Автор: Валерия Витальевна Лукашова
Должность: магистрант
Учебное заведение: Новосибирского государственного педагогического университета
Населённый пункт: Новосибирск
Наименование материала: методическая разработка
Тема: ЦИФРОВЫЕ ПЛАТФОРМЫ КАК СРЕДСТВО РАЗВИТИЯ КРЕАТИВНЫХ СВОЙСТВ ЛИЧНОСТИ.
Раздел: полное образование
ЦИФРОВЫЕ ПЛАТФОРМЫ КАК СРЕДСТВО РАЗВИТИЯ
КРЕАТИВНЫХ СВОЙСТВ ЛИЧНОСТИ.
Аннотация:
В статье обсуждается значимость и эффективность развития креативного мышления
с использованием таких современных инструментов, как онлайн-платформы и конструк-
торы, которые отражают тенденцию цифровизации в образовании. Представлен анализ
экспериментальной группы на занятиях по анимации. Продемонстрирован уровень повы-
шения креативности учащихся. В статье также определены значения терминов «креатив-
ность и «цифровизация».
Ключевые слова: цифровизация, креативность, креативное мышление, онлайн-
платформа, онлайн-конструкторов, возрастная группа.
Abstract:
The article discusses the importance and effectiveness of developing creative
thinking using such modern tools as online platforms and constructors, which reflect the trend
towards digitalization in education. The analysis of the experimental group in the classes on ani-
mation is presented. The level of increase in the creativity of the students is demonstrated. The
article also defines the meanings of the terms "creativity and "digitalization".
Keywords:
digitalization, creativity, creative thinking, online platform, online designers,
age group.
В широком смысле под креативностью понимают «творческие» интеллектуальные
способности. Как говорит Ф. Баррон, креативное мышление — это способность привносить
нечто новое в приобретенный опыт, способность отказываться от стереотипных способов
мышления (Дж. Гилфорд).
Инновационные методы, в том числе цифровизация, в образовании предусматри-
вают возможность для каждого учащегося выбрать индивидуальную траекторию развития
и область обучения, что в дальнейшем сможет развить его креативные способности.
«LinkedIn Learning» провели исследование, в котором собрали актуальные данные
более 660+ миллионов специалистов и более 20 миллионов работодателей, чтобы вы-
явить 15 наиболее востребованных мягких и жестких навыков 2020 года.
Первое место в списке навыков 2020 года занимают креативность, сотрудничество,
убеждение и эмоциональный интеллект — все те навыки, которые демонстрируют, как мы
работаем с другими людьми, и позволяют придумывать новые идеи. Эти четыре из пяти
наиболее востребованных мягких навыков занимают верхние позиции списка из года в год,
что еще больше подчеркивает их «вечность». Вероятно, они и в дальнейшем будут счи-
таться главными навыками, которые компании хотят видеть у своих «звездных» сотрудни-
ков.
Затронем интересующие нас термины, которые помогут раскрыть тему статьи:
«Креативность» - это способность человека генерировать необычные идеи и нахо-
дить оригинальные решения, которые отличаются от традиционного мышления. Креатив-
ные способности не создаются, а проявляются. Это зависит от возможностей окружающей
среды, которая позволяет реализовать потенциал учащегося.
«Цифровизация» в сфере образования – это процесс применения современных ин-
формационно-коммуникационных технологий для усиления образовательного процесса и
обеспечения более эффективного обучения.[1]
Развитие обучения с помощью инновационных подходов в условиях образователь-
ного процесса становиться необходимым в становлении личности. Реализация данной стра-
тегии становится возможной при изменении отношений между учителем и учеником с
субъект-объектных на субъект-субъектные, при которых устанавливается более тесный
контакт и достигается наиболее полная реализация личностного потенциала ученика, что
напрямую связано с развитие у него креативного мышления. Эффективность данного под-
хода увеличится при использование различных образовательных приложений и программ,
которые помогают обучающимся осваивать материал и тренировать навыки. Игровой фор-
мат приложений делает обучение интерактивным и позволяет учащимся практиковать то,
что они изучают. Это может заинтересовать учеников и помочь им лучше принимать реше-
ния и выходить из релевантных стрессовых ситуаций.
Высокая технологичность образования является важной частью современной си-
стемы образования. Она позволяет учащимся получать образование более гибко, доступно
и эффективно, а преподавателям — сочетать традиционные методы обучения с современ-
ными для достижения лучшего результата в образовательном процессе.
В ходе нашей работы был проведён эксперимент с учениками группы дополнитель-
ного образования.
Эксперимент проходил на базе «Организации Федерального государственного бюд-
жетное образовательного учреждение высшего образования «Новосибирского государ-
ственного педагогического университет» в художественной школе «Детская Академия Ху-
дожественного Творчества и Дизайна».
Цель учреждения: создание инновационной системы непрерывного многоуровне-
вого профильного обучения обучающихся как части единой университетской системы под-
готовки кадров, обеспечивающей качество художественно-эстетического и социально-пе-
дагогического образования мирового уровня.
На базе данного учреждения проводилось обучение по программе анимации с ис-
пользованием инструментария онлайн-конструкторов.
В образовательном процессе было взято минимальное оснащение оборудованием в
аудитории: эксперимент нуждался в компьютерном оснащении и подключение к сети ин-
тернет.
При
переходе
к
эксперименту важно отметить, что цифровые технологии позво-
ляют создавать и применять различные формы обучения: от видеоуроков и лекций до раз-
работки целых учебных курсов с авторизованным содержанием. Среди наиболее эффектив-
ных
технологий в образовательной системе можно выделить аудиовизуальные техноло-
гии, интерактивные технологии и виртуальное проектирование,
включающее репродук-
тивное, продуктивное и инновационное проектирование. Во всех выше перечисленных тех-
нологиях не требуется дополнительного оснащения, кроме вышеперечисленного.
Главная задача для развития креативного мышления — уход от привычного поведе-
ния, а именно:
• самореализация, стремление к значимости собственной личности;
• ориентация на творческую деятельность: творческий подход, творческая актив-
ность в учебной деятельности;
• способность к самовыражению;
• рефлексия собственного учебного опыта.
Экспериментальная работа по формированию креативных способностей детей 15-17
лет методом развития креативного мышления в системе дополнительного образования,
была разделена на три этапа: констатирующий, формирующий и контрольный.
Во время констатирующего этапа необходимо было выявить уровень развития креа-
тивности школьников с помощью тестов на развитие креативности. Выборка исследования:
учащиеся нескольких школ города Новосибирск. Их количество составило: 15 учеников 8-
х, 9-х, 10-х классов в возрасте 15 - 17 лет. Исследование состояло из трех частей.
В первой части нашего эксперимента мы собрали группу учащихся и проверили,
насколько они креативны. Уровень зафиксированной креативности не превышает отметки
35% из 100%
Таблица № 1 Уровень первоначального развития креативности
Что является низким показателем исследуемой группы. Выстраиваем методику обу-
чения так, чтобы повысить уровень креативности.
На этапе становления мы создали специальную программу, чтобы помочь молодым
людям развить свои креативные (творческие) способности. Был использован метод, назы-
ваемый методом проектов, чтобы научить их мыслить креативно. Мы занимались разви-
тием навыков при изучении онлайн-платформ.
На этапе контроля мы проверили, хорошо ли работает созданная нами программа,
используя те же тесты, которые мы использовали ранее.
При проверке уровня креативности использовалось несколько разных тестов: тесты
ТРИЗ Генрихв Сауловича, Модель Уоллеса, концепция креативности Дж. Гилфорда и мно-
гих других популярных учёных работающих в сфере развития креативного мышления.
Практические задания соответствовали задачам развития креативного мышления
учащихся старшего возраста и проводились поэтапно. В ходе исследования были разрабо-
таны критерии и показатели уровня развития креативного мышления. Соответствующие 6-
ти параметров социального интеллекта, для оценки креативного мышления, разработанной
учёным Д. Гилфордом. Рассмотрим показатели креативности в контрольной группе на кон-
статирующем и контрольном этапах. Наблюдается динамика по всем показателям.
Таблица № 2 Уровень итогового развития креативности
0%
10%
20%
30%
40%
50%
Уровень
креативности
Диаграмма развития креативности
Высокий уровен креативности
Средний уровень креативности
Низкий уровень креативности
По итогам года было проведено несколько тестовых измерений креативности по ре-
зультатам, которых было замечено повышение уровня креативности от 35% до 60% при-
близительного измерения данных, формирующего эксперимента.
В условия данного эксперимента учащимися было изучено три программы по созда-
нию анимации и проведено около 20 тестов на развитие креативности, которые повторялись
между собой и состояли из 5 заданий. Тесты проводились вначале каждого урока. Дети
старшего школьного возраста знали, что собой представляет каждое задание, но идея зада-
ния была изменчива.
Покажем несколько разработанных заданий из созданной программы обучения для
развития креативного мышления у старших школьников.
Упражнение 1 из программы. Характеристика и запоминание особенностей объекта.
Цель заключается в измерении и развитии длительности сохранения зрительного образа и
точности его воспроизведения.
Инструкция: в начале занятия учащимся демонстрируется предмет окружающей
среды. Учащимся необходимо внимательно его рассмотреть и записать все его особенно-
сти: форму, цвет, фактуру, детали и т.д. Затем предмет убирается из поля зрения и прово-
дится занятие по теме. В его конце учащимся предлагается вспомнить и снова записать на
чистом листе все особенности объекта, не видя его.
Третья часть упражнений была связана со формированием у учащихся старшего
школьного возраста способности преображать действительность в воображении. За основу
было взять слово текстуру и смысл которого ученики преображали с помощью вспомога-
тельных площадок, а именно онлайн-конструкторов или работали на обычном листке бу-
0%
20%
40%
60%
80%
Уровень
креативности
Диаграмма развития креативности
Высокий уровен креативности
Средний уровень креативности
маги и цветными карандашами. Здесь были важны такие показатели как увлечённость, спо-
собность войти в воображаемую ситуацию, степень владения приёмами стилизации и дру-
гие.
Упражнение 2 Из программы упражнений для развития креативности у детей.
«Друдлы». Упражнение направлено на развитие способности к созданию образов представ-
лений идей объектов в воображении, способствует стремлению учеников придумывать ори-
гинальные образы.
Инструкция: учащимся демонстрируется не законченная картинка, которую можно
по-разному интерпретировать. Её нужно додумать и дорисовать. Смысл головоломки в том,
чтобы подобрать как можно больше версий и интерпретаций. Чем больше у ребёнка ориги-
нальных названий, тем лучше он справился с заданием.
На констатирующем этапе были получены результаты уровня форсированности кре-
ативных способностей детей.
Формирующий этап включал разработку комплекса практических занятий для фор-
мирования креативных навыков и экспериментальную проверку их эффективности.
Анализ результатов экспериментальной работы подтверждает эффективность пред-
ложенных заданий и значимость в необходимости развития креативного мышления на за-
нятиях. Это позволило нам сделать вывод, что применение цифровых инструментов во
время обучения в нашем случае на занятиях доп. Образования, позволяет качественно улуч-
шить усвояемость учебного материала обучающимися, а также повышает их заинтересо-
ванность в обучении.
Литература
1.
Алиева Э. Ф., Алексеева А. С., Ванданова Э. Л., Карташова Е. В., Резапкина
Г. В. Цифровая переподготовка: обучение руководителей образовательных
организаций // Образовательная политика. — 2020. — № 1 (81). — С. 54–61.
2.
Калимуллина О. В., Троценко И. В. Современные цифровые образовательные
инструменты и цифровая компетентность: анализ существующих проблем и
тенденций // Открытое образование. — 2018. — № 3. — С. 61–72.
3.
Муратова, А. Ф. Разработка и применение инструментов цифровизации в со-
временной школе / А. Ф. Муратова. — Текст : непосредственный // Молодой
ученый. — 2022. — № 24 (419). — С. 377-379.
4.
Туник Е. Е. Лучшие тесты на креативность. Диагностика творческого мыш-
ления / Е. Е. Туник. — СПб.: Питер, 2013. — 320 с.
5.
Уваров А. Ю. На пути к цифровой трансформации школы. — М.: Образова-
ние и информатика, 2018–120 с.