Автор: Сывороткина Ирина Ивановна
Должность: педагог до
Учебное заведение: МАУ ДО "ДШИ № 16 "Дивертисмент" г.о. Самара
Населённый пункт: Самара
Наименование материала: Открытый урок
Тема: "Игровые формы работы на уроке сольфеджио"
Раздел: дополнительное образование
МУНИЦИПАЛЬНОЕ АВТОНОМНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ
ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ
ДШИ № 16 "ДИВЕРТИСМЕНТ"
Открытый урок
по предмету сольфеджио
«Игровые формы работы на уроке сольфеджио»
Составитель: педагог ДО
Сывороткина И.И.
г. Самара
г.
Цель урока: показать различные виды игровых форм в разных классах на
уроке сольфеджио.
Задачи урока:
Закрепить теоретические знания учащихся.
Способствовать выработке навыков точного интонирования на основе
упражнений
Выработать у учащихся навыки восприятия и воспроизведения
метроритмических упражнений.
Способствовать воспитанию чувства метроритма, налаживанию
метрической пульсации, координации различных частей тела.
Свободно определять на слух ритмические формулы и мелодические
обороты. Воспроизводить их.
Развивать творческую свободу личности, инициативу и
самостоятельность учащихся.
Способствовать формированию эстетического вкуса учащихся.
Тип урока: Урок комплексного применения знаний и умений.
Дидактические материалы:
карточки лото “Азбука музыки” С. Белецкого
плакат “Длительности от целой до тридцатьвторой” С. Белецкого
карточки квинтового круга тональностей в виде “Цветика -
Семицветика”
карточки структурного состава аккордов МБ7, МБ65, МБ43, МБ2,
ММ7, Мум.7, ум.7, Б53, М53, ув.53, ум.53, Б6, М6, М64, М64.
Ход урока
В открытом уроке принимают участие учащиеся 1 класса отделения
фортепианного и струнного исполнительства, 2 класса отделения народного
и духового исполнительства, 6 класса отделения народного и духового
исполнительства и 8 класса отделения фортепианного исполнительства. От
каждого класса представлено 2 – 4 человека.
Организационный момент, настройка внимания учащихся.
Игровые формы на уроках сольфеджио для учащихся 1 класса:
Повторяем термины: темп, штрихи, тональность, тоника, ступени,
устойчивые и неустойчивые ступени.
Игра лото “Азбука музыки” [1].
Правило об устойчивых и неустойчивых ступенях – поем песенку о
разрешении ступеней:
Звуков в гамме ровно семь,
Нужно дружно спеть их все,
Эти звуки все важны,
Мы их выучить должны,
Будем петь и повторять,
Неустои разрешать.
Припев:
Вторая в первую, четвертая в пятую,
Шестая в пятую, седьмая в первую.
Утром солнышко встает,
Эту песенку поет.
Даже заинька косой,
Разрешает неустои,
Не ленись и повторяй,
Неустои разрешай.
Припев.
Понятия вводные ступени, тоническое трезвучие – поем песенки – попевки в
До мажоре [2].
Повторяем названия длительностей.
Упражнение Л. Белецкой “Длительности от целой до тридцатьвторой”
[4].
Ритмическая игра Л. Белецкой “Волшебные пальчики” [4].
Игровые формы на уроках сольфеджио для учащихся 2 класса:
Определяем простые интервалы на слух, поем песенки – попевки,
используя карточки лото “Азбука музыки” [1].
Ритмическая игра “Подарок другу” [4].
Игровые формы на уроках сольфеджио для учащихся 6, 8 классов:
Исполняем ритмическую партитуру с применением шумовых
инструментов для тембровой дифференциации партий правой и левой
рук [5].
Устные мелодические диктанты в игровой форме “Угадай мелодию”.
Определить на слух и пропеть после 1 – 2 проигрываний нотами
следующие мелодические фразы [7]:
Следующие задания выполняются учащимися, разделенными на две
команды.
Повторяем квинтовый круг тональностей. Игра “Цветик-Семицветик”.
Закрепляем структурный состав пройденных аккордов. Игра “Собери
аккорд” [3].
Ритмический диктант “Братец Мартин”. Записывается в игровой форме
“Собери ритм” с использованием карточек. Диктант рассчитан для учащихся
2 класса [8].
Тембровый канон “Братец Мартин”. Исполняют учащиеся 3, 4 классов, с
использованием инструментов К. Орфа.
Учебно-методические пособия.
1.
С. Белецкий Лото “Азбука музыки”. – Омск, 2001
2.
Л. Ефремова “Учиться интересно!” Пособие по сольфеджио. – С. –П.,
2006
3.
Т. Камаева, А. Камаев Азартное сольфеджио. – М., 2004
4.
Л. Белецкая Основы музыкального времени, - Омск, 2002
5.
О. Берак Школа ритма. Часть 1 Двухдольность. – М., 2003
6.
Н. Белая Нотная грамота. Элементарная теория музыки. Игры на
уроках. – С.–П., 1999
7.
Н. Ладухин 1000 примеров музыкального диктанта на 1, 2 и 3 голоса. –
М., 1967
8.
В. Середа Каноны. – М., 1997