Напоминание

"Становление мотивации учения в среднем школьном возрасте"


Автор: Оксана Павловна Власова
Должность: учитель технологии и изо
Учебное заведение: МБОУ СОШ №1
Населённый пункт: г. Белая Калитва, Ростовской области
Наименование материала: статья
Тема: "Становление мотивации учения в среднем школьном возрасте"
Раздел: полное образование





Назад




«Становление мотивации учения в старшем школьном возрасте»

Формирование мотивации к учению в школьном возрасте без преувеличения

можно назвать одной из центральных проблем современной школы, делом

общественной важности. Ее актуальность обусловлена обновлением

содержания обучения, постановкой задач формирования у школьников

приемов самостоятельного приобретения знаний и познавательных

интересов, осуществления в единстве идейно-политического, трудового,

нравственного воспитания школьников, формирования у них активной

жизненной позиции.

Актуальность изучения проблемы мотивации к изучению технологии, как и

впрочем, другим предметам школьной программы, обусловлена тем, что эти

проблемы являются одними из наиболее сложных и не всегда до конца

разработанными. Анализ литературы показал, что проблема мотивации

является остро дискуссионной. Имеющаяся литература по проблеме

мотивации, сопровождается многообразием точек зрения и мнений. А так,

как учебная деятельность занимает практически все годы становления

личности, начиная с детского сада и кончая обучением в средних и высших

учебных заведениях, то и значимость мотивации постоянно будет

обсуждаться. Получение образования является непременным требованием к

любой личности, поэтому мотивация обучения является одной из

центральных в педагогике и педагогической психологии.

Я преподаю технологию в 5-11 классах. И в последнее время, приходится

сталкиваться с потерей интереса к предмету. Особенно среди подростков,

когда обучающиеся высказывают, такое мнение: Зачем нам нужна

технология? Мы же не будем сдавать ЕГЭ по этому предмету!

И в связи с этим, формирование мотивации к изучению технологии для меня

является актуальной.

Цель моей работы найти различные способы формирования мотивации к

изучению технологии.

Основными факторами, влияющими на формирование положительной

устойчивой мотивации к учебной деятельности, являются:

- содержание учебного материала;

- организация учебной деятельности;

- коллективные формы учебной деятельности;

- оценка учебной деятельности.

Становление мотивации учения в старшем школьном возрасте затрудняет:

устойчивый интерес к одним предметам в ущерб усвоения других предметов;

неудовлетворенность однообразием форм учебных занятий, отсутствием

творческих и проблемно-поисковых форм учебной деятельности;

отрицательное отношение к формам жесткого контроля со стороны учителя;

сохранение ситуативных мотивов выбора жизненного пути (например,

по аналогии с товарищем);

недостаточная устойчивость социальных мотивов долга при столкновении с

препятствиями на пути их реализации.

Воспитание мотивации надо строить не как `приспособление` к личным,

сложившимся у ребенка уровням мотивации, а как перевод школьников к

новым ее формам, к более зрелым способам регуляции своего учебного

поведения.

При формировании мотивации необходимо учитывать сведения об

отдельных сторонах мотивационной сферы, их проявлениях в разные

возрасты. Наряду с этим никогда нельзя упускать из виду, что все стороны

мотивации следует рассматривать только в контексте целостной личности;

личность каждого ребенка - в контексте возраста, а возраст - в контексте

развития всего школьного периода детства. Одни и те же мотивы в структуре

личности различных учеников и в разные возрастные периоды приобретают

неодинаковую смысловую нагрузку.

Известно, что уже у подростков интерес к учению, по сравнению с

младшими школьниками, несколько снижается. Наблюдается внутренний

отход от школы (А. Н. Леонтьев). Это объясняется рядом причин и прежде

всего изменением ведущей деятельности подростка. В среднем школьном

возрасте ведущей деятельностью становится общение, которое

удовлетворяется не только в учении, но и в других видах общественно

полезной деятельности. Те же мотивы, которые побуждали ребенка к учению

в начальных классах (стремление быть школьником, выполнять новую

общественно значимую функцию), уже удовлетворены.

У старшеклассников, по сравнению с подростками, интерес к учению

повышается. Это связано с тем, что складывается новая мотивационная

структура учения. Ведущее место занимают мотивы, связанные с

самоопределением и подготовкой к самостоятельной жизни. Эти мотивы

приобретают личностный смысл и становятся действенными.

Высокое место в мотивационной структуре занимают такие широкие

социальные мотивы, как стремление стать полноценным членом общества,

приносить пользу людям, убеж-денность в практической значимости науки

для общества.

При изучении психологических особенностей конкретного ребенка надо

сравнивать его не с другими детьми, а с ним самим, его прежними

результатами, оценивать его по индивидуальному вкладу в то или иное

достижение.

Учителю необходимо подходить к психологическому изучению

формированию мотивации учащихся с оптимистической гипотезой. Она

означает определение оптимальной зоны, в которой ребенок, несмотря на

внешне небольшие успехи, проявляют больший интерес, добивается

несколько больших достижений, чем в других сферах.

Очень важно изучать и формировать мотивацию не только у неуспевающих и

трудновоспитуемых учащихся, но и у каждого даже внешне благополучного

ребенка.

В ходе изучения мотивации к учению школьников учителю надо обладать

психологической грамотностью. Она включает в себя:

- осведомленность в возрастной и педагогической психологии;

- оптимистическую убежденность в возможностях другого человека;

- терпимость к непохожести человека на других.

При оценке состояния учебной деятельности, умение учиться и мотивации

учения у отдельных школьников учителю важно соотнести их с некоторыми

возрастными эталонами.

В среднем школьном возрасте происходит овладение общим строением

учебной деятельности, способами самостоятельного перехода от одного вида

действия к другому, что является важной основой самоорганизации учебной

деятельности.

В подростковом возрасте возможно осознание своей учебной деятельности,

её мотивов, задач, способов и средств. Существенно укрепляются широкие

познавательные мотивы, но и учебно-познавательные, для которых

характерен интерес к способам приобретения знаний. Мотивы

самообразования в этом возрасте поднимаются на следующий уровень,

наблюдается активное стремление подростка к самостоятельным формам

учебной работы, появляется интерес к методам научного мышления.

Наиболее зримо в этом возрасте совершенствуются социальные мотивы

учения. Широкие социальные мотивы обогащаются представлениями о

нравственных ценностях общества, становятся более осознанными в связи с

ростом самосознания подростка в целом. Принципиальные качественные

сдвиги возникают и в так называемых позиционных мотивах учения; при

этом существенно усиливается мотив поиска контактов и сотрудничества с

другим человеком.

На мой взгляд, формирование мотивации к изучению технологии возможно

путем сочетания традиционных средств с новейшими достижениями науки и

техники. В условиях модернизации среднего образования все больше

последователей находит идея усиления самостоятельного творческого

мышления учащихся, их личностной ориентации.

Обучение с использованием средств ИКТ позволяет создать условия для

формирования таких социально значимых качеств личности как активность,

самостоятельность, креативность, способность к адаптации в условиях

информационного общества, для развития коммуникативных способностей и

формирования информационной культуры личности, а также повышает

интерес к предмету.

Технология предусматривает поиск дополнительных сведений. Начиная с 5

класса, учащиеся получают задания по поиску дополнительной,

занимательной информации. Например: найти сведения о возникновении

бутерброда сэндвич, о видах бутербродов и истории возникновения данных

названий, найти информацию о первых швейных машинах и их

изобретателях, в 6 классе найти информацию о различных крупах, традициях

возделывания, использования, обрядах, связанных с ними или блюдами,

приготовленными из них и т.д.; истории возникновения и распространения

рубахи трапециевидного, цельнокроеного изделия, рубахи национальной

одежды многих народов мира и т.д. Во время поиска формируются

коммуникационные умения и навыки самостоятельной работы с учебным

материалом, с использованием средств ИКТ: искать информацию в

библиотеке, в книге, в словаре, справочнике, в компьютерной базе данных, в

электронном документе, в Интернете с использованием поисковых систем

это формирует мотивацию к предмету.

С появлением новых технологий, в том числе информационных, возникла

необходимость экспериментального доказательства того, что новые

информационные технологии в немалой способствуют решению проблемы

мотивации учения и, в силу этого, повышения качества обучения.

При изучении таких тем, как Конструирование швейных изделий, для

обучающихся 5-6 классов, я подготовила слайдовую презентацию, так как по

учебнику эта тема воспринимается обучающимся трудно. А слайдовая

презентация вызывает интерес к изучению данной теме.

На своих уроках применяю как индивидуальные, так и коллективные методы

работы, которые помогают обучающимся понимать друг друга, стимулируют

детей к дальнейшему творчеству, придают уверенность в своих силах.

Многообразие видов деятельности и форм работы (поисковые группы,

проекты), используемые на уроках, мотивируют учащихся к творческому

самовыражению, формируют позитивный опыт общения, повышают

художественную культуру детей.

Я считаю, что на формирование положительной мотивации к учению

технологии способствует общая атмосфера в школе и классе; включенность

ученика в коллективные формы организации разных видов деятельности;

отношения сотрудничества учителя и учащегося; помощь учителя не в виде

прямого вмешательства в выполнение задания, а в виде советов,

наталкивающих самого ученика на правильное решение; привлечение

учителем учеников к оценочной деятельности и формирование у них

адекватной самооценки.

Проделав данную работу, я пришла к выводу, что формирование мотивации к

предмету технологии способствуют занимательность изложения

(занимательные примеры, опыты, парадоксальные факты), необычная форма

преподнесения материала, вызывающая удивления у учащихся;

эмоциональная речь учителя; познавательные игры, ситуации спора и

дискуссии, анализ жизненных ситуаций, разъяснение общественной и

личностной значимости учения и использование школьных знаний в

будущей жизни; умелое применение учителем поощрения. Особое значение

здесь приобретает укрепление всех сторон умения школьника учиться,

обеспечивающих усвоение всех видов знаний и их применение в новых

условиях, самостоятельное выполнение им учебных действий и

самоконтроля, самостоятельный переход от одного этапа учебной работы к

другому, включение учащихся в совместную учебную деятельность.

Кроме этого, формирование мотивации к учению технологии предполагает в

первую очередь создание положительного эмоционального фона обучения,

нейтрализацию негативных представлений и предыдущего опыта обучения

или воспитания, организацию ситуаций обучения, вызывающих интерес

детей и в дальнейшем формирование понимания общественного и

личностного значения учебной деятельности.

На мой взгляд, на формирование учебной мотивации к предмету технология

большое влияние оказывает привлечение родителей к активному участию в

жизни ребенка, установление доверительных товарищеских отношений

между родителями и учителем, формирование у школьника положительного

отношения к учителю и его встречам с родителями. Надеюсь, что

перечисленные способы и формы работы сформируют мотивацию к

изучению предмета технологии.



В раздел образования