Автор: Денисенко Анастасия Михайловна
Должность: педагог дополнительного образования
Учебное заведение: МБУ ДО ДДТ Советского района
Населённый пункт: города Ростова-на-Дону
Наименование материала: Методическая разработка
Тема: Педагогические технологии необходимые педагогу дополнительного образования
Раздел: дополнительное образование
Денисенко Анастасия Михайловна
Педагог дополнительного образования
МБУ ДО ДДТ
Педагогические технологии необходимые педагогу
дополнительного образования
Дополнительное образование насыщено различными направлениями
деятельность, структурой, целями, а соответственно и Технологиями,
которые используются в процессе обучения детей. Каждое учреждение ведет
образовательный
процесс
согласно
разным
технологиям,
что
обуславливается относительной свободой выбора тех или иных технологий
самим педагогом, что невозможно в общеобразовательных учреждениях.
Прежде чем говорить о каких-то конкретных технологиях, применяемых в
дополнительном образовании, необходимо немного подробно остановиться
на таких понятиях как "технология" и "педагогическая технология".
Технология
–
средство
и
фактор
развития
общества,
его
организованности и упорядоченности
Технология – это совокупность приемов, применяемых в каком-либо
деле, мастерстве, искусстве (Толковый словарь).
Понятие «технология» включает в себя три составляющих:
содержание - основополагающие принципы системы – научность,
доступность, перспективность, последовательность, связь
практикой и т.д.;
ресурсы – "инструменты," с помощью которых будет достигаться
результат
кадры – реализаторы технологии, кто будет осуществлять процесс
достижения результата
Борис Тимофеевич Лихачев определяет педагогическую технологию
как, "совокупность психолого-педагогических установок, определяющих
социальный набор и компоновку форм, методов, способов, приемов
обучения,
воспитательных
средств;
она
есть
инструментарий
педагогического процесса".
В
дополнительном
образовании
технология
является
средством,
которое
люди
используют
для
самовыражения,
реализации
их
интеллектуальных качеств. Здесь под технологией понимается свободный
выбор путей, способов, содержания и результатов, который осуществляет
педагог совместно с детьми, что в свою очередь отвечает основному
требования образовательной деятельности. В тоже время технология -
интерпретируется, как выбор более оптимальных действенных методик,
способов и приемов образовательной деятельности, продуманности каждого
шага в реализации программы, ориентации на новейшие достижения в
области науки о человеке.
Опыт
практической
реализации
современных
технологий
в
дополнительном образовании невозможно полностью описать, как опыт
активного творчества. Правильнее его будет охарактеризовать, как опыт
обучения, модификации эталонов в современных условиях. Это практическое
применение экспериментальных занятий подчас основанное исключительно
на личных исследованиях, взглядах и интуиции.
Основными педагогическими технологиями, которые используются в
дополнительном образовании, являются:
-Технология развивающего обучения - это такое обучение, при котором
главной целью является не приобретение знаний, умений и навыков, а
создание
условий
для
развития
психологических
особенностей:
способностей, интересов, личностных качеств и отношений между людьми;
при котором учитываются и используются закономерности развития, уровень
и особенности индивидуума.
-Технология проблемного обучения - под этим понимается понимается
такая
организация
образовательного
процесса,
которая
предполагает
создание под руководством педагога проблемных противоречивых ситуаций
и активную самостоятельную деятельность обучающихся по их разрешению.
-Модульная технология - Сущность модульного обучения состоит в
том, что ученик полностью самостоятельно (или с определенной дозой
помощи) достигает конкретных целей учения в процессе работы с модулем.
-Игровые педагогические технологии - это технологии, в основу
которых положена педагогическая игра как вид деятельности в условиях
ситуаций, направленных на воссоздание и усвоение общественного опыта.
-Технология коллективного взаимообучения или КВО.
Работа в парах сменного состава» по определенным правилам
позволяет
плодотворно
развивать
у
обучаемых
самостоятельность
и
коммуникативные умения. Основными преимуществами данной технологии
является то, что:
1.в
результате
регулярно
повторяющихся
упражнений
совершенствуются навыки логического мышления и понимания;
2.в процессе речи развиваются навыки мыследеятельности, включается
работа памяти, идет мобилизация и актуализация
предшествующего опыта и знании;
3.обсуждение одной информации с несколькими сменными партнерами
увеличивает число ассоциативных связей, а следовательно, обеспечивает
более прочное усвоение.
-Принцип дифференциации обучения - положение, согласно которому
педагогический процесс строится как дифференцированный.
Одним из основных видов дифференциации (разделения) является
индивидуальное обучение. Технология дифференцированного обучения
представляет собой совокупность организационных решений, средств и
методов дифференцированного обучения, охватывающих определенную
часть учебного процесса.
Литература
1.
Гальскова Н.Д. Новые технологии обучения в контексте современной
концепции образования в области иностранных языков //Иностранные языки
в школе. 2009. №7.
2.
Зимняя И.А., Сахарова Т.Е. Проектная методика обучения английскому
языку // Иностранные языки в школе. 1991. № 3.
3.
Лихачев Б.Т. Педагогика. Курс лекций. – М., 1993