Напоминание

Формирование математической грамотности на основе решения практико-ориентированных задач


Автор: Тартан-Оол Долаана Витальевна
Должность: учитель математики
Учебное заведение: МБОУ "Саскылахская СОШ"
Населённый пункт: село Саскылах Анабарского района Республики Саха Якутия
Наименование материала: презентационный материал
Тема: Формирование математической грамотности на основе решения практико-ориентированных задач
Раздел: полное образование





Назад




Формирование математической

грамотности на основе решения

практико-ориентированных задач

Тартан-оол Долаана Витальевна,

учитель математики МБОУ

«Саскылахская СОШ»

Анабарского района

«Теория

без

практики

мертва

или

бесплодна,

практика

без

теории

невозможна или пагубна. Для теории

нужны

знания,

для

практики,

сверх

того, и умение»

А. Н. Крылов

(математик, академик

Академии Наук СССР)

В 2021-2022 учебном году основное

направление исследования PISA

(Международная программа по оценке

образовательных достижений учащихся) –

математическая грамотность.

Исследование PISA-2022 будет измерять,

насколько эффективно образовательные

системы стран готовят учащихся к

использованию математики во всех аспектах

их личной, общественной и

профессиональной жизни.

В рамках исследования PISA будет

использоваться следующее определение:

Математическая грамотность – это

способность человека мыслить

математически, формулировать,

применять и интерпретировать

математику для решения задач в

разнообразных практических контекстах.

В самых общих словах - это способность

человека применять те математические

знания, которые он накопил за время

обучения в школе, в различных

математических ситуациях.

Одним из эффективных способов развития математической

грамотности является практико-ориентированные задачи.

Основная цель

практико-

ориентированных

задач –

формирование у

обучающихся

умений и навыков

действовать в

социально-

ориентированной

ситуации.

Задачи базируются

на знаниях и

умениях, но

требуют умения

применять

накопленные знания

в практической

деятельности.

Методические особенности обучения

решению практико-ориентированных задач:

чтобы учащиеся полностью включились в

работу над решением задачи и это являлось

целью их учебной деятельности в

определенный период времени, очень важно

правильно сформулировать условие задачи:

она должна быть привлекательна и по форме,

и по содержанию;

предлагая для решения учащимся практико-

ориентированную задачу, следует помнить о

том, что она должна быть интересна для

учащихся определенного возраста;

при подборе практико-ориентированной

задачи необходимо учитывать интересы

учащихся в их повседневной жизни и

опираться на имеющийся у них жизненный

опыт.

Под практико-ориентированной задачей понимается

математическая задача, в содержании которой описывается

ситуация из окружающей действительности, связанная с

формированием у учащихся практических навыков

использования математических знаний и умений,

необходимых в повседневной жизни.

1. Велосипедист

движется со средней

скоростью на 10 км/ч

больше, чем пешеход. На

один и тот же путь

велосипедисту требуется

2 ч, а пешеходу – 7 ч.

Найдите средние

скорости велосипедиста и

пешехода.

2. Успеете ли вы прийти в

школу без опоздания к

первому уроку, если

выйдете из дома в 8 часов

45 минут и будете идти с

постоянной скоростью

(средняя скорость

пешехода найдена в

предыдущей задаче, а

расстояние у каждого

своё)?

Применять практико-ориентированные задачи

можно на различных этапах урока

Устный счет

Математика, 5 класс

Применять практико-ориентированные

задачи можно на различных этапах урока

Устный счет

Математика, 5 класс

Применять практико-ориентированные

задачи можно на различных этапах урока

Устный счет

Математика, 6 класс

Применять практико-ориентированные

задачи можно на различных этапах урока

Устный счет

Алгебра, 7 класс

Применять практико-ориентированные

задачи можно на различных этапах урока

Первичное закрепление

Геометрия, 8 класс

Теорема Пифагора

На дачном участке лестницу длиной 3,7 м прислонили к дереву.

Найдите высоту, на которой находится её верхний конец, если

нижний конец отстоит от ствола дерева на 1,2 м. Ответ дайте в

метрах.

Применять практико-ориентированные

задачи можно на различных этапах урока

Первичное закрепление

Алгебра, 9 класс

Арифметическая и геометрическая прогрессии

1.

Лекарство пьют каплями: в 1-ый день 6 капель, а в

каждый следующий на 3 капли больше, чем предыдущий.

Начиная с 11-го дня, дневную дозу ежедневно убавляют

на 3 капли и заканчивают курс лечения на 19-ый день

после его начала.

а) Сколько капель лекарства примет больной за первые

10 дней лечения?

б) Сколько капель лекарства назначено на курс лечения?

Применять практико-ориентированные

задачи можно на различных этапах урока

Первичное закрепление

Алгебра, 9 класс

Арифметическая и геометрическая прогрессии

2. Премиальный фонд составляет 16250р. Надо

разделить его между четырьмя сотрудниками,

согласно доле участия каждого так, чтобы

каждый следующий получил в 1,5 раза больше

предыдущего. Какую премию получит каждый

сотрудник?

Групповая работа

Домашняя работа

(предложить учащимся самостоятельно составить задачу)

Составить меню на Новый год

(наиболее дешевый вариант),

Семья – 4 человека.

Внеурочная деятельность

(проектная деятельность обучающихся)

Немаловажную роль в формировании математической грамотности

играют проекты, при создании которых требуется решение

практико-ориентированных задач.

У практико-ориентированных задач есть

свои особенности, которые отличают их от

других математических задач, а именно:

значимость (общекультурная, познавательная,

профессиональная, социальная) получаемого

результата, что обеспечивает познавательную

мотивацию учащегося;

условие задачи сформулировано как сюжет, ситуация

или проблема, для разрешения которой необходимо

использовать знания из математики, из другого

предмета или из жизни, на которые нет явного указания

в тексте задачи;

информация и данные в задаче могут быть

представлены в различной форме (рисунок, таблица,

схема, диаграмма, график и т. д.), что потребует

распознавания объектов;

указание (явное или неявное) области применения

результата решения.

Практическая работа

Проектирование заданий,

ориентированных на оценку и формирование

математической грамотности

Задание:

Спроектировать 1 практико-

ориентированную задачу на

оценку и формирование

математической грамотности

с описанием характеристики

задания и системы

оценивания (см пример на

предыдущем слайде).



В раздел образования