Напоминание

"Игровые формы работы на уроке сольфеджио"


Автор: Сывороткина Ирина Ивановна
Должность: педагог до
Учебное заведение: МАУ ДО "ДШИ № 16 "Дивертисмент" г.о. Самара
Населённый пункт: Самара
Наименование материала: Открытый урок
Тема: "Игровые формы работы на уроке сольфеджио"
Раздел: дополнительное образование





Назад




МУНИЦИПАЛЬНОЕ АВТОНОМНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ

ДШИ № 16 "ДИВЕРТИСМЕНТ"

Открытый урок

по предмету сольфеджио

«Игровые формы работы на уроке сольфеджио»

Составитель: педагог ДО

Сывороткина И.И.

г. Самара

г.

Цель урока: показать различные виды игровых форм в разных классах на

уроке сольфеджио.

Задачи урока:

Закрепить теоретические знания учащихся.

Способствовать выработке навыков точного интонирования на основе

упражнений

Выработать у учащихся навыки восприятия и воспроизведения

метроритмических упражнений.

Способствовать воспитанию чувства метроритма, налаживанию

метрической пульсации, координации различных частей тела.

Свободно определять на слух ритмические формулы и мелодические

обороты. Воспроизводить их.

Развивать творческую свободу личности, инициативу и

самостоятельность учащихся.

Способствовать формированию эстетического вкуса учащихся.

Тип урока: Урок комплексного применения знаний и умений.

Дидактические материалы:

карточки лото “Азбука музыки” С. Белецкого

плакат “Длительности от целой до тридцатьвторой” С. Белецкого

карточки квинтового круга тональностей в виде “Цветика -

Семицветика”

карточки структурного состава аккордов МБ7, МБ65, МБ43, МБ2,

ММ7, Мум.7, ум.7, Б53, М53, ув.53, ум.53, Б6, М6, М64, М64.

Ход урока

В открытом уроке принимают участие учащиеся 1 класса отделения

фортепианного и струнного исполнительства, 2 класса отделения народного

и духового исполнительства, 6 класса отделения народного и духового

исполнительства и 8 класса отделения фортепианного исполнительства. От

каждого класса представлено 2 – 4 человека.

Организационный момент, настройка внимания учащихся.

Игровые формы на уроках сольфеджио для учащихся 1 класса:

Повторяем термины: темп, штрихи, тональность, тоника, ступени,

устойчивые и неустойчивые ступени.

Игра лото “Азбука музыки” [1].

Правило об устойчивых и неустойчивых ступенях – поем песенку о

разрешении ступеней:

Звуков в гамме ровно семь,

Нужно дружно спеть их все,

Эти звуки все важны,

Мы их выучить должны,

Будем петь и повторять,

Неустои разрешать.

Припев:

Вторая в первую, четвертая в пятую,

Шестая в пятую, седьмая в первую.

Утром солнышко встает,

Эту песенку поет.

Даже заинька косой,

Разрешает неустои,

Не ленись и повторяй,

Неустои разрешай.

Припев.

Понятия вводные ступени, тоническое трезвучие – поем песенки – попевки в

До мажоре [2].

Повторяем названия длительностей.

Упражнение Л. Белецкой “Длительности от целой до тридцатьвторой”

[4].

Ритмическая игра Л. Белецкой “Волшебные пальчики” [4].

Игровые формы на уроках сольфеджио для учащихся 2 класса:

Определяем простые интервалы на слух, поем песенки – попевки,

используя карточки лото “Азбука музыки” [1].

Ритмическая игра “Подарок другу” [4].

Игровые формы на уроках сольфеджио для учащихся 6, 8 классов:

Исполняем ритмическую партитуру с применением шумовых

инструментов для тембровой дифференциации партий правой и левой

рук [5].

Устные мелодические диктанты в игровой форме “Угадай мелодию”.

Определить на слух и пропеть после 1 – 2 проигрываний нотами

следующие мелодические фразы [7]:

Следующие задания выполняются учащимися, разделенными на две

команды.

Повторяем квинтовый круг тональностей. Игра “Цветик-Семицветик”.

Закрепляем структурный состав пройденных аккордов. Игра “Собери

аккорд” [3].

Ритмический диктант “Братец Мартин”. Записывается в игровой форме

“Собери ритм” с использованием карточек. Диктант рассчитан для учащихся

2 класса [8].

Тембровый канон “Братец Мартин”. Исполняют учащиеся 3, 4 классов, с

использованием инструментов К. Орфа.

Учебно-методические пособия.

1.

С. Белецкий Лото “Азбука музыки”. – Омск, 2001

2.

Л. Ефремова “Учиться интересно!” Пособие по сольфеджио. – С. –П.,

2006

3.

Т. Камаева, А. Камаев Азартное сольфеджио. – М., 2004

4.

Л. Белецкая Основы музыкального времени, - Омск, 2002

5.

О. Берак Школа ритма. Часть 1 Двухдольность. – М., 2003

6.

Н. Белая Нотная грамота. Элементарная теория музыки. Игры на

уроках. – С.–П., 1999

7.

Н. Ладухин 1000 примеров музыкального диктанта на 1, 2 и 3 голоса. –

М., 1967

8.

В. Середа Каноны. – М., 1997



В раздел образования