Напоминание

Развитие творческих способностей детей в музыкально-театральной деятельности


Автор: Конева Ольга Михайловна
Должность: учитель музыки
Учебное заведение: МБОУ "Гимназия № 22"
Населённый пункт: г. Барнаул
Наименование материала: статья
Тема: Развитие творческих способностей детей в музыкально-театральной деятельности
Раздел: дополнительное образование





Назад




Развитие творческих способностей детей в музыкально-театральной деятельности.

«Мороз Иванович», «Волшебник Изумрудного города», «Колобок», «Сказка про козлёнка

Рутуту», «Принцесса на горошине», «Репка» - эти и многие другие спектакли были

поставлены хоровой студией "Радуга" за двадцать лет работы в школе. Каждый спектакль

- это новая увлекательная волшебная история. И, конечно, дети с радостью воспринимают

идею побывать в стране чудес и сказок, причём не только в качестве наблюдателей, а

самим на время стать героями этой сказки, перевоплотиться в какого-нибудь героя,

прожить его жизнь. Это интересное, увлекательное занятие, но оно требует определенных

интеллектуальных, эмоциональных и физических усилий. Ребёнок должен действовать!

(Л. М. Леонидов «…само слово «актер» происходит от английского «асt!», что значит

действовать»). Герои сказки общаются друг с другом, поют, танцуют, играют на

музыкальных инструментах, переживают разные эмоции, и всё это ребёнку нужно

передать в своей актёрской игре. Пусть он не станет великим артистом, важно, что

участие в театрализованной постановке поможет пробуждению творческих способностей.

Процесс постановки спектакля способствует всестороннему развитию детей.

Наш театр - музыкальный, и именно музыка - является главным действующим лицом

спектакля. Звуки природы (плеск волн, пение птиц в лесу, крики петуха в деревне,

фрагменты музыкальных произведений, подходящих по смыслу) перенесут нас в

воображаемый мир, в любое место. Музыка предупреждает об опасности, приглашает на

праздник, создаёт нужную атмосферу, обстановку. Эмоциональное восприятие музыки

помогает героям спектакля почувствовать настроение героя, ощутить его внутреннее

состояние, настроиться "на нужный лад", чутко реагировать на смену настроения в разных

ситуациях, способствует внимательному вслушиванию в звучащую музыку.

Герои спектаклей очень любят петь. Внимательно послушав их песни, мы узнаем как их

зовут, где они живут, какой у них характер, о чём они мечтают. Основное место в

спектакле занимают сольные номера, но также присутствуют ансамблевое, хоровое пение.

Каждая песня ставит перед исполнителем новые задачи, ведь в одном спектакле

встречаются разнохарактерные образы, требующие разных средств воплощения.

Например, в спектакле "Волшебник Изумрудного города" партия волшебницы Виллины

предполагает загадочные, плавное, протяжное звучание. В песне Железного дровосека - на

первый план выходит ритмичность исполнения, твёрдость звука, чёткая дикция. В песне-

заклинании Гингемы - злобные, завывающие интонации. Главное - раскрыть характер,

настроение героя в своём исполнении. А для этого важно обратить внимание детей на то,

как темп, ритм, особенности движения мелодии, громкость звучания влияют на создание

образа.

Песню стражников, охраняющих Изумрудный город, участники спектакля исполняют по

ролям. Это требует концентрации внимания, умения вовремя вступить, чисто спеть свою

партию, не перекрикивая другую. Заключительную песню в спектакле все герои

исполняют вместе - хором. Главная задача - выразить общее настроение в песне,

добиваться ровного звучания, единой манеры исполнения. Пение способствует развитию

эмоциональной сферы детей, способности чувствовать и передавать различный характер и

настроение песен, умению согласовывать свои действия с действиями других. Развивается

дикция, память, кругозор, умение выражать эмоциональное состояние через пение, звуки.

Герои спектаклей любят не только петь, но и танцевать. Больше всего любят

танцевать красавицы из спектакля "Принцесса на горошине": Дюймовочка - вальс,

Принцесса на Горошине - менуэт, Морская красавица - танго, у Африканской принцессы

свои зажигательные африканские ритмы. В музыкальных спектаклях "Репка", "Морозко",

"Дымковская игрушка", встречаются танцы в народном стиле: хоровод, пляски. Задача

артиста выразить характер, темперамент героев через танцевальные движения. Конечно,

движения надо выбирать простые. Ребёнок может сам придумать танец героя,

отталкиваясь от звучания музыки, можно посмотреть как танцуют подобные танцы по

интернету и выбрать нужные движения. Для создания образа можно использовать

атрибуты - платочки, цветы и т.д. В результате у ребёнка развиваются ритмичность,

координация движений, синхронность движений в группе танцующих, пластическая

выразительность.

Спектакль "Репка" заканчивается праздником урожая. Создать радостную

праздничную атмосферу народного веселья помогут шумовые музыкальные

инструменты: бубны, ложки, трещётки, свистульки.

А вот в танце Африканской принцессы больше подойдут маракасы, барабаны. Главная

задача - внимательно слушать, чтобы вовремя вступать, соблюдать ритмический рисунок.

О том, что чувствует герой, могут без слов рассказать мимика, жесты, походка.

Невыразительность всех этих внешних средств обедняют зрительское восприятие,

мешают актерскому правдоподобию. Чтобы найти верные актёрские средства надо

представить, как ведёт себя герой в жизни, выявить физические особенности персонажа,

некоторых черт его характера и попробовать найти свои, оригинальные движения, для

выражения образа. И конечно музыка подскажет верные решения. В результате у детей

развивается способность распознавать эмоциональное состояние человека по мимике,

жестам, интонации; умение ставить себя на его место в различных ситуациях, находить

адекватные способы содействия.

Герои спектакля общаются, разговаривают друг с другом. В некоторых спектаклях

есть роль рассказчика. Когда ребёнок первый раз начинает читать свою роль, как

правило, главные ошибки - невыразительность, монотонность речи, отсутствие

смысловых пауз и логического ударения, проглатывание начала и конца слов. Чтобы

интересно и увлекательно донести информацию до слушателей, необходима особая

сценическая речь, с четким произношением, интонационной выразительностью. Важно

обратить внимание детей на то, что все герои говорят по-разному: у кого-то высокий

тоненький голос, у кого-то низкий, кто-то говорит громко, а другой тихо, кто-то ласково,

а кто-то угрожающе, кто-то быстро тараторит, а кто-то медленно растягивает слова. В

результате работы над ролью речь детей становится ярче и образнее, развивается память,

расширяется словарный запас, повышается концентрация внимания (ведь во время

представления ребёнок должен следить за ходом спектакля, чтобы не пропустить свои

реплики).

Показ спектакля - самый волнительный момент для юных артистов, ведь своё

мастерство им придётся показывать не только для друзей-одноклассников, но и для

родителей, посторонних зрителей. Всё, что ребёнок осваивал на репетициях, он должен

показать на публике. А это не простая задача. Надо преодолевать робость, неуверенность

в себе, застенчивость. При показе спектаклей часто случаются непредвиденные ситуации

и нужно быстро перестраиваться, реагировать в соответствии с создавшейся обстановкой,

импровизировать, но не останавливаться, не нарушать ход спектакля.

Музыкальный спектакль - это целый мир сюжетов, действий, персонажей, мир

красивых мелодий, красочных декораций, умелой актёрской игры. Главное - это радость

от творчески проделанной работы, результата, который стал возможен благодаря

репетициям, коллективному труду многих участников. Эти чувства и переживания ещё

долгое время будут жить в ребёнке и запомнятся на всю жизнь. И, несомненно, что

качества, приобретённые в ходе занятий по театрализованной деятельности имеют

большое значение для творческого, всестороннего развития ребенка, способствуют

эмоциональному раскрепощению ребенка, обучению чувствованию и художественному

воображению.



В раздел образования