Автор: Антонова Татьяна Анатольевна
Должность: педагог дополнительного образования
Учебное заведение: МБУДО "Юность" г. Белгород
Населённый пункт: г. Белгород
Наименование материала: Инновационные подходы на занятиях в дополнительном образовании
Тема: Декоративно-прикладное творчество
Раздел: дополнительное образование
ИННОВАЦИОННЫЕ ПОДХОДЫ НА
ЗАНЯТИЯХ В ДОПОЛНИТЕЛЬНОМ
ОБРАЗОВАНИИ
Антонова Татьяна Анатольевна,
МБУДО «Юность» г. Белгорода
Нестандартные виды деятельности, такие как проекты и проектная
деятельность выступают как средство комплексного решения задач для
развития личности, образования и воспитания в современном мире,
передачи ценностей и норм научного сообщества.
В основе любого проекта лежит проблема, учащиеся должны владеть
определенными интеллектуальными (работа с информацией, ее анализ,
обобщение и выводы), творческими (выработка идеи, вариантов решения
проблемы,
прогноз
последствия
предложенного
решения),
коммуникативными (ведение дискуссии, умение слушать и слышать
собеседника, отстаивать свою точку зрения, излагать свою мысль)
умениями.
Регулярное приобщение обучающихся в системе дополнительного
образования, к нравственным и культурным ценностям, можно передать
при
использовании
проектной
деятельности,
где
будет
изучаться
социокультурный опыт предшествующих поколений. В том числе при
формировании
культурной
составляющей
личности
у
учеников,
необходимо
помочь им овладеть определенными личностными характеристиками и
уметь в любой момент найти и отобрать нужные знания, суметь направить
их на результат, который можно достигнуть через решение теоретических
и практических задач.
Роль проектной деятельности в формировании культуры личности у
обучающихся, достаточно высока, потому что:
•
у учеников формируется нестандартное, креативное, научно-
теоретическое мышление учащихся;
•
изучаются
основные
принципы
исследовательской
деятельности;
•
создаётся ситуация успеха (положительное эмоциональное
состояние, переживание радости от самостоятельных открытий);
•
предоставляется возможность самостоятельного поиска знаний
(отсутствие готовой последовательности действий и решений);
•
развивается способность к рефлексии.
Есть несколько важных причин формирования культуры личности у
обучающихся с помощью проектной деятельности:
•
значимость
для
развития
человека
умения
пользоваться
исследовательскими
методами:
собирать
необходимую
информацию,
факты, уметь их анализировать с разных точек зрения, выдвигать
гипотезы, делать выводы и заключения.
Проектное
обучение
создает
положительную
мотивацию
для
самообразования. Выполняя проект, учащиеся обращаются не только к
учебникам, но и к
другой учебно-методической литературе, опыту
старших поколений и культурным нормам.
Несомненно, образование — это непрерывный процесс. Поэтому
одним из важнейших направлений преподавания является учебный
процесс, основанный на современных информационно-коммуникационных
технологиях,
с
помощью
которых
можно
использовать
проектную
деятельность.
При этом содержанием образования становится познавательный
процесс, позволяющий формировать у учащихся культуру его личности.
Проекты, образование и воспитание тесно связано с формированием
культуры личности обучающихся школьного возраста.
Правильно построенная проектная деятельность, будет вызывать
интерес и прививать любовь к своей культуре и родине, будет воспитывать
не только, стремление совершенствоваться физически и духовно, но и
искать для этого все возможные способы.
Работая в системе дополнительного образования особенно важно
дать детям возможность для проявления их возможностей и талантов, а
так же помочь им раскрыться как личностям и как полноценным членам
общества. В творческом объединении, для учащихся школьного возраста
есть все условия для творчество, свободного поиска информации,
познавательного досуга, а самое важное, что не обходимо ребенку
переходного возраста, это и дружный и авторитетный коллектив. А
реализация и разработка индивидуальных и коллективных творческих
проектов,
это эффективное средство для
сплочения школьников и
развития самостоятельности учащихся.
Таким образом,
Активное участие детей в исследовательской
деятельности с помощью проектной деятельности формирует в них
развитие
их
творческих
способностей
и
интерес.
Таким
образом,
необходимость
применения
методологии
проекта
в
декоративно-
прикладном искусстве приводит к подготовке учащихся к реальной
деятельности и более полному развитию личности ученика. Проектная
деятельность формирует социальный опыт учащихся в труде и общении,
способствует интеллектуальному и культурному росту школьников,
расширяет кругозор, даёт возможность лучше раскрыть собственный
потенциал, а включение проектной деятельности в процесс обучения
способствует высокому уровню формирования культурного становления
личности ученика.
ЛИТЕРАТУРА
1.
Булкин А.П. Культуросообразностьобразования.
ПедагогическийопытРоссииXVIII – XIX вв. . – М., 2003.– С.11.
2.
Бычков А.В. Метод проектов в современной школе.– М., 2000;