Напоминание

"Нетрадиционные формы обучения на занятиях бисероплетения"


Автор: Каранфил Наталья Васильевна
Должность: педагог дополнительного образования
Учебное заведение: МБУДО ЦРТД и Ю
Населённый пункт: г. Покров
Наименование материала: статья
Тема: "Нетрадиционные формы обучения на занятиях бисероплетения"
Раздел: дополнительное образование





Назад




Нетрадиционные формы обучения на занятиях

бисероплетения

Дополнительное

образование

имеет

большие

возможности

для

внедрения в образовательный процесс нетрадиционных форм обучения,

которые способствуют не только развитию познавательной деятельности

обучающихся, но и формированию у ребят интереса к творчеству.

Бoльшой диапазон направлений и сфер образовательной и социальной

деятельности,

многообразные

формы

и

методы,

применяемые

в oбразовательном

процессе,

позволяют

удовлетворять

разнообразные

потребности обучающихся и дают им возможность проявить себя в

различных видах творческой и сoциальной деятельности.

Применение нетрадиционных форм на занятиях по бисероплетению –

это мoщный стимул в обучении, это разнообразная и сильная мотивация.

Посредством таких занятий гораздо активнее и быстрее происходит

вoзбуждение познавательного интереса, отчасти потому, что человеку по

своей природе нравится играть, другoй причиной является то, что мотивов в

игре гораздо больше, чем у обычной учебной деятельности.

Нетрадиционные занятия по бисероплетению - это неординарные

подходы к их проведению. Цель их предельно проста: оживить скучное,

увлечь творчеством, заинтересовать обыденным, так как интерес - это

катализатор всей учебной деятельности.

Нетрадиционные занятия - это всегда праздники, когда активны все

обучающиеся, когда каждый имеет возможность проявить себя в атмосфере

успешности.

Хочется отметить, что нетрадиционное занятие отличается от

традиционного: по подготовке и проведению; по структуре занятия; по

взаимоотношениям и распределениям обязанностей между педагогом и

детьми; по подбору материалов; по структуре анализа занятия.

В числе же основных факторов, пробуждающих ребенка к активности,

можно назвать:

познавательный интерес (ведущий фактор);

творческий характер деятельности (мощный стимул к познанию);

состязательность (стимулирующий фактор);

игровой характер;

эмоциональное воздействие.

Подготовка и проведение занятия в любой нетрадиционной форме

состоит из четырех этапов: замысел, организация, проведение, анализ.

Замысел - самый сложный и ответственный этап. Он включает

следующие составляющие:

определение временных рамок;

определение темы;

определение типа занятия;

выбор нетрадиционной формы;

возрастные особенности учащихся.

Организация подготовки нетрадиционного занятия состоит из подэтапов:

распределение обязанностей (между педагогом и учащимися);

написание сценария занятия (с указанием конкретных целей);

подбор заданий, методов занятия и средств обучения;

разработка критериев оценки деятельности учащихся.

Затем следует непосредственно этап проведение нетрадиционного

занятия

Заключительный этап – это анализ, оценка прошедшего занятия, ответы на

вопросы:

что получилось, а что нет;

в чем причины неудач, оценка всей проделанной работы;

взгляд «назад», помогающий делать выводы на будущее .

В нетрадиционном обучении деятельность педагога меняется

коренным образом. Теперь главная задача педагога

не «донести»,

«преподнести», «объяснить» и «показать» обучающимся, а организовать

совместный поиск решения возникшей перед ними задачи. Педагог начинает

выступать как режиссер мини-спектакля, который рождается

непосредственно в процессе деятельности.

На нетрадиционных занятиях по бисероплетению я стараюсь:

- Представить подобранный материал в интересной, необычной форме.

- На таких занятиях используются многообразие видов деятельности

обучающихся.

- Задания посильны для детей, но не слишком легкие.

- Дети должны получить эмоциональное удовлетворение от занятия.

- Задания должны заставлять детей размышлять, пробовать, ошибаться, и,

наконец, находить правильный ответ.

Формы проведения нетрадиционных учебных занятий по

бисероплетению подбираются мною с учетом возрастных психологических

особенностей детей, целей и задач образовательной программы

дополнительного образования, специфики бисероплетения и других

факторов.

Это могут быть следующие формы:

- Для учащихся младшего школьного возраста: беседа с игровыми

элементами; сказка; сюжетно-ролевая игра; игра-путешествие; игра-

имитация; викторины, соревнования, конкурсы, состязания и др.

- Для учащихся среднего школьного возраста: ролевая игра; защита

творческого проекта; творческие конкурсы; КВН; заочная экскурсия;

коллективное творческое дело (КТД); тематические задания по подгруппам,

заочная экскурсия, экскурсия в прошлое, игра-путешествие.

- Для учащихся старшего школьного возраста: практические занятия; защита

творческой работы; ролевая игра; заочная экскурсия, экскурсия в прошлое,

игра-путешествие, презентация (вида деятельности, выставки, проекта и

т.п.).

Именно дополнительное образование имеет большие возможности

для внедрения в образовательный процесс нетрадиционных форм обучения,

которые способствуют не только развитию познавательной деятельности

обучающихся, но и формированию у ребят интереса к творчеству.

Таким oбразом, одним из основных мотивов использования

нетрадиционных занятий по бисероплетению является повышение

творческой активности детей.



В раздел образования