Автор: Сергей Викторович Веселков
Должность: преподаватель
Учебное заведение: Новокузнецкое подразделение Западно-Сибирского учебного центра профессиональных квалификаций
Населённый пункт: г. Новокузнецк
Наименование материала: статья
Тема: Дистанционное обучение, как современный формат прподавания
Раздел: дополнительное образование
Веселков Сергей Викторович
преподаватель Новокузнецкого учебного
центра профессиональных квалификаций
Западно-Сибирской железной дороги.
Дистанционное обучение как современный формат
преподавания
Дистанционное обучение – это система обучения, основанная на
взаимодействии преподавателя и обучающихся, учащихся между собой на
расстоянии, отражающая все присущие учебному процессу компоненты
(цели, содержание, организационные формы, средства обучения)
специфичными средствами ИКТ и Интернет-технологий .
Дистанционное образование, по сути, не является самоцелью, а
служит для достижения вполне конкретных целей и имеет при этом массу
преимуществ.
1
Индивидуальный
подход к обучению
Система дистанционного образования учитывает
такие индивидуальные особенности обучаемых
как уровень их начальной подготовки, мотивацию
к обучению, скорость восприятия информации,
предпочитаемые формы подачи информации,
склонность к работе в группе, предметную
область, необходимые глубину и объем
материала. По сути, индивидуальный подход
позволяет, в конечном счете, существенно
повысить качество обучения
2
Персонализация
процесса обучения
Суть дистанционного обучения заключается в
обучении в соответствии с индивидуальным
графиком, а не в рамках учебной группы, где
учебный процесс между учащимися так или иначе
синхронизирован и все работают по одному и
тому же графику. Более того, индивидуальный
график дистанционного обучения может быть с
легкостью изменен в зависимости от текущей
занятости обучаемого и тех темпов, с которыми
он воспринимает информацию.
3
Повышение
качественного уровня
Достигается благодаря использованию в учебном
процессе новых приемов, принципов, а также
обучения
технических средств, среди которых учебные
материалы на CD, Интернет и пр. Стоит отметить,
что современные технические средства, являясь
последствием стремительно развивающегося
технического прогресса, при правильном
использовании приносит немалую пользу.
4
Интенсификация
обучения или
изменение характера
преподавания
Интенсификация обучения – это один из способов
построения обучающей системы, основанный на
применении внутренних ресурсов, помогающих
повысить качество и эффективность образования.
В процессе интенсификации обучения происходит
активное внедрение новых технологий, форм,
приемов, методов и средств в учебно-
воспитательный процесс. Обучение становится
многофакторным и многоуровневым. Это
обеспечивает переход системы образования на
новый уровень.
Создание и использование дистанционных учебных курсов
Современный курс дистанционного обучения должен строиться на
следующих концептуальных педагогических положениях:
В центре процесса обучения находится самостоятельная
познавательная деятельность обучаемого (учение, а не преподавание).
Важно, чтобы обучаемый научился самостоятельно приобретать
знания, пользуясь разнообразными источниками информации; умел с
этой информацией работать, используя различные способы
познавательной деятельности и имел при этом возможность работать в
удобное для него время.
Самостоятельное приобретение знаний не должно носить пассивный
характер, напротив, обучаемый с самого начала должен быть вовлечен
в активную познавательную деятельность, не ограничивающуюся
овладением знаниями, но непременно предусматривающую их
применение для решения разнообразных проблем окружающей
действительности.
Организация самостоятельной (индивидуальной или групповой)
деятельности обучаемых в сети предполагает использование новейших
педагогических технологий, адекватных специфике данной формы
обучения, стимулирующих раскрытие внутренних резервов каждого
ученика и одновременно способствующих формированию социальных
качеств личности. Наиболее удачны в этом отношении обучение в
сотрудничестве (для активизации познавательной деятельности
каждого ученика в сетях), метод проектов (для творческого
интегрированного применения полученных знаний),
исследовательские, проблемные методы.
Дистанционное обучение предусматривает активное взаимодействие
как с преподавателем - координатором курса, так и с другими
партнерами, сотрудничества в процессе разного рода познавательной и
творческой деятельности. Проблемы социализации весьма актуальны
при дистанционном обучении.
Система контроля должна носить систематический характер и
строиться как на основе оперативной обратной связи
(предусмотренной в структуре учебного материала, оперативного
обращения к преподавателю или консультанту курса в любое удобное
для обучаемого время), так и отсроченного контроля (например, при
тестировании).
Успешное создание и использование дистанционных учебных курсов должно
начинаться с глубокого анализа целей обучения, дидактических
возможностей новых технологий передачи учебной информации, требований
к технологиям дистанционного обучения с точки зрения обучения
конкретным дисциплинам, корректировки критериев обученности. При
планировании и разработке дистанционных учебных курсов необходимо
принимать во внимание, что основные три компоненты деятельности
педагога, а именно изложение учебного материала, практика, обратная связь,
сохраняют свое значение и в курсах ДО. Проблемой создания
дистанционного обучения на данном этапе является создание концептуально
нового методического материала, основанного на поэтапном восприятии
информации и полном контроле знаний учащегося. Педагоги и методисты
должны перестроить свои лекции и учебные пособия, принимая во внимание
особенности нового метода обучения.
Можно выделить ряд характеристик, присущих дистанционному курсу, если
он претендует быть эффективным:
тщательное и детальное планирование деятельности обучаемого, ее
организации, четкая постановка задач и целей обучения, доставка
необходимых учебных материалов;
максимально возможная интерактивность между обучаемым и
преподавателем, обратная связь между обучаемым и учебным
материалом, предоставление возможности группового обучения;
наличие эффективной и оперативной обратной связи, позволяющей
обучающемуся получать информацию о правильности своего
продвижения по пути от незнания к знанию;
постоянное поддержание мотивации учащегося;
необходимость учитывать особенности технологической базы, на
которой планируется использовать тот или иной курс при определении
содержания и структурировании всего учебного материала.
В любом случае, какие бы курсы дистанционного обучения не
разрабатывались, объективно возникает необходимость
предусмотреть инвариантные компоненты. В качестве таковых можно
назвать следующие:
Общие сведения о курсе, его назначение, цели, задачи, содержание
(структура), условия приема в группы обучения, итоговые документы.
Эти сведения полностью открыты на сервере для ознакомления.
Справочные материалы (в виде баз данных) по предметной области
курса.
Блоки анкет (отдельным файлом), позволяющие установить контакт с
пользователями, получить необходимые сведения и обработать их.
Собственно обучающий курс, структурированный по более или менее
автономным модулям.
Блок заданий, направленных на усвоение материала и проверку его
понимания, осмысления.
Блок творческих заданий, направленных на самостоятельное
применение усвоенных знаний, умений, навыков в решении
конкретных проблем.
Важнейшей проблемой организации дистанционного обучения является
подготовка преподавателей - координаторов таких курсов. В настоящее
время ни один педагогический вуз не имеет в своих программах подготовки
специалистов подобного рода. Вместе с тем, от профессионализма таких
педагогов во многом зависит успех самого процесса дистанционного
обучения. Следовательно, концепция дистанционного обучения должна
обязательно включать в себя необходимость подготовки специалистов
именно этого профиля.
Востребованность дистанционной формы обучения в профессиональном
образовании
Востребованность дистанционной формы обучения растет с каждым годом.
Если говорить о профессиональном образовании, то эта востребованность
достаточно четко обозначилась в последние годы:
1.
Заметно растет количество учащихся, желающих изучать тот или иной
предмет программы, не являющийся для них профильным в системе
экстерната. Для предоставления учащимся такой возможности
значительную помощь могли бы оказать дистанционные курсы по
отдельным предметам с эпизодическими консультациями и контролем
педагогов.
2.
Очевидна необходимость такой формы обучения для учащихся, не
имеющих возможности обучаться в очной форме.
3.
Возможность для таких школьников обучаться в дистанционной форме
под руководством опытного педагога была бы эффективным решением
кадрового вопроса для многих регионов страны.
4.
Возрастает необходимость в дистанционной форме обучения для
обучающихся в период эпидемий, стихийных бедствий, когда нет
возможности или опасно посещать учебный центр.
5.
Весьма полезна могла бы быть дистанционная форма обучения для
системы профильного обучения. С ее помощью можно было бы
организовать профильное обучение не только по четырем
определенным МО направлениям, но и по многим и многим другим,
которые бы позволили учащимся лучше познакомиться с той областью
знания, которую они выбрали для себя.
6.
Дистанционная форма обучения могла бы выступить серьезным
конкурентом для всякого рода репетиторства при дальнейшем
обучении.
7.
Наконец, дистанционная форма обучения могла бы дать возможность
учащимся ликвидировать пробелы в знаниях или наоборот углубить
свои знания в интересующих их областях.