Автор: Хомед Анастасия Константиновна
Должность: социальный педагог
Учебное заведение: КГБУ "Детский дом 1"
Населённый пункт: г Хабаровск, Хабаровский край
Наименование материала: статья
Тема: детская привязанность
Раздел: дополнительное образование
Детская привязанность и виды нарушения
Межличностные отношения являются основой социализации и интеллектуального
развития, они связывают человека с другими людьми и тем самым позволяют
выделить себя и развить личность и сформировать идентичность. Привязанность в
общей форме можно определить как «близкая связь между двумя людьми, не
зависящая от их местонахождения и длящаяся во времени и служащая источником
их эмоциональной близости». Глубокие эмоциональные связи со значимыми
людьми служат основой и источником жизненных сил для каждого из нас. Для
детей же они - это жизненная необходимость в буквальном смысле слова. Сильная
привязанность к родителям дает ребенку возможность развить базовое доверие к
миру
и
положительную
самооценку.
Семья
является
средой,
в
которой
формируется привязанность, вне семьи установление привязанностей затруднено.
Дети, поступившие в детские дома по причине отказа от них родителей или лишения
последних родительских прав, отличаются от детей, растущих в семьях по
физическому и психическому развитию.
Детство таких малышей было очень
сложное.
От своих кровных родителей вместо заботы и ласки они получали
унижение и жестокость, вся внутренняя энергия уходит на борьбу с тревогой,
страхами, на поиски эмоционального тепла, а так же на приспособление к новому
образу жизни вне кровной семьи.
При утрате объекта привязанности у ребенка
возникает разрыв и нарушение привязанности.
Родители в замещающих семьях
могут столкнуться
с трудностями, связанными со
следующими нарушениями
привязанности.
Типы нарушенной привязанности:
Негативная привязанность - ребенок постоянно «цепляется» за родителей,
ищет «негативного» внимания, провоцируя родителей на наказания и стараясь
раздражить их. Появляется как в результате пренебрежения, так и гиперопеки.
Амбивалентная - ребенок постоянно демонстрирует двойственное отношение к
близкому взрослому: «привязанность-отвержение», то ластится, то грубит и
избегает. При этом перепады в обращении являются частыми, а сам ребенок не
может объяснить своего поведения и явно страдает от него. Характерно для детей,
чьи родители были непоследовательны и истеричны: то ласкали, то взрывались и
били ребенка, лишая тем самым ребенка возможности понять их поведение и
приспособиться к нему.
Избегающая - ребенок угрюм, замкнут, не допускает доверительных отношений
со взрослыми и детьми, хотя может любить животных. Основной мотив - «никому
нельзя доверять». Подобное может быть, если ребенок очень болезненно пережил
разрыв отношений с близким взрослым и горе не прошло.
Дезорганизованная - эти дети научились выживать, нарушая все правила и
границы человеческих отношений, отказываясь от привязанности в пользу силы:
им не надо, чтобы их любили, они предпочитают, чтобы их боялись. Характерно для
детей, подвергавшихся систематическому жестокому обращению и насилию, и
никогда не имевших опыта привязанности.
Сила и качество привязанностей во многом зависят от поведения родителей по
отношению к ребенку.
Дети с надежным типом привязанности отличаются
уверенностью в себе, независимостью, открытостью опыту, обладают простроенными
личностными границами, легко идут на контакт. А, значит, ребенок в новой семье
ощущает себя сильнее, счастливее, благополучнее.
Гербер А.К.- социальный педагог службы сопровождения,
подбора и подготовки замещающих семей КГБУ «Детский дом № 1"