Авторы: Хатунцева Марина Владимировна, Шувакина Марина Борисовна
Должность: учителя математики
Учебное заведение: МАОУ "Лицей №3 им.А.С.Пушкина"
Населённый пункт: г.Саратов
Наименование материала: статья
Тема: Дистанционное обучение детей с ОВЗ проектная деятельность
Раздел: полное образование
Хатунцева М.В., Шувакина М.Б.
учителя математики
МАОУ «Лицей №3 им. А.С.Пушкина» г.Саратов
ДИСТАНЦИОННОЕ ОБУЧЕНИЕ ДЕТЕЙ С ОВЗ
(ПРОЕКТНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ)
Детей надо учить тому, что
пригодится им, когда они вырастут.
Аристипп.
С самого раннего детства дети с удовольствием разгадывают ребусы, решают
занимательные
задачи,
кроссворды,
считают.
Поэтому
у
первоклассников
математика является любимым предметом, ведь все, что начинается с загадки,
вызывает у ребенка познавательный интерес и стремление к новым знаниям. "Кто
с детских лет занимается математикой, тот развивает внимание, тренирует свой
мозг, свою волю, воспитывает настойчивость и упорство в достижении цели"
(А.Маркушевич).
Научить учиться, помочь учащимся стать в жизни востребованными, успешными,
социально адаптированными – вот в чем заключается задача учителя. Но для
детей с ограниченными возможностями здоровья эта задача стоит наиболее остро,
и для ее решения требуется больше усилий и стараний учителя и ученика.
Лицей №3 им. А.С.Пушкина Октябрьского района г. Саратова работает с детьми с
ограниченными возможностями здоровья в дистанционном режиме 3 года.
Успешность такого образования зависит от эффективности организации и
качества используемых материалов и методов. Характерной чертой такого
подхода, в центре которого стоит ребенок, является гибкость и адаптированость
обучающей системы.
На своих уроках мы стараемся
научить детей с ОВЗ не только думать,
рассуждать, анализировать, но и жить, работать вместе с различными людьми,
учим их терпимости, взаимопониманию, взаимовыручке, пытаемся подготовить
их к условиям современной жизни. Стремясь повысить интерес к предмету, к
самостоятельной деятельности, конструированию своих собственных знаний, для
формирования собственного мировоззрения используем на занятиях технологию
проекта . В основе этого метода лежит развитие познавательных возможностей
учащихся, их творческого потенциала, формирование умений самостоятельно
добывать свои знания, ориентироваться в информационном пространстве. Метод
проектов имеет большой развивающий потенциал.
В своей работе с детьми с ОВЗ мы используем следующие виды проектов:
исследовательский ("Тайны теоремы Пифагора", "Квадратное уравнение и его
корни", "Метод площадей").
Такие проекты требуют хорошо продуманной
структуры, обозначенных целей, актуальности, различных методов, в том числе
экспериментальных и опытных работ. Участие старшеклассников в проектах
данного типа способствует формированию исследовательской компетентности,
готовит их к написанию курсовых работ в вузе, к осуществлению образования в
течение всей жизни.
информационный ("История развития геометрии", "Знаменитые наши земляки",
"Числа правят миром"). Этот тип проектов направлен на сбор информации,
изучение материала, его анализ и обобщение фактов. Важным здесь является
тесное взаимодействие учителя и ученика, а также возможность систематической
корректировки деятельности ребенка.
практико-ориентированный
("Измерения
с
ограничениями",
«Полевая
геометрия", "Геометрия в моей жизни"). Эти проекты отличает обозначенный с
самого начала результат деятельности участников проекта, ориентированный на
их интересы.
Как правило, при работе с детьми с ОВЗ мы используем индивидуальные проекты.
Это дает возможность
ребенку самореализоваться,
проявить свои личные
качества и приобрести опыт решения проблемы. Работая над проектом, ребенок
может оценить свои знания и способности. Участие в проекте учит его не только
работать
с
учебником,
но
и
использовать
дополнительную
литературу,
современные
средства
информации,
Интернет,
СМИ
(формируются
информационные компетенции). По окончании работы над проектом и его защиты
ученик получает оценку своей деятельности. Защита проекта проходит на
школьной математической конференции очно или в режиме он-лайн. При этом
формируются коммуникативные компетенции (навыки работы в группе, умение
представить себя, задавать вопросы и отвечать на вопросы окружающих, умение
отстаивать свою точку зрения). Дети с удовольствием включаются в создание
проекта,
который
выбран
самостоятельно
с
учетом
интересов:
проводят
эксперимент, работают над рефератом, создают модели геометрических тел,
придумывают сказки ("В стране Геометрия", "Эта непонятная бесконечность"),
готовят презентации, делают фотографии, пишут стихи:
"Геометрия любит точность
И мышления особый склад,
Проверяет нервы на прочность,
С ней живу я пока не в ладах.
Как хочу ее сделать подругой,
Завязать хочу кровные узы,
Чтоб понять, где какой лежит угол,
Высота где и гипотенуза…" (Малышева Елена)
Все это формирует учебно -познавательные компетенции.
Научно исследовательская деятельность учеников проходит под руководством
учителя. Ученик решает малую, но самостоятельную исследовательскую задачу.
Мы считаем, что, только преодолевая трудности, ребенок с ОВЗ может войти в
мир творчества, научится общаться со сверстниками и окружающими его людьми
и будет успешным и востребованным в жизни.
"Жизнь - это улыбка даже тогда, когда по лицу текут слезы". (Моцарт)