Напоминание

"Работа над фразировкой в младших классах ДШИ"


Автор: Яшкова Наталья Игоревна
Должность: педагог до
Учебное заведение: МАУ ДО "ДШИ № 16 "Дивертисмент" г.о. Самара
Населённый пункт: Самара
Наименование материала: Открытый урок
Тема: "Работа над фразировкой в младших классах ДШИ"
Раздел: дополнительное образование





Назад




МУНИЦИПАЛЬНОЕ АВТОНОМНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ

ДШИ № 16 "ДИВЕРТИСМЕНТ"

Открытый урок

по классу хора

«Работа над фразировкой в младших классах ДШИ»

»

Составитель: педагог ДО

Яшкова Н.И.

г. Самара

22.08.2023 учебный год

План - конспект открытого урока на тему

«Работа над фразировкой в младших классах ДШИ»

Руководитель хора: Яшкова Н.И.

Концертмейстер: Гусева Т.Ю.

Учебный предмет: хор

Состав хора: учащиеся 1-3 класса ДПОП

Продолжительность: 45 минут

Тип занятия: Комбинированный (получение новых знаний, закрепление и

повторение изученного материала).

Форма занятия: открытый урок

Форма организации работы: групповая

Тема: «Работа над фразировкой в младших классах ДШИ»

План урока:

1.

Организационная

2.Артикуляционная гимнастика

Дыхательная гимнастика

Вокально- интонационные упражнения

3.Теоретическая часть

4.Практическая работа

5.Подведение итогов урока. Анализ работы

Цель: Раскрытие художественного образа путем определения

фразировки.

Задачи:

1.Образовательные: -получить, обобщить и уметь передать средствами

хорового

искусства

идейно-

художественное

содержание,

вложенное

композитором и поэтом в музыку.

2.Развивающие: - расширить музыкальный кругозор;

-развить навыки осознанного восприятия и слушания музыки;

-развивать мышление, память, речь, реакцию; - развить уже имеющиеся

вокально- хоровые навыки;

3.Воспитательные: - воспитание музыкального вкуса, культуры пения;

-Воспитание интереса к предмету хоровое пение

Планируемые результаты:

предметные:

закрепление навыков вокально-хоровой работы;

применение навыков в исполнении хоровых произведений.

метапредметные:

понимание сформулированной преподавателем задачи;

контроль и коррекция своего поведения по отношению к

преподавателю и сверстникам в ходе совместной деятельности

познавательные:

проявление индивидуальных творческих способностей при

выполнении упражнений и заданий;

анализировать, сравнивать, различать высоту и направленность

вокальной интонации;

коммуникативные:

испытывать чувство ответственности за выполнение задания;

испытывать чувство общности коллектива;

коллективная и индивидуальная ответственность за общее дело.

личностные:

стремиться выполнять задания качественно;

быть активными, внимательными и собранными в выполнении

заданий.

Виды музыкальной деятельности:

-музыкально- образовательная

- восприятие

- исполнительство

Методы:

Общепедагогические

1.По источнику знаний:

Словестный

Наглядный

2.По Назначению:

-приобретение знаний

- Закрепление знаний

3. По дидактическим целям:

- освоение

-Закрепление

Подготовительная работа: На предыдущих уроках учащиеся познакомились с

произведениями : «Сверчок запечный», «Лягушонок». Была поведена

интонационная работа, работа со штрихом.

Ход занятия:

1.

Организационная часть: ( 2 мин)

Приветствие. Объявление темы, цели и задачи занятия. Проверка готовности

учащихся к уроку.

2. Артикуляционная гимнастика, дыхательная гимнастика и вокально-

интонационные упражнения (8мин)

-«Нахмурились- удивились»

Бровками хмуримся

Бровками удивляемся

-комплекс для развития мышц языка

«игра в футбол»

Рот закрыт

Кончик языка с напряжением упирается в щеки

- «чистим зубки»

Кончиком языка с внутренней стороны « почистить» поочередно нижние и

верхние зубы

« Поймаем мышку»

Губы в улыбке

Приоткрыть рот

Прикусить широкий кончик языка (поймали мышку за хвостик)

Комплекс для развития мышц губ

«Дудочка»

Представить, что в губах зажат карандаш

Без помощи головы ( только губами) написать свое имя

« Лошадка»

Вытянуть губы

Приоткрыть рот

Поцокать «узким» языком ( как цокают лошадки), потом « широким» (как

цокают пони)

Комплекс для развития мышц щек

«Шарик»

Надуть щеки

Сдуть щеки

« Догонялки»

Надуть левую щеку

«перегнать» воздух из левой щеки в правую

Дыхательная гимнастика

«Мячик»

Глубоко вдохнуть

Выдохнуть

Вдох и выдох повторить несколько раз (Мячик в животе)

« Незнайка»

Резкий поворот головы в сопровождении с резким вдохом

Распевание:

1.«Дон, дон, дон, загорелся кошкин дом» Упражнение на одной высоте

- настройка хора на единое звучание. Работа над унисоном. Развитие

равномерного, экономичного , длительного выдоха и опоры.

2.Упражнение «Машинки» Т3/5

Развитие диапазона, точного интонирования. Способствование раскрытию

зубов при движении вниз «рычим» для дикции)

3. « Я пою, хорошо пою» Т3/5

Учимся хорошо открывать рот, без зажимов. Развитие диапазона и опоры.

4. « Мы перебегали берега» работа над дикцией.

3. Теоретическая часть

Фразировка- средство музыкальной выразительности, представляющее

собой художественное – смысловое выделение музыкальных фраз в процессе

исполнения путем разграничения периодов предложений, фраз. Владеть

фразировкой – значит уметь осмысленно исполнять отдельные музыкальные

построения (мотив, фразу, предложение). Связывая их в единое целое, в

законченную мысль.

Поэтому,

фразировка

остается

достаточно

важным

вопросом

в

построении и составлении песен, которую нужно развивать. Так, чтобы

правильно организовать фразировку песни, необходимо подбирать слова в

зависимости от окончаний, чтобы каждая строка подходила друг к другу,

дополняя или развивая её, и подходила под эскиз музыкального рисунка.,

Правильное построение слов в песне также должно быть составлено

благодаря фразам, которые могут вызывать эмоциональный восторг. В

припевах песен очень часто происходит повторения слов или определенной

фразы,

подчеркивая

эмоциональный

взрыв

или

акцент

композиции.

Правильная

фразировка

слов

в

песне

помогает

достичь

не

только

качественного звучания, но и правильного исполнения музыкантом –

вокалисту

будет

намного

проще

и

удобнее

петь,

без

голосового

перенапряжения.

Вы, наверное, замечали, что одно и то же музыкальное произведение в

разных исполнениях может звучать и скучно, монотонно, и обретать

яркость красок, эмоций и образов. Поэтому, необходимо группировать

отдельные ноты во фразы и периоды, пользоваться средствами динамики

(усиление или ослабление громкости звучания) и звукоизвлечения (легато,

стаккато),

чтобы

создать

целостность,

передать

характер

и

образ

музыкального произведения.

4. Практическая работа 25 минут

Произведение «Сверчок запечный» музыка Д. Тухманова.

На предыдущих уроках мы познакомились с этим произведением, поэтому

была проведена работа с учащимися на предмет точного интонирования,

ритмического ансамбля.

Разбор произведения по форме: запев в первом и втором куплетах– период

повторного строения, состоящий из двух предложений.4+4 такта.

Вместе с детьми анализируем музыкальные фразы, где четко слышно, что

фразы повторного строения по 2 такта. При разборе литературного текста,

выделяем

главную

мысль

фразы,

которая

становится

определяющим

фактором для выразительного пения, ведь нет ничего хуже, когда поющие не

понимают смысла слов, а только точно выполняют нотную схему. Таким

образом, выделяем основные слова по смыслу:

«Говорят на белом СВЕте

ничего нет ВЕЧного.

Ну, а ВЫ слыхали дети,

про сверчКА запечного».

Смысловая нагрузка первого куплета - предисловие, то есть, автор начинает

свой рассказ, обращаясь к детям.

К выделенным словам, средствами музыкальной выразительности, такие как

динамика, мы делаем крещендо, выделяем слово, к которому развивали всю

фразу, и после этого диминуэндо. В первом припеве одно предложение,

поэтому, для того чтобы произведение слушалось разнообразней, мы ярче

поем первую фразу:

« За окном мороз, снег валит», а во второй фразе:

« а сверчок поет, печку хвалит» делаем диминуэндо.

Во втором куплете, аналогично выделяем ключевые слова:

«Хороша ты, моя ПЕЧка,

для житья бесПЕЧного.

Очень теплое месТЕЧко

для сверЧКА запечного». Второй куплет- это слова сверчка, которыми он

нахваливает свою печку.

Во втором припеве, динамически выделяем первую фразу во втором

предложении:

«ЗА ОКНОМ МОРОЗ,

СНЕГ ВАЛИТ,

А сверчок поет

Печку хвалит».

При разборе формы произведения, мы отмечаем, что песня состоит из 3

куплетов, поэтому самый яркий- третий куплет. Композитор, меняет фактуру

музыкального аккомпанемента именно в третьем куплете, чтобы подчеркнуть

смысловой нагрузку

Так же выделяем ключевые слова:

«И была земЛЯ однажды

Волей божьей создаНА,

Значит КАЖдая букашка

Для чего-то нам нужНА».

Третий куплет по смыслу–это обобщение автора, что каждый организм очень

важен на земле.

В третьем припеве меняется текст, и композитор увеличивает количество

предложений (2 периода повторного строения 4+4 4+4) также появляется

вокализ – все это эмоциональная подготовка слушателя к кульминации, где и

звучит самый высокий звук в произведении:

«Друг на друга МЫ

Не похожи.

Чудо из чудес-

Мир божий».

После подробного разбора произведения по фразам, исполняется песня

целиком. Обязательно по руке дирижера.

Произведение М. Парцхаладзе « Лягушонок». На предыдущих уроках мы

познакомились с этой песней, на которых был показ, работа над интонацией

и ритмом.

Обсуждаем с детьми, что эта песня- диалог детей и лягушонка, и для того

что бы звучали разнообразней повторяющиеся вопросы и ответы, мы будем

фразы петь с разными акцентами. В первом куплете:

«ГДЕ ты бегал,

Где ты БЕгал,

Где ты бегал

лягуШОнок»? Это интонация вопроса.

Далее звучит обращение:

«ЛягуШОнок,

ЛягуШОнок,

Лягушонок –малыШОнок»?

Ответ лягушонка:

«ПобыВал я,

ПобыВАл я,

Побывал я на боЛОте».

Далее во фразе: «У своей любимой тети» при повторе делаем крещендо к

припеву на длинный слог : «ТИ».

Во втором и третьим куплетах делаем фразировку аналогично первому,

сначала акцент на первое слово, при втором и третьем повторе на последнее.

Таким образом, мы разнообразили песню. От поющих это требует очень

большого внимания на руку дирижера.

Показ песни целиком.

5.Подведение итогов работы. Анализ работы 5 минут

Беседа с учащимися о пользе фразировки и ее назначении. Анализируем: со

всем ли справились? В чем возникли затруднения?

Выставление оценок.

Методы организации и осуществления познавательной деятельности:

практический – хоровое пение, постановка заданий (упражнений) и

демонстрация хода выполнения задач. Формулирование и анализ

итогов практической работы;

словесный (вербальный) – пояснение, объяснения, побуждения,

сравнения и т.д.;

наглядно-зрительный – используются карточек-клавиши, проекции

слайдов;

наглядно-слуховой – показ преподавателя голосом;

ассоциативно-образный.

наблюдение слуховое и зрительное.

Специальные методы музыкального воспитания:

музицирование – хоровое пение

сочетание пения и движения;

мысленное пропевание ,пение про себя;

обучение в форме игры;

самоконтроль.

Методы стимулирования и мотивации познавательной деятельности:

создание ситуаций успеха в обучении;

разъяснение;

поощрение обучающихся.

Материально-техническое оснащение занятия:

- хоровой класс;

- стулья;

- рояль;

- ноты;

- музыкальный центр

Список используемой литературы:

1. Жданова Т.А. Организация учебного процесса в детском хоре. – Изд-во

МХШ «Радость», 2011.

2. Стулова Г.П. Теория и практика работы с детским хором. –

М.Гуманит.изд.центр ВЛАДОС, 2002.

3. Тютюнникова Т.Э. Доноткино. – Педагогическое общество России,

Москва, 2005.

4. Металлиди Ж. Перцовская А. Мы играем, сочиняем и поем (1 кл.) – Изд-

во «Композитор» С.Петербург, 2001.

5. Добровольская Н. Вокально-хоровые упражнения в детском хоре.

Москва, 1987.

6. Михайлова М.А. Развитие музыкальных способностей у детей. – Изд-во

«Академия развития», Ярославль 1997г.

7.Абелян Л. Как Рыжик научился петь. - М. « Советский композитор»,

1989.

8. Финкельштейн Э. «Музыка от А до Я» Занимательное чтение с

картинками и фантазиями - Изд-во «Композитор» С.Петербург, 1992.



В раздел образования