Напоминание

Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа дополнительного образования художественной направленности "Эколята. Молодые защитники природы."


Автор: Рыбакова Ксения Юрьевна
Должность: руководитель творческой студии "эколята. молодые защитники природы."
Учебное заведение: МАОУ СОШ № 71
Населённый пункт: Екатеринбург
Наименование материала: Рабочая программа для дополнительного образования
Тема: Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа дополнительного образования художественной направленности "Эколята. Молодые защитники природы."
Раздел: дополнительное образование





Назад




МУНИЦИПАЛЬНОЕ АВТОНОМНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

_______________СРЕДНЯЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА № 71________________

620007, г. Екатеринбург ул. Новая, 3

ПРИНЯТО

Педагогическим советом

Протокол № 1 от 26.08.2022 г.

УТВЕРЖДАЮ

Директор МАОУ СОШ № 71

_________________ Н.А. Швидко

Приказ № 75.3-од от 26.08.2022 г.

ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ

ОБЩЕРАЗВИВАЮЩАЯ ПРОГРАММА

ХУДОЖЕСТВЕННОЙ НАПРАВЛЕННОСТИ

«ЭКОЛЯТА. МОЛОДЫЕ ЗАЩИТНИКИ ПРИРОДЫ»

для детей 8-12 лет,

срок реализации – 1 год

Автор – разработчики – Рыбакова К.Ю.,

педагог дополнительного образования

г. Екатеринбург, 2022

СОДЕРЖАНИЕ ПРОГРАММЫ

1.

Пояснительная записка

3

2.

Учебный план

12

3.

Учебно-тематический план

13

4.

Материально-техническое обеспечение программы

23

5.

Кадровое обеспечение программы

24

6.

Учебно-методическое обеспечение программы

25

7.

Список литературы

26

2

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

В настоящее время возникает необходимость в новых подходах к

преподаванию эстетических искусств, способных решать современные

задачи творческого восприятия и развития личности в целом. В системе

эстетического, творческого воспитания подрастающего поколения особая

роль принадлежит изобразительному искусству. Умение видеть и понимать

красоту окружающего мира способствует воспитанию культуры чувств,

развитию

художественно-эстетического

вкуса,

трудовой

и

творческой

активности,

воспитывает

целеустремленность,

усидчивость,

чувство

взаимопомощи, дает возможность творческой самореализации личности.

Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа

естественнонаучной

направленности

«Эколята.

Молодые

защитники

природы» предусматривает активное проявление знаний, умений учащихся,

осознание значимости творческих и экологических знаний, их ценности.

Благодаря программе у учеников продолжит развиваться познавательный

интерес к искусству и экологии, чувство сопричастности каждого к общему

делу. Знания, умения, навыки ученики демонстрируют своим сверстникам,

демонстрируя

свои

творческие

работы.

Занятия

способствуют

разностороннему и гармоническому развитию личности ребенка, раскрытию

творческих способностей, решению задач трудового, нравственного и

эстетического воспитания.

Соответствовать высоким требованиям современных условий жизни

может лишь человек, владеющий навыками научного мышления, умеющий

работать

с

информацией,

обладающий

способностью

самостоятельно

осуществлять

исследовательскую,

опытно

-

экспериментальную

и

инновационную деятельность. Учитывая то, что приоритетные способы

мышления формируются в раннем подростковом возрасте, очевидно, что

навыки исследовательской деятельности необходимо прививать еще в школе.

Однако узкие временные рамки урока не позволяют в полной мере

3

использовать потенциал исследовательской деятельности для развития

учащихся в школе. В этой связи большое значение имеет форма работы с

детьми

в

системе

дополнительного

образования,

нацеленной

на

формирование учебных исследовательских умений у учащихся.

Новизна программы заключается в создании особых условий для

развития экологического стиля мышления, исследовательских навыков

учащихся, их коммуникативных и творческих способностей.

Актуальность программы обусловлена потребностями современного

общества.

На

первое

место

ставится

формирование

ключевой

компетентности учащихся – их способности и готовности использовать

усвоенные знания, умения и способы деятельности в реальной жизни для

решения

практических

задач.

Действуя

в

рамках

дополнительного

образования, программа призвана не только обобщить и дополнить знания

учащихся, полученные в школе, но и предоставить им широкую возможность

самореализации в различных учебных, ролевых, интеллектуальных играх,

конкурсах исследовательских работ и проектной деятельности эколого-

творческой направленности.

Педагогическая целесообразность программы заключается в том, что

программа учитывает возрастные особенности детей, участвующих в ее

реализации. Использование разнообразных видов деятельности при обучении

позволяет

развивать

у

учащихся

познавательный

интерес

к

исследовательской деятельности, повышать стимул к обучению. Все это

способствует более интенсивному усвоению знаний, приобретению умений и

совершенствованию навыков исследовательской и творческой деятельности.

Цели и задачи программы

Цель программы – приобщение через изобразительное творчество к

искусству,

к

сохранению

окружающего

мира,

развитие

эстетической

отзывчивости,

формирование

творческой

и

созидающей

личности,

4

социальное и профессиональное самоопределение.

Задачи программы:

Обучающие:

сформировать практические приемы и навыков изобразительного

мастерства (рисунка, живописи и композиции);

расширить знания учащихся по экологии;

научить проектирования своей деятельности;

научить

применять

коммуникативные

и

презентационные

навыки;

научить оформлять результаты своей работы.

Развивающие:

развитие творческих способностей, фантазии и воображения,

образного мышления, используя игру цвета и фактуры, нестандартных

приемов и решений в реализации творческих идей;

развитие способности к самостоятельному выбору и готовности

брать ответственность на себя;

Воспитательные:

сформировать

эмоционально-ценностное

отношение

к

окружающему миру через художественное творчество;

сформировать восприятие духовного опыта человечества – как

основу приобретения личностного опыта и самосозидания.

5

Одно из главных условий успеха обучения и развития творчества

обучающихся – это индивидуальный подход к каждому ребенку. Важен и

принцип обучения и воспитания в коллективе. Он предполагает сочетание

коллективных, групповых, индивидуальных форм организации на занятиях.

Через выполнение коллективных заданий формируется опыт общения и

чувство коллективизма. Результаты коллективного художественного труда

обучающихся находят применение в оформлении кабинетов, мероприятий,

коридоров, выставок. Кроме того, выполненные на занятиях художественные

работы используются как подарки для родных, друзей и т.д.

Программа

является

блочной.

Содержание

курса

программы

распределено по следующим блокам:

блок

«Вводное

занятие»,

в

рамках

которого

происходит

знакомство с группой, с целями и задачами курса обучения, инструктаж по

ТБ и ПБ;

блок «Посвящение в Эколята. Молодые защитные Природы»,

направленный на выявление творческого потенциала у детей, изучение основ

экологии;

блок «Азбука природолюбия», в рамках которого учащиеся

знакомятся

с

важнейшими

аспектами

природолюбия,

знакомятся

с

устройством окружающего мира, узнают традиционные и нетрадиционными

техники рисования и моделирования и отработают на практике;

блок «Важные уроки Эколят», направлен на изучение отдельных

видов животных и растений, а также изучение искусства переработки

отходов,

на

практике

учащиеся

отработают

техники

использования

продуктов переработки в искусстве.

блок «Эколята защищают Природу», направлен на применение в

6

творчестве, полученных знаний при реализации творческих проектов.

блок «Итоговый контроль», направленный на определение

уровня сформированности знаний, умений и навыков по окончании 1

полугодия и всего курса обучения по программе;

блок «Заключительное занятие», в рамках которого подводятся

итоги за весь курс обучения. Рефлексия.

Планируемые результаты освоения курса обучения:

Личностные результаты:

сформировать стремление обучающихся к самообразованию,

саморазвитию, самосовершенствованию;

развить устойчивую мотивацию к обучению и целенаправленной

познавательной деятельности;

развить этические чувства, доброжелательность и эмоционально-

нравственную отзывчивость, понимание и сопереживание чувствам других

людей;

развить потребность в творческом самовыражении, стремление к

дальнейшему развитию и самосовершенствованию;

развить установки на безопасный, здоровый образ жизни,

наличие мотивации к творческому труду, работе на результат, бережному

отношению к материальным и духовным ценностям;

развить лидерские и коммуникативные качеств;

сформировать у учащихся основы экологической культуры

природолюбия;

сформировать систему ценностных отношений к окружающей

природной среде;

развить внутренние потребность любви к природе, участию в

природоохранной и экологической деятельности.

7

Метапредметные результаты:

уметь

самостоятельно

определять

цели

своего

обучения,

развивать мотивы и интересы своей познавательной деятельности;

уметь понимать причины успеха/неуспеха учебной деятельности;

овладеть основами самоконтроля, самооценки.

Предметные результаты:

создать свой оригинальный продукт;

знать основы азбуки природолюбия;

уметь

отличать

и

понимать

особенности

экологического

поведения;

знать методику создания предметов искусства;

знать национальные традиции в изобразительном и декоративно-

прикладном искусстве;

знать систему теоретических основ экологии;

знать последовательность ведения работы по любому виду

художественно-творческой

деятельности

по

рисунку,

живописи,

тематической или декоративной композиции;

понимать ценность окружающего мира;

знать способы переработки отходов;

знать

систему

ведущих

теоретических

понятий

по

изобразительной грамоте (перспектива, конструктивное строение, светотень,

цветоведение, композиция);

создать творческий объект из любых подручных средств;

уметь различные различные виды представителей животного

мира;

различные

средства

художественной

выразительности:

оригинальное композиционное и цветовое решение, контрасты, светотени,

технические приемы работы карандашом, акварелью и др.;

8

уметь применять формат и художественные материалы, наиболее

подходящие для воплощения замысла.

Условия реализации программы

Программа адресована детям в возрасте 8-12 лет, рассчитана на 1 год

обучения. В секцию принимаются все желающие без ограничения и

конкурсного отбора.

Состав обучающихся постоянный, возможно пополнение группы в

течение учебного года. Количество обучающихся в группе – 15-20 человек.

Режим занятий, регламентируемый СанПиН, следующий:

Общий объем часов в год – 76.

Количество занятий в неделю – 1;

Продолжительность занятий – 2 часа.

Ведущие формы и методы работы

Организационной формой процесса обучения является групповое

занятие.

Ведущие методы работы:

лекционные занятия (рассказ, беседа, объяснение, пояснение и

т.д.);

выполнение практических упражнений и творческих заданий в

соответствии с разделами обучения;

стимулирование - создание ситуации успеха;

игры.

В период обучения происходит постепенное усложнение материала.

Широко применяются занятия по методике, мастер — классы, когда педагог

вместе с обучающимися выполняет работу, последовательно комментируя

все стадии ее выполнения, задавая наводящие и контрольные вопросы по

ходу выполнения работы, находя ученические ошибки и подсказывая пути их

исправления. Наглядность является самым прямым путём обучения в любой

9

области.

Формы организации процесса обучения:

1. Комбинированное занятие (объяснение, демонстрация информации в

форме рассказа, опрос в форме беседы, диалога, выполнение практических

заданий);

2.

Практическое

занятие

(индивидуальная

и

групповая

работа,

выполнение практических творческих заданий);

3. Открытые занятия, проведение творческих мероприятий (мастер –

классов, выставок и т.д.).

Формы контроля

Определение результативности обучения

В

учебном

процессе

используются

как

групповые,

так

и

индивидуальные формы контроля освоения программы. Виды, формы и

методы контроля, а также цель и время их проведения указаны в таблице.

Виды

контроля,

сроки

Содержание

Формы контроля

Методы контроля

Текущий

течение

всего

учебного года)

Выявление ошибок и

успехов в освоении

материала.

Индивидуальный

Групповой

Беседа, опрос

Выполнении

практических

упражнений

и

творческих заданий

Наблюдение

Итоговый

(аттестация)

Текущая

(конец 1

четверти)

Отслеживание

динамики,

прогнозирование

результативности

дальнейшего

обучения

Индивидуальный

Групповой

Опрос в форме теста по

теоретическому

материалу

Выполнение

практических

упражнений

и

10

- Итоговая

(конец всего

курса обучения)

Определение уровня

сформированности

знаний,

умений

и

навыков

по

окончании

всего

курса

обучения

по

программе.

Индивидуальный

Групповой

творческих заданий

Открытое занятие

Наблюдение

Организация выставки

детских работ

Выполнение

практических

упражнений

и

творческих заданий

Опрос в форме теста по

теоретическому

материалу

Представление

творческого проекта

Итоговый контроль обучающихся осуществляется при проведении

текущей

и

итоговой

аттестации

через

механизмы

групповой

и

индивидуальной работы, которая проходит в виде опроса в форме теста по

отдельным темам пройденного материала, защиту индивидуальных или

групповых

проектов,

проведение

отчетного творческого мероприятия,

выставки, открытого урока, мастер класса. Сроки проведения аттестации

устанавливаются

администрацией

образовательного

учреждения

и

фиксируются в его общем учебном плане: для текущей аттестации – это

последняя учебная неделя 1 четверти, для итоговой – последняя учебная

неделя учебного года. В процессе итогового контроля отслеживается

усвоение

знаний

и

динамика

развития,

обучающихся

по

основным

критериям.

Критериями оценки результатов освоения программы служат:

осмысленность

и

свободное

использование

специальной

терминологии;

11

соответствие уровня подготовки программным требованиям;

творческое отношение к выполнению поставленной задачи;

уровень

развития

чувства

коллективизма,

ответственности,

умения работать в команде;

проявление лидерских качеств.

После

освоения

дополнительной

общеобразовательной

общеразвивающей программы документ не выдается.

УЧЕБНЫЙ ПЛАН

Название блока

Количество часов

обучения по программе

1.

Вводное занятие

3

2.

Посвящение в эколята.

Молодые защитники

природы

18

3.

Азбука природолюбия

27

4.

Важные уроки эколят

12

5.

Эколята защищают

Природу

48

6.

Итоговый контроль

3

7.

Заключительное занятие

3

ИТОГО:

114

12

УЧЕБНО-ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН

п/п

Название блока

Количество часов

Формы\методы аттестации/

контроля

Всего

Теория

Практика

Блок 1. Вводное занятие

1.1.

Вводное занятие

3

3

-

Блок 2. «Посвящение в Эколята. Молодые защитники природы»

2.1.

Подготовка к

посещению в

Эколята. Клятва

Эколят. Гимн

Эколят.

2

1

1

Выполнение практических

упражнений и творческих

заданий, групповой опрос,

наблюдение

2.2.

Посвящение в

Эколята.

2

1

1

Выполнение практических

упражнений и творческих

заданий

2.3.

Оформление стенда

Эколята. Молодые

защитники

природы

2

1

1

Выполнение практических

упражнений и творческих

заданий, групповой опрос,

наблюдение

2.4.

Золотая осень

Эколят.

2

1

1

Выполнение практических

упражнений и творческих

заданий, игры, групповой

13

опрос, наблюдение

2.5.

День Эколят.

1

0

1

Выполнение практических

упражнений и творческих

заданий, игры, групповой

опрос, наблюдение

2.6.

Эколята – друзья и

защитники

природы.

1

0

1

Выполнение практических

упражнений и творческих

заданий, групповой опрос,

наблюдение

Блок 3. «Азбука природолюбия»

3.1.

Природа вокруг

нас.

2

1

1

Выполнение практических

упражнений и творческих

заданий, групповой опрос,

наблюдение

3.2.

Береги природу.

2

1

1

Выполнение практических

упражнений и творческих

заданий, групповой опрос,

наблюдение

3.3.

Единство человека

и природы.

2

1

1

Выполнение практических

упражнений и творческих

заданий, групповой опрос,

наблюдение

3.4.

Будь

исследователем,

изучай Природу.

2

1

1

Выполнение практических

упражнений и творческих

заданий, групповой опрос,

наблюдение

3.5.

Красная книга.

2

1

1

Выполнение практических

упражнений и творческих

заданий, групповой опрос,

наблюдение

3.6.

Многообразие

природы.

2

1

1

Выполнение практических

упражнений и творческих

заданий, групповой опрос,

наблюдение

3.7.

Чудеса природы.

2

1

1

Выполнение практических

упражнений и творческих

заданий, групповой опрос,

наблюдение

3.8.

Явления природы.

2

1

1

Выполнение практических

упражнений и творческих

заданий, групповой опрос,

наблюдение

3.9.

Юный натуралист.

2

1

1

Выполнение практических

упражнений и творческих

заданий, групповой опрос,

наблюдение

Блок 4. «Важные уроки Эколят»

4.1.

Наши четвероногие

друзья.

2

1

1

Выполнение практических

упражнений и творческих

14

заданий, групповой опрос,

наблюдение

4.2.

Сделаем чистыми

берега наших рек.

2

1

1

Выполнение практических

упражнений и творческих

заданий, групповой опрос,

наблюдение

4.3.

Маленькие

батарейки –

большая опасность

для нас и Природы.

2

1

1

Выполнение практических

упражнений и творческих

заданий, групповой опрос,

наблюдение

4.4.

Пусть дерево

станет твоим

другом.

1

0

1

Выполнение практических

упражнений и творческих

заданий, групповой опрос,

наблюдение

Блок 5. «Эколята защищают природу»

5.1.

Олимпиада Эколят

2

0

2

Выполнение практических

упражнений и творческих

заданий, групповой опрос,

наблюдение

5.2.

Природа – это

сказка! Сохраним

её с Эколятами!

2

1

1

Выполнение практических

упражнений и творческих

заданий, групповой опрос,

наблюдение

5.3.

Подготовка и

проведение

фотоконкурса о

Природе

"Сохраним это

чудо с Эколятами!

2

1

1

Выполнение практических

упражнений и творческих

заданий, групповой опрос,

наблюдение

5.4.

Подготовка и

проведение

конкурса рисунков

"Эколята дружат с

Природой!"

2

1

1

Выполнение практических

упражнений и творческих

заданий, групповой опрос,

наблюдение

5.5.

Создание

экспозиции

поделок "Наши

друзья Эколята"

2

1

1

Выполнение практических

упражнений и творческих

заданий, групповой опрос,

наблюдение

5.6.

Проведение акции

"Эколята пишут

письмо Природе"

2

1

1

Выполнение практических

упражнений и творческих

заданий, групповой опрос,

наблюдение

5.7.

Проведение акции

"Птицы – наши

друзья! Эколята

помогают своим

друзьям!"

2

1

1

Выполнение практических

упражнений и творческих

заданий, групповой опрос,

наблюдение

5.8.

Создание на выбор

"Площади Эколят",

"Аллеи Эколят",

2

1

1

Выполнение практических

упражнений и творческих

заданий, групповой опрос,

15

"Поляны Эколят".

наблюдение

5.9.

Создание

экспозици

"Познаем Природу

с Эколятами"

2

1

1

Выполнение практических

упражнений и творческих

заданий, групповой опрос,

наблюдение

5. 10.

Проект опытных и

экспериментальных

участков по

выращиванию

растений и цветов.

2

1

1

Выполнение практических

упражнений и творческих

заданий, групповой опрос,

наблюдение

5.11.

Экологическая

тропа Эколят.

2

1

1

Выполнение практических

упражнений и творческих

заданий, групповой опрос,

наблюдение

5.12.

Игровая площадка

Эколят.

2

1

1

Выполнение практических

упражнений и творческих

заданий, групповой опрос,

наблюдение

5.13.

Проведение акции

"Эколята выбирают

себе друга!"

2

1

1

Выполнение практических

упражнений и творческих

заданий, групповой опрос,

наблюдение

5.14.

Эколята помнят о

Воинах, погибших

во время Великой

Отечественой

Войны".

2

1

1

Выполнение практических

упражнений и творческих

заданий, групповой опрос,

наблюдение

5.15.

Сохраним лес от

пожара с

Эколятами!

2

1

1

Выполнение практических

упражнений и творческих

заданий, групповой опрос,

наблюдение

5.16.

Волшебные

капельки Эколят.

2

1

1

Выполнение практических

упражнений и творческих

заданий, групповой опрос,

наблюдение

Блок 6. «Итоговый контроль»

6.1.

Текущая аттестация

1

1

1

Опрос в форме теста по

16

теоретическому материалу,

выполнении практических

упражнений и творческих

заданий, наблюдение,

организация выставки детских

работ

6.2.

Итоговая

аттестация

2

-

2

Опрос в форме теста по

теоретическому материалу,

представление творческого

проекта

Блок 7. «Заключительное занятие»

7.1.

Заключительное

занятие

3

-

3

-

ИТОГО:

76

35

41

СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОГО ПЛАНА

Блок 1. «Вводное занятие»

Тема 1.1. Вводное занятие.

Теория: Знакомство с группой. Цели и задачи курса обучения.

Инструктаж по ТБ и ПБ. Правила поведения на занятии.

Блок 2. «Посвящени в Эколята. Молодые защитники Природы»

Тема 2.1. Подготовка к посвящению в Эколята. Клятва Эколят. Гимн

Эколят.

Теория: изучение клятвы Эколят, Гимна Эколят, ознакомление со

сценарием мероприятия.

Практика: репетиция.

Тема 2.2. Посвящение в Эколята.

Теория: знакомство с персонажами Эколят.

Практика: проведение мероприятия "Посвящение в Эколята"

Тема 2.3. Оформление стенда Эколята. Молодые защитники природы.

Теория: правила оформления стенда.

Практика: оформление стенда.

Тема 2.4. Золотая осень Эколят.

Теория: понятие изменений природы осенью.

Практика: выполнение творческихъ работ.

17

Тема 2.5. День Эколят.

Практика: закрепление понятий в игровой форме.

Тема 2.6. Эколята – друзья и защитники природы.

Практика: закрепление понятий в игровой форме.

Блок 3. «Азбука природолюбия»

Тема 3.1. Природа вокруг нас.

Теория: понятие окружающего мира.

Практика: выполнение творческой работы.

Тема 3.2. Береги природу.

Теория: понятие бережного отношения к природе.

Практика: выполнение творческой работы из вторсырья.

Тема 3.3. Единство человека и природы.

Теория: понятие единства человека и природы.

Практика: закрепление понятий в игровой форме.

Тема 3.4. Будь исследователем, изучай Природу.

Теория: понятие исследовательской работы.

Практика: выполнение исследовательской работы.

Тема 3.5. Красная книга.

Теория: понятие красной книги.

Практика: выполнение творческой работы.

Тема 3.6. Многообразие природы.

Теория: понятие многообразия.

Практика: выполнение творческой работы.

Тема 3.7. Чудеса природы.

Теория: понятие необычных свойств растений.

Практика: выполнение творческой работы.

Тема 3.8. Явления природы.

Теория: понятие явления природы.

Практика: закрепление понятий в игровой форме,

выполнение

18

творческой работы.

Тема 3.9. Юный натуралист.

Теория: понятие натуралист

Практика: выполнение исследовательской работы.

Блок 4. «Важные уроки Эколят»

Тема 4.1. Наши четвероногие друзья.

Теория: понятие о домашних питомцах.

Практика: выполнение творческой работы.

Тема 4.2. Сделаем берега наших рек чистыми.

Теория: понятие о ландшафте прирежных зон.

Практика: закрепление понятий в игровой форме,

выполнение

творческой работы.

Тема 4.3. Маленькие батарейки – большая опасность для и нас и

Природы.

Теория: понятие переработки.

Практика: выполнение творческой работы.

Тема 4.4. Пусть дерево станет твоим другом.

Практика: выполнение творческой работы.

Блок 5. «Эколята защищают Природу»

Тема 5.1. Олимпиада Эколят.

Практика: выполнение заданий, подведение итогов.

Тема 5.2. Природа – это сказка! Сохраним её с Эколятами!

Теория: понятие сохранения природы.

Практика: создание творческой работы подручных материалов.

Тема 5.3. Подготовка и проведение фотоконкурса о Природе "Сохраним

это чудо с Эколятами!»

Теория: понятие фотоработы.

Практика: выполнение творческой работы, подведение итогов.

19

Тема 5.4. Подготовка и проведение конкурса рисунков "Эколята дружат

с Природой!".

Теория: понятие проведения конкурса рисунков.

Практика: выполнение творческой работы, подведение итогов.

Тема 5.5. Создание экспозиции поделок "Наши друзья Эколята!".

Теория: понятие создания поделки.

Практика: создание поделки, организация экспозиции.

Тема 5.6. Проведение акции "Эколята пишут письмо Природе!".

Теория: понятие правильного оформления письма.

Практика: выполнение творческой работы.

Тема 5.7. Проведение акции "Птицы – наши друзья! Эколята помогают

своим друзьям!"

Теория: понятие видов птиц.

Практика: выполнение творческой работы.

Тема 5.8. Создание на выбор "Площади Эколят", "Аллеи Эколят",

"Поляны Эколят".

Теория: понятие площадь, аллея.

Практика: выполнение творческой работы, подведение итогов.

Тема 5.9. Создание экспозиции "Познаем природу с Эколятами".

Теория: понятие видов растений и животных родного края.

Практика: создание поделки, организация экспозиции.

Тема

5.10.

Проект

опытных

и

экспериментальных

участков

по

выращиванию растений и цветов.

Теория: понятие выращивания растений и цветов.

Практика: выполнение творческой работы.

Тема 5.11. Экологическая тропа Эколят.

Теория: понятие экологии.

Практика: участие в игровом мероприятии.

Тема 5.12. Игровая площадка Эколят.

Теория: понятие животного и растительного мира нашей страны.

20

Практика: участие в игровом мероприятии.

Тема 5.13. Проведение акции "Эколята выбирают себе друга!".

Теория: понятие волонтерской помощи.

Практика: вучастие в игровом мероприятии.

Тема 5.14. Эколята помнят о Воинах, павших во время Великой

Отечественной Войны.

Теория: понятие истории Великой Отечественной Войны.

Практика: создание творческой работы, участие в мероприятии,

посвященном воинам, павшим во время Великой Отечественной Войны.

Тема 5.15. Сохраним лес от пожара!

Теория: понятие о возгорания и методах предотвращения и борьбы с

ним.

Практика: выполнение творческой работы.

Тема 5.16. Волшебные капельки Эколят.

Теория: понятие о мировом океане.

Практика: выполнение практической работы "Путешествие капельки в

мировом океане".

Блок 6. «Итоговая аттестация»

Тема 5.1. Текущая аттестация.

Теория: опрос в форме теста по пройденному материалу.

Практика:

выполнение

практических

упражнений

и

творческих

заданий.

Тема 5.2. Итоговая аттестация.

Практика:

выполнение

практических

упражнений

и

творческих

заданий.

Блок 7. «Заключительное занятие»

Тема 6.1. Заключительное занятие.

Практика: подведение итогов за прошедший год обучения. Рефлексия.

21

Требования к уровню подготовки

Предметно-информационная составляющая

значение и целесообразность различных видов искусства, их

техник и приемов;

значение и целесообразность экологического воспитания;

правила

техники

безопасности

при

работе

с

различными

творческими материалами;

особенности традиционных и нетрадиционных техник рисования

и моделирования;

методы реализации творческой деятельности, способствующие

эффективному результату;

уметь

разрабатывать

и

представлять

авторские

творческие

проекты;

виды переработки;

знания о том, как можно применять вторичное сырье в своей

повседневной и творческой деятельности.

Деятельностно-коммуникативная составляющая:

организовывать рабочее пространство;

разрабатывать

проект

и

его

содержание,

подготавливать

материалы для его реализации;

подготовить

и

изготовить

творческие

работы

по

каждой

изученной теме;

планировать

свою

работу

при

реализации

творческой

деятельности;

защитить итоговый творческий проект;

осваивать основы экологического воспитания и изобразительного

искусства;

22

уметь разрабатывать авторские проекты и проводить работу по

их воплощению;

применять полученные знания в своей деятельности.

Ценностно-ориентационная составляющая:

воспитание патриотизма, любви к родине;

воспитание любви к труду;

профориентационная работа, самоопределение.

23

МАТЕРИАЛЬНО-ТЕХНИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ПРОГРАММЫ

Помещение для занятий: учебный класс, стул для каждого

обучающегося.

Оборудование

Количество /шт.

Техника

1.

Доска

1

2.

Компьютер

1

3.

Мультимедийный проектор

1

4.

Колонки

2

5.

Стенд

1

24

КАДРОВОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ПРОГРАММЫ

1. Количество педагогов, ведущих занятие - 1.

2. Требования к компетенции педагога:

− педагогическое образование;

− профильная подготовка (владение знаниями, умениями, навыками,

соответствующими профилю программы);

− владение знаниями по основам психологии детей и подростков;

− владение основами знаний по работе с детьми особых категорий

(одаренные и мотивированные дети, дети с ОВЗ)

− владение знаниями по ТБ и ПБ.

25

УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ПРОГРАММЫ

Учебные пособия

1.

Богатова И.В. Оригами. – М.: Мартин, 2008.

2.

Воловик А.Ф. Всё о рисовании. – М.: ООО «Издательство Астрель»,

ООО «Издательство АСТ», 2000.

3.

Макеева А.Г., Самкова В.А., Клемяшова Е.М., учебное пособие «Мы

твои друзья»

4.

Плешаков А.А. От Земли до неба /атлас-определитель,-М.: Изд-во

Просвещение, 2019 – 198 с.

5.

Плешаков А.А. Зеленые страницы,- М.: Изд-во Просвещение,2019 –

223 с.

6.

Плешаков А.А. , Румянцева А.А. Великан на поляне или первые уроки

экологической этики,-М.: Изд-во Просвещение,2019 – 159 с.

7.

Рейд Б. Обыкновенный пластилин / Пер. с англ. Г. Лаврик. – М.: АСТ-

ПРЕСС, 1998.

8.

Сержантова Т.Б. Оригами. Лучшие модели. 2-е издание – М.: Айрис-

пресс, 2006.

9.

Ступак Е.А. Оригами. Подарки к праздникам. – М.: Айрис-пресс, 2007.

10.

Федотов Г.Я. Лесная пластика. – М.: АСТ-ПРЕСС, 2000. – 176с.: ил. –

(Основы художественного ремесла).

11.

Черныш И.В. Поделки из природных материалов. – М.: АСТ- ПРЕСС,

2001.

12.

Шматова О. Самоучитель по рисованию фломастерами и цветными

карандашами для детей и взрослых. – М.: Эксмо, 2008.

13.

Фредерик Корбалан. Мир математики: в 40 т. Т. 1: Золотое сечение.

Математический язык красоты. / Пер. с англ. – М.: Де Агостини, 2014.

26

14.

Художественная школа. Основы техники рисунка. Развитие

творческого потенциала. Ред. Кондрашова Л., сост. Калинина С. – М.:

Эксмо, 2013.

Методические материалы

5.

Электронные презентации по темам

6.

Рекомендации по подбору, заготовке природного материала

7.

Рекомендации по выбору питомца и уходу за ним

Дидактические материалы

8.

Комнатные растения

9.

Карта мира, глобус, атлас

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

1. Агеева, И. Д. Веселая биология на уроках и праздниках / И.Д.

Агеева. – М.: Творческий центр «Сфера», 2004. – 200 с.

2. Акимова, Т.А., Экология: природа-человек-техника / Т.А. Акимова,

А.П. Кузьмин, В.В. Хаскин. – М. : Юнити, 2001. – 120 с.

3. Акимушкин, И.И. Мир животных / И.И. Акимушкин. – М.:

Просвещение, 1994. – 108 с.

4. Бабенко, В.Г., Растения, животные: мифы и легенды / В.Г. Бабенко,

В.Н. Алексеев, О.В. Белова. – М., 2007 г. – 543 с.

5. Банников, А.Г. Очерки по биологии земноводных / А.Г. Банников. –

М. : Учпедгиз, 1996. – 134 с.

6. Бондарева, О.Б. Экзотические растения / О.Б. Бондарева, Е.Ю.

Гончарова. – М. : Мир книги, 2010. – 441 с.

7. Брем, А. Жизнь животных. Рыбы / А. Брем. – М. : Эксмо, 2004. – 368

с.

8. Бубнов, А.Г. Опасные промышленные отходы / А.Г. Бубнов. –

Иваново, 2004. – 48 с.

27

9. Былова, А.М. Экология растений / А.М. Былова, Н.И. Шорина. – М. :

Вентана- Граф, 2004. – 151 с.

10. Герасимов, В.М. Беспозвоночные, изучение их в школе / В. М.

Герасимов. – М. : Просвещение, 1998. – 88 с.

11.Головкин, Б.Н. Загадочные растения: детская энциклопедия / Б.Н.

Головкин, М. Т. Мазуренко, И. В. Черныш. – М. : АСТ, 2006. – 560 с.

12. Горская, Н.А. Биология: Экология растений / Н.А. Горская. – М. :

Вентана-Граф, 2005. – 45 с.

13.Дмитриев, Ю.Д. Чему верить, что проверить / Ю.Д. Дмитриев. – М. :

Детская литература, 1997 г.

14.Дмитриева, Т.А. Биология: Растения, бактерии, грибы, лишайники,

животные / Т. А. Дмитриева, С. В. Суматохин. – М., 2007 г. – 167 с.

15. Догель, В.А. Зоология / В. А. Догель. – М.: Высшая школа, 2004. –

68 с.

16. Еремеева, Е.Ю. Растения: справочник школьника / Е.Ю. Еремеева. –

М. : Литера, 2005. – 155 с.

17.Каменский А.А., Биология. Введение в общую биологию и экологию

/ А.А. Каменский, Е.А. Криксунов, В.В. Пасечник – М. : Дрофа, 2003. – 78 с.

18. Келлер, А.А. Медицинская экология / А. А. Келлер, В. И. Кувакин.

– С.-Петербург. : Петрос, 1999. – 132 с.

19. Константинов, В.М. Зоология позвоночных / В.М. Константинов. –

М. : Академия, 2000. – 67 с.

20.Коробкин, В.И., Экология / В.И. Коробкин, Л.В. Передельский –

Ростов н/Д: изд-во «Феникс», 2001. – 144 с.

21. Костко, О. К. Экология для средней школы / О.К. Костко – М.:

«Аквариум», 2005. – 54 с.

22.Крискунов, Е.А. Экология. 9 класс / Е.А. Криксунов, В.В. Пасечник,

А.П. Сидорин – М.: Дрофа, 2005. – 54 с.

23.Кулакова, О.С. Шпаргалка по экологическому праву / О.С. Кулакова

– М.: Аллель, 2000. – 201 с.

28

24.Лункевич, В.С. Занимательная биология / В. С. Лункевич – М.:

Наука, 1992. – 240 с.

25.Молис, С.А. Книга для чтения по зоологии / С.А. Молис – М.:

Просвещение, 2001. – 118 с.

26.Реймерс, Н.Ф. Начала экологических знаний / Н.Ф. Реймес – М.:

МНЭПЦ, 1993. – 118 с.

27.Ровира, П. Животные нашей планеты / П. Ровира – М.: Лабиринт

Пресс, 2008. – 204 с.

28.Потапов, И.В. Зоология с основами экологии животных / И.В.

Потапов – М.: Академия, 2001. – 112 с.

29.Сергеев, Б.Ф. Удивительное об амфибиях / Б. Ф. Сергеев – М.:

Знание, 2001. – 113 с.

30.Сергеев, Б.Ф. Жизнь лесных дебрей / Б. Ф. Сергеев – М.: Молодая

гвардия, 1998. – 88 с.

31.Ситаров,

В.А.

Социальная

экология

/

В.А.

Ситаров,

В.В.

Пустовойтов – М.: Академия, 2000. – 54 с.

32.Степанчук, Н.А. Практикум по экологии / Н. А. Степанчук. – М. :

Учитель, 2009. – 67 с.

33.Уолтерз, М. Животные. Большая детская энциклопедия / Уолтерз, Д.

Джонсон – М.: Астрель, 2008. – 58 с.

34.

Ушакова,

О.Д.

Красная

книга

России.

Растения.

Словариксправочник школьника / О.Д. Ушакова – М.: «Литера», 2009. – 114

с.

35.Чернова Н.М. Основы экологии / Н. М. Чернова, В.М. Галушин,

В.М. Константинов. – М.: Просвещение, 1997. – 78 с.

36.Шинкаренко,

И.В.

Исчезающий

мир:

рассказы

о

редких

и

исчезающих животных и растениях / И.В. Шинкаренко – М.: Аркаим, 2004. –

114 с.

37. Шустова, И.Б. Азбука: Растения России. Мир природы / И. Б.

Шустова – М.: «Дрофа» , 2018 – 167 с.

29

30



В раздел образования