Напоминание

"Воспитательная работа в детском хоре через репертуар"


Автор: Русинова Наталья Александровна
Должность: преподаватель
Учебное заведение: МБУ ДО ДШИ №6
Населённый пункт: город Ульяновск
Наименование материала: Доклад
Тема: "Воспитательная работа в детском хоре через репертуар"
Раздел: дополнительное образование





Назад




Управление культуры и организации досуга населения

администрации г. Ульяновска

Муниципальное бюджетное учреждение

дополнительного образования

Детская школа искусств № 6

ДОКЛАД

на тему:

«Воспитательная работа в детском хоре через репертуар»

Докладчик:

Преподаватель хоровых дисциплин

Русинова Н.А.

г. Ульяновск

2023 г.

Независимо от того, ставит перед собой руководитель воспитательные цели

или нет, осознанно или неосознанно, но он воспитывает детей каждой минутой

своего общения с ними и даже вне непосредственного общения. Прекрасная цель

– создать высокохудожественный детский хоровой коллектив. Но ещё выше

другая цель – воспитывать в детях всё то лучшее, чего нам порой так не хватает в

окружающих нас взрослых людях: доброту. Способность к состраданию,

чуткость, гибкость в общении с другими людьми, ум, кругозор, тонкость души,

бескорыстие, высокий художественный вкус, и многое другое.

Такая цель предполагает необходимость решения целого ряда задач и по

эстетическому, и по этическому, и по умственному воспитанию.

«Пение в хоре является как бы народной общедоступной музыкальной

школой, в которой музыка познаётся не отвлечённо, без связи с окружающей

жизнью, а идёт рядом с ней, украшает, обогащает её», - писал А.В. Свешников.

Это высказывание глубоко раскрывает сущность занятий в хоре, которые не

только повышают музыкальную культуру, но и способствуют всестороннему

развитию детей, формирует мировоззрение и взгляды, воспитывают нравственно

и эстетически. Весь процесс хорового обучения и воспитания направлен на

выполнение этих важных задач. И конечно, главная роль принадлежит здесь

репертуару. Именно в работе над песней воспитательная и образовательная

стороны хоровых занятий проявляется особенно ярко. Вот почему выбор

репертуара имеет первостепенное значение. Таким образом, основной задачей в

работе с детьми младшего школьного возраста является определение верного

репертуара.

Репертуар – самое сильное орудие воспитания в руках руководителя хора.

Невозможно перечислить все те нравственные и эстетические чувства, развитию

которых способствует творческая работа над разнообразными произведениями.

Это и чувство патриотические, и постижение понятий добра и зла,

справедливости и несправедливости, мужества, долга. Это и тонкое чувство

восторга, перед красотой природы, музыки, искусства и т.д. Но очень непросто

бывает вызвать в детях эти чувства в настоящей глубине и научить выражению их

в пении.

Чтобы вызвать творческий огонёк, способный осветить глубины мысли и

чувства, заложенные в песне, нужно разбудить детскую фантазию.

Рекомендуется отбираемые для разучивания сочинения группировать как бы

в 3 раздела:

1.

песни должны полностью соответствовать возможностям коллектива,

2.

опережать их,

3.

быть легче достигнутого уровня.

Только в этом случае занятия в хоре будут не только полезными, но и

приятными, так как руководитель сможет переключить внимание ребят со

сложного на простое. А этот фактор имеет исключительное значение, особенно в

работе с детьми младшего школьного возраста.

В репертуаре обязательно должны быть произведения советских

композиторов, сочинения классиков и современных авторов, песни медленные и

быстрые, патриотические и игровые, серьёзные и шуточные. Песня представляет

собой синтез музыкального и поэтического искусства, передает определенное

содержание, художественный образ.

В повседневную работу следует включать сразу несколько сочинений разной

степени сложности, разнообразных по характеру и содержанию. Значительно

повышает интерес к разучиваемому произведению предварительное исполнение

его руководителем, рассказ об авторах, об истории создания и т.п. Короткий

интересный рассказ, живые сравнения, использование книг, стихов, картин и

других наглядных пособий – всё это делает хоровые занятия увлекательными и

результативными. И чрезвычайно важно с первых же занятий прививать ребятам

серьёзное отношение к точному воспроизведению музыкального текста.

Опыт лучших хоровых коллективов свидетельствует: глубокое

эмоциональное и, следовательно, воспитательное воздействие на души и умы

детей исполняемые произведения скажут лишь в том случае, если:

1.

Репертуар подобран по самым высоким художественным критериям.

2.

Дети хорошо понимают главные мысли, идею произведения и смысл

каждого слова.

3.

Педагогу удалось вызвать в детях настоящее эстетическое чувство, удалось

зажечь их красотой музыки и вызвать глубину переживания.

Таким образом, основой хорового воспитания является репертуар. Чем он

шире и разнообразнее, тем значительней и интересней вся работа в хоре.

Список используемой литературы:

1.

В. Попов «Школа хорового пения», Москва, «Музыка», 1986 г.

2.

В.А. Шереметьев «Пение и воспитание детей в хоре», «Версия», 1998 г.



В раздел образования