Напоминание

Современные методы работы по предмету сольфеджио в младших классах


Автор: Сывороткина Ирина Ивановна
Должность: педагог до
Учебное заведение: МАУ ДО "ДШИ № 16 "Дивертисмент" г.о. Самара
Населённый пункт: Самара
Наименование материала: Доклад
Тема: Современные методы работы по предмету сольфеджио в младших классах
Раздел: дополнительное образование





Назад




МУНИЦИПАЛЬНОЕ АВТОНОМНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ

ДШИ № 16 "ДИВЕРТИСМЕНТ"

Доклад

по предмету сольфеджио

«Современные методы работы по предмету сольфеджио в младших классах»

Составитель: педагог ДО

Сывороткина И.И.

г. Самара

г.

Сегодняшнее

поколение

детей

достаточно

свободно

владеет

компьютером, поэтому, начиная с младших классов, имеют смысл такие

задания,

как:

прослушать

с

помощью

Интернет-ресурсов

изучаемое

произведение в исполнении разных мастеров-профессионалов, а также

ровесников – учащихся школы искусств; прослушать, как звучит данное

произведение в исполнении на других музыкальных инструментах, с

последующей

беседой-сравнением;

просмотреть

портреты

великих

композиторов.

Немаловажную роль играет заинтересованность со стороны родителей.

Учащиеся старших классов, пользуясь Интернетом, могут отыскивать

интересные факты творчества композиторов и исполнителей, просматривать

фрагменты их выступлений. Связь музыки с другими видами искусства,

такими

как

живопись,

литература,

поэзия,

интересно

может

быть

представлена в совместном творчестве преподавателя и учащихся при

подготовке

мероприятий

с

использованием

мультимедийной

техники:

подборка

картин природы соответствующих характеру музыки, подбор

музыкальных эпизодов к живописным полотнам, взятым из Интернета,

чтение стихов с музыкальным сопровождением. Это помогает раскрыть

творческую

индивидуальность

ученика.

И

если

к

безграничным

возможностям Интернета, к исследовательской работе учащихся добавить

собственный искренний интерес, учиться вместе с детьми, а иногда и у них,

тогда наша работа будет всегда успешной. Даже если учащиеся не делают

больших успехов в концертной и конкурсной деятельности, они всей душей

любят

музыкальное

творчество,

формирующее

их

внутренний

мир.

Учащиеся старших классов интересуются современной музыкой, поэтому во

время занятий мы вместе часто делаем разбор и изучение аккордового

сопровождения известных песен. Такая работа способствует получению

новых знаний, развитию умения анализировать, сопоставлять и делать

необходимые выводы. Кроме знаний и умений, учащиеся получают яркие

впечатления от классических и современных произведений.

Между педагогом и учеником возникает некая доверительность,

налаживается особый контакт. Ученик осознает, что учитель проявляет

особую заинтересованность конкретно к нему, к его индивидуальности, к его

творческому потенциалу. На уроках важно создать среду для творчества.

Преподаватель

должен подводить

учащегося к

анализу своей

деятельности.

Для достижения успехов в поставленных перед собой педагогических

задач, преподавателю необходимо организовывать свою деятельность на

системной основе: последовательности от простого к сложному, начиная с

первого класса.

Современное сольфеджио направлено на освоение слуховой

информации, соединяющей эмоциональное впечатление с осознанным

воспроизведением услышанного в пении, игре на инструменте, нотной

записи или мысленном представлении.

Основная задача преподавателя – это работа над одновременным

формированием всех музыкальных способностей обучающихся: слуха

(мелодического и гармонического) который развивается путем специальных

упражнений, памяти, чувства ритма, музыкального восприятия.

В своей педагогической практике я использую традиционный метод

ведения урока т.е.

объясняю и иллюстрирую новую тему опираясь на

наглядные пособия - таблицы, карточки, технические средства обучения.

Чтобы сделать более тесным контакт между преподавателем и учащимися на

уроках

использую

игровые

формы.

Они

помогают

учащимся

сосредоточиться, самостоятельно мыслить, стремиться к знаниям. Игры

делают урок более интересным, создают у учащихся рабочее настроение.

В играх предлагаю использовать :

1)музыкальный кроссворд

2)собирание

мелодии

по

тактам

из

фрагментов;

3)пение мелодии «вслух и про себя».

Для текущей проверки знаний использую письменные задания, в том

числе и на контрольных уроках. Данная форма обучения развивает

внимательность и логическое мышление учащихся. Однако, приходится

учитывать, что при одинаковой подаче материала учащиеся показывают

разные

результаты

его

усвоения.

Одни

добиваются

более

высоких

результатов без особой затраты сил и времени, другие работают медленнее и

с большим трудом. И тут встает вопрос: как научить всех одинаково?

Для этого можно использовать варианты письменных заданий по принципу

от простого к сложному и индивидуальный подход к домашнему заданию.

В течение урока использую другие виды обучения: распевание

учащихся, пение по нотам с соблюдением чистоты интонирования, анализ и

запись услышанной музыки, работа с ритмическими партитурами.

Распевания в начале урока помогают

мне расширить внутренние

музыкально-слуховые представления детей, настраивая их интонационно к

предстоящей работе.

Одной из важнейших задач предмета сольфеджио является развитие

чистой интонации во время пения. Причиной отставания и затруднений

учащихся при интонировании – это слабость их внутренних музыкально-

слуховых

представлений,

неспособность

владеть

ими

и,

наконец,

неподготовленность голосового аппарата. Необходимо уделять внимание,

особенно на начальном этапе обучения, выработке правильных певческих

навыков: дыханию,

звукоизвлечению, фразировке, посадке при пении,

сознательному отношению к нотному тексту.

Регулярно и систематически на уроке мы поем с листа, это помогает

учащимся мысленно опережать то, что поется в данный момент.

Запись музыкального диктанта представляют собой самую сложную

форму работы над развитием слуха и памяти. Если при пении по нотам

помогает то, что зрительно дети видят ноты и их направление, то диктант

воспринимается только на слух. В этом вся сложность записи мелодии. В

диктанте как бы обобщаются все знания, умения и слуховые навыки

учащихся. Он является лучшей формой воспитания внутренних музыкально-

слуховых представлений. По сложности, мелодии музыкальных диктантов,

включают в себя изученные элементы музыкальной речи.

Очень важно, на уроках сольфеджио, развивать у учащихся чувство

ритма и умение удерживать единый темп. В качестве учебного пособия я

использую «Школу ритма» О. Берак. Примеры из учебника помогают

учащимся осваивать различные ритмические формулы, соблюдая принцип от

простого к сложному. Освоение разнообразных ритмических рисунков в

простых и сложных размерах, координация действий правой и левой руки

способствует развитию ритмической свободы. Учащиеся, независимо от

возраста получают от такой работы эмоциональное удовлетворение.

На современном этапе сольфеджио – это практический способ

воспитания и обучения через искусство и творчество.

В музыкальном

образовании оно занимает главенствующее положение среди всех прочих

дисциплин музыкального цикла. Способности слуха, развитые вследствие

сложных многолетних его тренировок, позволяют не только слышать,

воспроизводить голосом понравившуюся музыку, но и понимать ее.

Список используемой литературы:

1.

Картавцева, М. Т. Практическое пособие по сольфеджио:

допущено Отделом подготовки специалистов Коллегии культурной

политики Министерства культуры СССР в качестве учебного пособия

для учащихся средних учебных заведений культуры и искусства / М.

Картавцева, Л. Шатилова. – М.:Музыка,1991. –28[1]с., ил.

2.

Музыка

в

сказках,

стихах

и

картинках:

методические

рекомендации

для

преподавателей

ДМШ,

ДШИ

/[Сост.

Е.

А.

Королева]. – Министерство культуры РСФСР, главное управление

учебных

заведений

и

научных

учреждений,

республиканский

методический кабинет по учебным заведениям искусств и культуры. –

М.,1988. – 44с., ил.

3.

О развитии ладотонального слуха на уроках сольфеджио:

методические рекомендации для преподавателей ДМШ и ДШИ /[Сост. Т. П.

Захарова]. – Министерство культуры РСФСР, главное управление учебных

заведений и научных учреждений, Центральный научно-методический

кабинет по учебным заведениям культуры и искусства. – М.,1984. – 66с., ил.

4. О.Л.Берак «Школа ритма». Учебное пособие по сольфеджио. Москва

2003.

5.

Аракелова А. О Реализации дополнительных

предпрофессиональных

общеобразовательных

программ

в

области

искусств : в 2 ч.: сборник материалов для детских школ искусств / А.О.

Аракелова. – Москва, 2012. Ч.1. С. 118

6. Дополнительная предпрофессиональная программа в области

музыкального искусства. Программа по учебному предмету ПО.02УП.01.

Сольфеджио.



В раздел образования