Напоминание

детская привязанность


Автор: Хомед Анастасия Константиновна
Должность: социальный педагог
Учебное заведение: КГБУ "Детский дом 1"
Населённый пункт: г Хабаровск, Хабаровский край
Наименование материала: статья
Тема: детская привязанность
Раздел: дополнительное образование





Назад




Детская привязанность и виды нарушения

Межличностные отношения являются основой социализации и интеллектуального

развития, они связывают человека с другими людьми и тем самым позволяют

выделить себя и развить личность и сформировать идентичность. Привязанность в

общей форме можно определить как «близкая связь между двумя людьми, не

зависящая от их местонахождения и длящаяся во времени и служащая источником

их эмоциональной близости». Глубокие эмоциональные связи со значимыми

людьми служат основой и источником жизненных сил для каждого из нас. Для

детей же они - это жизненная необходимость в буквальном смысле слова. Сильная

привязанность к родителям дает ребенку возможность развить базовое доверие к

миру

и

положительную

самооценку.

Семья

является

средой,

в

которой

формируется привязанность, вне семьи установление привязанностей затруднено.

Дети, поступившие в детские дома по причине отказа от них родителей или лишения

последних родительских прав, отличаются от детей, растущих в семьях по

физическому и психическому развитию.

Детство таких малышей было очень

сложное.

От своих кровных родителей вместо заботы и ласки они получали

унижение и жестокость, вся внутренняя энергия уходит на борьбу с тревогой,

страхами, на поиски эмоционального тепла, а так же на приспособление к новому

образу жизни вне кровной семьи.

При утрате объекта привязанности у ребенка

возникает разрыв и нарушение привязанности.

Родители в замещающих семьях

могут столкнуться

с трудностями, связанными со

следующими нарушениями

привязанности.

Типы нарушенной привязанности:

Негативная привязанность - ребенок постоянно «цепляется» за родителей,

ищет «негативного» внимания, провоцируя родителей на наказания и стараясь

раздражить их. Появляется как в результате пренебрежения, так и гиперопеки.

Амбивалентная - ребенок постоянно демонстрирует двойственное отношение к

близкому взрослому: «привязанность-отвержение», то ластится, то грубит и

избегает. При этом перепады в обращении являются частыми, а сам ребенок не

может объяснить своего поведения и явно страдает от него. Характерно для детей,

чьи родители были непоследовательны и истеричны: то ласкали, то взрывались и

били ребенка, лишая тем самым ребенка возможности понять их поведение и

приспособиться к нему.

Избегающая - ребенок угрюм, замкнут, не допускает доверительных отношений

со взрослыми и детьми, хотя может любить животных. Основной мотив - «никому

нельзя доверять». Подобное может быть, если ребенок очень болезненно пережил

разрыв отношений с близким взрослым и горе не прошло.

Дезорганизованная - эти дети научились выживать, нарушая все правила и

границы человеческих отношений, отказываясь от привязанности в пользу силы:

им не надо, чтобы их любили, они предпочитают, чтобы их боялись. Характерно для

детей, подвергавшихся систематическому жестокому обращению и насилию, и

никогда не имевших опыта привязанности.

Сила и качество привязанностей во многом зависят от поведения родителей по

отношению к ребенку.

Дети с надежным типом привязанности отличаются

уверенностью в себе, независимостью, открытостью опыту, обладают простроенными

личностными границами, легко идут на контакт. А, значит, ребенок в новой семье

ощущает себя сильнее, счастливее, благополучнее.

Гербер А.К.- социальный педагог службы сопровождения,

подбора и подготовки замещающих семей КГБУ «Детский дом № 1"



В раздел образования