы
Соответствие практических
умений и навыков
программным требованиям
минимальный уровень
: воспитанник овладел менее половины
объёма знаний, предусмотренных программой за конкретный
период;
средний уровень
: объём усвоенных знаний составляет более
половины;
- максимальный уровень: воспитанник освоил практически весь
объём знаний.
1
2
3
контрольное
задание
4. Творческие навыки,
достижения
Креативность в
выполнении практических
заданий, творческих работ
начальный уровень
развития креативности;
репродуктивный
уровень
(выполнение
заданий
на
уровне
образца);
творческий уровень
(выполнение творческих работ, проектов)
1
2
3
контрольное
задание, анализ
творческой
работы
5. Умение работать с
источниками информации,
вести учебно-
исследовательскую работу
Самостоятельность в
выборе и анализе
источников информации,
учебно-исследовательской
работе
минимальный уровень
: воспитанник испытывает затруднения
при работе с источниками информации, нуждается в постоянной
помощи и контроле;
средний уровень
: работает с источниками информации с
помощью педагога или родителей;
максимальный уровень
: работает самостоятельно.
1
2
3
анализ
творческой
работы
6. Активность учащегося в
обучении
Позиция активности
учащегося в обучении и
низкий уровень
: на занятиях неактивен, выполняет задания
только по чётким инструкциям;
1
анализ
устойчивого интереса к
деятельности
средний уровень
: проявляет интерес к деятельности, активен на
определённых этапах работы;
высокий уровень
: проявляет активный интерес к обучению,
стремится к самостоятельной творческой деятельности.
2
3
творческой
работы,
наблюдение
7. Учебно-
коммуникативные
умения и навыки
Умение слушать педагога,
выступать перед
аудиторией, участвовать в
дискуссии
минимальный уровень
: воспитанник испытывает затруднения в
восприятии информации и нуждается в постоянной помощи и
контроле;
средний уровень
: активен на определённых этапах деятельности;
- максимальный уровень: высокая активность
на занятиях,
свободное владение информацией и логичность в построении
выступления, дискуссии.
1
2
3
наблюдение
8. Учебно-организационные
умения и навыки
Способность
организовывать своё
рабочее место, соблюдение
правил техники
безопасности, аккуратность
и ответственность
минимальный уровень
: воспитанник овладел менее половины
объёма
навыков
безопасной
деятельности,
неаккуратен,
неорганизован;
средний уровень
: объём усвоенных навыков составляет более
половины;
- максимальный уровень: воспитанник освоил практически весь
объём учебно-организационных навыков.
1
2
3
наблюдение
9. Организационно-волевые
качества
Степень развития терпения,
воли, самоконтроля
минимальный уровень.
средний уровень.
максимальный уровень.
1
2
3
наблюдение
10. Культура поведения
Наличие нравственных
качеств личности,
соблюдение норм
поведения
минимальный уровень.
средний уровень.
максимальный уровень.
1
2
3
наблюдение
11. Характер отношений в
коллективе
Уровень коммуникативных
качеств, степень участия в
делах коллектива
минимальный уровень.
средний уровень.
максимальный уровень.
1
2
3
наблюдение
Муниципальное бюджетное учреждение дополнительного образования города Ульяновска «Центр детского творчества № 6»
Мониторинг результатов обучения и личностного развития учащихся
объединение ,
руководитель ,
группа года обучения.
.
(входная, промежуточная, итоговая диагностика)
№
Фамилия, имя
Учащегося
Образовательные результаты
Результаты личностного развития
1
2
3
4
5
6
7
8
9
10
11
1
2
3
4
5
6
7
8
9
10
11
12
Подведение итогов мониторинга результатов обучения и личностного развития учащихся
Объединение: ,
Педагог: ,
Количество учащихся в объединении .
Результаты образовательной деятельности
Вид
Диагностики
Количество
детей
Низкий уровень
Средний уровень
Высокий уровень
количество
%
количество
%
количество
%
Входная
промежуточная
Итоговая
(1-1.4 – низкий уровень, 1.5-2.4 – средний уровень, 2.5-3 – высокий уровень)
Результаты личностного развития
Вид
Диагностики
Количество
Детей
Низкий уровень
Средний уровень
Высокий уровень
количество
%
количество
%
количество
%
Входная
промежуточная
Итоговая
(1-1.4 – низкий уровень, 1.5-2.4 – средний уровень, 2.5-3 – высокий уровен
2.5. Методические материалы
Методика проведения занятий по вокалу предусматривает теоретическую подачу материала (беседа о творчестве исполнителей,
прослушивание аудиозаписей, просмотр презентаций и видеороликов), а также практическую вокально-исполнительскую деятельность,
являющуюся основной, необходимой для закрепления информации.
Содержательным фактором программы выступают лучшие образцы отечественных эстрадных песен, а также всемирно известные
образцы записей лучших отечественных и зарубежных исполнителей эстрадной музыки, в том числе и эстрадные обработки народных песен
и классических произведений. Выбор репертуара обусловлен тем, что песни, предлагаемые для разучивания и их последовательность,
обеспечивают строгую постепенность усложнения дидактического материала в процессе работы над голосом; образное и эмоциональное
содержание песен раскрывают эмоциональный и творческий потенциал обучающихся.
В основу методики проведения занятий по эстрадному вокалу положены специфические и общепедагогические принципы
организации вокальной работы и отбора музыкального материала:
1. Создание искусственных акустических условий с целью усиления обратной связи в певческом процессе техническими средствами
обучения.
2. Создание педагогических условий для самонастройки голоса на правильное певческое звукообразование.
3. Опора на синтез речевой и певческой деятельности в процессе обучения.
4. Сознательность и творческая активность обучающихся.
5. Постепенноcть и последовательность в обучении. Принцип реализуется при подборе песенного репертуара в отношении расширения
звуковысотного диапазона, что традиционно используется при обучении пению в русской вокальной школе для развития детского голоса и
слуха.
6. Принцип учёта индивидуальных особенностей обучающихся.
В процессе вокального воспитания важную роль играют такие принципы, как принцип перспективности, посильной трудности,
единства развития художественных и технических навыков обучающихся, принцип предшествования слухового восприятия музыкального
явления его осознанию и принцип целенаправленного управления регистровым звучанием голоса.
Достижение цели и практическая реализация принципов осуществляется с помощью комплекса методов и приемов.
1.Методы формирования (сознания и эмоциональной сферы личности):
- разучивание новых песен начинается с исполнения педагогом;
- разбор характера, образов, содержания; анализ новых слов;
- продумывание театрализации и сценографии образа.
2. Методы организации деятельности и формирования опыта поведения:
- комплексный инструктаж (с правилами эстрадного пения с показом эталонов звучания на примере аудиозаписей известных зарубежных и
отечественных исполнителей);
- наглядный метод (слуховой и зрительный с использованием информационно-коммуникационных технологий);
- объяснительно-иллюстративный в сочетании с репродуктивным, частично поисковый (эвристический) метод (например, использование
технических средств в студии звукозаписи при поиске наилучшего звучания голоса обучающегося, записывающего песню).
3. Методы стимулирования и мотивации деятельности:
- создание ситуаций переживания успеха (подготовка и выпуск сольных концертных номеров); совместное творчество; поощрение.
4.Методы систематического контроля эффективности музыкально-педагогического процесса.
Начальный этап формирования вокально-хоровых знаний, умений и навыков очень важный для индивидуально-певческого развития
обучающихся: обучение умению соблюдать в процессе пения певческую установку; правильному звукообразованию (мягкой атаке);
сохранению устойчивого положения гортани; спокойному, без поднятия плеч, сохранению вдыхательного состояния при пении, спокойно-
активному, экономному вдоху. Начинается формирование у всех обучающихся основных свойств певческого голоса (звонкости, полётности,
разборчивости, ровности по тембру, пения вибрато), сохранение у обучающегося индивидуального приятного тембра здорового голоса,
обучение умению петь активно, но не форсированно по силе звучания. В процессе обучения обучающиеся учатся непринужденному,
естественно льющемуся пению, гибкому владению голосом, вырабатывается Выработка унисона. Очень важно научить петь без
сопровождения и с ним, слушать и контролировать себя при пении, слушать всю партию, всю группу, сливаясь с общим звучанием по
звуковысотности, ритму, не выделяясь по силе, сохраняя индивидуальную красоту своего тембра, изживая недостатки в технике исполнения
и в звучании голоса.
Важным является тематическое построение занятия, отражающее основные закономерности и функции музыкального искусства.
Универсальный план работы с вокалистами:
1.Ознакомление с песней, работа над дыханием.
- знакомство с мелодией и словами песни;
- переписывание текста;
- ознакомление с характером песни, ритмической основой, жанром, определением музыкальных фраз кульминации песни;
- регулирование вдоха и выдоха.
2.
Работа над образованием звука:
- проверка усвоения текста песни;
- работа по закреплению мелодической основы песни;
- постановка корпуса, головы;
- рабочее положение артикуляционного аппарата (рот, челюсти, верхнее и нижнее небо);
- атака звука;
- закрепление материала в изучаемой песне.
3.
Работа над чистотой интонирования:
- проверка усвоения песни и мелодии в целом;
- слуховой контроль, координирование слуха и голоса во время исполнения по музыкальным фразам;
- исполнение музыкальных фраз нефорсированным звуком.
4.
Работа над дикцией:
- музыкальные распевки в пределах терции в мажоре и миноре;
- выравнивание гласных и согласных звуков, правильное произношение сочетаний звуков;
5.
Работа с фонограммой:
- определение ритмической, тембровой основ аккомпанемента;
- определение темпа, динамических оттенков;
- исполнение песни с учетом усвоенного материала.
6.
Работа над музыкальной памятью:
- музыкальные распевки с учетом расширения звукового диапазона;
- запоминание ритмической основы аккомпанемента;
- запоминание динамических оттенков мелодии;
- запоминание тембров аккомпанемента.
7.
Работа над сценическим имиджем:
- воссоздание сценического образа исполнителя песни;
- практическое осуществление сценического образа исполняемой песни.
8. Умение работать с микрофоном: технические параметры; восприятие собственного голоса через звукоусилительное оборудование;
сценический мониторинг.
III. Список литературы
Для педагогов
1. Баренбойм Л.А. Путь к музицированию. – М., 1998.
2. Багадуров В.А., Орлова Н.Д. Начальные приемы развития детского голоса. – М., 2007.
3. Бергер Н.А. Современная концепция и методика обучения музыке.- СПб.: КАРО, 2004г.
4. Вайнкоп М. Краткий биографический словарь композиторов. – М, 2004
5. Виноградов Л. « Коллективное музицирование. Музыкальные занятия с детьми от 5 до 10 лет» СПб. Образовательные проекты 2008 . М:
НИИ школьных технологий. Вопросы вокальной педагогики. – М., 1997
6. Исаева И. Эстрадное пение. Экспресс-курс развития вокальных способностей. М., Астрель, 2008.
7. Кабалевский Д.Б. Музыкальное развитие детей. М., 1998.
8. Кабалевский Д.Б. Программа по музыке в школе. – М, 1998.
9. Кузьгов Р.Ж. "Основы эстрадного вокала", Павлодар, 2012г
10. Оськина С.Е., Парнес Д.Г. Музыкальный слух. Теория и методика развития и совершенствования.М.: АСТ,2005.
11. Струве Г. Методические рекомендации к работе над песенным репертуаром. – С.П., 1997.
12. Сухин И. Г. Весёлые скороговорки для «непослушных» звуков. – Ярославль: Академия развития, 2005.
13. Экспериментальное исследование. Детский голос. Под ред. Шацкой В.Н. — М, 2000.
Для обучающихся
1. Богусевич О.Б. Путешествие в мир импровизации: практ. пособие для детей сред. и ст. возраста. – М.: Гуманитар. Изд. центр ВЛАДОС,
2008.
2. Кузьгов Р.Ж. "Основы эстрадного вокала", учебное пособие,
3. Павлодар, 2012г. 4. Гусин, Вайнкоп Хоровой словарь. — М., 1993. Захарченко В.Г. Кубанская песня. — 1996.
4. Гусин, Вайнкоп Хоровой словарь. — М., 1993. Захарченко В.Г. Кубанская песня. — 1996.
5. Кошмина И.В. Духовная музыка России и Запада. — Т., 2003. Мировая художественная культура в школе.
6. Старинные и современные романсы.- М., 2003.