Автор: Титова Ирина Владимировна
Должность: преподаватель дпи
Учебное заведение: МБУ ДО "ДШИ № 2"
Населённый пункт: г.о. Кинель Самарской области
Наименование материала: статья
Тема: ВЗАИМОДЕЙСТВИЕ ШКОЛЫ ИСКУССТВ И СЕМЬИ В ВОПРОСЕ ПРИОБЩЕНИЯ ОБУЧАЮЩИХСЯ К ИЗУЧЕНИЮ НАРОДНОГО МУЗЫКАЛЬНОГО ИСКУССТВА
Раздел: дополнительное образование
ВЗАИМОДЕЙСТВИЕ ШКОЛЫ ИСКУССТВ И СЕМЬИ В ВОПРОСЕ
ПРИОБЩЕНИЯ ОБУЧАЮЩИХСЯ К ИЗУЧЕНИЮ НАРОДНОГО
МУЗЫКАЛЬНОГО ИСКУССТВА
Титова И.В.
Муниципальное бюджетное учреждение дополнительного образования
«Детская школа искусств №2»
городского округа Кинель Самарской области
Важную часть во всестороннем развитии личности ребенка носит
генетическая память поколений – главная ценность человека, которая, в
частности передается через музыкальный фольклор, народную музыку,
народный танец.
Художественный вкус ребенка, способность к творчеству, обладание
чувством
прекрасного,
умение
наслаждаться
произведениями
искусства
напрямую зависит от воспитания. Но такое воспитание не может быть
однобоким, например, только в школе или в семье.
Воспитание не будет эффективно, если выходя за пределы ДШИ, ребенок
окунется в мир безнравственности и искаженных ценностей. Это большое
общее дело, которое в равной степени ложится на плечи родителей
преподавателей и руководителей общественных организаций и властных
структур.
В настоящий момент вопрос эстетического воспитания является одной из
важнейших проблем, которые стоят перед школой и семьей. Порой в сложном,
часто меняющемся социуме, где нет четкой единой, неизменной системы норм,
многие нормы, ценности разных культур противоречат друг другу. Часто школа
и родители сталкиваются с такой ситуацией, когда воспитание ребенка в семье
или образовательном учреждении противоречит влиянию не только других
социальных групп и институтов, но и даже между собой [4, с.23].
Формирование эстетических ценностей у детей в современном обществе
связано с противопоставлением разных подходов к пониманию красоты. Часто,
оценку, отношение к явлениям действительности и искусства в семье
навязывают через средства массовой информации.
Задачи
эстетического
воспитания
тесно
связаны
с
нравственными
ориентирами, к которым относятся доброта, гуманизм, справедливость. В
современных условиях представление о том, что «в человеке должно быть все
прекрасно» нередко трактуется весьма поверхностно [3, с.43].
Эстетическое воспитание - целенаправленный процесс формирования
эстетического отношения к действительности в сфере материальной и духовной
деятельности людей. Оно тесно связано с восприятием и пониманием
прекрасного, наслаждением. [1, с.43].
Проблемами эстетического воспитания занимались многие советские,
российские
и
зарубежные
ученые,
такие
как
В.А.Сухомлинский,
А.С.
Макаренко, Д.Б. Кабалевский, В.Н. Шацкая, Н.И. Киященко, Д.С. Лихачев,
Б.М. Неменский,А.Б. Щербо и многие другие. Многие из них раскрывают роль,
значение и необходимость осуществления эстетического воспитания для
всестороннего, гармоничного развития ребенка на протяжении всего периода
становления [2, с.15].
Основа эстетического воспитания всегда лежала на эстетических идеалах,
которые включают в себе представления о красоте в природе, социуме,
человеке, искусстве.
Ответственность за воспитание школьника, бесспорно наравне, лежит и на
школе, и на семье. Семья закладывает основной фундамент в процессе
эстетического воспитания ребенка, а школа подключается и совместно
сотрудничает. В семье у детей формируются эстетический вкус, появляется
интерес к искусству.
Приведем пример из опыта организации и проведения творческих
конкурсов, мероприятий, праздников в МБУ ДО «ДШИ №2» г.о. Кинель.
Например, традиционный «Рождественский концерт» проводится каждый год с
участием обучающихся исполнительского отдела. В программу концерта
включаются произведения культурного наследия русских композиторов, чьё
творчество основано на использовании народной музыки. Таких как М. Глинка,
Н. Римский – Корсаков, В. Гаврилин, С. Рахманинов, А. Хачатурян т.д. Ребята
играют для своих родителей произведения этих композиторов с удовольствием,
и это играет важнейшую роль, ведь пока ребенок не пропустит через себя
любую тему, в нем это не отложится, потому что только так формируются
знания, умения и навыки.
На художественном отделении организовывается выставка работ детей с
участием родителей, после проходит отбор на школьном уровне. Все работы
учащихся выставляются на сайте и в холле школы. Выявляются призеры и
победители.
Сегодня перед школой стоит задача: вовлечь родителей школьников в
образовательный процесс. Многие родители не осознают, какое они могут
влияние оказать на своих детей. В семье необходимо с самого раннего детства
уделять должное внимание эстетическому воспитанию. Очень важно, чтобы в
семье закреплялись привычки правильного поведения, которые формируются у
ребенка. Только при сотрудничестве семьи и школы можно выстроить единые
требования, которые будут придерживаться и семья, и школа - главное условие
эффективного осуществления процесса воспитания детей, в том числе и
эстетического. Эстетическое развитие ребенка начинается в раннем детстве, а
период дошкольного и младшего школьного возраста является самым главным
в эстетическом воспитании, именно в этом возрасте формируется отношение к
миру, которые поэтапно переходят в свойства личности. Период младшего
школьного возраста, это время, когда активное участие семьи, окружающих его
людей в воспитании оставляет след для будущего развития, воспитания,
самореализацию своих возможностей и способностей. Сотрудничество семьи и
школы – это совместное взаимодействие выбора целей, форм и методов
воспитания.
Например
на
отделении
РЭО
проводятся
традиционные
масленичные вечера с участием родителей, где дети дошкольного возраста
приобщаются к традициям народного творчества. Так же обучающиеся
художественного отделения вместе с преподавателями ежегодно принимают
участие в конкурсе «Масленичная кукла» в рамках празднования «Широкой
Масленицы» учредителем, которого является администрация п.г.т. Усть –
Кинельский г.о. Кинель Самарской области.
Взаимодействие школы и семьи поможет узнать ребенка с разных сторон,
является важным звеном в воспитании, обучении и становлении личности
ребёнка. Так основными формами организации психолого-педагогического
взаимодействия с семьей являются мероприятия, целью которых является
объединять свои усилия в воспитательном процессе: родительские собрания,
праздники, выставки, экскурсии, школьный театр и другие мероприятия.
Школа искусств и семья при взаимодействии, должны понимать и
помнить, что и родители, и педагоги, воспитывают одних и тех же детей.
Положительный результат их совместной деятельности может быть только
тогда успешным, когда педагоги и родители станут сотрудничать совместно, на
основе взаимопонимания, уважения, доверия и ответственности.
Список литературы
1. Гончаров И.Ф. Эстетическое воспитание школьников средствами
искусства и действительности. [Текс]/ И.Ф.Гончаров.- М.: Педагогика, 2016.-
126 с.
2. Гришин Д.М., Панарина Г.П. Народные традиции в воспитании.
[Текст] / Д.М. Гришин, Г.П. Панарина. - Калуга: КГПУ, -2012.-108 с.
3. Данилов A.A. Воспитательный потенциал народного искусства [Текс] /
A.A. Данилов. Педагогика. 2015.-№3.-C.33-37.
4. Джидарьян И.А. Эстетическая потребность. [Текс] /И.А. Джидарьян.-
М.: Наука, 2014.-191 с.