Автор: Саган Николай Владимирович
Должность: учитель физической культуры
Учебное заведение: филиал МБОУ Луганская СОШ с.Бобрик
Населённый пункт: с.Бобрик
Наименование материала: программа дополнительного образования
Тема: Юнармия
Раздел: дополнительное образование
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
Луганская средняя общеобразовательная школа
Комаричского района Брянской области
Филиал с.Бобрик
Рассмотрена на заседании
педагогического совета
от «09» октября 2020 г.
Протокол № 2
Утверждена приказом директора
№ 119 от «09» октября 2020 г.
Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа
патриотической направленности
«Юнармия»
Стартовый уровень
Возраст учащихся: 11- 17 лет
Автор-составитель
Саган Николай Владимирович
педагог дополнительного образования
2020 год
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Дополнительная общеразвивающая программа «Юнармия» для 5 -11 классов
составлена в соответствии с Федеральным законом РФ от 29.12.2012г. № 273-ФЗ «Об
образовании в Российской Федерации», приказом Министерства образования и науки РФ
от
29.08.2013
№1008
«Об
утверждении
порядка
организации
и
осуществления
образовательной деятельности по дополнительным общеобразовательным программам».
Дополнительная общеразвивающая программа «Юнармия» - это программа
военно – патриотической направленности. Программа направлена на повышение
интереса обучающихся к военно – патриотической деятельности и предназначена
обеспечить:
-участие молодежи в реализации государственной политики в области военно –
патриотического и гражданского воспитания;
- изучение истории и культуры Отечества и родного края;
- передачу и развитие лучших традиций российского воинства;
- приобретение военно – прикладных умений и навыков;
-воспитание
ответственности
за
порученное
дело,
дисциплинированности,
исполнительности, готовности к действиям в экстремальных ситуациях.
Условия реализации программы:
-программа предназначена для учащихся основной школы возраст детей 11-17 лет;
-состав учебной группы – постоянный;
-условия набора детей – принимаются все обучающиеся, не имеющие ограничений по
здоровью.
Количество обучающихся: не менее 15 человек в группе.
Срок реализации программы: 1 год, программа рассчитана на 68 часов, реализуется
в 5-11 классах филиала МБОУ Луганской СОШ в с.Бобрик, 2 часа в неделю.
Проблема патриотического воспитания приобретает новые характеристики и
соответственно новые подходы к ее решению как составная часть целостного процесса
социальной адаптации, жизненного самоопределения и становления личности учащихся.
Сегодня
мы
понимаем
определение
патриотического
воспитания,
как
систематическую и целенаправленную деятельность органов государственной власти и
организаций по формированию у граждан высокого патриотического сознания, чувства
верности
своему
Отечеству,
готовности
к
выполнению
гражданского
долга
и
конституционных
обязанностей
по
защите
интересов
Родины.
Поэтому, цель
программы - это совершенствование системы патриотического воспитания учеников в
школе, что способствует формированию высокого патриотического сознания.
Задачи:
обучающие:
-
знакомство с историей Вооруженных Сил РФ;
-
знакомство с символами воинской славы, боевым знаменем;
-
знакомство с историей юнармейского движения в России;
-
овладение приемами первой медицинской помощи и выживания в экстремальной
ситуации;
-
знакомство со стрелковым оружием;
-
формирование навыка использования стрелкового оружия;
-
четкое и правильное выполнение строевых приемов и действий.
развивающие:
-
развитие выносливости, ловкости, физической силы юнармейцев через занятия военно-
прикладным многоборьем;
-
развитие аккуратности, чистоплотности, дисциплинированности, умения четко следовать
инструкциям.
воспитательные:
-
воспитание патриотизма;
-
воспитание чувства глубокой ответственности за выполнение требований присяги,
верности воинскому долгу, Боевому Знамени части (Флагу корабля) как символу воинской
чести, доблести и славы.
Новизна программы:
Данная программа позволяет придать патриотическому воспитанию школьников
системный
и
целенаправленный
характер,
упорядочить
подготовку
к
оборонно-
спортивной и туристской игре «Зарница».
Формы
организации
деятельности: групповые,
индивидуально-групповые,
индивидуальные.
Формы проведения занятий:
- сочетание обзорных бесед и установочных лекций;
-
занятия-презентации, занятия вопросов и ответов;
-
занятия по физической подготовке:
-
военизированный кросс, военно-прикладная полоса препятствий;
-
занятия-тренировки: строевая подготовка, огневая подготовка,
-
практические занятия в тире;
-
экскурсии
-
медицинская подготовка для оказания первой доврачебной помощи.
-
занятия по спортивно-прикладному туризму
Планируемые результаты:
В результате реализации программы юнармейцы должны:
знать, уметь:
-историю ВС РФ;
-историю военных реформ в России эпохи Петра-I;
-источники и духовные основы массового героизма Российских воинов при защите
Отечества;
-выдающихся полководцев России;
-историю создания военной техники и оружия;
-военно-политические итоги Великой
Отечественной войны 1941-1945 гг.;
-этапы развития вооруженных сил Российской Федерации.
-героические страницы Брянской области;
-военную историю города Брянска.
Применять знания на практике:
-символы воинской славы, боевые знамя, историю и символику ВВПОД
«Юнармия»;
-уважительно относиться к символам воинской славы и юнармейского движения;
-различать звания в юнармейском
подразделении;
-исполнять гимн Юнармии.
-
Уставы Вооруженных сил РФ права,
обязанности и ответственность военнослужащих;
-что такое воинская дисциплина и требования к ней;
-обязанности дневального по роте;
-основные положения Устава
гарнизонной и караульной служб;
-правила поведения в воинском коллективе;
-воинские звания и правила вежливости;
-грамотно применять требования общевоинских уставов в повседневной деятельности;
-практически выполнять обязанности дневального по роте;
-практически выполнять обязанности часового;
-основные сведения по истории развития туризма в России, виды туризма, правила, нормы
поведения туристов;
-основные сведения о климате, растительном и животном мире;
-требования, предъявляемые к туристскому снаряжению, перечень личного и группового
туристского снаряжения;
-виды топографических карт;
-основные требования движения группы на маршруте;
-способы преодоления препятствий;
-технику вязки узлов;
-основные требования к организации привалов и биваков;
-основные типы костров и их назначение,
меры безопасности при обращении огнем;
-составлять перечень личного и
группового снаряжения;
-заполнять маршрутные документы;
-определять масштаб и расстояние по карте;
-определять и описывать основные географические объекты;
-измерять и строить азимут;
-двигаться по азимуту при помощи компаса;
-соблюдать правила и режим движения.
-порядок неполной разборки и сборки автомата Калашникова и правила поведения во
время стрельб
-меры безопасности при обращении с оружием;
-инструкцию по мерам безопасности в тире и на стрельбище;
-устройство малокалиберной и пневматической винтовок, автомата
Калашникова;
-взаимодействие частей, подготовку к стрельбе, возможные неисправности и
способы их
устранения;
-основы техники стрельбы и методики тренировки;
-правила соревнований;
-устройство ручных осколочных гранат.
Осуществить неполную сборку разборку автомата Калашникова в связи с
установленными нормативами и порядками проведения сборки разборки автомата;
-готовить оружие к стрельбе;
-вести стрельбу из него по неподвижным и подвижным целям в соответствии с
приемами
и правилами;
-анализировать результаты стрельбы;
-корректировать стрельбу и вносить поправки в установку прицела;
-выполнять упражнения по метанию ручных осколочных гранат.
Общие положения строевого Устава;
-свои обязанности перед построением и в строю;
-команды и приказы военнослужащему, находящемуся в строю, при осуществлении
доклада
командиру, при передвижении в строю.
Образцово выполнять одиночные строевые приемы, без оружия и с оружием;
-умело действовать в составе отделения, взвода.
Четко и последовательно осуществлять команды, выполнять приказы командира и
осуществлять доклад о
выполнении поставленной задачи.
Медицинские термины; лекарственные травы, растения и грибы.
-основные понятия анатомии и физиологии человека;
-понятия об органах и системах органов, организме человека;
-основы медицинской помощи при различных повреждениях организма человека;
-способы переноски и транспортировки пострадавшего.
Применять на практике правильный алгоритм оказания доврачебной помощи и
транспортировки пострадавшего.
-оказывать первую медицинскую помощь при различных повреждениях организма;
-накладывать стерильные повязки, при ранениях различной тяжести.
Обязанности личного состава отделения;
-основы организации и ведения боя отделением;
-организацию и боевые возможности отделения и взвода;
-организацию, вооружение отделения, вода вероятного противника;
-основы организации боевого обеспечения подразделения;
-номенклатуру и условные знаки на топографических картах.
Ориентироваться на местности без карты и движение по заданному маршруту;
-передвигаться различными
способами на поле боя;
-умело преодолевать различные заграждения и зараженные участки местности;
-ориентироваться на местности
различными способами днем и ночью;
-оборудовать окопы, устанавливать различные заграждения,
преодолевать заграждения,
установленные противником.
Роль и место физической культуры в общей системе воспитания;
-влияние физических упражнений на организм человека;
-значение физической подготовки для повышения боеспособности армии;
-содержание физических упражнений по программе;
-нормативные требования по физической подготовке;
-требования личной и общественной гигиены;
-меры предупреждения травматизма.
-преодолевать препятствия единой полосы препятствий;
-выполнять нормативы по физической подготовке;
Основы безопасности личности, общества и государства.
Действовать при ЧС природного и техногенного характера и защищать населения
от них.
Распознавать терроризм, экстремизм – сущность и угрозы безопасности личности и
общества.
Содержание программы
1.Вводное занятие.
Знакомство с членами военно-патриотического клуба «Юнармейцы». Инструктаж
по технике безопасности.
2.Военная история.
Вооруженные Силы Российской Федерации. История Вооруженных Сил.
Понятие «Вооруженные силы». Значение Вооруженных сил. Необходимость создания
Вооруженных сил в Российском государстве. История Вооруженных сил России. Защита
Отечества -конституционный долг и обязанность гражданина Российской Федерации
История Вооруженных Сил РФ.
Развитие и становление Вооруженных Сил России в связи с историей Российского
государства, ратные страницы истории Смоленска.
Структура Вооруженных сил и основные задачи.
Структура и назначения Вооруженных сил Российской Федерации. Отличия
внутренних войск от регулярной армии. Несение службы в мирное и военное время.
Смоленск в годы Великой отечественной войны 1941-1945 годов. Вязьма в годы Великой
Отечественной войны.
Порядок прохождения военной службы.
Повседневное выполнение конкретных воинских обязанностей в ВС РФ. Закон «О
воинской обязанности и военной службе». Воинские звания. Прохождение военной
службы по контракту.
Великие русские полководцы.
Александр Васильевич Суворов (1730 -1800 гг.), адмирал Федор Федорович
Ушаков (1745 - 1817 гг.). генерал-фельдмаршал Михаил Илларионович Кутузов (1745-
1813 гг.)., генерал от инфантерии Михаила Дмитриевича Скобелева (1843 - 1882 гг.),.
адмирал Михаил Петрович Лазарев (1788 -1851 гг.), адмирала Петра Степановича
Нахимова (1802 - 1855 гг.), вице-адмирал Степан Осипович Макаров (1849 -1904 гг.).
История юнармейского движения.
Детские о молодёжные движения в Российской империи. Детские и молодёжные
движения в СССР: пионерская организация, ВЛКСМ. Детские молодёжные движения
современной России. Российское Движение Школьников. ДЮП.
3.Государственные символы Российской Федерации, Брянской области,
символика Юнармии.
Государственные
символы
РФ.
Государственный
флаг-
официальный
государственный символ
РФ. Правовое положение и правила использования флага России
определяет Федеральный конституционный закон "О Государственном флаге Российской
Федерации"
от
25
декабря
2000
года.
Государственный
герб
-
официальный
государственный символ Российской Федерации. Его описание и порядок официального
использования
установлены
Федеральным
конституционным
законом
"О
Государственном
гербе
Российской
Федерации"
от
25
декабря
2000
года.
Государственный Гимн Российской Федерации. Символика Брянской области – Герб,
Флаг.
Символика ВВПОД «Юнармия»
Генезис символа. Фирменные цвета движения.
Знаки и флаг Юнармии. Юнармейские звания и погоны. Юнармейская форма одежды.
Устав ВВПОД «Юнармия».
Цели и задачи движения. Структура движения. Права и обязанности участников
Движения. Всероссийский юнармейский слёт. Клятва юнармейца.
Воинские звания. Войсковые и корабельные воинские звания. Знаки различия по
воинским званиям. Воинские ритуалы.
Воинское приветствие. Приведение к военной присяге. Парады.
Военная
присяга. Военная
присяга,
ее
значение
для
военнослужащего.
Содержание военной присяги. Порядок приведения к присяге. Просмотр отрывков из
фильма «Военная присяга».
Боевые Знамена. Краткая история боевых знамен страны с древности до наших
дней.
Боевые Знамена Вооруженных сил РФ. Значения знамен. Символы знамен.
4.Физическая подготовка.
Физическая подготовка и её значение для укрепления здоровья. Значение
физической подготовки для прохождения воинской службы.
5.Огневая подготовка.
Виды огнестрельного боевого оружия. Классификация огнестрельного оружия.
Боеприпасы. Устройство и работа АК-74. Меры безопасности при неполной разборке и
сборке АК-74.
Пневматическая винтовка. Правила удержания и прицеливания винтовки
Неполная сборка и разборка автомата Калашникова (АК-74). Знакомство с
неполной сборкой и разборкой автомата Калашникова (АК-74). Порядок разборки и
сборки автомата. Ошибки при разборке и сборке автомата Калашникова.
Практика: Тренировка по неполной сборке и разборке автомата. Неполная сборка
и разборка автомата на время.
Правила нахождения на огневом рубеже. Правила стрельбы
из положений лежа и сидя. Изучение процессов, происходящих при производстве
выстрела, законов внешней и внутренней баллистики.
Практика: Отработка стрельбы из положений лежа и стоя.
6.Строевая подготовка
Основы строевой подготовки. Виды строя, передвижение в строю, перестроение
из одношереножного строя в двух шереножный строй, смыкание и размыкание в
одношереножном
строю.
Строевые
приемы:
«направо»,
«налево»,
«кругом»
индивидуально и в строю. Команды: «равняйсь», «смирно», «равнение на середину» в
строю. Передвижение в составе знаменной группы.
Практика: Отработка строевой подготовки подразделения. Отработка строевых
приемов: «направо», «налево», «кругом» индивидуально и в строю. Команды: «равняйсь»,
«смирно», «равнение на середину» в строю. Отработка строевой подготовки знаменной
группы. Разучивание строевой песни. Команды строевой подготовки и правила их
выполнения
Алгоритм выполнения строевых упражнений в передвижении (индивидуально и в
составе подразделения). Повороты направо, налево, кругом при передвижении строя.
Подача и выполнение команд в строю. Выход из строя и подход к командиру. Ответ на
приветствие командира. Переход с походного шага на строевой шаг. Команды:
«равняйсь», «смирно», «равнение на середину», «влево», «вправо» при передвижении
строя.
Практика: Отработка строевых приемов. Движение шагом. Движение бегом.
Строевой шаг, Походный шаг. Повороты в движении: «направо», «налево», «кругом –
марш». Развернутый строй одношереножный, двушереножный, развернутый строй
отделения и взвода. Перестроения из одношереножного в двушереножный стой.
Размыкание влево, вправо.
Отработка строевой песни при передвижении.
Строй и управление им. Понятия: строй, шеренга, фланг, фронт, тыльная сторона
строя, интервал, дистанция, ширина и глубина строя
Практика: Строевой шаг. Строевая стойка.
Строй и его элементы. Шеренга строя
и виды (одношереножный и т. д.)
Практика: Построение в шеренгу, в 2 шеренги, в 3 шеренги.
Отдание воинской чести без оружия. Отдание воинской чести на месте. Отдание
воинской чести при движении.
Практика: Выход из строя и возвращение в строй. Отдание воинской чести на
месте и в движении.
Выход из строя и подход к начальнику, строевая стойка, повороты на месте,
перестроение в две шеренге, перестроение в одну шеренгу.
7.Медико-санитарная подготовка.
Медицинские термины. Изучение медицинских терминов: виды травм, ранений,
кровотечений,
утоплений,
степени
тяжести
ожогов,
отморожений.
Знакомство
с
терминами: ранение, травма, рана, кровотечение, ушиб, перелом, шок, ожог, обморок,
отморожение, охлаждение. Знакомство с понятиями: антисептик, асептик, давящая
повязка, иммобилизация, шина. Повторение основ строения человека: скелет, конечность,
кость, артерия, вена…
Практика: Сдача письменного теста на знание медицинских терминов.
Алгоритм оказания первой доврачебной помощи. Знакомство с алгоритмом
оказания первой доврачебной помощи при механических травмах, ранениях, ожогах,
тепловом и солнечном ударе, ударе электрическим током.
Практика: Отработка алгоритма оказания доврачебной помощи. Оценка ситуации.
Обеспечение безопасности на месте происшествия. Оценка состояния пострадавшего.
Оказание
неотложной
помощи.
Вызов
скорой
медицинской
помощи.
Фиксация
информации о времени и причинах случая. Контроль за состоянием пострадавшего.
Лекарственные растения и грибы. Изучение лекарственных трав и грибов.
Способы приготовления и применения лекарственных растений.
Практика: Сдача письменного теста на знание лекарственных трав и грибов.
Алгоритмом оказания первой доврачебной помощи при механических
травмах. Знакомство с приемами временной остановки артериального кровотечения с
использованием жгута и жгута-закрутки, накладки повязки «Уздечка», накладки повязки
«Восьмиобразная», накладки повязки «Спиральная» на конечности. Накладка повязки
«Черепичная расходящаяся» на конечности. Иммобилизация с использованием подручных
материалов и шин при открытом (с артериальным кровотечением) переломе бедренной
кости. Правила транспортировки пострадавшего.
Практика: Отработка
наложения
повязок,
шин,
жгута
и
транспортировки
пострадавшего. Алгоритмом оказания первой доврачебной помощи при ранениях и
ожогах.
Виды перевязок. Виды перевязок и правила их наложения.
Практика: Наложение повязки на верхнюю конечность.
Экскурсии в Музеи боевой славы.
Учебно-тематический план
№
п/п
Тема занятия
Общее
количество
часов
Теория
Практика
1
Вводное занятие
2
2
-
2
Военная история России
10
10
-
3
Государственные
символы
РФ,
Брянской
области,
символика
Юнармии
6
6
-
4
Физическая подготовка
8
2
6
5
Огневая подготовка
18
6
12
6
Строевая подготовка
14
3
11
7
Медика – санитарная подготовка
8
4
4
8
Экскурсии.
2
-
2
Всего
68
33
35