Автор: Кузенков Дмитрий Владимирович
Должность: педагог дополнительного образования
Учебное заведение: МБУ ДО Дворец творчества
Населённый пункт: Иваново
Наименование материала: статья
Тема: Сравнение работы детского спортивного объединения по общеразвивающей программе физкультурной направленности в системе дополнительного образования с работой в спортивной школе по программе спортивной подготовки.
Раздел: дополнительное образование
Для начала, перечислю основные спортивные достижения своих воспитанников
за последние 10 лет работы в спортивном ушу. Я подготовил двух призеров
Первенства Европы, более 10 победителей и призеров первенства России, более
10 победителей и призеров прочих всероссийских и международных соревнова-
ний, более 20 победителей и призеров Чемпионата и первенства округа, 12 кан-
дидатов в мастера спорта. И все это, работая по общеобразовательной програм-
ме физкультурной направленности в учреждении дополнительного образова-
ния, а не по программе спортивной подготовки спортивной школы.
В Российской Федерации детские спортивные секции разделены по двум основ-
ным принципам, отличающимся основными целями и методиками работы. Пер-
вая - это спортивные школы. Второй тип учреждений, работающий в области
детских спортивных секций - учреждение дополнительного образования, обще-
развивающей направленности: ДЮЦы, Дворцы творчества и пр. Есть еще част-
ные спортивные клубы, но их в данном случае рассматривать не будем ввиду
явной коммерческой составляющей их деятельности, нас же интересуют бюд-
жетные учреждения. В чем же принципиальное отличие между ними?
Спортивные школы производят набор детей по нескольким критериям: на-
личию медицинского допуска до занятий спортом, соответствие ребенка воз-
растным рамкам набираемой группы и физическим требованиям данного вида
спорта на уровне данной группы. Их основная задача - подготовка профессио-
нальных спортсменов во всех возрастах для участия в различного уровня со-
ревнованиях и достижения высоких спортивных результатов. Т.е., говоря про-
стым языком, их основная задача отобрать из желающих заниматься самых
способных и готовить их к соревнованиям, при этом большая часть желающих
заниматься отсеивается сразу по тем или иным показателям и часть будет отсе-
яна впоследствии с переходом в более старшие возрастные группы. Уровни
групп в спортивных школах, как и количество человек в них, как и количество
часов занятий в неделю определяются разрядами и званиями. Как пример, груп-
па в которой спортсмены уровня КМС может состоять из шести человек и зани-
маться 18 часов в неделю по одной программе. Не редко на базе спортивных
школ есть и хозрасчетные группы, в которые берут всех желающих, кто подой-
дет по медицинским показаниям. Часто такие группы очень большие, ввиду
коммерческой составляющей принципов их набора и уровень подготовки в них
вызывает вопросы, т.к. тренеры, работающие с ними никак не заинтересованы в
достижении каких-либо результатов, ни финансово, ни профессионально. При
этом в подобные группы достаточно много желающих, людей привлекают
прежде всего рекламой достижений основных спортсменов школы и они не все-
гда понимают, что с их детьми будут работать по другой программе другими
методами.
В учреждениях дополнительного образования общеразвивающей направленно-
сти основная цель - это привлечение как можно большего числа детей к заняти-
ям физической культурой и спортом. Основным критерием отбора в начальные
группы является допуск врача, индивидуальные способности и физические воз-
можности при этом не учитываются, говоря простым языком, берут всех, кто
хочет и у кого нет медицинских противопоказаний. Уровни групп определяют-
ся годами обучения и результатами освоения предыдущего года. При этом про-
грамма учреждения предусматривает работу с одаренными детьми и выступле-
ние их на конкурсах (соревнованиях). Количество обучающихся как правило
больше, по сравнению со спортивными школами и количество часов на каждую
группу меньше. Возьмем тех же КМС из предыдущего примера. В данном типе
учреждения такая группа вряд ли будет меньше 8 - 10 человек и заниматься они
будут не больше 6 часов в неделю по одной программе.
Получается, если взять одинаковую нагрузку, то педагог дополнительного об-
разования будет работать с гораздо большим количеством человек, чем тренер
спортивной школы. Казалось бы, совсем не равные условия и на соревнованиях
шансов у учреждений доп. образования перед спорт. школами нет, но это дале-
ко не так. Есть несколько особенностей позволяющих им конкурировать на дет-
ском уровне, при этом каждый будет выполнять свою миссию.
Работа учреждений доп. образования не направлена на спортивный результат.
Нередко бывает что дети далеко не сразу проявляют интерес к конкретному
виду спорта, кроме того уровень начальной подготовки ребенка может быть
очень низким, особенно если ранее он ничем не занимался. Это не значит, что
он не сможет восстановить разницу в уровне с остальными детьми и показы-
вать высокие результаты в дальнейшем, но первоначальный отбор в спорт. шко-
лу такой ребенок с большой долей вероятности не пройдет.
Спортивные школы работают по одной программе для каждого вида спорта. В
учреждениях доп. образования в рамках одного вида спорта может осуще-
ствляться несколько различных программ по разным направленностям. Это
позволяет компенсировать нехватку времени для подготовки одаренных обуча-
ющихся к соревнованиям.
И наконец, работа с большим количеством обучающихся дает больше возмож-
ностей для поиска талантливых спортсменов.
В остальном их работа похожа: воспитанники на равных правах выступают на
соревнованиях, входят в составы сборных различного уровня, получают выпол-
ненные разряды и звания.