Автор: Каранфил Наталья Васильевна
Должность: педагог дополнительного образования
Учебное заведение: МБУДО ЦРТД и Ю
Населённый пункт: г. Покров
Наименование материала: статья
Тема: "Нетрадиционные формы обучения на занятиях бисероплетения"
Раздел: дополнительное образование
Нетрадиционные формы обучения на занятиях
бисероплетения
Дополнительное
образование
имеет
большие
возможности
для
внедрения в образовательный процесс нетрадиционных форм обучения,
которые способствуют не только развитию познавательной деятельности
обучающихся, но и формированию у ребят интереса к творчеству.
Бoльшой диапазон направлений и сфер образовательной и социальной
деятельности,
многообразные
формы
и
методы,
применяемые
в oбразовательном
процессе,
позволяют
удовлетворять
разнообразные
потребности обучающихся и дают им возможность проявить себя в
различных видах творческой и сoциальной деятельности.
Применение нетрадиционных форм на занятиях по бисероплетению –
это мoщный стимул в обучении, это разнообразная и сильная мотивация.
Посредством таких занятий гораздо активнее и быстрее происходит
вoзбуждение познавательного интереса, отчасти потому, что человеку по
своей природе нравится играть, другoй причиной является то, что мотивов в
игре гораздо больше, чем у обычной учебной деятельности.
Нетрадиционные занятия по бисероплетению - это неординарные
подходы к их проведению. Цель их предельно проста: оживить скучное,
увлечь творчеством, заинтересовать обыденным, так как интерес - это
катализатор всей учебной деятельности.
Нетрадиционные занятия - это всегда праздники, когда активны все
обучающиеся, когда каждый имеет возможность проявить себя в атмосфере
успешности.
Хочется отметить, что нетрадиционное занятие отличается от
традиционного: по подготовке и проведению; по структуре занятия; по
взаимоотношениям и распределениям обязанностей между педагогом и
детьми; по подбору материалов; по структуре анализа занятия.
В числе же основных факторов, пробуждающих ребенка к активности,
можно назвать:
познавательный интерес (ведущий фактор);
творческий характер деятельности (мощный стимул к познанию);
состязательность (стимулирующий фактор);
игровой характер;
эмоциональное воздействие.
Подготовка и проведение занятия в любой нетрадиционной форме
состоит из четырех этапов: замысел, организация, проведение, анализ.
Замысел - самый сложный и ответственный этап. Он включает
следующие составляющие:
определение временных рамок;
определение темы;
определение типа занятия;
выбор нетрадиционной формы;
возрастные особенности учащихся.
Организация подготовки нетрадиционного занятия состоит из подэтапов:
распределение обязанностей (между педагогом и учащимися);
написание сценария занятия (с указанием конкретных целей);
подбор заданий, методов занятия и средств обучения;
разработка критериев оценки деятельности учащихся.
Затем следует непосредственно этап проведение нетрадиционного
занятия
Заключительный этап – это анализ, оценка прошедшего занятия, ответы на
вопросы:
что получилось, а что нет;
в чем причины неудач, оценка всей проделанной работы;
взгляд «назад», помогающий делать выводы на будущее .
В нетрадиционном обучении деятельность педагога меняется
коренным образом. Теперь главная задача педагога
не «донести»,
«преподнести», «объяснить» и «показать» обучающимся, а организовать
совместный поиск решения возникшей перед ними задачи. Педагог начинает
выступать как режиссер мини-спектакля, который рождается
непосредственно в процессе деятельности.
На нетрадиционных занятиях по бисероплетению я стараюсь:
- Представить подобранный материал в интересной, необычной форме.
- На таких занятиях используются многообразие видов деятельности
обучающихся.
- Задания посильны для детей, но не слишком легкие.
- Дети должны получить эмоциональное удовлетворение от занятия.
- Задания должны заставлять детей размышлять, пробовать, ошибаться, и,
наконец, находить правильный ответ.
Формы проведения нетрадиционных учебных занятий по
бисероплетению подбираются мною с учетом возрастных психологических
особенностей детей, целей и задач образовательной программы
дополнительного образования, специфики бисероплетения и других
факторов.
Это могут быть следующие формы:
- Для учащихся младшего школьного возраста: беседа с игровыми
элементами; сказка; сюжетно-ролевая игра; игра-путешествие; игра-
имитация; викторины, соревнования, конкурсы, состязания и др.
- Для учащихся среднего школьного возраста: ролевая игра; защита
творческого проекта; творческие конкурсы; КВН; заочная экскурсия;
коллективное творческое дело (КТД); тематические задания по подгруппам,
заочная экскурсия, экскурсия в прошлое, игра-путешествие.
- Для учащихся старшего школьного возраста: практические занятия; защита
творческой работы; ролевая игра; заочная экскурсия, экскурсия в прошлое,
игра-путешествие, презентация (вида деятельности, выставки, проекта и
т.п.).
Именно дополнительное образование имеет большие возможности
для внедрения в образовательный процесс нетрадиционных форм обучения,
которые способствуют не только развитию познавательной деятельности
обучающихся, но и формированию у ребят интереса к творчеству.
Таким oбразом, одним из основных мотивов использования
нетрадиционных занятий по бисероплетению является повышение
творческой активности детей.