Автор: Кожевина Елена Юрьевна
Должность: учитель математики
Учебное заведение: МАОУ "СОШ № 112 г. Челябинска"
Населённый пункт: Челябинск
Наименование материала: статья
Тема: Применение метода проектов на уроках, как средство формирования и развития универсальных учебных действий в реализации ФГОС
Раздел: полное образование
Применение метода проектов на уроках, как средство формирования и развития
универсальных учебных действий в реализации ФГОС
Условия современной жизни диктуют жесткие требования к выпускникам, такие как
мобильность
–
способность
быстро
адаптироваться
к
новым
условиям;
коммуникабельность и активность; способность к самообразованию, самоорганизации,
сотрудничеству с другими людьми. Чтобы развить эти способности, помимо личностных
качеств, необходимо освоить различные умения. В первую очередь для решения
жизненных задач потребуются общеучебные умения: «умение учиться», умения решать
проблемы, работать с информацией, общаться и сотрудничать. Эти умения можно
приобрести при самостоятельной подготовке проектов. Работа над проектами помогает
сформироваться «проектному мышлению».
Учебный проект – это комплекс самостоятельно выполняемых действий,
направленных на получение продукта, который помогает решить важную для автора
проекта проблему. Проектный продукт – это средство решения проблемы проекта; то, что
создается в результате работы. Продукт обеспечивает достижение поставленной цели.
Особенностью проекта является соблюдение определенной последовательности работы,
соответствующей этапам поисковой и исследовательской деятельности:
проблемная
ситуация – определение проблемы – поиск способов решения проблемы – получение
продукта.
Проект учащегося – это дидактическое средство активизации познавательной
деятельности, развития креативности и одновременно формирование определенных
личностных качеств, которые ФГОС определяет как результат освоения основной
образовательной программы общего образования.
Проект – это задание учащимся, сформулированное в виде проблемы, и их
целенаправленная деятельность, форма организации взаимодействия учащихся с учителем
и учащихся между собой и результат деятельности как найденный ими способ решения
проблемы проекта.
Метод проектов всегда ориентирован на самостоятельную деятельность учащихся –
индивидуальную,
парную,
групповую,
которую
учащиеся
выполняют
в
течении
определенного
отрезка
времени.
В
основе
метода
проектов
лежит
развитие
познавательных навыков учащихся, умения самостоятельно конструировать свои знания,
умения ориентироваться в информационном пространстве, анализировать полученную
информацию,
самостоятельно выдвигать гипотезы,
принимать решения;
развитие
критического
мышления,
умения
исследовательской
и
творческой
деятельности.
Проектная деятельность позволяет педагогу организовать работу с различными группами
учащихся, что в определенной степени обозначает пути продвижения каждого ученика.
Проектирование позволяет формировать личностные качества учащихся, в первую
очередь, умение работать в коллективе, брать на себя ответственность за выбор, решение
вопросов, анализировать результаты деятельности.
Типы проектов.
Проекты могут быть различными по своей типологии. Они могут быть
информационными,
практико-ориентированными,
творческими,
игровыми,
исследовательскими. По продолжительности выполнения – краткосрочные, средней
продолжительности, долгосрочные. По количеству участников – личностные, парные,
групповые.
Работа над проектами проводится поэтапно. Метод проектов как педагогическая
технология не предполагает жёсткой алгоритмизации действий, но требует следования
логики принципам проектной деятельности.
Этапы работы над проектом.
1. Подготовительный – определение темы и целей проекта, его исходного положения;
подбор рабочей группы;
2.
Аналитический - определение источников необходимой информации; определение
способов сбора и анализа информации; определение способа представления результатов
(формы проекта); установление процедур
и критериев оценки результатов проекта;
распределение задач (обязанностей) между членами рабочей группы;
3. Практический - сбор и уточнение информации (основные инструменты: интервью,
опросы, наблюдения, эксперименты и т.д.); выявление («мозговой штурм») и обсуждение
альтернатив, возникающих в ходе выполнения проекта; выбор оптимального варианта
хода проекта; поэтапное выполнение исследовательских задач.
4.
Презентационный - планирование презентации и подготовка презентационных
материалов. Представление (защита) проекта. Представление проекта (защита) включает в
себя: демонстрацию результатов исследовательской деятельности; предложения по
разрешению проблем.
5. Контрольный - оценка проекта: предполагает оценивание планирования, деятельности,
получение конечного результата, самооценку, определение уровня знания предмета,
анализ выполнения проекта, достигнутых результатов (успехов и неудач) и причин этого.
Деятельность учащихся и учителя на этапах выполнения проекта.
Этапы работы над
проектом.
Деятельность учителя
Деятельность учащихся.
Подготовительный
Знакомит с замыслом проекта,
мотивирует учащихся. Помогает в
постановке цели.
Обсуждает предмет
исследования с учителем,
Получает дополнительную
информацию, уточняет и
корректирует цели.
Планирование,
организация
деятельности.
Предлагает идеи, высказывает
предположения по решению задач
проекта, организует группы,
распределяет роли в группах.
Устанавливает план
действий, формулирует
задачи, разбиваются на
группы, распределяют роли
в группах.
Осуществление
деятельности
Наблюдает, советует, косвенно
руководит деятельностью,
консультирует подготовку к
презентации.
Выполняют исследование,
решают промежуточные
задачи, анализируют
информацию, готовят
материалы к презентации.
Представление,
отчет, презентация
проекта
Слушает, задает вопросы в роли
рядового участника, оценивает
усилия учащихся, использование
источников информации, результаты
решения проблемы, возможности и
потенциал продолжения
исследования, качество отчета.
Обсуждают найденный
способ решения проблемы,
участвуют в оценке путем
коллективного обсуждения
и самооценок.
Как можно применять проектный метод на уроках?
Важно выделить целесообразные темы курса или разделы, которые будут вынесены на
“проектирование”. Следует отметить, что проекты в 5-6 классах являются в основном
краткосрочными и несколько упрощенными по оформлению, однако это не умаляет их
значимость, а лишь говорит о соответствии возрастным особенностям школьников
данного возраста. Общеизвестно, что к концу 7-го, началу 8-го класса интерес учащихся к
предмету резко падает. Учителя говорят, что в этом возрасте дети не хотят учиться.
Ученые же, исследовав эту проблему, выяснили следующее: у 60% учащихся к 8-му
классу желание учиться сохраняется, но пропадает интерес к предмету. Опыт применения
метода проектов подтверждает выводы ученых. Считается, что он является хорошим
стимулом для повышения интереса к изучению предмета именно в этом возрасте.
Проекты несколько усложняются по форме и по содержанию, практикуется научный
подход к оформлению, при этом, соответственно, увеличивается время на их подготовку –
они становятся среднесрочными.
Как метод проектов дополняет традиционные методы обучения?
В традиционной системе акцент делается на усвоение готовых знаний, а самообучение
происходит за счет эксплуатации памяти.
Метод проектов:
-
развивает
интеллект
ученика,
его
умение
планировать
и
отслеживать
последовательность выполняемых действий, усваивать знания и применять их в
практической деятельности;
- развивает творческие способности и самостоятельность;
- он ориентирован на самостоятельную деятельность учащихся, которая предполагает
владение определенными умениями: анализа, синтеза, мысленного экспериментирования,
прогнозирования;
- он творческий по самой своей сути, т.к предполагает совокупность исследовательских,
поисковых, проблемных методов;
- позволяет обучить детей умению получать знания через свою деятельность.
Таким образом, использование проектной деятельности в обучении в современной
школе становится все более актуальным. И не случайно, ведь при помощи проекта можно
реализовать многие воспитательные, образовательные и развивающие задачи, стоящие
перед учителем. Метод проектов позволяет интегрировать различные виды деятельности,
делая процесс обучения более увлекательным, более интересным и поэтому более
эффективным.
В ходе решения системы проектных задач у школьников могут быть сформированы
следующие способности:
Рефлексировать (видеть проблему; анализировать сделанное – почему получилось,
почему не получилось, видеть трудности, ошибки);
Целеполагать (ставить и удерживать цели);
Планировать (составлять план своей деятельности);
Моделировать (представлять способ действия в виде модели-схемы, выделяя все
существенное и главное);
Проявлять инициативу при поиске способа (способов) решения задачи;
Вступать в коммуникацию (взаимодействовать при решении задачи, отстаивать свою
позицию, принимать или аргументировано отклонять точки зрения других).
Личностными результатами является формирование следующих умений:
Самостоятельно определять и высказывать самые простые, общие для всех людей
правила поведения при совместной работе и сотрудничестве (этические нормы).
В предложенных педагогом ситуациях общения и сотрудничества, опираясь на общие
для всех простые правила поведения, самостоятельно делать выбор, какой поступок
совершить.
Метапредметные результаты:
Умение определять цель деятельности на уроке с помощью учителя и самостоятельно.
Учиться
совместно
с
учителем,
обнаруживать
и формулировать
учебную
проблему совместно с учителем.
Учиться планировать учебную деятельность на уроке.
Высказывать свою версию, пытаться предлагать способ её проверки (на основе
продуктивных заданий).
Работая по предложенному плану, использовать необходимые средства (учебник,
простейшие приборы и инструменты).
Средством формирования этих действий служит технология проблемного диалога на
этапе изучения нового материала.
Определять успешность выполнения своего задания в диалоге с учителем.
Межпредметные связи на занятиях:
с уроками информатики: поиск информации в Интернете, создание презентаций;
с уроками русского языка: грамотное оформление своего проекта.
с уроками изобразительного искусства: оформление творческих работ, участие в
выставках рисунков, моделей при защите проектов.
В заключении отметим, что учить нужно именно тому, что может пригодиться, только
тогда наши выпускники смогут достойно представлять достижения российского
образования