Напоминание

Сравнение работы детского спортивного объединения по общеразвивающей программе физкультурной направленности в системе дополнительного образования с работой в спортивной школе по программе спортивной подготовки.


Автор: Кузенков Дмитрий Владимирович
Должность: педагог дополнительного образования
Учебное заведение: МБУ ДО Дворец творчества
Населённый пункт: Иваново
Наименование материала: статья
Тема: Сравнение работы детского спортивного объединения по общеразвивающей программе физкультурной направленности в системе дополнительного образования с работой в спортивной школе по программе спортивной подготовки.
Раздел: дополнительное образование





Назад




Для начала, перечислю основные спортивные достижения своих воспитанников

за последние 10 лет работы в спортивном ушу. Я подготовил двух призеров

Первенства Европы, более 10 победителей и призеров первенства России, более

10 победителей и призеров прочих всероссийских и международных соревнова-

ний, более 20 победителей и призеров Чемпионата и первенства округа, 12 кан-

дидатов в мастера спорта. И все это, работая по общеобразовательной програм-

ме физкультурной направленности в учреждении дополнительного образова-

ния, а не по программе спортивной подготовки спортивной школы.

В Российской Федерации детские спортивные секции разделены по двум основ-

ным принципам, отличающимся основными целями и методиками работы. Пер-

вая - это спортивные школы. Второй тип учреждений, работающий в области

детских спортивных секций - учреждение дополнительного образования, обще-

развивающей направленности: ДЮЦы, Дворцы творчества и пр. Есть еще част-

ные спортивные клубы, но их в данном случае рассматривать не будем ввиду

явной коммерческой составляющей их деятельности, нас же интересуют бюд-

жетные учреждения. В чем же принципиальное отличие между ними?

Спортивные школы производят набор детей по нескольким критериям: на-

личию медицинского допуска до занятий спортом, соответствие ребенка воз-

растным рамкам набираемой группы и физическим требованиям данного вида

спорта на уровне данной группы. Их основная задача - подготовка профессио-

нальных спортсменов во всех возрастах для участия в различного уровня со-

ревнованиях и достижения высоких спортивных результатов. Т.е., говоря про-

стым языком, их основная задача отобрать из желающих заниматься самых

способных и готовить их к соревнованиям, при этом большая часть желающих

заниматься отсеивается сразу по тем или иным показателям и часть будет отсе-

яна впоследствии с переходом в более старшие возрастные группы. Уровни

групп в спортивных школах, как и количество человек в них, как и количество

часов занятий в неделю определяются разрядами и званиями. Как пример, груп-

па в которой спортсмены уровня КМС может состоять из шести человек и зани-

маться 18 часов в неделю по одной программе. Не редко на базе спортивных

школ есть и хозрасчетные группы, в которые берут всех желающих, кто подой-

дет по медицинским показаниям. Часто такие группы очень большие, ввиду

коммерческой составляющей принципов их набора и уровень подготовки в них

вызывает вопросы, т.к. тренеры, работающие с ними никак не заинтересованы в

достижении каких-либо результатов, ни финансово, ни профессионально. При

этом в подобные группы достаточно много желающих, людей привлекают

прежде всего рекламой достижений основных спортсменов школы и они не все-

гда понимают, что с их детьми будут работать по другой программе другими

методами.

В учреждениях дополнительного образования общеразвивающей направленно-

сти основная цель - это привлечение как можно большего числа детей к заняти-

ям физической культурой и спортом. Основным критерием отбора в начальные

группы является допуск врача, индивидуальные способности и физические воз-

можности при этом не учитываются, говоря простым языком, берут всех, кто

хочет и у кого нет медицинских противопоказаний. Уровни групп определяют-

ся годами обучения и результатами освоения предыдущего года. При этом про-

грамма учреждения предусматривает работу с одаренными детьми и выступле-

ние их на конкурсах (соревнованиях). Количество обучающихся как правило

больше, по сравнению со спортивными школами и количество часов на каждую

группу меньше. Возьмем тех же КМС из предыдущего примера. В данном типе

учреждения такая группа вряд ли будет меньше 8 - 10 человек и заниматься они

будут не больше 6 часов в неделю по одной программе.

Получается, если взять одинаковую нагрузку, то педагог дополнительного об-

разования будет работать с гораздо большим количеством человек, чем тренер

спортивной школы. Казалось бы, совсем не равные условия и на соревнованиях

шансов у учреждений доп. образования перед спорт. школами нет, но это дале-

ко не так. Есть несколько особенностей позволяющих им конкурировать на дет-

ском уровне, при этом каждый будет выполнять свою миссию.

Работа учреждений доп. образования не направлена на спортивный результат.

Нередко бывает что дети далеко не сразу проявляют интерес к конкретному

виду спорта, кроме того уровень начальной подготовки ребенка может быть

очень низким, особенно если ранее он ничем не занимался. Это не значит, что

он не сможет восстановить разницу в уровне с остальными детьми и показы-

вать высокие результаты в дальнейшем, но первоначальный отбор в спорт. шко-

лу такой ребенок с большой долей вероятности не пройдет.

Спортивные школы работают по одной программе для каждого вида спорта. В

учреждениях доп. образования в рамках одного вида спорта может осуще-

ствляться несколько различных программ по разным направленностям. Это

позволяет компенсировать нехватку времени для подготовки одаренных обуча-

ющихся к соревнованиям.

И наконец, работа с большим количеством обучающихся дает больше возмож-

ностей для поиска талантливых спортсменов.

В остальном их работа похожа: воспитанники на равных правах выступают на

соревнованиях, входят в составы сборных различного уровня, получают выпол-

ненные разряды и звания.



В раздел образования