Напоминание

ВЗАИМОДЕЙСТВИЕ ШКОЛЫ ИСКУССТВ И СЕМЬИ В ВОПРОСЕ ПРИОБЩЕНИЯ ОБУЧАЮЩИХСЯ К ИЗУЧЕНИЮ НАРОДНОГО МУЗЫКАЛЬНОГО ИСКУССТВА


Автор: Титова Ирина Владимировна
Должность: преподаватель дпи
Учебное заведение: МБУ ДО "ДШИ № 2"
Населённый пункт: г.о. Кинель Самарской области
Наименование материала: статья
Тема: ВЗАИМОДЕЙСТВИЕ ШКОЛЫ ИСКУССТВ И СЕМЬИ В ВОПРОСЕ ПРИОБЩЕНИЯ ОБУЧАЮЩИХСЯ К ИЗУЧЕНИЮ НАРОДНОГО МУЗЫКАЛЬНОГО ИСКУССТВА
Раздел: дополнительное образование





Назад




ВЗАИМОДЕЙСТВИЕ ШКОЛЫ ИСКУССТВ И СЕМЬИ В ВОПРОСЕ

ПРИОБЩЕНИЯ ОБУЧАЮЩИХСЯ К ИЗУЧЕНИЮ НАРОДНОГО

МУЗЫКАЛЬНОГО ИСКУССТВА

Титова И.В.

Муниципальное бюджетное учреждение дополнительного образования

«Детская школа искусств №2»

городского округа Кинель Самарской области

Важную часть во всестороннем развитии личности ребенка носит

генетическая память поколений – главная ценность человека, которая, в

частности передается через музыкальный фольклор, народную музыку,

народный танец.

Художественный вкус ребенка, способность к творчеству, обладание

чувством

прекрасного,

умение

наслаждаться

произведениями

искусства

напрямую зависит от воспитания. Но такое воспитание не может быть

однобоким, например, только в школе или в семье.

Воспитание не будет эффективно, если выходя за пределы ДШИ, ребенок

окунется в мир безнравственности и искаженных ценностей. Это большое

общее дело, которое в равной степени ложится на плечи родителей

преподавателей и руководителей общественных организаций и властных

структур.

В настоящий момент вопрос эстетического воспитания является одной из

важнейших проблем, которые стоят перед школой и семьей. Порой в сложном,

часто меняющемся социуме, где нет четкой единой, неизменной системы норм,

многие нормы, ценности разных культур противоречат друг другу. Часто школа

и родители сталкиваются с такой ситуацией, когда воспитание ребенка в семье

или образовательном учреждении противоречит влиянию не только других

социальных групп и институтов, но и даже между собой [4, с.23].

Формирование эстетических ценностей у детей в современном обществе

связано с противопоставлением разных подходов к пониманию красоты. Часто,

оценку, отношение к явлениям действительности и искусства в семье

навязывают через средства массовой информации.

Задачи

эстетического

воспитания

тесно

связаны

с

нравственными

ориентирами, к которым относятся доброта, гуманизм, справедливость. В

современных условиях представление о том, что «в человеке должно быть все

прекрасно» нередко трактуется весьма поверхностно [3, с.43].

Эстетическое воспитание - целенаправленный процесс формирования

эстетического отношения к действительности в сфере материальной и духовной

деятельности людей. Оно тесно связано с восприятием и пониманием

прекрасного, наслаждением. [1, с.43].

Проблемами эстетического воспитания занимались многие советские,

российские

и

зарубежные

ученые,

такие

как

В.А.Сухомлинский,

А.С.

Макаренко, Д.Б. Кабалевский, В.Н. Шацкая, Н.И. Киященко, Д.С. Лихачев,

Б.М. Неменский,А.Б. Щербо и многие другие. Многие из них раскрывают роль,

значение и необходимость осуществления эстетического воспитания для

всестороннего, гармоничного развития ребенка на протяжении всего периода

становления [2, с.15].

Основа эстетического воспитания всегда лежала на эстетических идеалах,

которые включают в себе представления о красоте в природе, социуме,

человеке, искусстве.

Ответственность за воспитание школьника, бесспорно наравне, лежит и на

школе, и на семье. Семья закладывает основной фундамент в процессе

эстетического воспитания ребенка, а школа подключается и совместно

сотрудничает. В семье у детей формируются эстетический вкус, появляется

интерес к искусству.

Приведем пример из опыта организации и проведения творческих

конкурсов, мероприятий, праздников в МБУ ДО «ДШИ №2» г.о. Кинель.

Например, традиционный «Рождественский концерт» проводится каждый год с

участием обучающихся исполнительского отдела. В программу концерта

включаются произведения культурного наследия русских композиторов, чьё

творчество основано на использовании народной музыки. Таких как М. Глинка,

Н. Римский – Корсаков, В. Гаврилин, С. Рахманинов, А. Хачатурян т.д. Ребята

играют для своих родителей произведения этих композиторов с удовольствием,

и это играет важнейшую роль, ведь пока ребенок не пропустит через себя

любую тему, в нем это не отложится, потому что только так формируются

знания, умения и навыки.

На художественном отделении организовывается выставка работ детей с

участием родителей, после проходит отбор на школьном уровне. Все работы

учащихся выставляются на сайте и в холле школы. Выявляются призеры и

победители.

Сегодня перед школой стоит задача: вовлечь родителей школьников в

образовательный процесс. Многие родители не осознают, какое они могут

влияние оказать на своих детей. В семье необходимо с самого раннего детства

уделять должное внимание эстетическому воспитанию. Очень важно, чтобы в

семье закреплялись привычки правильного поведения, которые формируются у

ребенка. Только при сотрудничестве семьи и школы можно выстроить единые

требования, которые будут придерживаться и семья, и школа - главное условие

эффективного осуществления процесса воспитания детей, в том числе и

эстетического. Эстетическое развитие ребенка начинается в раннем детстве, а

период дошкольного и младшего школьного возраста является самым главным

в эстетическом воспитании, именно в этом возрасте формируется отношение к

миру, которые поэтапно переходят в свойства личности. Период младшего

школьного возраста, это время, когда активное участие семьи, окружающих его

людей в воспитании оставляет след для будущего развития, воспитания,

самореализацию своих возможностей и способностей. Сотрудничество семьи и

школы – это совместное взаимодействие выбора целей, форм и методов

воспитания.

Например

на

отделении

РЭО

проводятся

традиционные

масленичные вечера с участием родителей, где дети дошкольного возраста

приобщаются к традициям народного творчества. Так же обучающиеся

художественного отделения вместе с преподавателями ежегодно принимают

участие в конкурсе «Масленичная кукла» в рамках празднования «Широкой

Масленицы» учредителем, которого является администрация п.г.т. Усть –

Кинельский г.о. Кинель Самарской области.

Взаимодействие школы и семьи поможет узнать ребенка с разных сторон,

является важным звеном в воспитании, обучении и становлении личности

ребёнка. Так основными формами организации психолого-педагогического

взаимодействия с семьей являются мероприятия, целью которых является

объединять свои усилия в воспитательном процессе: родительские собрания,

праздники, выставки, экскурсии, школьный театр и другие мероприятия.

Школа искусств и семья при взаимодействии, должны понимать и

помнить, что и родители, и педагоги, воспитывают одних и тех же детей.

Положительный результат их совместной деятельности может быть только

тогда успешным, когда педагоги и родители станут сотрудничать совместно, на

основе взаимопонимания, уважения, доверия и ответственности.

Список литературы

1. Гончаров И.Ф. Эстетическое воспитание школьников средствами

искусства и действительности. [Текс]/ И.Ф.Гончаров.- М.: Педагогика, 2016.-

126 с.

2. Гришин Д.М., Панарина Г.П. Народные традиции в воспитании.

[Текст] / Д.М. Гришин, Г.П. Панарина. - Калуга: КГПУ, -2012.-108 с.

3. Данилов A.A. Воспитательный потенциал народного искусства [Текс] /

A.A. Данилов. Педагогика. 2015.-№3.-C.33-37.

4. Джидарьян И.А. Эстетическая потребность. [Текс] /И.А. Джидарьян.-

М.: Наука, 2014.-191 с.



В раздел образования