Напоминание

Применение метода проектов на уроках, как средство формирования и развития универсальных учебных действий в реализации ФГОС


Автор: Кожевина Елена Юрьевна
Должность: учитель математики
Учебное заведение: МАОУ "СОШ № 112 г. Челябинска"
Населённый пункт: Челябинск
Наименование материала: статья
Тема: Применение метода проектов на уроках, как средство формирования и развития универсальных учебных действий в реализации ФГОС
Раздел: полное образование





Назад




Применение метода проектов на уроках, как средство формирования и развития

универсальных учебных действий в реализации ФГОС

Условия современной жизни диктуют жесткие требования к выпускникам, такие как

мобильность

способность

быстро

адаптироваться

к

новым

условиям;

коммуникабельность и активность; способность к самообразованию, самоорганизации,

сотрудничеству с другими людьми. Чтобы развить эти способности, помимо личностных

качеств, необходимо освоить различные умения. В первую очередь для решения

жизненных задач потребуются общеучебные умения: «умение учиться», умения решать

проблемы, работать с информацией, общаться и сотрудничать. Эти умения можно

приобрести при самостоятельной подготовке проектов. Работа над проектами помогает

сформироваться «проектному мышлению».

Учебный проект – это комплекс самостоятельно выполняемых действий,

направленных на получение продукта, который помогает решить важную для автора

проекта проблему. Проектный продукт – это средство решения проблемы проекта; то, что

создается в результате работы. Продукт обеспечивает достижение поставленной цели.

Особенностью проекта является соблюдение определенной последовательности работы,

соответствующей этапам поисковой и исследовательской деятельности:

проблемная

ситуация – определение проблемы – поиск способов решения проблемы – получение

продукта.

Проект учащегося – это дидактическое средство активизации познавательной

деятельности, развития креативности и одновременно формирование определенных

личностных качеств, которые ФГОС определяет как результат освоения основной

образовательной программы общего образования.

Проект – это задание учащимся, сформулированное в виде проблемы, и их

целенаправленная деятельность, форма организации взаимодействия учащихся с учителем

и учащихся между собой и результат деятельности как найденный ими способ решения

проблемы проекта.

Метод проектов всегда ориентирован на самостоятельную деятельность учащихся –

индивидуальную,

парную,

групповую,

которую

учащиеся

выполняют

в

течении

определенного

отрезка

времени.

В

основе

метода

проектов

лежит

развитие

познавательных навыков учащихся, умения самостоятельно конструировать свои знания,

умения ориентироваться в информационном пространстве, анализировать полученную

информацию,

самостоятельно выдвигать гипотезы,

принимать решения;

развитие

критического

мышления,

умения

исследовательской

и

творческой

деятельности.

Проектная деятельность позволяет педагогу организовать работу с различными группами

учащихся, что в определенной степени обозначает пути продвижения каждого ученика.

Проектирование позволяет формировать личностные качества учащихся, в первую

очередь, умение работать в коллективе, брать на себя ответственность за выбор, решение

вопросов, анализировать результаты деятельности.

Типы проектов.

Проекты могут быть различными по своей типологии. Они могут быть

информационными,

практико-ориентированными,

творческими,

игровыми,

исследовательскими. По продолжительности выполнения – краткосрочные, средней

продолжительности, долгосрочные. По количеству участников – личностные, парные,

групповые.

Работа над проектами проводится поэтапно. Метод проектов как педагогическая

технология не предполагает жёсткой алгоритмизации действий, но требует следования

логики принципам проектной деятельности.

Этапы работы над проектом.

1. Подготовительный – определение темы и целей проекта, его исходного положения;

подбор рабочей группы;

2.

Аналитический - определение источников необходимой информации; определение

способов сбора и анализа информации; определение способа представления результатов

(формы проекта); установление процедур

и критериев оценки результатов проекта;

распределение задач (обязанностей) между членами рабочей группы;

3. Практический - сбор и уточнение информации (основные инструменты: интервью,

опросы, наблюдения, эксперименты и т.д.); выявление («мозговой штурм») и обсуждение

альтернатив, возникающих в ходе выполнения проекта; выбор оптимального варианта

хода проекта; поэтапное выполнение исследовательских задач.

4.

Презентационный - планирование презентации и подготовка презентационных

материалов. Представление (защита) проекта. Представление проекта (защита) включает в

себя: демонстрацию результатов исследовательской деятельности; предложения по

разрешению проблем.

5. Контрольный - оценка проекта: предполагает оценивание планирования, деятельности,

получение конечного результата, самооценку, определение уровня знания предмета,

анализ выполнения проекта, достигнутых результатов (успехов и неудач) и причин этого.

Деятельность учащихся и учителя на этапах выполнения проекта.

Этапы работы над

проектом.

Деятельность учителя

Деятельность учащихся.

Подготовительный

Знакомит с замыслом проекта,

мотивирует учащихся. Помогает в

постановке цели.

Обсуждает предмет

исследования с учителем,

Получает дополнительную

информацию, уточняет и

корректирует цели.

Планирование,

организация

деятельности.

Предлагает идеи, высказывает

предположения по решению задач

проекта, организует группы,

распределяет роли в группах.

Устанавливает план

действий, формулирует

задачи, разбиваются на

группы, распределяют роли

в группах.

Осуществление

деятельности

Наблюдает, советует, косвенно

руководит деятельностью,

консультирует подготовку к

презентации.

Выполняют исследование,

решают промежуточные

задачи, анализируют

информацию, готовят

материалы к презентации.

Представление,

отчет, презентация

проекта

Слушает, задает вопросы в роли

рядового участника, оценивает

усилия учащихся, использование

источников информации, результаты

решения проблемы, возможности и

потенциал продолжения

исследования, качество отчета.

Обсуждают найденный

способ решения проблемы,

участвуют в оценке путем

коллективного обсуждения

и самооценок.

Как можно применять проектный метод на уроках?

Важно выделить целесообразные темы курса или разделы, которые будут вынесены на

“проектирование”. Следует отметить, что проекты в 5-6 классах являются в основном

краткосрочными и несколько упрощенными по оформлению, однако это не умаляет их

значимость, а лишь говорит о соответствии возрастным особенностям школьников

данного возраста. Общеизвестно, что к концу 7-го, началу 8-го класса интерес учащихся к

предмету резко падает. Учителя говорят, что в этом возрасте дети не хотят учиться.

Ученые же, исследовав эту проблему, выяснили следующее: у 60% учащихся к 8-му

классу желание учиться сохраняется, но пропадает интерес к предмету. Опыт применения

метода проектов подтверждает выводы ученых. Считается, что он является хорошим

стимулом для повышения интереса к изучению предмета именно в этом возрасте.

Проекты несколько усложняются по форме и по содержанию, практикуется научный

подход к оформлению, при этом, соответственно, увеличивается время на их подготовку –

они становятся среднесрочными.

Как метод проектов дополняет традиционные методы обучения?

В традиционной системе акцент делается на усвоение готовых знаний, а самообучение

происходит за счет эксплуатации памяти.

Метод проектов:

-

развивает

интеллект

ученика,

его

умение

планировать

и

отслеживать

последовательность выполняемых действий, усваивать знания и применять их в

практической деятельности;

- развивает творческие способности и самостоятельность;

- он ориентирован на самостоятельную деятельность учащихся, которая предполагает

владение определенными умениями: анализа, синтеза, мысленного экспериментирования,

прогнозирования;

- он творческий по самой своей сути, т.к предполагает совокупность исследовательских,

поисковых, проблемных методов;

- позволяет обучить детей умению получать знания через свою деятельность.

Таким образом, использование проектной деятельности в обучении в современной

школе становится все более актуальным. И не случайно, ведь при помощи проекта можно

реализовать многие воспитательные, образовательные и развивающие задачи, стоящие

перед учителем. Метод проектов позволяет интегрировать различные виды деятельности,

делая процесс обучения более увлекательным, более интересным и поэтому более

эффективным.

В ходе решения системы проектных задач у школьников могут быть сформированы

следующие способности:

Рефлексировать (видеть проблему; анализировать сделанное – почему получилось,

почему не получилось, видеть трудности, ошибки);

Целеполагать (ставить и удерживать цели);

Планировать (составлять план своей деятельности);

Моделировать (представлять способ действия в виде модели-схемы, выделяя все

существенное и главное);

Проявлять инициативу при поиске способа (способов) решения задачи;

Вступать в коммуникацию (взаимодействовать при решении задачи, отстаивать свою

позицию, принимать или аргументировано отклонять точки зрения других).

Личностными результатами является формирование следующих умений:

Самостоятельно определять и высказывать самые простые, общие для всех людей

правила поведения при совместной работе и сотрудничестве (этические нормы).

В предложенных педагогом ситуациях общения и сотрудничества, опираясь на общие

для всех простые правила поведения, самостоятельно делать выбор, какой поступок

совершить.

Метапредметные результаты:

Умение определять цель деятельности на уроке с помощью учителя и самостоятельно.

Учиться

совместно

с

учителем,

обнаруживать

и формулировать

учебную

проблему совместно с учителем.

Учиться планировать учебную деятельность на уроке.

Высказывать свою версию, пытаться предлагать способ её проверки (на основе

продуктивных заданий).

Работая по предложенному плану, использовать необходимые средства (учебник,

простейшие приборы и инструменты).

Средством формирования этих действий служит технология проблемного диалога на

этапе изучения нового материала.

Определять успешность выполнения своего задания в диалоге с учителем.

Межпредметные связи на занятиях:

с уроками информатики: поиск информации в Интернете, создание презентаций;

с уроками русского языка: грамотное оформление своего проекта.

с уроками изобразительного искусства: оформление творческих работ, участие в

выставках рисунков, моделей при защите проектов.

В заключении отметим, что учить нужно именно тому, что может пригодиться, только

тогда наши выпускники смогут достойно представлять достижения российского

образования



В раздел образования