Напоминание

По страницам книг поэтов-фронтовиков


Автор: Муллаянова Фанзиля Раисовна
Должность: учитель
Учебное заведение: МБОУ СОШ с.Староянтузово
Населённый пункт: село Староянтузово
Наименование материала: конспект урока
Тема: По страницам книг поэтов-фронтовиков
Раздел: полное образование





Назад




-Добрый день, ребята, здравствуйте, уважаемые гости.

Мы рады вас поприветствовать на библиотечном уроке.

Пусть сегодняшний урок принесёт нам радость общения,

наполнит наши сердца и сердца наших гостей тёплыми,

добрыми чувствами.

- Для начала давайте прослушаем стихотворение

Просмотр видеоролика «Мой боец» в исполнении

Никиты Михалкова (стих Сергея Михалкова)

- Вы обратили внимание на то, кто исполняет это

стихотворение? (Никита Михалков)

- А кто он? (режиссёр, сын Сергея Михалкова)

- А кем является Сергей Михалков? (поэт, отец, автор

гимна РФ) (слайд)

- Я вам больше скажу, он является автором не только

нынешнего гимна, но и гимна Советского Союза

- О ком шла речь в этом стихотворении? (солдат, боец)

(«Мой боец» С. Михалков, 1943 г.) (1 слайд)

- Обратите внимание на то, когда было написано это

стихотворение. (1943 г, во время ВОв)

- Да. Он был военным корреспондентом.

- Ребята, это стихотворение актуально и в наше время

- Действительно, многие произведения, написанные во

время войны особым образом откликаются в наших сердцах

сегодня.

-Поэзия и война…Поэты рождаются на свет с мирной,

творческой миссией, а война возложила на их плечи

обязанность

сражаться

и

победить

в

кровавых

полях.Поэзия прошла жестокое испытание войной по

солдатски стойко и героически на полях сражений и в

боевых походах.Уже с первых дней войны в печати и на

радио,на собраниях общественности звучал гневный и

пламенный голос поэтов.По горячим следам войны они

создавали,надевши

военную

форму,

свои

произведения.Именно они-писатели и поэты-фронтовики,

проведя свою молодость на полях сражений, донесли до

современного поколения историю человеческих судеб и

поступков людей,от которых иногда зависела жизнь.

- Во время тревожных событий в истории нашей

страны всегда появлялись и появляются люди, которые,

являясь очевидцами этих испытаний, отражают в своих

произведениях правду. Такими были и наши земляки,

поэты-фронтовики.

- А кого из них вы знаете? (Назар Наджми, Бадруш

Мукамай, Зыя Мансур)

- Да, вы правы, они все родились на земле

Дюртюлинской.

2 слайд Стих

Мы клянёмся перед Родиной светлой своей:

Для борьбы сбережём наши жизни.

А погибнем-ну что ж!

Через смерть сыновей

Обретает бессмертье Отчизна!

-Эти прекрасные слова принадлежат нашему земляку Б.Мукамаю.

- Что вы знаете о нём?

(Выступления учащихся)(-Б. Мукамай родился в нашей деревне

Каишево, одна из улиц носит его имя, на здании клуба в его честь установлена

мемориальная доска. (Халикова )

Доска установлена также в фойе редакции г. Дюртюли.(3слайд)

Вышла книга «Поэт – фронтовик Бадруш Мукамай».Она

издана в 2019 (две тысячи) году.Составитель Фануз

Хабибуллин собрал и опубликовал очень много интересных

материалов о жизни и творчестве поэта-фронтовика.

Напечатаны и произведения самого Бадруша Мукамая. С

его книгой о Бадруше Мукамае вы можете ознакомиться в

нашей библиотеке.

В книгу вошли письма Мукамая из фронта своей жене

Клавдии Архиповой, пронизанные любовью своей семье, а так

же верой в победу над фашистскими захватчиками. В них поэт

призывает свою жену не унывать, не опускать руки перед

трудностями.

В книге «Письма Линарие» опубликованы рассказы,

пьесы, письма, воспоминания о ВОв,написанные Бадрушем

Мукамаем дочери.Он очень надеялся, что стихи, очерки с

фронта к дочери Линарии будут опубликованы. Линария же

старательно берегла и хранила напечатанные о нем статьи в

газетах, его стихотворения, все фотографии и больше ста писем

от отца с войны.

Он писал на татарском языке латинскими буквами и на

арабском языке

- Наши юные следопыты каждый год ездили в

Республику Татарстан, г. Бугульма, где жила дочь поэта. Она

передала в школьный музей ценный материал о жизни и

творчестве своего отца: письма дочери Линарии с фронта,

рукописи стихотворений, фотографии, изданные книги

(показывает). Давай, Азат, прочитай фрагмент из письма

(читает фрагмент).

Б.Мукамай с первых дней войны ушел на фронт.

Сражался он и пером, и штыком.

- У нас в библиотеке есть книги Бадруша Мукамая, давайте

зачитаем стихотворения.

«Я вернусь с победой» (Урал)

«Перед атакой»(Ильзира,Тимур)

«Я видел сам»,(Алмаз)

Б.Мукамай прошёл славный военный путь, служил

радистом, а затем стал командиром взвода сапёров.

Геройски воевал в тяжелых боях.

Дважды был ранен.20 сентября 1944 года в боях за

освобождение Латвии поэт пал смертью храбрых.

Бадруш Мукамай был патриотом своей Родины и своего

народа. Похоронен в братской могиле в Латвии.

- Кроме Б.Мукамая наш район славится творчеством другого поэта-

фронтовика, уроженца д. Зитембеково.

Зии Мансура(5 слайд)

Впереди дорог,путей немало,

Не счесть атак, кровавых блиндажей…

Я оптимист, но всё же, всё же знаю:

Не быть войне без ран и без смертей…

Именно на фронте были написаны им первые стихи. В

редкие минуты затишья брался он за карандаш, нАскоро

переносил на бумагу родившиеся в голове стихотворные

строки. «…Земляк Тукая, я пролил кровь за чудесный край

КОбзаря…» – пишет он, продвигаясь с боями по Украине.

Давайте послушаем стихотворение З.Мансура «Песня ненависти»

«Песня ненависти»(Азат)

В мирное время он не любил рассказывать о войне, но мы знаем,

З.Мансур был отважным воином. Со своим взводом он отразил атаку

крупных сил противника и взял в плен 11 немцев. За проявленные

отвагу и мужество в спасении своих однополчан поэт награжден

орденом Отечественной войны 2-й степени.

Был ранен. Осколок, извлечённый из его груди, хранил долгие

годы и только через 10 лет рассказал об этом в стихотворении

«Стальной осколок»(сама)

неизвестной девушке-санитарке, подарившей ему в госпитале

букет полевых цветов, посвятил стихотворение «Подарок»:

«Подарок»

(Халикова)

Зыя Мансур не только писал стихи, но и переводил на татарский

язык

произведения

В.Маяковского,

С.Михалкова,

Алексея

Кольцова.

До последних дней своей жизни поддерживал связь со своими

земляками-дюртюлинцами.Умер Зия Мансур 11 ноября 1965 г.в

г.Казань.

Именем поэта названы улицы в городе Дюртюли и в родной

деревне Зитембеково.

Солдатская дружба и взаимовыручка была основной

темой в произведениях многих писателей-фронтовиков

.

(6 слайд)

Смерть нам не в диковинку, не мы ли

Смерть встречаем на передовой

Я пройду пути свои с боями

Я вернусь с победой, будет час!

Верю я,что встретимся мы с вами

Смерти нет, друзья мои, для нас!

- Эти строки из стихотворения Н.Наджми. А что вы о нём знаете

(Писатель, поэт, наш земляк, драматург, родился в с. Миништы, фронтовик)

К счастью, Назар Наджми вернулся с поля боя живым и

здоровым. Он был награжден медалями и орденами. То, что

Н.Наджми пережил на войне, описал в своих стихотворениях.

Давайте,ребята, зачитаем отрывки из стихотворений.

«Плащ-палатка» Григорий

«Рубашка» Самат

«Напасти нет страшнее, чем война» Кира

«Неизвестные солдаты» Хабибуллина

«Те военные годы» Радим

«У колыбели» Гузель

«Солдаты» Вадим

Назар Нажми много лет назад был в гостях в нашем селе,

сохранилась запись этой встречи.Давайте послушаем голос

самого поэта

esc

(видеозапись)

Любовь поэта к родному краю помнят и его земляки. А

вы знаете как увековечивают память о знаменитых людях?

(ответы):

( В г.Дюртюли открыт памятник,

улица названа в его честь,

башкирская гимназия носит имя Назара Наджми.

В родной деревне Миништы есть Дом-музей Н.Наджми.)

-Да там все сохранилось как при жизни народного поэта РБ.

А на горе Урбашы, где похоронен поэт, установлен

мемориальный комплекс. (слайд)

Н.Наджми в течении жизни написал более 35 книг. На

многие его стихи написана музыка и они стали популярными

песнями.

- Для вас звучит песня в исполнении директора СДК

Гареева Р.Б.

Н.Нажми был не только поэтом, но и драматургом.А

сейчас вашему вниманию предлагаем отрывок из драмы

«Гармунчы дус».

- В чём смысл данной сцены? (возвращение солдат с войны,

планы на мирную жизнь)

- Что объединяет солдат? (Дружба, стремление к Победе,

и вера в светлое будущее))

- Эти качества актуальны и по сей день.Как мы

поддерживаем наших солдат сегодня? (подписываем открытки

солдатам, письма пишем)

-О творчестве каких поэтов-фронтовиков мы сегодня

узнали?

-Что объединяет их стихотворения?(любовь к

Родине,вера в победу..)

-Теперь, когда мы с вами познакомились с

пронзительными и героическими строками поэтов-

фронтовиков, скажите, почему так важна была на войне

сила писательского слова?(она давала надежду,

поднимала боевой дух)

Время неумолимо идет вперед, но вместе с тем

память потихоньку стирается. Книги выступают как

хранители этой памяти. Поэзия фронтового поколения

стала одним из самых ярких и значительных

литературных явлений. Произведения о ВОв кем бы и

когда бы они ни были написаны, не могут не вызвать

читательского интереса.

Мы вместе сегодня пролистали страницы

сборников стихотворений, услышали удивительный

рассказ о прекрасных людях, чья жизнь и судьба

неотделимы от судьбы нашего края. Мы лишь

приоткрыли дверь в богатейший мир литературного

наследства.Надеемся,что у вас возникло желание

обратиться к книгам, перелистать сборники стихов.

Давайте завершим сегодняшнее занятие строками

стихотворения С.Михалкова

Тема. По страницам книг поэтов-фронтовиков

Цели:

-познакомить учащихся с творчеством поэтов-фронтовиков Б.Мукамая,

З.Манура,Н.Наджми, в чьих стихах – правда войны;

- рассказать о значении поэзии в годы Великой Отечественной войны;

- показать, что высокие патриотические чувства в поэзии этого времени соединялись с

глубоко личными переживаниями.

Методические приёмы: рассказ учителя; выступления учеников; выразительное

чтение; беседа по вопросам.

Задачи:

Обучающие: дать обзор поэзии периода Великой Отечественной войны; показать, что

поэзия как самый оперативный жанр соединяла высокие и патриотические чувства с глубоко

лиричными переживаниями лирического героя.

Развивающие: развивать познавательные способности учащихся; коммуникативные

и информационные компетентности; раскрывать творческий потенциал учащихся.

Воспитательные: способствовать становлению мировоззренческой позиции

учащихся; воспитывать чувство патриотизма и гордости за страну и её народ.

Оборудование: мультимедийный проектор, презентация, записи песен, книжная

выставка

Форма урока: литературное путешествие

1.Организационный момент.

-Добрый день, ребята, здравствуйте, уважаемые гости. Мы рады вас поприветствовать на

библиотечном уроке.

Пусть сегодняшний урок принесёт нам радость общения, наполнит наши сердца и

сердца наших гостей тёплыми, добрыми чувствами.

2.Актуализация темы.

- Для начала давайте прослушаем стихотворение

Просмотр видеоролика «Мой боец» в исполнении Никиты Михалкова (стих Сергея Михалкова)

- Вы обратили внимание на то, кто исполняет это стихотворение? (Никита Михалков)

- А кто он? (режиссёр, сын Сергея Михалкова)

- А кем является Сергей Михалков? (поэт, отец, автор гимна РФ) (слайд)

- Я вам больше скажу, он является автором не только нынешнего гимна, но и гимна

Советского Союза

- О ком шла речь в этом стихотворении? (солдат, боец) («Мой боец» С. Михалков,

1943 г.) (1 слайд)

- Обратите внимание на то, когда было написано это стихотворение. (1943 г, во время

Вов)

- Да. Он был военным корреспондентом.

- Ребята, это стихотворение актуально и в наше время

- Действительно, многие произведения, написанные во время войны особым образом

откликаются в наших сердцах сегодня.

3.Основная часть.

-Поэзия и война…Поэты рождаются на свет с мирной, творческой миссией, а война

возложила на их плечи обязанность сражаться и победить в кровавых полях.Поэзия прошла

жестокое испытание войной по солдатски стойко и героически на полях сражений и в боевых

походах.Уже с первых дней войны в печати и на радио,на собраниях общественности звучал

гневный и пламенный голос поэтов.По горячим следам войны они создавали,надевши военную

форму, свои произведения.Именно они-писатели и поэты-фронтовики, проведя свою молодость

на полях сражений, донесли до современного поколения историю человеческих судеб и

поступков людей,от которых иногда зависела жизнь.

- Во время тревожных событий в истории нашей страны всегда появлялись и

появляются люди, которые, являясь очевидцами этих испытаний, отражают в своих

произведениях правду. Такими были и наши земляки, поэты-фронтовики.

- А кого из них вы знаете? (Назар Наджми, Бадруш Мукамай, Зыя Мансур)

- Да, вы правы, они все родились на земле Дюртюлинской.

2 слайд Стих

Мы клянёмся перед Родиной светлой своей:

Для борьбы сбережём наши жизни.

А погибнем-ну что ж!

Через смерть сыновей

Обретает бессмертье Отчизна!

-Эти прекрасные слова принадлежат нашему земляку Б.Мукамаю.

- Что вы знаете о нём?

(Выступления учащихся)(-Б. Мукамай родился в нашей деревне Каишево, одна из

улиц носит его имя, на здании клуба в его честь установлена мемориальная доска. (Халикова )

Доска установлена также в фойе редакции г. Дюртюли.(3 слайд)

Вышла книга «Поэт – фронтовик Бадруш Мукамай».Она

издана в 2019 (две тысячи)

году.Составитель Фануз Хабибуллин собрал и опубликовал очень много интересных материалов о

жизни и творчестве поэта-фронтовика.Напечатаны и произведения самого Бадруша Мукамая.

С

его книгой о Бадруше Мукамае вы можете ознакомиться в нашей библиотеке.

В книгу вошли письма Мукамая из фронта своей жене Клавдии Архиповой, пронизанные

любовью своей семье, а так же верой в победу над фашистскими захватчиками. В них поэт

призывает свою жену не унывать, не опускать руки перед трудностями.

В книге «Письма Линарие» опубликованы рассказы, пьесы, письма, воспоминания

о

ВОв,написанные Бадрушем Мукамаем дочери.Он очень надеялся, что стихи, очерки с фронта к

дочери Линарии будут опубликованы. Линария же старательно берегла и хранила напечатанные о

нем статьи в газетах, его стихотворения, все фотографии и больше ста писем от отца с войны.

Он писал на татарском языке латинскими буквами и на арабском языке

- Да, действительно, наши юные следопыты каждый год ездили в Республику

Татарстан, г. Бугульма, где жила дочь поэта – Линария. Она передала в школьный музей

ценный материал о жизни и творчестве своего отца: письма дочери Линарии с фронта,

рукописи стихотворений, фотографии, изданные книги (показывает). Давай, Азат, прочитай

фрагмент из письма (читает фрагмент).

- У нас в библиотеке есть книги Бадруша Мукамая, давайте зачитаем стихотворения.

Я вернусь с победой

…Сколько дальних дорог я прошел на войне

Сколько гор одолел в бесконечных походах!

В незнакомых краях задыхался в огне,

Пил из рек чужеземных студёную воду…

…Я пройду с ней сквозь пламя, дожди и метель,

Всех врагов одолею в сраженье жестоком…

Жди меня, Агидель,

Жди меня, Агидель,

Я с победой вернусь к тебе, край мой далёкий.

«Связист», «Перед атакой» «Я видел сам», «Поединок»

Б.Мукамая мы знаем как талантливого журналиста и отважного воина. Сражался он и

пером, и штыком. Он прошёл славный военный путь, служил радистом, а затем стал

командиром взвода сапёров

20 сентября 1944 года в боях за освобождение Латвии поэт пал смертью храбрых.

Бадруш Мукамай был патриотом своей Родины и своего народа. Похоронен в братской могиле

в Латвии.(4 слайд)

- Кроме Б.Мукамая наш район славится творчеством другого поэта-фронтовика,

уроженца д. Зитембеково. Зии Мансура(5 слайд)

Впереди дорог,путей немало,

Не счесть атак, кровавых блиндажей…

Я оптимист, но всё же, всё же знаю:

Не быть войне без ран и без смертей…

Именно на фронте были написаны им первые стихи. В редкие минуты затишья брался он

за карандаш, нАскоро переносил на бумагу родившиеся в голове стихотворные строки.

Весомый пласт в его творческом наследии – это стихи, пропахшие порохом, опаленные

войной. Вчитываясь в них, представляешь фронтовой путь автора. «…Земляк Тукая, я

пролил кровь за чудесный край КОбзаря…» – пишет он, продвигаясь с боями по Украине.

Зачитывается стих З.Мансура «Песня ненависти»

Сожжённое село. Печные трубы

Поют печально песенку свою

Февральский ветер рыскает –ему бы

Хотелось тоже отыскать семью.

И он лежит и смотрит: что такое?

Вдали синеет статуя из льда

Она застыла с поднятой рукою

Сосульками свисает борода

Здесь заморожен пленный. Причитая,

Простился ветер с мертвым земляком…

А мы идем. И ненависть глухая

Лежит на сердце как свинцовый ком.

В мирное время он не любил рассказывать о войне, но мы знаем, З.Мансур был

отважным воином. Со своим взводом он отразил атаку крупных сил противника и взял в плен

11 немцев. За проявленные отвагу и мужество в спасении своих однополчан поэт награжден

орденом Отечественной войны 2-й степени.

Был ранен. Осколок, извлечённый из его груди, хранил долгие годы и только через 10

лет рассказал об этом в стихотворении «Стальной осколок», а неизвестной девушке-санитарке,

подарившей ему в госпитале букет полевых цветов, посвятил стихотворение «Подарок»:

«Подарок»

Госпиталь на тихом полустанке,

Надо мной маячит потолок,

Позади окопы, взрывы, танки,

Гарь и копоть фронтовых дорог.

Здесь покой. Читай весь день газету,

Забивай с товарищем «козла»…

Вдруг в палату, словно лучик света,

Еле слышно девушка вошла.

Кто такая? Вижу здесь впервые.

А она несет букет цветов: – Вот, держите.

Это полевые, – И назад к дверям, без лишних слов.

Я лежу, растерянный, в кровати.

Рядом ваза. В ней цветы стоят.

И плывет над нами по палате

Нежный и прозрачный аромат.

Я ушел на фронт. Бывал повсюду.

Много с той поры умчалось лет…

Буду умирать – и помнить буду

Этот скромный полевой букет.

Зыя Мансур не только писал стихи, но и переводил на татарский язык произведения

В.Маяковского, С.Михалкова, Алексея Кольцова.

До последних дней своей жизни поддерживал связь со своими земляками-

дюртюлинцами.Умер Зия Мансур 11 ноября 1965 г.в г.Казань.

Именем поэта названы улицы в городе Дюртюли и в родной деревне Зитембеково.

Солдатская дружба и взаимовыручка была основной темой в произведениях многих

писателей-фронтовиков. (6 слайд)

Все,что носили на войне,сносилось.

Куда девалось-неизвестно мне…

Одна ты, плащ-палатка, сохранилась,

Осталась,словно память о войне.

- Эти строки из стихотворения Н.Наджми. А что вы о нём знаете (Писатель, поэт,

наш земляк, драматург, родился в с. Миништы, фронтовик)

К счастью, Назар Наджми вернулся с поля боя живым и здоровым. Он был награжден

медалями и орденами. То, что Н.Наджми пережил на войне, описал в своих стихотворениях.

Ребята, давайте послушаем несколько стихотворений.

Зачитываются стихи Н.Наджми «Вечный огонь», «Те военные годы»,….

На войне он очень скучал по своей Родине и там он написал стихотворение «Родина».

Родина!

Твоим кормлюсь я хлебом,

Под твоим живу высоким небом:

И какой бы узкою тропой

Я ни шел, каким бы малым ни был,

Но и я в долгу перед тобой.

…..Земля моя!

О, как добра ты

С рожденья к сыну своему!

Земля моя!

О, как щедра ты-

Твоих даров не подниму!...

Земля! Я мальчик оробелый

Перед тобой – сейчас и впредь….

Не хватит мне и жизни целой,

Чтоб все, что ты даешь, воспеть!...

Любовь поэта к родному краю помнят и его земляки. В г.Дюртюли открыт памятник,

улица названа в его честь, башкирская гимназия носит имя Назара Наджми. (Слайды)

В родной деревне Миништы есть Дом-музей Н.Наджми.Там все сохранилось как при

жизни народного поэта РБ. А на горе Урбашы, где похоронен поэт, установлен мемориальный

комплекс.

Назар Нажми много лет назад был в гостях в нашем селе, сохранилась запись этой

встречи.Давайте послушаем голос самого поэта (видеозапись)

Н.Наджми в течении жизни написал более 35 книг. На многие его стихи написана

музыка и они стали популярными песнями.

- Для вас звучит песня на слова Н.Наджми в исполнении директора СДК Гареева Р.Б.

- Кроме этого Н.Наджми писал и драматические произведения. Давайте просмотрим

отрывок из драмы «Гармунчы дус».

Просмотр отрывка

- В чём смысл данной сцены? (возвращение солдат с войны, планы на мирную жизнь)

- Что объединяет солдат? (Дружба, стремление к Победе, и вера в светлое будущее))

- Эти качества актуальны и по сей день.Как мы поддерживаем наших солдат сегодня?

(подписываем открытки солдатам, письма пишем)

4.Рефлексия.

-О творчестве каких поэтов-фронтовиков мы сегодня узнали?

-Что объединяет их стихотворения?(любовь к Родине,вера в победу..)

-Теперь, когда мы с вами познакомились с пронзительными и героическими строками

поэтов-фронтовиков, скажите,почему так важна была на войне сила писательского слова?(она

давала надежду, поднимала боевой дух)

5.Обобщение.

Время неумолкаемо идет вперед, но вместе с тем память потихоньку стирается. Книги

выступают как хранители этой памяти. Поэзия фронтового поколения стала одним из самых

ярких и значительных литературных явлений. Произведения о ВОв кем бы и когда бы они ни

были написаны,не могут не вызвать читательского интереса.

Мы вместе сегодня пролистали страницы сборников стихотворений, услышали

удивительный рассказ о прекрасных людях, чья жизнь и судьба неотделимы от судьбы нашего

края. Мы лишь приоткрыли дверь в богатейший мир литературного наследства.Надеемся,что у

вас возникло желание обратиться к книгам, перелистать сборники стихов.

Давайте завершим сегодняшнее занятие строками стихотворения С.Михалкова

«После победы»

Спать легли однажды дети –

Окна все затемнены.

А проснулись на рассвете –

В окнах свет — и нет войны!

Можно больше не прощаться

И на фронт не провожать –

Будут с фронта возвращаться,

Мы героев будем ждать.

Зарастут травой траншеи

На местах былых боёв.

С каждым годом хорошея,

Встанут сотни городов.

И в хорошие минуты

Вспомнишь ты и вспомню я,

Как от вражьих полчищ лютых

Очищали мы края.

Вспомним всё: как мы дружили,

Как пожары мы тушили,

Как у нашего крыльца

Молоком парным поили

Поседевшего от пыли,

Утомлённого бойца.

Не забудем тех героев,

Что лежат в земле сырой,

Жизнь отдав на поле боя

За народ, за нас с тобой…

Слава нашим генералам,

Слава нашим адмиралам

И солдатам рядовым –

Пешим, плавающим, конным,

Утомлённым, закалённым!

Слава павшим и живым –

От души спасибо им!

Сергей Михалков

Б М

Я вернусь с победой

…Сколько дальних дорог я прошел на войне

Сколько гор одолел в бесконечных походах!

В незнакомых краях задыхался в огне,

Пил из рек чужеземных студёную воду…

…Я пройду с ней сквозь пламя, дожди и метель,

Всех врагов одолею в сраженье жестоком…

Жди меня, Агидель,

Жди меня, Агидель,

Я с победой вернусь к тебе, край мой далёкий.

«Связист», «Перед атакой» «Я видел сам», «Поединок»

Зия М.«Песня ненависти»

Сожжённое село. Печные трубы

Поют печально песенку свою

Февральский ветер рыскает –ему бы

Хотелось тоже отыскать семью.

И он лежит и смотрит: что такое?

Вдали синеет статуя из льда

Она застыла с поднятой рукою

Сосульками свисает борода

Здесь заморожен пленный. Причитая,

Простился ветер с мертвым земляком…

А мы идем. И ненависть глухая

Лежит на сердце как свинцовый ком.

Зия М. «Подарок»

Госпиталь на тихом полустанке,

Надо мной маячит потолок,

Позади окопы, взрывы, танки,

Гарь и копоть фронтовых дорог.

Здесь покой. Читай весь день газету,

Забивай с товарищем «козла»…

Вдруг в палату, словно лучик света,

Еле слышно девушка вошла.

Кто такая? Вижу здесь впервые.

А она несет букет цветов: – Вот, держите.

Это полевые, – И назад к дверям, без лишних слов.

Я лежу, растерянный, в кровати.

Рядом ваза. В ней цветы стоят.

И плывет над нами по палате

Нежный и прозрачный аромат.

Я ушел на фронт. Бывал повсюду.

Много с той поры умчалось лет…

Буду умирать – и помнить буду

Этот скромный полевой букет.

Зачитываются стихи Н.Наджми «Вечный огонь», «Те военные годы»,….

ПЛАЩ-ПАЛАТКА

Все, что носил я на войне, сносилось.

Куда девалось – неизвестно мне…

Одна ты, плащ-палатка, сохранилась,

Осталась, словно память о войне.

Тобою накрывался в дождь и ветер,

В окопах и походах ты меня

Не покидала, тяжких дней свидетель,

Не ты ль меня спасла и от огня?..

…Капризен нынче май. Похолодало.

И я к рассвету заморозков жду.

И вот тобой от стужи – как бывало –

Я с вечера накрыл цветы в саду.

Накрыл цветы. И постоял в печали.

Давным-давно то было иль вчера?..

А ведь тогда, в той дали, в том начале,

Была цветенья моего пора.

РУБАШКА

Была моя рубашка в самом деле

Единственной, и мать ее стирала

Так бережно, и влажной надевала –

Мол, ничего, досохнет и на теле.

И вздрагивало знобко мое тело,

Но пробежишься – и она сухая…

Дождь третий день идет, не утихая.

Промок насквозь. Война осточертела.

Рубаху б высушить! Мы все окоченели…

Сейчас прижаться к печке бы спиною…

И словно мама говорит со мною –

Терпи, сынок, просохнет и на теле.

Идут солдаты. Силы на пределе…

Но что нам дождь! Война гремит.

Пусть льется.

Пусть мочит…

Если только сердце бьется,

Сама рубашка высохнет на теле.

СОЛДАТЫ, СОЛДАТЫ

Солдаты, солдаты,

Да что это с вами стряслось?

Да что это с вами стряслось?!

Сказали солдаты:

Увы, наша жизнь коротка,

Но временна старость,

Что нам не досталась,

А молодость длится века…

Пожаром объяты,

Мы в ночь не ушли без следа…

Солдаты, солдаты,

Мы – молоды вечно. Всегда.

Мы – молоды вечно. Всегда!..

Напасти нет страшнее, чем война...

Напасти нет страшнее, чем война.

Проклятия заслуживают войны.

Была война страшна, но нас она

Учила жить и умирать достойно.

Неизвестные солдаты.

Могила неизвестного солдата

На ней огонь пылает день и ночь

А на плите-ни имени, ни даты

И говорит мне маленькая дочь:

Скажи мне,папа, мне ведь интересно

Как звать того, кто похоронен тут?

Он, дочка, потому и неизвестный

Что мы не знаем, как его зовут

Те военные годы

О,раненые годы, вы солдаты,

Солдатские душа и тело в вас

Как кровь бойца пролитая когда то

Так ваша кровь в истории сейчас

У колыбели

165 имен сгоревших живьем солдат

165 из одного села

Сына ждала мать

Мужа жена ждала

Я видел села в этов войне

Разом истаявшие в огне

Родина!

Твоим кормлюсь я хлебом,

Под твоим живу высоким небом:

И какой бы узкою тропой

Я ни шел, каким бы малым ни был,

Но и я в долгу перед тобой.

…..Земля моя!

О, как добра ты

С рожденья к сыну своему!

Земля моя!

О, как щедра ты-

Твоих даров не подниму!...

Земля! Я мальчик оробелый

Перед тобой – сейчас и впредь….

Не хватит мне и жизни целой,

Чтоб все, что ты даешь, воспеть!...



В раздел образования