Автор: Тартан-Оол Долаана Витальевна
Должность: учитель математики
Учебное заведение: МБОУ "Саскылахская СОШ"
Населённый пункт: село Саскылах Анабарского района Республики Саха Якутия
Наименование материала: презентационный материал
Тема: Формирование математической грамотности на основе решения практико-ориентированных задач
Раздел: полное образование
Формирование математической
грамотности на основе решения
практико-ориентированных задач
Тартан-оол Долаана Витальевна,
учитель математики МБОУ
«Саскылахская СОШ»
Анабарского района
«Теория
без
практики
мертва
или
бесплодна,
практика
без
теории
невозможна или пагубна. Для теории
нужны
знания,
для
практики,
сверх
того, и умение»
А. Н. Крылов
(математик, академик
Академии Наук СССР)
В 2021-2022 учебном году основное
направление исследования PISA
(Международная программа по оценке
образовательных достижений учащихся) –
математическая грамотность.
Исследование PISA-2022 будет измерять,
насколько эффективно образовательные
системы стран готовят учащихся к
использованию математики во всех аспектах
их личной, общественной и
профессиональной жизни.
В рамках исследования PISA будет
использоваться следующее определение:
Математическая грамотность – это
способность человека мыслить
математически, формулировать,
применять и интерпретировать
математику для решения задач в
разнообразных практических контекстах.
В самых общих словах - это способность
человека применять те математические
знания, которые он накопил за время
обучения в школе, в различных
математических ситуациях.
Одним из эффективных способов развития математической
грамотности является практико-ориентированные задачи.
Основная цель
практико-
ориентированных
задач –
формирование у
обучающихся
умений и навыков
действовать в
социально-
ориентированной
ситуации.
Задачи базируются
на знаниях и
умениях, но
требуют умения
применять
накопленные знания
в практической
деятельности.
Методические особенности обучения
решению практико-ориентированных задач:
чтобы учащиеся полностью включились в
работу над решением задачи и это являлось
целью их учебной деятельности в
определенный период времени, очень важно
правильно сформулировать условие задачи:
она должна быть привлекательна и по форме,
и по содержанию;
предлагая для решения учащимся практико-
ориентированную задачу, следует помнить о
том, что она должна быть интересна для
учащихся определенного возраста;
при подборе практико-ориентированной
задачи необходимо учитывать интересы
учащихся в их повседневной жизни и
опираться на имеющийся у них жизненный
опыт.
Под практико-ориентированной задачей понимается
математическая задача, в содержании которой описывается
ситуация из окружающей действительности, связанная с
формированием у учащихся практических навыков
использования математических знаний и умений,
необходимых в повседневной жизни.
1. Велосипедист
движется со средней
скоростью на 10 км/ч
больше, чем пешеход. На
один и тот же путь
велосипедисту требуется
2 ч, а пешеходу – 7 ч.
Найдите средние
скорости велосипедиста и
пешехода.
2. Успеете ли вы прийти в
школу без опоздания к
первому уроку, если
выйдете из дома в 8 часов
45 минут и будете идти с
постоянной скоростью
(средняя скорость
пешехода найдена в
предыдущей задаче, а
расстояние у каждого
своё)?
Применять практико-ориентированные задачи
можно на различных этапах урока
Устный счет
Математика, 5 класс
Применять практико-ориентированные
задачи можно на различных этапах урока
Устный счет
Математика, 5 класс
Применять практико-ориентированные
задачи можно на различных этапах урока
Устный счет
Математика, 6 класс
Применять практико-ориентированные
задачи можно на различных этапах урока
Устный счет
Алгебра, 7 класс
Применять практико-ориентированные
задачи можно на различных этапах урока
Первичное закрепление
Геометрия, 8 класс
Теорема Пифагора
На дачном участке лестницу длиной 3,7 м прислонили к дереву.
Найдите высоту, на которой находится её верхний конец, если
нижний конец отстоит от ствола дерева на 1,2 м. Ответ дайте в
метрах.
Применять практико-ориентированные
задачи можно на различных этапах урока
Первичное закрепление
Алгебра, 9 класс
Арифметическая и геометрическая прогрессии
1.
Лекарство пьют каплями: в 1-ый день 6 капель, а в
каждый следующий на 3 капли больше, чем предыдущий.
Начиная с 11-го дня, дневную дозу ежедневно убавляют
на 3 капли и заканчивают курс лечения на 19-ый день
после его начала.
а) Сколько капель лекарства примет больной за первые
10 дней лечения?
б) Сколько капель лекарства назначено на курс лечения?
Применять практико-ориентированные
задачи можно на различных этапах урока
Первичное закрепление
Алгебра, 9 класс
Арифметическая и геометрическая прогрессии
2. Премиальный фонд составляет 16250р. Надо
разделить его между четырьмя сотрудниками,
согласно доле участия каждого так, чтобы
каждый следующий получил в 1,5 раза больше
предыдущего. Какую премию получит каждый
сотрудник?
Групповая работа
Домашняя работа
(предложить учащимся самостоятельно составить задачу)
Составить меню на Новый год
(наиболее дешевый вариант),
Семья – 4 человека.
Внеурочная деятельность
(проектная деятельность обучающихся)
Немаловажную роль в формировании математической грамотности
играют проекты, при создании которых требуется решение
практико-ориентированных задач.
У практико-ориентированных задач есть
свои особенности, которые отличают их от
других математических задач, а именно:
значимость (общекультурная, познавательная,
профессиональная, социальная) получаемого
результата, что обеспечивает познавательную
мотивацию учащегося;
условие задачи сформулировано как сюжет, ситуация
или проблема, для разрешения которой необходимо
использовать знания из математики, из другого
предмета или из жизни, на которые нет явного указания
в тексте задачи;
информация и данные в задаче могут быть
представлены в различной форме (рисунок, таблица,
схема, диаграмма, график и т. д.), что потребует
распознавания объектов;
указание (явное или неявное) области применения
результата решения.
Практическая работа
Проектирование заданий,
ориентированных на оценку и формирование
математической грамотности
Задание:
Спроектировать 1 практико-
ориентированную задачу на
оценку и формирование
математической грамотности
с описанием характеристики
задания и системы
оценивания (см пример на
предыдущем слайде).