Автор: Оксана Павловна Власова
Должность: учитель технологии и изо
Учебное заведение: МБОУ СОШ №1
Населённый пункт: г. Белая Калитва, Ростовской области
Наименование материала: статья
Тема: "Становление мотивации учения в среднем школьном возрасте"
Раздел: полное образование
«Становление мотивации учения в старшем школьном возрасте»
Формирование мотивации к учению в школьном возрасте без преувеличения
можно назвать одной из центральных проблем современной школы, делом
общественной важности. Ее актуальность обусловлена обновлением
содержания обучения, постановкой задач формирования у школьников
приемов самостоятельного приобретения знаний и познавательных
интересов, осуществления в единстве идейно-политического, трудового,
нравственного воспитания школьников, формирования у них активной
жизненной позиции.
Актуальность изучения проблемы мотивации к изучению технологии, как и
впрочем, другим предметам школьной программы, обусловлена тем, что эти
проблемы являются одними из наиболее сложных и не всегда до конца
разработанными. Анализ литературы показал, что проблема мотивации
является остро дискуссионной. Имеющаяся литература по проблеме
мотивации, сопровождается многообразием точек зрения и мнений. А так,
как учебная деятельность занимает практически все годы становления
личности, начиная с детского сада и кончая обучением в средних и высших
учебных заведениях, то и значимость мотивации постоянно будет
обсуждаться. Получение образования является непременным требованием к
любой личности, поэтому мотивация обучения является одной из
центральных в педагогике и педагогической психологии.
Я преподаю технологию в 5-11 классах. И в последнее время, приходится
сталкиваться с потерей интереса к предмету. Особенно среди подростков,
когда обучающиеся высказывают, такое мнение: Зачем нам нужна
технология? Мы же не будем сдавать ЕГЭ по этому предмету!
И в связи с этим, формирование мотивации к изучению технологии для меня
является актуальной.
Цель моей работы найти различные способы формирования мотивации к
изучению технологии.
Основными факторами, влияющими на формирование положительной
устойчивой мотивации к учебной деятельности, являются:
- содержание учебного материала;
- организация учебной деятельности;
- коллективные формы учебной деятельности;
- оценка учебной деятельности.
Становление мотивации учения в старшем школьном возрасте затрудняет:
устойчивый интерес к одним предметам в ущерб усвоения других предметов;
неудовлетворенность однообразием форм учебных занятий, отсутствием
творческих и проблемно-поисковых форм учебной деятельности;
отрицательное отношение к формам жесткого контроля со стороны учителя;
сохранение ситуативных мотивов выбора жизненного пути (например,
по аналогии с товарищем);
недостаточная устойчивость социальных мотивов долга при столкновении с
препятствиями на пути их реализации.
Воспитание мотивации надо строить не как `приспособление` к личным,
сложившимся у ребенка уровням мотивации, а как перевод школьников к
новым ее формам, к более зрелым способам регуляции своего учебного
поведения.
При формировании мотивации необходимо учитывать сведения об
отдельных сторонах мотивационной сферы, их проявлениях в разные
возрасты. Наряду с этим никогда нельзя упускать из виду, что все стороны
мотивации следует рассматривать только в контексте целостной личности;
личность каждого ребенка - в контексте возраста, а возраст - в контексте
развития всего школьного периода детства. Одни и те же мотивы в структуре
личности различных учеников и в разные возрастные периоды приобретают
неодинаковую смысловую нагрузку.
Известно, что уже у подростков интерес к учению, по сравнению с
младшими школьниками, несколько снижается. Наблюдается внутренний
отход от школы (А. Н. Леонтьев). Это объясняется рядом причин и прежде
всего изменением ведущей деятельности подростка. В среднем школьном
возрасте ведущей деятельностью становится общение, которое
удовлетворяется не только в учении, но и в других видах общественно
полезной деятельности. Те же мотивы, которые побуждали ребенка к учению
в начальных классах (стремление быть школьником, выполнять новую
общественно значимую функцию), уже удовлетворены.
У старшеклассников, по сравнению с подростками, интерес к учению
повышается. Это связано с тем, что складывается новая мотивационная
структура учения. Ведущее место занимают мотивы, связанные с
самоопределением и подготовкой к самостоятельной жизни. Эти мотивы
приобретают личностный смысл и становятся действенными.
Высокое место в мотивационной структуре занимают такие широкие
социальные мотивы, как стремление стать полноценным членом общества,
приносить пользу людям, убеж-денность в практической значимости науки
для общества.
При изучении психологических особенностей конкретного ребенка надо
сравнивать его не с другими детьми, а с ним самим, его прежними
результатами, оценивать его по индивидуальному вкладу в то или иное
достижение.
Учителю необходимо подходить к психологическому изучению
формированию мотивации учащихся с оптимистической гипотезой. Она
означает определение оптимальной зоны, в которой ребенок, несмотря на
внешне небольшие успехи, проявляют больший интерес, добивается
несколько больших достижений, чем в других сферах.
Очень важно изучать и формировать мотивацию не только у неуспевающих и
трудновоспитуемых учащихся, но и у каждого даже внешне благополучного
ребенка.
В ходе изучения мотивации к учению школьников учителю надо обладать
психологической грамотностью. Она включает в себя:
- осведомленность в возрастной и педагогической психологии;
- оптимистическую убежденность в возможностях другого человека;
- терпимость к непохожести человека на других.
При оценке состояния учебной деятельности, умение учиться и мотивации
учения у отдельных школьников учителю важно соотнести их с некоторыми
возрастными эталонами.
В среднем школьном возрасте происходит овладение общим строением
учебной деятельности, способами самостоятельного перехода от одного вида
действия к другому, что является важной основой самоорганизации учебной
деятельности.
В подростковом возрасте возможно осознание своей учебной деятельности,
её мотивов, задач, способов и средств. Существенно укрепляются широкие
познавательные мотивы, но и учебно-познавательные, для которых
характерен интерес к способам приобретения знаний. Мотивы
самообразования в этом возрасте поднимаются на следующий уровень,
наблюдается активное стремление подростка к самостоятельным формам
учебной работы, появляется интерес к методам научного мышления.
Наиболее зримо в этом возрасте совершенствуются социальные мотивы
учения. Широкие социальные мотивы обогащаются представлениями о
нравственных ценностях общества, становятся более осознанными в связи с
ростом самосознания подростка в целом. Принципиальные качественные
сдвиги возникают и в так называемых позиционных мотивах учения; при
этом существенно усиливается мотив поиска контактов и сотрудничества с
другим человеком.
На мой взгляд, формирование мотивации к изучению технологии возможно
путем сочетания традиционных средств с новейшими достижениями науки и
техники. В условиях модернизации среднего образования все больше
последователей находит идея усиления самостоятельного творческого
мышления учащихся, их личностной ориентации.
Обучение с использованием средств ИКТ позволяет создать условия для
формирования таких социально значимых качеств личности как активность,
самостоятельность, креативность, способность к адаптации в условиях
информационного общества, для развития коммуникативных способностей и
формирования информационной культуры личности, а также повышает
интерес к предмету.
Технология предусматривает поиск дополнительных сведений. Начиная с 5
класса, учащиеся получают задания по поиску дополнительной,
занимательной информации. Например: найти сведения о возникновении
бутерброда сэндвич, о видах бутербродов и истории возникновения данных
названий, найти информацию о первых швейных машинах и их
изобретателях, в 6 классе найти информацию о различных крупах, традициях
возделывания, использования, обрядах, связанных с ними или блюдами,
приготовленными из них и т.д.; истории возникновения и распространения
рубахи трапециевидного, цельнокроеного изделия, рубахи национальной
одежды многих народов мира и т.д. Во время поиска формируются
коммуникационные умения и навыки самостоятельной работы с учебным
материалом, с использованием средств ИКТ: искать информацию в
библиотеке, в книге, в словаре, справочнике, в компьютерной базе данных, в
электронном документе, в Интернете с использованием поисковых систем
это формирует мотивацию к предмету.
С появлением новых технологий, в том числе информационных, возникла
необходимость экспериментального доказательства того, что новые
информационные технологии в немалой способствуют решению проблемы
мотивации учения и, в силу этого, повышения качества обучения.
При изучении таких тем, как Конструирование швейных изделий, для
обучающихся 5-6 классов, я подготовила слайдовую презентацию, так как по
учебнику эта тема воспринимается обучающимся трудно. А слайдовая
презентация вызывает интерес к изучению данной теме.
На своих уроках применяю как индивидуальные, так и коллективные методы
работы, которые помогают обучающимся понимать друг друга, стимулируют
детей к дальнейшему творчеству, придают уверенность в своих силах.
Многообразие видов деятельности и форм работы (поисковые группы,
проекты), используемые на уроках, мотивируют учащихся к творческому
самовыражению, формируют позитивный опыт общения, повышают
художественную культуру детей.
Я считаю, что на формирование положительной мотивации к учению
технологии способствует общая атмосфера в школе и классе; включенность
ученика в коллективные формы организации разных видов деятельности;
отношения сотрудничества учителя и учащегося; помощь учителя не в виде
прямого вмешательства в выполнение задания, а в виде советов,
наталкивающих самого ученика на правильное решение; привлечение
учителем учеников к оценочной деятельности и формирование у них
адекватной самооценки.
Проделав данную работу, я пришла к выводу, что формирование мотивации к
предмету технологии способствуют занимательность изложения
(занимательные примеры, опыты, парадоксальные факты), необычная форма
преподнесения материала, вызывающая удивления у учащихся;
эмоциональная речь учителя; познавательные игры, ситуации спора и
дискуссии, анализ жизненных ситуаций, разъяснение общественной и
личностной значимости учения и использование школьных знаний в
будущей жизни; умелое применение учителем поощрения. Особое значение
здесь приобретает укрепление всех сторон умения школьника учиться,
обеспечивающих усвоение всех видов знаний и их применение в новых
условиях, самостоятельное выполнение им учебных действий и
самоконтроля, самостоятельный переход от одного этапа учебной работы к
другому, включение учащихся в совместную учебную деятельность.
Кроме этого, формирование мотивации к учению технологии предполагает в
первую очередь создание положительного эмоционального фона обучения,
нейтрализацию негативных представлений и предыдущего опыта обучения
или воспитания, организацию ситуаций обучения, вызывающих интерес
детей и в дальнейшем формирование понимания общественного и
личностного значения учебной деятельности.
На мой взгляд, на формирование учебной мотивации к предмету технология
большое влияние оказывает привлечение родителей к активному участию в
жизни ребенка, установление доверительных товарищеских отношений
между родителями и учителем, формирование у школьника положительного
отношения к учителю и его встречам с родителями. Надеюсь, что
перечисленные способы и формы работы сформируют мотивацию к
изучению предмета технологии.