Автор: Сывороткина Ирина Ивановна
Должность: педагог до
Учебное заведение: МАУ ДО "ДШИ № 16 "Дивертисмент" г.о. Самара
Населённый пункт: Самара
Наименование материала: Доклад
Тема: Современные методы работы по предмету сольфеджио в младших классах
Раздел: дополнительное образование
МУНИЦИПАЛЬНОЕ АВТОНОМНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ
ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ
ДШИ № 16 "ДИВЕРТИСМЕНТ"
Доклад
по предмету сольфеджио
«Современные методы работы по предмету сольфеджио в младших классах»
Составитель: педагог ДО
Сывороткина И.И.
г. Самара
г.
Сегодняшнее
поколение
детей
достаточно
свободно
владеет
компьютером, поэтому, начиная с младших классов, имеют смысл такие
задания,
как:
прослушать
с
помощью
Интернет-ресурсов
изучаемое
произведение в исполнении разных мастеров-профессионалов, а также
ровесников – учащихся школы искусств; прослушать, как звучит данное
произведение в исполнении на других музыкальных инструментах, с
последующей
беседой-сравнением;
просмотреть
портреты
великих
композиторов.
Немаловажную роль играет заинтересованность со стороны родителей.
Учащиеся старших классов, пользуясь Интернетом, могут отыскивать
интересные факты творчества композиторов и исполнителей, просматривать
фрагменты их выступлений. Связь музыки с другими видами искусства,
такими
как
живопись,
литература,
поэзия,
интересно
может
быть
представлена в совместном творчестве преподавателя и учащихся при
подготовке
мероприятий
с
использованием
мультимедийной
техники:
подборка
картин природы соответствующих характеру музыки, подбор
музыкальных эпизодов к живописным полотнам, взятым из Интернета,
чтение стихов с музыкальным сопровождением. Это помогает раскрыть
творческую
индивидуальность
ученика.
И
если
к
безграничным
возможностям Интернета, к исследовательской работе учащихся добавить
собственный искренний интерес, учиться вместе с детьми, а иногда и у них,
тогда наша работа будет всегда успешной. Даже если учащиеся не делают
больших успехов в концертной и конкурсной деятельности, они всей душей
любят
музыкальное
творчество,
формирующее
их
внутренний
мир.
Учащиеся старших классов интересуются современной музыкой, поэтому во
время занятий мы вместе часто делаем разбор и изучение аккордового
сопровождения известных песен. Такая работа способствует получению
новых знаний, развитию умения анализировать, сопоставлять и делать
необходимые выводы. Кроме знаний и умений, учащиеся получают яркие
впечатления от классических и современных произведений.
Между педагогом и учеником возникает некая доверительность,
налаживается особый контакт. Ученик осознает, что учитель проявляет
особую заинтересованность конкретно к нему, к его индивидуальности, к его
творческому потенциалу. На уроках важно создать среду для творчества.
Преподаватель
должен подводить
учащегося к
анализу своей
деятельности.
Для достижения успехов в поставленных перед собой педагогических
задач, преподавателю необходимо организовывать свою деятельность на
системной основе: последовательности от простого к сложному, начиная с
первого класса.
Современное сольфеджио направлено на освоение слуховой
информации, соединяющей эмоциональное впечатление с осознанным
воспроизведением услышанного в пении, игре на инструменте, нотной
записи или мысленном представлении.
Основная задача преподавателя – это работа над одновременным
формированием всех музыкальных способностей обучающихся: слуха
(мелодического и гармонического) который развивается путем специальных
упражнений, памяти, чувства ритма, музыкального восприятия.
В своей педагогической практике я использую традиционный метод
ведения урока т.е.
объясняю и иллюстрирую новую тему опираясь на
наглядные пособия - таблицы, карточки, технические средства обучения.
Чтобы сделать более тесным контакт между преподавателем и учащимися на
уроках
использую
игровые
формы.
Они
помогают
учащимся
сосредоточиться, самостоятельно мыслить, стремиться к знаниям. Игры
делают урок более интересным, создают у учащихся рабочее настроение.
В играх предлагаю использовать :
1)музыкальный кроссворд
2)собирание
мелодии
по
тактам
из
фрагментов;
3)пение мелодии «вслух и про себя».
Для текущей проверки знаний использую письменные задания, в том
числе и на контрольных уроках. Данная форма обучения развивает
внимательность и логическое мышление учащихся. Однако, приходится
учитывать, что при одинаковой подаче материала учащиеся показывают
разные
результаты
его
усвоения.
Одни
добиваются
более
высоких
результатов без особой затраты сил и времени, другие работают медленнее и
с большим трудом. И тут встает вопрос: как научить всех одинаково?
Для этого можно использовать варианты письменных заданий по принципу
от простого к сложному и индивидуальный подход к домашнему заданию.
В течение урока использую другие виды обучения: распевание
учащихся, пение по нотам с соблюдением чистоты интонирования, анализ и
запись услышанной музыки, работа с ритмическими партитурами.
Распевания в начале урока помогают
мне расширить внутренние
музыкально-слуховые представления детей, настраивая их интонационно к
предстоящей работе.
Одной из важнейших задач предмета сольфеджио является развитие
чистой интонации во время пения. Причиной отставания и затруднений
учащихся при интонировании – это слабость их внутренних музыкально-
слуховых
представлений,
неспособность
владеть
ими
и,
наконец,
неподготовленность голосового аппарата. Необходимо уделять внимание,
особенно на начальном этапе обучения, выработке правильных певческих
навыков: дыханию,
звукоизвлечению, фразировке, посадке при пении,
сознательному отношению к нотному тексту.
Регулярно и систематически на уроке мы поем с листа, это помогает
учащимся мысленно опережать то, что поется в данный момент.
Запись музыкального диктанта представляют собой самую сложную
форму работы над развитием слуха и памяти. Если при пении по нотам
помогает то, что зрительно дети видят ноты и их направление, то диктант
воспринимается только на слух. В этом вся сложность записи мелодии. В
диктанте как бы обобщаются все знания, умения и слуховые навыки
учащихся. Он является лучшей формой воспитания внутренних музыкально-
слуховых представлений. По сложности, мелодии музыкальных диктантов,
включают в себя изученные элементы музыкальной речи.
Очень важно, на уроках сольфеджио, развивать у учащихся чувство
ритма и умение удерживать единый темп. В качестве учебного пособия я
использую «Школу ритма» О. Берак. Примеры из учебника помогают
учащимся осваивать различные ритмические формулы, соблюдая принцип от
простого к сложному. Освоение разнообразных ритмических рисунков в
простых и сложных размерах, координация действий правой и левой руки
способствует развитию ритмической свободы. Учащиеся, независимо от
возраста получают от такой работы эмоциональное удовлетворение.
На современном этапе сольфеджио – это практический способ
воспитания и обучения через искусство и творчество.
В музыкальном
образовании оно занимает главенствующее положение среди всех прочих
дисциплин музыкального цикла. Способности слуха, развитые вследствие
сложных многолетних его тренировок, позволяют не только слышать,
воспроизводить голосом понравившуюся музыку, но и понимать ее.
Список используемой литературы:
1.
Картавцева, М. Т. Практическое пособие по сольфеджио:
допущено Отделом подготовки специалистов Коллегии культурной
политики Министерства культуры СССР в качестве учебного пособия
для учащихся средних учебных заведений культуры и искусства / М.
Картавцева, Л. Шатилова. – М.:Музыка,1991. –28[1]с., ил.
2.
Музыка
в
сказках,
стихах
и
картинках:
методические
рекомендации
для
преподавателей
ДМШ,
ДШИ
/[Сост.
Е.
А.
Королева]. – Министерство культуры РСФСР, главное управление
учебных
заведений
и
научных
учреждений,
республиканский
методический кабинет по учебным заведениям искусств и культуры. –
М.,1988. – 44с., ил.
3.
О развитии ладотонального слуха на уроках сольфеджио:
методические рекомендации для преподавателей ДМШ и ДШИ /[Сост. Т. П.
Захарова]. – Министерство культуры РСФСР, главное управление учебных
заведений и научных учреждений, Центральный научно-методический
кабинет по учебным заведениям культуры и искусства. – М.,1984. – 66с., ил.
4. О.Л.Берак «Школа ритма». Учебное пособие по сольфеджио. Москва
2003.
5.
Аракелова А. О Реализации дополнительных
предпрофессиональных
общеобразовательных
программ
в
области
искусств : в 2 ч.: сборник материалов для детских школ искусств / А.О.
Аракелова. – Москва, 2012. Ч.1. С. 118
6. Дополнительная предпрофессиональная программа в области
музыкального искусства. Программа по учебному предмету ПО.02УП.01.
Сольфеджио.