Напоминание

Организация детского хора на начальном этапе


Автор: Яшкова Наталья Игоревна
Должность: педагог до
Учебное заведение: МАУ ДО "ДШИ № 16 "Дивертисмент" г.о. Самара
Населённый пункт: Самара
Наименование материала: Доклад
Тема: Организация детского хора на начальном этапе
Раздел: дополнительное образование





Назад




МУНИЦИПАЛЬНОЕ АВТОНОМНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ

ДШИ № 16 "ДИВЕРТИСМЕНТ"

Доклад

по классу хора

«

Организация детского хора на начальном этапе

»

Составитель: педагог ДО

Яшкова Н.И.

г. Самара

25.05.2023 учебный год

ВВЕДЕНИЕ.

Хоровой коллектив – живой организм, удивительный, постоянно

меняющийся, растущий. Его придется воспитывать: дать ему образование и

наделить высокой духовностью.

Хоровое пение – искусство уникальных возможностей как исполнительских,

так и образовательных. Оно всегда было, есть и будет неотъемлемой частью

отечественной и мировой культуры, незаменимым, веками проверенным

фактором формирования духовного, творческого потенциала общества.

Хоровое пение с его многовековыми традициями, глубоким духовным

содержанием, огромным воздействием на эмоциональный, нравственный

строй как исполнителей, так и слушателей остается испытанным средством

музыкального воспитания. Воспитательные и организационные возможности

хоровой музыки огромны.

В методике работы с детским хором всегда существовали и существуют

различные аспекты. Приобщение детей к музыке всегда начинается через

пение. Голос – самый древний музыкальный инструмент. Жизнь человека

начинается со вздоха и крика, пением дети начинают заниматься с раннего

возраста, ещё в детских садах.Пение является доступным видом

музыкального искусства. Хоровое пение как исполнительское искусство

наиболее доступный и любимый вид детского творчества. Оно не требует

каких-либо дополнительных затрат, так как человеческий голос универсален

и общедоступен. В процессе обучения пению развивается этическое

воспитание, связанное с формированием личности ребёнка, а также его

музыкальные данные в соответствии с голосом.

Исполняя музыкальное произведение, ребенок не только приобщается к

музыкальной культуре, но и сам создает музыкальную культуру,

художественные ценности. Правильно организованный процесс хорового

музицирования обнаруживает и задействует целый спектр качеств

участников: это и музыкальные способности, и личные качества. Таким

образом, детское хоровое творчество призвано выполнять основную

воспитательную функцию через следующие: познавательную, эстетическую,

рекреационную, геденистическую функцию общения.

Проблема хорового воспитания исследовалась в трудах ведущих

музыкальных педагогов, таких как Н. Тевлина, Н. Черноиваненко, Л.

Дмитриева, О. Апраксиной, Л. Безбородова, Г. Стулова и многих других.

Развитию музыкальности в процессе обучения пению посвящены работы

Ю.Б.Алиева(1965), Д.Е.Огороднова (1981); воспитанию и охране детского

голоса – В.А.Багадурова (1954), Е.М.Малининой(1967), В.В.Емельянова

(1991), формированию певческих навыков А.Г.Менабени (1987),

Г.П.Стуловой (1992), Л.А.Венгрус (2000).: Никольская-Береговская К.Ф.

Русская вокально-хоровая школа: От древности до XXI в.: Учебное пособие

для студентов высших учебных заведений. М., 2003 г,Осеннева М.С.,

Самарин В.А. Хоровой класс и практическая работа с хором. М.: Академия,

2003., Живов В.Л. Хоровое исполнительство. Теория. Методика. Практика

М.: Владос, 2003.

Создание хора на начальном этапе.

Согласно Декларации прав ребенка, принятой ООН в 1959 году, ребенком

признается всякое человеческое существо, не достигшее 18-летнего возраста.

Здесь же провозглашается, что ребенок, ввиду его физической и умственной

незрелости, нуждается в специальной охране и заботе, включая правовую

защиту. Высока мера ответственности. Часто мы мним себя великими

дирижерами, но начать стоит с малого: с качественного обучения и

воспитания себя.…

Именно с себя. Попытайтесь, дорогой коллега, посмотреть на себя со

стороны спокойно и мудро. Посвящаете ли Вы себя избранному делу

полностью? Любите ли Вы глубоко детей, хор, и все, что связано с этими

словами? Готовы ли Вы зачастую отказываться от выходных, дней отпуска

ради встречи с детьми, поездок на конкурсы, фестивали? Готовы ли в этих

поездках взять ответственность за детские жизни на себя? Вам придется

переживать частые творческие неудачи и выдерживать испытание редкими

взлетами успеха и признания. Вам часто придется видеть любовь и

признательность ваших хористов, и столь же часто доведется пережить

разочарование в некоторых из воспитанников. Вам выпадет счастье стать для

них родным человеком. Вам доведется побороться с невежеством и

бюрократией, порой необоснованными требованиями руководства. Готовы

ли справиться? В таком случае…вперед! Только помните о двух важных

законах для руководителя хорового коллектива:

1) Во всех ситуациях вы должны оставаться человеком обыкновенным, но во

всех случаях оставаться на высоте.

2) Ваша основная задача в певческом воспитании ребенка – не навредить!

Детский голос – тонкий и хрупкий инструмент, который нуждается в

грамотном и чутком руководителе.

Итак, первым и необходимым условием для работы хорового коллектива

правильного является полное взаимопонимание с руководителями

организации, при которой начинает жить детский творческий коллектив.

Достижение взаимопонимания с директором – важнейшая задача в

деятельности руководителя хора. Совместно вырабатывается стратегическая,

долговременная программа развития хорового коллектива. Кроме того, в

ходе подобной беседы решаются принципиальные вопросы будничной жизни

коллектива. Будьте вежливы, деловиты, компетентны, профессиональны и

лояльны. Порой уже в ходе совместной работы, когда Вы показываете

высокие результаты деятельности, руководитель организации меняет

первоначальные установки в Вашу пользу и то, что казалось невозможным,

становится реальностью. Крепкие профессиональные знания и навыки в

сочетании с постоянной творческой неудовлетворенностью и поиском –

важные качества хормейстера, которые обеспечивают ему авторитет и успех

всему делу.

Вопросы, которые важно решить на беседе с руководителем учреждения:

· Роль хора в системе всей организации (его ценность, значимость)

· Творческое направление и состав

· Место для репетиций, наличие в зале для репетиций необходимого

оборудования и мебели

· Расписание занятий и их продолжительность (зачастую регулируется

программными требованиями)

· Участие в концертной жизни организации

· Наличие квалифицированного концертмейстера

Занятия в хоре должны приносить ребенку удовольствие и удовлетворение

его деятельностью, и потому то, что он делает, у него должно получаться.

Потому задачей руководителя становится создание этой ситуации успеха.

В работе руководитель хорового коллектива решает множественные

педагогические задачи: 1) воспитывает интерес к хоровому пению 2)

воспитывает эмоциональную отзывчивость к музыке 3) формирует

художественный вкус 4) развивает певческий голос 5) прививает вокально-

хоровые навыки, как основу достижения выразительного, грамотного,

художественного исполнения 6) всесторонне развивает музыкальный слух,

память и чувство ритма. В основе любой работы лежат педагогические

принципы: 1) постепенности 2) доступности 3) осознанности.

Дальнейшая работа руководителя коллектива носит уже более

практический характер.

Возрастная структурная модель хора может быть разной. Мы считаем, что

желательно, чтобы хор 1 класса существовал как отдельный коллектив

(слишком много задач важно решить). Младший хор, как правило,

формируется из учащихся 2-3 классов, начиная с 4 класса, учащиеся

инструментальных отделений переходят в старший хор. Если в школе есть

хор средних классов, это хорошо.

Музыкально-хоровая школа, являясь формой организации свободного

времени детей, внеклассным и внешкольным видом их деятельности, вместе

с тем представляет собой учебное заведение, где должно быть налажено

последовательное, систематическое обучение детей музыкальному

искусству. Все наши занятия, особенно на первом этапе, должны быть

подчинены главной цели: увлечь детей хоровым пением, коллективным

творчеством, самой музыкой. Для достижения этой цели особенно важна

творческая атмосфера в коллективе. Необходимо вызвать интерес к

разучиваемой песне, к ее создателям. Очень важно воспитать у детей и

любовь к самому процессу совместного пения. Поэтому каждая репетиция

должна стать, прежде всего, занятием, на котором руководитель всячески

старается создать коллектив единомышленников (сопереживателей музыки).

Условно детские голоса в хоре можно разделить на 3 группы:

1) Детская, от самого младшего возраста до 10-11 лет. Фальцетное

звукообразование. Довольно небольшой диапазон: до I октавы - до II октавы,

или ре I - ре II октавы. Это дети младшего школьного возраста (1-4 класс

СОШ). Небольшая сила звука р-mf. Существенной разницы между

мальчиками и девочками в голосообразовании нет. В таком начальном этапе

хорового воспитания закладывается профессиональные навыки пения:

певческая установка, чистота интонирования, основы вокальной техники,

ансамбль. Воспитывается ладовое чувство, чувство метра, музыкальная

память. Преимущество отдается разнохарактерным одноголосным

произведениям.

2) Средний школьный возраст 11-12 до 13-14 лет (5-7 класс СОШ).

Несколько расширяется диапазон (до I октавы - ми, фа II октавы),

наблюдается большая, нежели в младшем хоре, насыщенность звучания. У

девочек прослеживается развитие женского тембра. У мальчиков появляются

глубоко окрашенные грудные тоны. Диапазон: Сопрано – до, ре I октавы -

фа, соль II октавы; Альты ля малой октавы - ре, миb II октавы. В этом

возрасте певческие возможности более широки. В репертуар можно

включить произведения гармонического склада и несложные

полифонические произведения. Хоровой коллектив исполняет двух- и

трехголосные партитуры.

3) Старший или юношеский хор. Возраст хористов 14-16 лет (8-11 класс

СОШ). В голосах смешиваются порой элементы детского звучания с

элементом взрослого (женского, мужского) голоса. Выявляется

индивидуальный тембр. Расширяется диапазон до 1,5 - 2 октавы. У

мальчиков заметнее и раньше выявляются элементы грудного звучания.

Следует отметить, что полный диапазон каждой партии в детском хоре

может расшириться: Сопрано – до ля I октавы, сиb II октавы. Альты до соль

малой октавы – ми, фа II. В репертуаре старших хоров произведения

различных стилей и эпох.

Система методов вокальной работы в детском хоровом коллективе:

Наряду с общедидактическими в вокальной педагогике сложились свои

методы, которые являются специфическими для певческой деятельности:

концентрический, фонетический, объяснительно-иллюстрированный,

репродуктивный, метод мысленного пения, метод сравнительного анализа и

др. Уже в названии метода заключена его суть. Коротко охарактеризуем

каждый:

1)объяснительно-иллюстративный (объяснение и показ) формирует

вокальный слух: представления о высоте, качестве, тембре. Значительное

место в работе с детьми занимает метод вокальной иллюстрации, или

демонстрация музыкального материала голосом учителя. Иллюстративный

метод занимает важно место в уроке, чтобы дальнейшее подражание было

осознанным, поскольку специфика вокально-хоровой работы основана на

слуходвигательной координации. Показ мелодии голосом руководитель хора

должен сочетать с объяснением технологии способов звукообразования,

вовлекая детей в обсуждение характера звучания и интерпретации

исполняемых произведений. Это возможно только в том случае, если эта

задача детям понятна и конкретный исполнительский прием для ее решения

органически вытекает из цели как результат, который легко закрепляется.

2)репродуктивный: подражание педагогу, воспроизведение и повторение

певческого звука. Показ педагога должен быть близким по тембру к

детскому. Здесь же хороши демонстрации записей лучших мировых хоровых

коллективов, показ более одаренных детей. Воспроизведение услышанного

детьми по принципу подражания также необходимо. Метод дополняет

предыдущий. Механизм подражания образуется преимущественно

подсознательно. Подражание целостно организует голосовую функцию и

дает возможность сознательно закреплять то, что возникает непроизвольно.

При повторении удачных моментов внимание хористов направляется на

осознание и запоминание возникающих мышечных, вибрационных и

слуховых ощущений, которые затем будут ими самостоятельно

использоваться. В таких случаях методы показа и подражания оказываются

достаточно эффективными.

Следовательно, на первом этапе вокально-технической работы

иллюстративный метод должен преобладать, а в дальнейшем –

использоваться минимально.

Не стоит увлекаться методом показа художественно-исполнительских

моментов, способов выразительного пения. Целесообразнее воздействовать

на эмоциональную сферу учеников, дать им прочувствовать художественный

образ, пережить его в результате восприятия и анализа музыки и текста,

создать поисковую ситуацию, задать наводящие вопросы, которые помогут

учащимся найти соответствующие исполнительные приемы. Это создаст

условия для развития мышления, проявления самостоятельности и

творчества детей.

Объяснительно-иллюстрированный метод в сочетании с репродуктивным –

путь творческого развития учащихся. Их вокальное мышление постепенно

будет преобразовываться: от подражания на уровне подсознания к

осмыслению художественного образа и способов исполнения.

3) концентрический, основоположником которого является М. И. Глинка.

М. И. Глинка рекомендовал «… сперва усовершенствовать натуральные

тоны, т.е. без всякого усилия берущиеся». «…Упражнения развиваются от

тонов натуральных, центра голоса, на которых держится спокойная речь

человека, к тонам, окружающим центр голоса». Из приведенной цитаты

очевидно, что центр голоса расположен в диапазоне спокойной речи. Когда

человек взволнован, он говорит возвышенным голосом, а когда находится в

подавленно состоянии, то голос его звучит на более низких тонах.

Следовательно, чтобы определить высоту примарных тонов голоса ученика,

нужно внимательно прислушаться к его речи и установить зону ее звучания,

т.е. определить речевой диапазон.

Концентрический метод широко используется в современной вокальной

практике. Он основан на ряде положений:

- плавное пение и без придыхания;

- при вокализации на гласную;

- непринужденное пение, свобода голосообразования;

- при пении рот открывать умеренно;

- не делать никаких гримас и усилий;

- петь не громко и не тихо;

- уметь долго тянуть звук ровным по силе голосом;

- петь звукоряд вниз и вверх ровным по тембру звуком;

- без portamento, т.е. некрасивых «подъездов», точно попадать в ноту (что

возможно при наличии задержки дыхания после вдоха).

4)метод мысленного пения (беззвучно артикулировать)

Метод мысленного пения, по нашему наблюдению, – один из самых

эффективных в работе с детьми, поскольку является важным способом

развития внутрислуховых представлений. Пение «про себя» активизирует

слуховое внимание, учит внутренней сосредоточенности, предохраняет голос

от переутомления при необходимости многократно повторять одну и ту же

музыкальную фразу с целью заучивания и тренировки, развивает творческое

воображение, которое необходимо для большей выразительности

исполнения. Слуховое внимание делается направленным. И. П.

Прянишников рекомендовал перед занятием представить мысленно

интонацию и характер звука, особенно в момент его атаки. А. Ф. Ламперти

советовал «…учиться умом, а не голосом, ибо, утомив голос, уже никакими

способами его снова не приведешь в хорошее состояние». «Овладение

интонацией, интервалами и прочее зависит от того, насколько ясно ученик

может себе представить то, что ему нужно петь», – писал М. Гарсиа.

Часто даже после единичного прослушивания показа учителя с

одновременным подпеванием «про себя» или с беззвучной артикуляцией

происходит качественный скачок в последующем исполнении вслух. Это

объясняется тем, что реальному пению предшествует мысленное с опорой на

внешнее звучание, что обеспечивает более глубокое слуховое восприятие

звукового эталона. Более того, слуховое восприятие учащихся подкреплено

зрительным рядом, когда дети наблюдают за мимикой, способом

артикуляции и дыхательными движениями руководителя. Кроме того,

качество звукового эталона можно подкрепить схемами и рисунками,

нотными или ручными знаками. Применение зрительной и слуховой

наглядности в комплексе создает условия для максимальной эффективности

музыкально-слухового восприятия. Мысленное пение можно считать

эффективным методом формирования вокально-слуховых представлений,

лежащих в основе вокального воспроизведения, способом обучения,

ускоряющим процесс разучивания нового репертуара, усвоение вокальных

навыков, а также формой самостоятельной работы с наименьшими затратами

голоса.

5) метод сравнительного анализа

В нашей практике вокального воспитания детей метод сравнительного

анализа нашел широкое применение. Этот метод следует вводить с первых

же уроков: учитель демонстрирует два образца одного и того же звука или

фрагмента мелодии, просит детей сравнить их и сказать, какой им больше

понравился. В процессе дальнейшей работы метод сравнительного анализа

следует использовать систематически. Постепенно, сравнивая различные

образцы звучания голоса, дети учатся дифференцированно воспринимать

отдельные компоненты вокальной техники, отличать правильное

звукообразование от неправильного. Музыкальное восприятие

воспитанников хора постепенно становится осознанным; углубляются и

уточняются вокально-слуховые представления о качествах певческого звука

и способах его образования, значительно быстрее улучшается их собственное

воспроизведение. Благодаря протекающим при этом аналитическим

умственным операциям у детей активно развиваются мыслительные

способности, вокальный слух и художественный вкус. При помощи метода

сравнительного анализа дети учатся не только слушать разных певцов, но и

оценивать собственное исполнение, что формирует навык самоконтроля,

столь необходимый для успешного обучения.

С целью формирования у детей способности к сравнительному анализу

можно использовать показ не только позитивный, но и негативный. По

заданию дирижера дети должны осознанно выбрать нужный вариант и

обосновать его преимущества.

6)Фонетический метод (Яковлев «Физиологические закономерности

певческой атаки», Менабени «Методика обучения сольному пению»)

Фонетический метод в работе с детьми является одним из способов

настройки голоса на тот или иной тип тембрового звучания. Каждой фонеме

соответствует свой артикуляционный уклад.

Главной задачей в работе над певческой артикуляцией является

выравнивание звучания гласных по тембру, что называется их

нейтрализацией, на основе округленности гласных. Гласные округляются,

приближаясь по своему звучанию к гласному О. Зевок опускает гортань.

Для формирования фальцета используется высокая и средняя тесситура,

негромкая сила голоса, мягкая атака звука, отрывистый и слитный способ

звуковедения, гласные У, О, А, губы на улыбке, небо слегка приподнято,

умеренное открытие рта, относительно высокое положение гортани,

головное резонирование. Для укрепления фальцета необходима средняя

тесситура, умеренно громкая сила голоса, мягкая атака звука, плотное,

слитное, подчеркнутое звуковедение, гласные И, Э, А, Ы, губы округлены,

рот открывается широко вниз, мягкое небо значительно приподнято,

смешанное резонирование.

Для грудного регистра – низкая тесситура, средняя или громкая сила голоса,

более твердая атака звука, слитное или маркатированное звуковедение,

гласные И, Э, А, губы предельно округлены, мягкое небо значительно

приподнято, рот открывается широко, гортань опущена вниз, грудное

резонирование.

Наиболее удобными для пения считаются три фонемы:

Гласный «а» обеспечивает ротоглоточному каналу рупорообразную форму,

помогает освободить артикуляционный аппарат, выявить естественную

работу связок, индивидуальный тембр голоса.

Гласный «о» способствует поднятию мягкого нёба, наводит на ощущение

зевка, помогает снять горловой призвук при пении и ликвидировать

зажатость.

Гласный «у» больше всех поднимает мягкое нёбо, очень хорошо организует

зевок, активизирует губы, голосовые связки, помогает освобождению нижней

челюсти, формирует у детей головной регистр, обеспечивает проточность.

Однако «у» — самый темный и глубокий гласный, и если хор поет глухим

звуком, этим гласным злоупотреблять не следует. Гласный «у» очень полезен

в сочетании легато и стаккато. Стаккато в начале упражнения дает смыкание

голосовых связок, активизирует движение диафрагмы (дети ощущают

движения передней стенки живота — «животик прыгает»). Упражнения,

предложенные А. Яковлевым, построены на чередовании гласных в

соответствии с их физиологической значимостью в певческом процессе.

Гласный «и» – самый звонкий, озвучивается в головном регистре за счет

верхней форманты, помогает приблизить звук, гортань поднимается, потому

если у ребенка зажатый, горловой звук, не целесообразно его использование.

Гласный «э» – неудобен по артикуляционному укладу, но способствует

твердой атаке.

Йотированные гласные важны для создания близкого, собранного и яркого,

высокого звучания простых гласных, для активизации голосовых складок в

момент атаки. При зажатом, горловом звуке стоит их применять с

осторожностью.

Последовательность гласных «и, э, а, о, у» увеличивает размер ротовой

полости.

Последовательность «и, у, о, э, а» уменьшает напряженность голосовых

мышц.

Последовательность «а, о, э, у, и» повышает подсвязочное давление.

Есть определенные важные качества и у согласных, ведь не случайно мы

чаще всего употребляем в пении «л», «н», «м» – они поются, способствуют

выработке legato. В работе над дикцией невозможно без звонких «д», «б»,

«р».

Л – активизирует кончик языка, организует мягкую атаку, собирает звучание,

«приближает» звук;

М – приближает звук, усиливает носовое резонирование, организует работу

голосовых связок и дыхание, губы;

Н, Р – организуют работу голосовых связок и дыхание;

Б – активизирует работу губ, организует твердую атаку;

П – активизирует работу губ;

Д – организует твердую атаку, применяют при глубоком глухом звучании;

З – применяют при глубоком глухом звучании, а также для активизации

работы диафрагмы;

Г,К – полезны при работе с детьми с малоподвижным языком, исправляют

белое звучание, активизируют дыхание;

Ш, С, Ф, Ж,В – активизируют работу диафрагмы

Сочетания ПО, ТО, ТУ, ПУ СУ помогают устранить горловой призвук, МО,

ЛО, МУ, ЛУ полезны для исправления безтембренного, «белого» звука.

Непременным условием является стабилизация положения гортани при

пении различных фонем. В упражнениях один гласный звук нужно как бы

вливать в другой – без толчка и перерыва звучания. Более сложным

считается упражнение с паузами между фонемами. Хористы должны уметь

фиксировать в сознании расположение артикуляционных органов при пении

первой фонемы и сохранять это расположение и во время паузы, и при пении

других гласных. Именно так формируется навык пения разных гласных в

одной позиции.

Список используемой литературы:

1)Багадуров В.А. Вокальное воспитание детей.-М.:Музыка,1953;

2)Менабени А.Г. Методика обучения сольному пению.-М.: Просвещение ,

1987

2) Стулова Г.П. Развитие детского голоса в процессе обучения пению.- М.:

Прометей МПГУ им.В.И.Ленина, 1992 ,

3) Никольская-Береговская К.Ф. Русская вокально-хоровая школа: От

древности до XXI в.: Учебное пособие для студентов высших учебных

заведений. -М., 2003 г;

4)Осеннева М.С., Самарин В.А. Хоровой класс и практическая работа с

хором.- М.: Академия, 2003.,

5)Живов В.Л. Хоровое исполнительство. Теория. Методика. Практика .-М.:

Владос, 2003;

6)Яковлев А.В. Физиологические закономерности певческой атаки.-

Л:Музыка,1971



В раздел образования