Напоминание

"Развитие технических навыков учащихся в классе гитары на начальном этапе обучения


Автор: Гвозденко Людмила Семёновна
Должность: педагог до
Учебное заведение: МАУ ДО "ДШИ № 16 "Дивертисмент" г.о. Самара
Населённый пункт: Самара
Наименование материала: Методический доклад
Тема: "Развитие технических навыков учащихся в классе гитары на начальном этапе обучения
Раздел: дополнительное образование





Назад




МУНИЦИПАЛЬНОЕ АВТОНОМНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ

ДШИ № 16 "ДИВЕРТИСМЕНТ"

Методический доклад

ПО КЛАССУ ГИТАРЫ

Тема «Развитие технических навыков учащихся в классе гитары на начальном

этапе обучения»

Составитель: педагог ДО

Л.С. Гвозденко

2023 уч. Год

Развитие исполнительской техники является актуальной задачей

музыкальной педагогики, каждый преподаватель в условиях реальной

учебной

практики

вырабатывает свою систему развития технических

навыков , возрастных и музыкальных способностей учащихся, особенностей

осваиваемого ими музыкального инструмента. Особое

значение

имеет

развитие технических навыков учащихся 1 и 2 классов на занятиях по

учебному предмету «Специальный инструмент - гитара».

Гитара – инструмент с особой историей и отличной от многих

академических инструментов судьбой. Это, с одной стороны, популярный

музыкальный инструмент в быту и на эстраде, с другой стороны, один из

самых сложных инструментов для освоения. Обучение учащихся по классу

гитары в учреждениях дополнительного образования направлено не только

на формирование у них знаний, умений и навыков игры на данном

инструменте, но и на развитие творческих способностей учащихся в

области

музыкального

искусства

и

исполнительства,

формирование

навыков

сольной

и

коллективной

исполнительской

творческой

деятельности, приобретение обучающимися опыта этой деятельности.

Развитие технических навыков на практике неотделимо от всей системы

обучения игре на гитаре. Эта сторона работы предусматривает внедрения

постоянного системного подхода и применение тщательно продуманных

средств и методов технического развития музыкантов-

исполнителей,

начиная с начальной ступени обучения. Развитие технических навыков у

учащихся первых классов во многом определяет успешность дальнейшего

творческого продвижения юных гитаристов.

Это связано с необходимостью формирования исполнительского аппарата.

Важным и эффективным

средством

технического

развития

исполнителя-гитариста

является

работа

над

всеми

видами

инструктивного материала ( гаммами, упражнениями, этюдами.)

Гамма - это последовательность звуков внутри октавы, идущая от

основного тона через определенные интервалы.

Последовательность изучения

гамм в классе гитары отличается от

методик их изучения на других инструментах. На гитаре существует как

“ типовая апликатура”(несколько гамм играется одной апликатурой), так

и специфическая, которая зависит от расположения тональностей.

Поэтому сложность гамм не

совпадает

с расположением их по кварто-

квинтовому кругу. Гаммы

интересны

не сами по себе, они

просты и

универсальны Выучить гамму просто, но, выполняя разнообразные задания,

мы можем научиться очень многому. Можно учиться технике в чистом

виде, минуя сложности освоения нотного текста, стиля

исполнения,

сложности переключения внимания с одних задач на другие,

которые

неизбежно встречаются в художественном произведении,

главная цель

которого - создание музыкального образа. Только зная, над чем работать,

как работать, на чем сосредоточить внимание, можно извлечь пользу из

исполнения гамм и упражнений.

Игра гамм в младших классах помогает не столько развить беглость

пальцев,

сколько

прочно

усвоить

изучаемые

тональности,

навыки

апликатуры,

овладеть

плавным

легато,

ритмически

точным

стаккато,

четкой артикуляцией.

Задачи при изучении гамм:

1.

совершенствование

звукоизвлечения. 2.запоминание знаков

при ключе;

3.

свобода

исполнительского

аппарата

и

релаксация

мышц

(свобода, релаксация, лабильность);

4.

чередования

пальцев

правой

руки

независимо

от

действий

левой, ловкая смены струн;

5.

умения

координировать

действия

рук,

добиваясь

связности, гибкости при смене позиций;

6.

исполнение гамм разными штрихами, развитие

артикуляции,

беглости и ровности, экономичности движений;

Именно гаммы позволяют правильно распределять и контролировать

нагрузку на каждый палец. Это залог правильного

физического

развития

пальцев гитариста .

Очень важно , чтобы это было не механическое проигрывание ,а

сознательное со стороны ребенка ,что создаст основу для развития

беглости, силы и красоты звука

. Еще Ф .Лист сказал:

Не

от

упражнений техника, а техника от упражнений” В 1,2 классах не

имеет значения сложность гаммы, можно играть в I ,II позициях, в I

октаву или две. Больше всего подходят гаммы в апликатуре

Э. Пухоля и Ф.Карулли, с максимальным использованием открытых струн и

малым использованием

4 слабого пальчика, так как игра таких гамм

способствует изучению нот на грифе гитары в основных игровых позициях,

а также в связи с тем, что большой палец левой руки, располагающийся на

тыльной стороне грифа, получает возможность расслабиться, отдохнуть

во время звучания «открытой» струны, что очень важно для правильного

начального технического оснащения левой руки гитариста. Игра гамм с

«открытыми» струнами также

способствует

активизации

слухового

восприятия

маленького

гитариста,

т.

к.

естественное

звучание

«открытой» струны становится образцом

звука прижатой к грифу

струны. Руководствуясь слуховыми ощущениям играющий «выравнивает»

динамическое и тембровое звучание ..

Учитывая

возможности

ученика

можно

начать

изучение

типовых

двухоктавных гамм в апликатуре А.Сеговии.

Преимущество этих гамм;

1. активное включение в игру слабых пальцев (мизинца и безымянного на

левой руке);

2.формирование позиционного мышления при отсутствии растяжки;

3.интенсивная отработка приемов смены позиции;

4.оптимальность количества аппликатурных формул.

Развивая

технические

навыки

нельзя

все

сводить

к

автоматическому

монотонному повторению.

Важно научить ученика слышать себя, результат своего действия.

Для полноценной передачи эмоционального содержания музыки, будь то

простейший мотив, гамма или сложнейшая пьеса, исполнитель должен

владеть совокупностью технических навыков на гитаре.

К элементам игровой техники относятся:

1.

Ориентация на грифе и струнах.

2.

Разные виды контактирования со струной.

3.Звукоизвлечение.

4.Штрихи.

5.Координация движений.

6.Слухо-моторное опережение или предслышание.

В основе обучения на инструменте лежит слуховой метод, как часть

психотехники. Механические упражнения уступают место сознательной

работе над двигательной техникой. Он требует четкого осознания цели

того или иного движения , ясного предслышания каждого звука. Ярче

происходит раскрытие творческих способностей, формирование техники

на основе художественных образов. Но

нужно

всегда

помнить ,что

слуховой и двигательный-это две части одного процесса.При регулярной

технической

работе

все

части

двигательного

аппарата

(скорость,

быстрота движений, ловкость, сила и выносливость) поддерживаются на

нужном уровне, он так и называется- подвижный уровень.

Процесс звукоизвлечения на гитаре состоит из трех моментов:

1. Музыкальное представление.

2.Извлечение

звука.

3.Слышание своей игры.

Именно на гаммах и несложных упражнениях

начинающий

гитарист

учится слышать себя .При игре достаточного колличества гамм , этюдов,

упражнений на разные техники вырабатывается навык позволяющий без

лишней

дополнительной

работы

использовать

его

в

художественном

материале.

С

первых

уроков

необходимо

обязательно

учитывать

индивидуальные

особенности ученика- вес, рост, строение постановочного аппарата, движение

пальцев в щипке. Очень важна осанка ребенка. При занятиях на

гитаре

,

задействуются многие мышцы –грудные ,мышцы спины, рук ,таза

.И насколько

внимательно мы отнесемся к

особенностям ребенка будет

зависеть вся его игровая свобода и координация рук.

С первых занятий важно обращать внимание на качество извлекаемого

звука (минимум

постороннего

призвука )

и на качество тона. Для

полноценного звука нужно предварительно оттягивать струну , а потом

отпускать. В этом случае все участки струны приходят в колебания

равномерно, так как основной тон преобладает над обертонами . Если же

струна звучит от удара-звук резкий и жесткий.

Почти все пальцы приводятся в движение от пястного сустава. Движения

целых пальцев наиболее естественны, в действие вовлекаются межкостные

ладонные мышцы ( как мы берем предметы).Именно на гаммах следует

развивать навыки движения пальцев в щипке. Терри Ашер в своей статье

”Звук и его тоновые оттенки” подробно остановился на особенностях

звукоизвлечения

гитариста

” каждая индивидуальность

имеет свои

анатомические особенности, поэтому нельзя навязывать всем учащимся

одни и те же стандартные способы в развитии техники.

Общим условием для всех, однако, должно быть то ,что играть нужно без

напряжения, с расслаблением, не тратя лишних усилий.”

Остановлюсь подробнее на приемах

тирандо и апояндо. Необходимо

приучать ученика исполнять гамму двумя этими приёмами. В каждом из них

есть особенности звукоизвлечения.

Апояндо:

1.

палец правой руки прикладывается к струне с выпрямленным последним

суставом, а предпоследний немного согнут.

2.

Защипывание происходит за счет сгибания пальца (в предпоследнем

суставе.)

3.

Щипок при помощи пальца (кисть неподвижна)

4.Играть не рывками, а ровно(шагать).

5.Сам щипок производить движением сверху вниз ,c

опорой на соседнюю

струну.

А Г. Николаев [20, с. 17] отмечает, что” прием

апояндо придает

инструменту новое звучание. Изменяется не столько сила звука, сколько

тембр и характер звучания. Звук получается более плотным, округлым и

энергичным”. Этим приемом нужно пользоваться при игре пассажей

отдельными нотами, либо чтобы выделить мелодическую ноту в

движении звуков в арпеджио.

Если же исполнять приёмом тирандо, нужно использовать большой палец

p, как демфер , опираясь на одну из соседних струн. Это позволит

избежать ненужных колебаний кистью правой руки.

Тирандо:

1. Захват струны пальцами (предметом

звукоизвлечения ) находящуюся в

состоянии покоя или в состоянии колебания струну, а затем оттянуть

струну на определенное расстояние и отпустить.

2.Струна выводится из состояния равновесия путем оттягивания ее

пальцами

в

какую-либо

сторону.

Во

время

оттягивания

струны

увеличивается сила трения (сила сцепления) струны с пальцем, которая

возрастает по мере удаления точки защипывания струны от своего

первоначального положения.

3.Освобождение струны от контакта с пальцами происходит за счет

резкого уменьшения силы трения (сцепления), которая существовала

между струной и пальцем во время «захвата» и «оттягивания» струны.

4. Палец , описывая дугообразную траекторию остается над соседней

выше или нижележащей струной.

В

младших

классах

можно

выделить

несколько

видов

техники,

над

которыми нужно скрупулезно работать:

1.

Арпеджио.

2.

Двойные ноты (интервалы)

3. Аккорды.

4.Гаммообразные пассажи (простейшие на один, два перехода на соседние

струны.

На втором году обучения необходимо начинать изучение гармонических

последовательностей. Учитывая размеры пальцев, кисти, физические

характеристики ученика, силы и цепкости пальцев, можно начинать с

арпеджио. В первом классе уже изучали арпеджио в простых апликатурных

вариантах , как на открытых струнах так и с добавлением одного, двух

пальцев левой руки. Во втором классе задача усложняется.

Арпеджио

используется

для

подготовки

игры

каденций

аккордами

(“Ш.И.”Э.Пухоль , “Искусство игры на гитаре” Н.Г. Кирьянов)

Техника арпеджио достаточно обьемна, это тема для отдельного доклада.

Когда ученик будет готов исполнять последовательность аккордами стоит

обратить внимание на важные детали:

1. Движения в правой руке необходимо отрабатывать отдельно, следить

за четкостью движения каждого пальца

2.Ощущая струны каждым пальцем, мягко подтягивая их.

3. i m a находятся рядом (ассоциация с закрытым веером), ощущая друг

друга, работать как один палец без напряжения мышц.

4. Щипок производится движением пальцев ( в кулачок),но не руки. Кончики

пальцев при этом опишут небольшую дугу, их резкий

подьём

по дуге

позволит отойти от струн, не мешая им колебаться.

На начальном этапе отрабатывать нужно каждую руку отдельно. В левой

руке необходимо добиваться четкости постановки одного пальца, затем

парами и т.д. Учитывать общие пальцы в соединяемых аккордах. Здесь

важную роль играет прием представления дальнейшего движения.

Важным

материалом

для

развития

технической

базы

является

инструктивный этюд. Его подбор связан с с техническими трудностями

изучаемого художественного материала. На начальном периоде это работа

над усвоением аккордов и несложных фигураций арпеджио. Нужно чтобы он

был посильным, придерживался принципа возрастающей

сложности,

для

накопления

технических

и

художественных

навыков.

Очень

полезно

возвращаться к пройденному материалу-принцип спирали, с последующим

усложнением.

Этюды можно разделить на два типа:

1.

Узкотехнические, направленные на

развитие и закрепление конкретных

технических навыков.

2.

Этюды –пьесы, имеющие и значительное художественное содержание.

Этюды требуют многократных повторений и как результат преодоление

трудностей, в работе над ними наряду с техническими

задачами

необходимо воспитывать навыки владения динамикой, штрихами, умение

освобождать руки во время игры. . Их изучение не должно протекать в

отрыве общего развития ребенка. Методы работы над этюдом включают

в себя методы работы над упражнениями.

Разучивать его нужно в спокойном темпе, следить за четкой артикуляцией

и верным прочтением текста. Отрабатывать отдельно мотивы, пассажи

как часть целого. Важным является умение самостоятельно работать над

этюдом, понимая задачи, стараться

ставить

цели и стремиться их

выполнять

В младших классах использую этюды Ф. Карулли ,

М. Каркасси,

Д.

Агуадо ,М .Джулиани.Н.Коста и других гитаристов- классиков

Существенную роль в развитии и укреплении техники на начальном

периоде играют упражнения – на силу пальцев, их беглость и др. Так

называемая техническая тренировка.

(Ш.И.”Э.Пухоль ,Е.Ларичев.Ф.Карулли.)

Она построена на многочисленном повторении упражнений. Дети не

охотно их выполняют ,без желаний и усердия. На помощь приходит

художественное оформление в виде попевок , сочиненных с ребенком

четверостиший

.(Кузин

“Азбука

гитариста”,В

.Донских

”Я

рисую

музыку”)

Широко

используются

упражнения

в

многочисленных

школах

игры

Э.

Пухоля, Е. Ларичева, М.Каркасси, Ф.Карулли.

Заключение:

Любой, даже самый маленький гитарист хочет хорошо научиться играть

на гитаре. Задача педагога помочь ребенку раскрыть его

потенциал

,выявить

скрытые

способности.

Предлагаю некоторые рекомендации:

1.

Необходимо играть в медленном темпе .

Гитарист не сможет

исполнить ни один пассаж быстро, если не отработает его медленно.

Только пальцевая память поможет увеличить темп.

2.

Разучивать правильно. Сразу играть верную апликатуру , этап

переучивания всегда сложный.

3.

Увеличивать темп после того, как выработана мышечная память

(когда руки играют сами).

4.

Заниматься ежедневно, лучше 2 раза-утром и вечером.

5.Анализ своей игры, ставить задачи и достигать цель.

6.Повторять.Постоянно проигрывать уже выученные произведения

В.В. Иванова считает технические навыки основой игры на музыкальном

инструменте, необходимые для достижения художественного

звукового

результата. «Вне музыкальной задачи техника не может существовать».

Технические

навыки

это

комплекс

двигательных,

перцептивных

и

интеллектуальных навыков, позволяющих учащимся добиваться нужного

художественного

звукового

результата

при

игре

на

музыкальном

инструмент –гитара.

Список литературы:

Е.Баев”Школа гитарной техники”

Э.Пухоль”Школа игры на шестиструнной

гитаре”, Лопатина”Методико- исполнительский

анализ” О.Минина”Подготовка к техническому

зачету”,

Н.П. Михайленко. Методика преподавания игры на шестиструнной

гитаре. Киев, 2003.

Терри Ашер ”Звук и его тоновые оттенки”

А. Гитман ” Начальное обучение на шестиструнной гитаре” М. 2002 .

А. Николаев. Уроки игре на гитаре в двух частях (2004).



В раздел образования