Напоминание

"Использование элементов кинезиотерапии в работе с детьми с ОВЗ и ТМНР."


Авторы: Варламова Светлана Геннадьевна, Мусатова Наталья Ивановна
Должность: педагоги
Учебное заведение: ГБОУ "Казанская школа-интернат № 11 для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, с ограниченными возможностями здоровья"
Населённый пункт: города Казани
Наименование материала: Методическая разработка
Тема: "Использование элементов кинезиотерапии в работе с детьми с ОВЗ и ТМНР."
Раздел: дополнительное образование





Назад




Использование элементов кинезиотерапии

в работе с детьми с ОВЗ и ТМНР.

Варламова Светлана Геннадьевна,

Мусатова Наталья Ивановна, педагоги

ГБОУ «Казанская школа-интернат № 11

для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, с ОВЗ»

В современном мире активно решается вопрос адаптации детей - инвалидов и

детей с ограниченными возможностями здоровья. Одной из актуальных

проблем специалистов, работающих с такой категорией детей, является

выбор эффективных форм взаимодействия с «особым ребенком».

Все чаще на занятия к дефектологу попадают дети с нарушением

взаимодействия и контакта. Это дети со сложными дефектами, такими, как

РАС, ДЦП, различные степени интеллектуальных нарушений, синдром

Дауна, нарушение слуха, зрения. Характерной особенностью таких детей

являются: слабая мотивация к занятиям, отсутствие интереса к игрушкам,

полевое

поведение,

стереотипии

различной

направленности.

Так

же

отмечается высокий уровень тревожности, агрессивности, кратковременный

неустойчивый контакт или даже его отсутствие.

Сложность работы специалиста с такими детьми заключается в том, что эти

дети не понимают отдельных простых речевых инструкций, не используют

вербальные средства общения, у них нет подражательной активности, в том

числе и речевой, обычно любые эмоциональные проявления они выражают

криком.

С каждым годом увеличивается количество методов и терапий для более

эффективной реабилитации детей со сложным нарушением развития. Одним

из

методов

работы

является

кинезиология

(кинезиотерапия).

Кинезиология – это современное направление оздоровления, использующее

мышечное тестирование для диагностики и комплекс различных воздействий

для коррекции отклонений. Она рассчитана на помощь больным людям (с

различными

отклонениями

в

развитии

и

нарушениями

здоровья).

Кинезиотерапия –это действенный метод для снятия стресса; коррекции

дислексических нарушений; эффективный способ устранения фобий и

навязчивых форм поведения, а также один из действенных способов

установления

контакта

с

«особым

ребенком»,

так

как

используется

личностно-ориентированный подход.

Почему кинезиотерапия помогает достигать положительной динамики в

работе? В первую очередь, понимание того, что при врожденной или

приобретенной патологии центральной нервной системы дефект отдельной

ее функции можно стимулировать через другие полноценные (более

сохранные) системы. Обратим внимание, что дети с нарушениями в развитии

поверхностно

не

отличаются

от

здоровых

детей

нарушением

статокинетических функций: сидения, стояния, ходьбы, бега, захвата

предметов, поисковых движений. Только при длительном наблюдении за

«особыми детьми» можно заметить: восприятие своих конечностей как

средства достижения целей отсутствует, характерных для их сверстников

движений дети избегают. Можно увидеть, как ребенок без определённого

смысла и заинтересованности бьёт палкой, толкает мяч, прокручивает обруч.

Новые предметы он игнорирует изначально или после непродолжительного

созерцания. Лазить по лестнице, прыгать на одной или двух ногах,

рационально двигаться в разных направлениях, получать предметы из

неудобных положений ребенок если и может, то только спонтанно, а не

контролируемо. Сложные манипуляции, например, с предметами, кажутся

для

него

вообще

невозможными.

И

с

возрастом

движения

не

совершенствуются, что со временем еще больше ограничивает возможности

ребенка, отдаляет его от общества. Учитывая, что картина болезни

дополняется

задержкой

развития

речи

и

психических

функций,

мы

рассматриваем реабилитацию детей как комплексный процесс интенсивного

лечения и реабилитации по индивидуальному плану.

Кинезиотерапия обладает широким спектром методик, способствующих

развитию

пространственной

ориентации;

вправо-влево,

вверх-вниз,

координации, ловкости, равновесия, силы, инициативности, высокого уровня

чувствительности, мотивации к взаимодействию, владения гимнастическими

предметами,

ощущения

собственных

конечностей

и

способности

к

управлению ими. Особое внимание уделяется развитию смелости, которая

практически отсутствует у детей и проявляется страхом - прежде всего перед

новыми задачами и предметами. Отсутствие собственной инициативы у

детей, даже при наличии отработанных упражнений, требует от дефектолога

совершенного владения методами ее стимуляции через телесные, слуховые и

зрительные раздражители. Глубокое понимание педагогом особенностей

дефекта психической и речевой сфер повышает эффективность занятий и

ускоряет процесс движения к общей цели комплексной реабилитации.

В комплексе занятий педагогами школы – интерната № 11 используются

различные методы кинезиологических упражнений:

Растяжки

– нормализуют гипертонус и гипотонус мышц опорно-

двигательного аппарата;

Дыхательные упражнения

– улучшают ритмику организма, развивают

самоконтроль и произвольность;

Глазодвигательные упражнения

– позволяют расширить поле зрения,

улучшить

восприятие,

развивают

межполушарное

взаимодействие

и

повышают энергетизацию организма;

Телесные

движения

развивают

межполушарное

взаимодействие,

снимаются непроизвольные, непреднамеренные движения и мышечные

зажимы;

Упражнение для развития мелкой моторики – стимулируют речевые зоны

головного мозга;

Массаж – воздействует на биологически активные точки;

Упражнения на релаксацию

– способствуют расслаблению, снятию

напряжения.

Кинезиологические

упражнения

используются

как

в

развивающей

деятельности, в качестве динамических пауз (отдыхалочек), так и перед

занятиями как организующее звено, настраивающее детский организм на

плодотворную работу.

При создании комплексов совмещены два обучающих принципа:

- воздействие на сохранные звенья регуляции психофизиологических

функций;

- воздействие на нарушенные звенья регуляции психофизиологических

функций.

Для результативности коррекционно-развивающей работы каждый педагог

должен учитывать следующие условия. Оптимально проводить занятия с

небольшой

подгруппой

детей

или

индивидуально.

Все

упражнения

проводятся ежедневно, начиная с раннего возраста учим выполнять

пальчиковые игры и упражнения в игровой форме, от простого к сложному.

Все занятия проводятся в доброжелательной обстановке, от детей требуется

точное выполнение движений и приемов или приближенное к ним с

дальнейшим совершенствованием, упражнения проводятся стоя или сидя за

столом, начинаем с той позы, которая доступна ребенку. все занятия

стараемся проводить под музыкальное сопровождение (если оно не мешает

комфортному состоянию ребенка).

Описание некоторых кинезиологических упражнений. Их достаточно

много, и не все из них просты в использовании. Мы постараемся

остановиться на упражнениях, которые несложно объяснить детям и которые

легко осуществить на практике.

Растяжки.

1. «Снеговик»

Представьте, что каждый из вас только что слепленный снеговик. Тело

твердое, как замёрзший снег. Пришла весна, пригрело солнце, и снеговик

начал таять. Сначала “тает” и повисает голова, затем опускаются плечи,

расслабляются

руки

и

т.

д.

В

конце

упражнения

ребенок

мягко

присаживается и изображает лужицу воды. Необходимо расслабиться.

Пригрело солнышко, вода в лужице стала испаряться и превратилась в легкое

облачко. Дует ветер и гонит облачко по небу.

2. «Дерево»

Исходное положение – сидя на корточках. Спрятать голову в колени, об-

хватить их руками. Представьте, что вы - семечко, которое постепенно

прорастает и превращается в дерево. Медленно поднимитесь на ноги, затем

распрямите туловище, вытяните руки вверх. Затем напрягите тело и

вытянитесь.

Подул

ветер

вы

раскачиваетесь,

как

дерево.

3. «Тряпичная кукла и солдат»

Исходное положение – стоя. Полностью выпрямитесь и вытянитесь в

струнку, как солдат. Застыньте в этой позе, как будто вы одеревенели, и не

двигайтесь. Теперь наклонитесь вперед и расставьте руки, чтобы они

болтались как тряпки. Станьте такими же мягкими и подвижными, как

тряпичная кукла. Слегка согните колени и почувствуйте, как ваши кости

становятся мягкими, а суставы очень подвижными. Теперь снова покажите

солдата, вытянутого в струнку и абсолютно прямого и негнущегося, как

будто вырезанного из дерева. Дети попеременно бывают то солдатом, то

куклой, до тех пор, пока не почувствуют, что они уже вполне расслабились.

Дыхательные упражнения.

1. «Свеча»

Исходное положение – сидя за столом. Представьте, что перед вами стоит

большая свеча. Сделайте глубокий вдох и постарайтесь одним выдохом

задуть свечу. А теперь представьте перед собой 5 маленьких свечек.

Сделайте глубокий вдох и задуйте эти свечи маленькими порциями выдоха.

2. «Ныряльщик»

Исходное положение – стоя. Сделать глубокий вдох, задержать дыхание, при

этом закрыть нос пальцами. Присесть, как бы нырнуть в воду. Досчитать до 5

и вынырнуть – открыть нос и сделать выдох.

3. «Дыхание»

Тихо-тихо мы подышим,

Сердце мы свое услышим.

Исходное положение - основная стойка.

Медленный вдох через нос, когда грудная клетка начнет расширяться —

прекратить вдох и сделать паузу длительностью 4 секунды;

плавный выдох через нос.

Глазодвигательные упражнения.

1. «Горизонтальная восьмерка»

Вытянуть перед собой правую руку на уровне глаз, пальцы сжать в кулак,

оставив средний и указательный пальцы вытянутыми. Нарисовать в воздухе

горизонтальную восьмерку как можно большего размера. Рисовать начинать

с центра и следить глазами за кончиками пальцев, не поворачивая головы.

2.

«Глаз

путешественник»

Развесить в разных углах и по стенам класса или группы различные рисунки

игрушек, животных и т. д. Исходное положение – стоя. Не поворачивая

головы найти глазами тот или иной предмет, названный педагогом.

3. «Глазки»

Чтобы зоркость не терять,

Нужно глазками вращать.

Вращать глазами по кругу по 2-3 секунды (6 раз).

4. «Глазки»

Чтобы зоркими нам стать,

Нужно на глаза нажать.

Тремя пальцами каждой руки легко нажать на верхние веко соответству-

ющего глаза и держать 1-2 секунды.

Телесные движения.

1, «Ухо – нос»

Левой

рукой

возьмитесь

за

кончик

носа,

а

правой

рукой

за

противоположное ухо. Одновременно отпустите ухо и нос, поменяйте

положение рук «с точностью до наоборот».

2. «Перекрёстное марширование»

Любим мы маршировать,

Руки, ноги поднимать.

Нужно шагать, высоко поднимая колени и попеременно касаясь правой и

левой рукой противоположной ноги. Сделать 6 пар движений, затем шагать,

касаясь рукой одноименного колена. Сделать 6 пар движений. Закончить

касаниями противоположной ноги.

3. «Колено – локоть».

Исходное положение - стоя. Поднять и согнуть левую ногу в колене, локтем

правой руки дотронуться до колена левой ноги, затем сделать то же

движение с правой ногой и левой рукой. Повторить упражнение 8–10 раз.

4. «Винни – пух».

Одна рука гладит себя по животу по часовой стрелке, а другая горизонтально

поднимается и опускается над головой, слегка задевая голову. Затем меняем

руки.

Упражнения на развитие мелкой моторики.

1. «Кулак - ребро – ладонь»

Последовательно менять три положения: сжатая в кулак ладонь, ладонь

ребром на плоскости стола, ладонь на плоскости стола (сначала правой

рукой, потом левой, затем двумя руками вместе).

2.«Ладушки-оладушки»

Правая рука лежит ладонью вниз, а левая – ладонью вверх; одновременная

смена позиции со словами: «Мы играли в ладушки – жарили оладушки, так

пожарим, повернем и опять играть начнем»

3. «Здравствуй»

Пальцами правой руки по очереди «здороваться» с пальцами левой руки,

похлопывая друг друга кончиками.

4. «Зайчик – кольцо».

Упражнение основано на переходе из оной позиции в другую: а) пальцы— в

кулачок, выдвинуть указательный и средний пальцы и развести их в стороны;

б) большой и указательный пальцы соединить в кольцо, остальные пальцы

развести в стороны.

Упражнения на релаксацию.

1. «Дирижёр»

Встаньте, потянитесь и приготовьтесь слушать музыку, которую я сейчас

включу. Сейчас мы будем не просто слушать музыку – каждый из вас

представит себя дирижером, который руководит большим оркестром

(включается музыка).

Представьте себе энергию, которая течет сквозь тело дирижера, когда он

слышит все инструменты и ведет их к чудесной общей гармонии. Если

хотите, можете слушать с закрытыми глазами. Обратите внимание на то, как

вы сами при этом наполняетесь жизненной силой. Вслушивайтесь в музыку и

начинайте в такт ей двигать руками, как будто вы управляете оркестром.

Двигайте теперь еще и локтями и всей рукой целиком… Пусть в то время,

как вы дирижируете, музыка течет через все твое тело. Дирижируйте всем

своим телом и реагируйте на слышимые вами звуки каждый раз по – новому.

Вы можете гордиться тем, что у вас такой хороший оркестр! Сейчас музыка

кончится. Откройте глаза и устройте себе и своему оркестру бурные

аплодисменты за столь превосходный концерт.

2. «Ковёр-самолёт»

Исходное положение - лежа на спине, глаза закрыть, при этом играет

спокойная музыка. Мы ложимся на волшебный ковёр-самолёт. Он плавно и

медленно поднимается, несёт нас по небу, тихонечко покачивает. Ветерок

нежно обдувает усталые тела, все отдыхают… Далеко внизу проплывают

дома, поля, леса, реки и озера… Постепенно ковёр-самолёт начинает

снижение и приземляется в нашем классе (пауза)… Потягиваемся, делаем

глубокий вдох и выдох, открываем глаза, медленно и аккуратно садимся.

Из

всего

вышесказанного

можно

сделать

вывод,

что

значение

кинезиологических

упражнений

на

развитие

межполушарного

взаимодействия для детей с ОВЗ трудно переоценить. Такие тренировки

позволяют улучшить эмоциональное состояние ребенка, сделать его более

стрессоустойчивым и общительным, научат проявлять свои творческие

способности в процессе игры, а потом и в учебной деятельности.

Использование

кинезиотерапии

при

реабилитации

«особого»

ребенка

существенно увеличивает возможность достижения высокой динамики и

сокращает трудности адаптации ребенка к жизни в социуме.

Список литературы

1.

Деннисон Г.И., Деннисон П.И. Образовательная кинестетика для детей:

Базовое пособие по образовательной кинезиологии для родителей и

педагогов, воспитывающих детей разного возраста: Пер. с англ.- М.:

Восхождение, 1998

2.

Семенович А.В. Введение в нейропсихологию детского возраста.- М.:

Генезис, 2013

3.

Семенович А.В. Нейропсихологическая коррекция в детском возрасте.-

М.: Генезис,2007

4.

Сиротюк А.Л. Коррекция развития интеллекта дошкольников. - М.:

Сфера, 2001

5.

Сиротюк А.Л. Обучение детей с учетом психофизиологии: Практическое

руководство для учителей и родителей. М.: Сфера, 2001

6.

Поваляева М.А. Коррекционная педагогика. Взаимодействие

специалистов./ Под общ. ред. М. А. Поваляевой. Серия «Учебники,

учебные пособия». – Ростов – на – Дону: «Феникс», 2002

7.

Шанина Г.Е Упражнения специального кинезиологического комплекса

для восстановления межполушарного взаимодействия у детей и

подростков: Учебное пособие – М., 1999.



В раздел образования