Авторы: Варламова Светлана Геннадьевна, Мусатова Наталья Ивановна
Должность: педагоги
Учебное заведение: ГБОУ "Казанская школа-интернат № 11 для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, с ограниченными возможностями здоровья"
Населённый пункт: города Казани
Наименование материала: Методическая разработка
Тема: "Использование элементов кинезиотерапии в работе с детьми с ОВЗ и ТМНР."
Раздел: дополнительное образование
Использование элементов кинезиотерапии
в работе с детьми с ОВЗ и ТМНР.
Варламова Светлана Геннадьевна,
Мусатова Наталья Ивановна, педагоги
ГБОУ «Казанская школа-интернат № 11
для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, с ОВЗ»
В современном мире активно решается вопрос адаптации детей - инвалидов и
детей с ограниченными возможностями здоровья. Одной из актуальных
проблем специалистов, работающих с такой категорией детей, является
выбор эффективных форм взаимодействия с «особым ребенком».
Все чаще на занятия к дефектологу попадают дети с нарушением
взаимодействия и контакта. Это дети со сложными дефектами, такими, как
РАС, ДЦП, различные степени интеллектуальных нарушений, синдром
Дауна, нарушение слуха, зрения. Характерной особенностью таких детей
являются: слабая мотивация к занятиям, отсутствие интереса к игрушкам,
полевое
поведение,
стереотипии
различной
направленности.
Так
же
отмечается высокий уровень тревожности, агрессивности, кратковременный
неустойчивый контакт или даже его отсутствие.
Сложность работы специалиста с такими детьми заключается в том, что эти
дети не понимают отдельных простых речевых инструкций, не используют
вербальные средства общения, у них нет подражательной активности, в том
числе и речевой, обычно любые эмоциональные проявления они выражают
криком.
С каждым годом увеличивается количество методов и терапий для более
эффективной реабилитации детей со сложным нарушением развития. Одним
из
методов
работы
является
кинезиология
(кинезиотерапия).
Кинезиология – это современное направление оздоровления, использующее
мышечное тестирование для диагностики и комплекс различных воздействий
для коррекции отклонений. Она рассчитана на помощь больным людям (с
различными
отклонениями
в
развитии
и
нарушениями
здоровья).
Кинезиотерапия –это действенный метод для снятия стресса; коррекции
дислексических нарушений; эффективный способ устранения фобий и
навязчивых форм поведения, а также один из действенных способов
установления
контакта
с
«особым
ребенком»,
так
как
используется
личностно-ориентированный подход.
Почему кинезиотерапия помогает достигать положительной динамики в
работе? В первую очередь, понимание того, что при врожденной или
приобретенной патологии центральной нервной системы дефект отдельной
ее функции можно стимулировать через другие полноценные (более
сохранные) системы. Обратим внимание, что дети с нарушениями в развитии
поверхностно
не
отличаются
от
здоровых
детей
нарушением
статокинетических функций: сидения, стояния, ходьбы, бега, захвата
предметов, поисковых движений. Только при длительном наблюдении за
«особыми детьми» можно заметить: восприятие своих конечностей как
средства достижения целей отсутствует, характерных для их сверстников
движений дети избегают. Можно увидеть, как ребенок без определённого
смысла и заинтересованности бьёт палкой, толкает мяч, прокручивает обруч.
Новые предметы он игнорирует изначально или после непродолжительного
созерцания. Лазить по лестнице, прыгать на одной или двух ногах,
рационально двигаться в разных направлениях, получать предметы из
неудобных положений ребенок если и может, то только спонтанно, а не
контролируемо. Сложные манипуляции, например, с предметами, кажутся
для
него
вообще
невозможными.
И
с
возрастом
движения
не
совершенствуются, что со временем еще больше ограничивает возможности
ребенка, отдаляет его от общества. Учитывая, что картина болезни
дополняется
задержкой
развития
речи
и
психических
функций,
мы
рассматриваем реабилитацию детей как комплексный процесс интенсивного
лечения и реабилитации по индивидуальному плану.
Кинезиотерапия обладает широким спектром методик, способствующих
развитию
пространственной
ориентации;
вправо-влево,
вверх-вниз,
координации, ловкости, равновесия, силы, инициативности, высокого уровня
чувствительности, мотивации к взаимодействию, владения гимнастическими
предметами,
ощущения
собственных
конечностей
и
способности
к
управлению ими. Особое внимание уделяется развитию смелости, которая
практически отсутствует у детей и проявляется страхом - прежде всего перед
новыми задачами и предметами. Отсутствие собственной инициативы у
детей, даже при наличии отработанных упражнений, требует от дефектолога
совершенного владения методами ее стимуляции через телесные, слуховые и
зрительные раздражители. Глубокое понимание педагогом особенностей
дефекта психической и речевой сфер повышает эффективность занятий и
ускоряет процесс движения к общей цели комплексной реабилитации.
В комплексе занятий педагогами школы – интерната № 11 используются
различные методы кинезиологических упражнений:
Растяжки
– нормализуют гипертонус и гипотонус мышц опорно-
двигательного аппарата;
Дыхательные упражнения
– улучшают ритмику организма, развивают
самоконтроль и произвольность;
Глазодвигательные упражнения
– позволяют расширить поле зрения,
улучшить
восприятие,
развивают
межполушарное
взаимодействие
и
повышают энергетизацию организма;
Телесные
движения
–
развивают
межполушарное
взаимодействие,
снимаются непроизвольные, непреднамеренные движения и мышечные
зажимы;
Упражнение для развития мелкой моторики – стимулируют речевые зоны
головного мозга;
Массаж – воздействует на биологически активные точки;
Упражнения на релаксацию
– способствуют расслаблению, снятию
напряжения.
Кинезиологические
упражнения
используются
как
в
развивающей
деятельности, в качестве динамических пауз (отдыхалочек), так и перед
занятиями как организующее звено, настраивающее детский организм на
плодотворную работу.
При создании комплексов совмещены два обучающих принципа:
- воздействие на сохранные звенья регуляции психофизиологических
функций;
- воздействие на нарушенные звенья регуляции психофизиологических
функций.
Для результативности коррекционно-развивающей работы каждый педагог
должен учитывать следующие условия. Оптимально проводить занятия с
небольшой
подгруппой
детей
или
индивидуально.
Все
упражнения
проводятся ежедневно, начиная с раннего возраста учим выполнять
пальчиковые игры и упражнения в игровой форме, от простого к сложному.
Все занятия проводятся в доброжелательной обстановке, от детей требуется
точное выполнение движений и приемов или приближенное к ним с
дальнейшим совершенствованием, упражнения проводятся стоя или сидя за
столом, начинаем с той позы, которая доступна ребенку. все занятия
стараемся проводить под музыкальное сопровождение (если оно не мешает
комфортному состоянию ребенка).
Описание некоторых кинезиологических упражнений. Их достаточно
много, и не все из них просты в использовании. Мы постараемся
остановиться на упражнениях, которые несложно объяснить детям и которые
легко осуществить на практике.
Растяжки.
1. «Снеговик»
Представьте, что каждый из вас только что слепленный снеговик. Тело
твердое, как замёрзший снег. Пришла весна, пригрело солнце, и снеговик
начал таять. Сначала “тает” и повисает голова, затем опускаются плечи,
расслабляются
руки
и
т.
д.
В
конце
упражнения
ребенок
мягко
присаживается и изображает лужицу воды. Необходимо расслабиться.
Пригрело солнышко, вода в лужице стала испаряться и превратилась в легкое
облачко. Дует ветер и гонит облачко по небу.
2. «Дерево»
Исходное положение – сидя на корточках. Спрятать голову в колени, об-
хватить их руками. Представьте, что вы - семечко, которое постепенно
прорастает и превращается в дерево. Медленно поднимитесь на ноги, затем
распрямите туловище, вытяните руки вверх. Затем напрягите тело и
вытянитесь.
Подул
ветер
–
вы
раскачиваетесь,
как
дерево.
3. «Тряпичная кукла и солдат»
Исходное положение – стоя. Полностью выпрямитесь и вытянитесь в
струнку, как солдат. Застыньте в этой позе, как будто вы одеревенели, и не
двигайтесь. Теперь наклонитесь вперед и расставьте руки, чтобы они
болтались как тряпки. Станьте такими же мягкими и подвижными, как
тряпичная кукла. Слегка согните колени и почувствуйте, как ваши кости
становятся мягкими, а суставы очень подвижными. Теперь снова покажите
солдата, вытянутого в струнку и абсолютно прямого и негнущегося, как
будто вырезанного из дерева. Дети попеременно бывают то солдатом, то
куклой, до тех пор, пока не почувствуют, что они уже вполне расслабились.
Дыхательные упражнения.
1. «Свеча»
Исходное положение – сидя за столом. Представьте, что перед вами стоит
большая свеча. Сделайте глубокий вдох и постарайтесь одним выдохом
задуть свечу. А теперь представьте перед собой 5 маленьких свечек.
Сделайте глубокий вдох и задуйте эти свечи маленькими порциями выдоха.
2. «Ныряльщик»
Исходное положение – стоя. Сделать глубокий вдох, задержать дыхание, при
этом закрыть нос пальцами. Присесть, как бы нырнуть в воду. Досчитать до 5
и вынырнуть – открыть нос и сделать выдох.
3. «Дыхание»
Тихо-тихо мы подышим,
Сердце мы свое услышим.
Исходное положение - основная стойка.
Медленный вдох через нос, когда грудная клетка начнет расширяться —
прекратить вдох и сделать паузу длительностью 4 секунды;
плавный выдох через нос.
Глазодвигательные упражнения.
1. «Горизонтальная восьмерка»
Вытянуть перед собой правую руку на уровне глаз, пальцы сжать в кулак,
оставив средний и указательный пальцы вытянутыми. Нарисовать в воздухе
горизонтальную восьмерку как можно большего размера. Рисовать начинать
с центра и следить глазами за кончиками пальцев, не поворачивая головы.
2.
«Глаз
–
путешественник»
Развесить в разных углах и по стенам класса или группы различные рисунки
игрушек, животных и т. д. Исходное положение – стоя. Не поворачивая
головы найти глазами тот или иной предмет, названный педагогом.
3. «Глазки»
Чтобы зоркость не терять,
Нужно глазками вращать.
Вращать глазами по кругу по 2-3 секунды (6 раз).
4. «Глазки»
Чтобы зоркими нам стать,
Нужно на глаза нажать.
Тремя пальцами каждой руки легко нажать на верхние веко соответству-
ющего глаза и держать 1-2 секунды.
Телесные движения.
1, «Ухо – нос»
Левой
рукой
возьмитесь
за
кончик
носа,
а
правой
рукой
—
за
противоположное ухо. Одновременно отпустите ухо и нос, поменяйте
положение рук «с точностью до наоборот».
2. «Перекрёстное марширование»
Любим мы маршировать,
Руки, ноги поднимать.
Нужно шагать, высоко поднимая колени и попеременно касаясь правой и
левой рукой противоположной ноги. Сделать 6 пар движений, затем шагать,
касаясь рукой одноименного колена. Сделать 6 пар движений. Закончить
касаниями противоположной ноги.
3. «Колено – локоть».
Исходное положение - стоя. Поднять и согнуть левую ногу в колене, локтем
правой руки дотронуться до колена левой ноги, затем сделать то же
движение с правой ногой и левой рукой. Повторить упражнение 8–10 раз.
4. «Винни – пух».
Одна рука гладит себя по животу по часовой стрелке, а другая горизонтально
поднимается и опускается над головой, слегка задевая голову. Затем меняем
руки.
Упражнения на развитие мелкой моторики.
1. «Кулак - ребро – ладонь»
Последовательно менять три положения: сжатая в кулак ладонь, ладонь
ребром на плоскости стола, ладонь на плоскости стола (сначала правой
рукой, потом левой, затем двумя руками вместе).
2.«Ладушки-оладушки»
Правая рука лежит ладонью вниз, а левая – ладонью вверх; одновременная
смена позиции со словами: «Мы играли в ладушки – жарили оладушки, так
пожарим, повернем и опять играть начнем»
3. «Здравствуй»
Пальцами правой руки по очереди «здороваться» с пальцами левой руки,
похлопывая друг друга кончиками.
4. «Зайчик – кольцо».
Упражнение основано на переходе из оной позиции в другую: а) пальцы— в
кулачок, выдвинуть указательный и средний пальцы и развести их в стороны;
б) большой и указательный пальцы соединить в кольцо, остальные пальцы
развести в стороны.
Упражнения на релаксацию.
1. «Дирижёр»
Встаньте, потянитесь и приготовьтесь слушать музыку, которую я сейчас
включу. Сейчас мы будем не просто слушать музыку – каждый из вас
представит себя дирижером, который руководит большим оркестром
(включается музыка).
Представьте себе энергию, которая течет сквозь тело дирижера, когда он
слышит все инструменты и ведет их к чудесной общей гармонии. Если
хотите, можете слушать с закрытыми глазами. Обратите внимание на то, как
вы сами при этом наполняетесь жизненной силой. Вслушивайтесь в музыку и
начинайте в такт ей двигать руками, как будто вы управляете оркестром.
Двигайте теперь еще и локтями и всей рукой целиком… Пусть в то время,
как вы дирижируете, музыка течет через все твое тело. Дирижируйте всем
своим телом и реагируйте на слышимые вами звуки каждый раз по – новому.
Вы можете гордиться тем, что у вас такой хороший оркестр! Сейчас музыка
кончится. Откройте глаза и устройте себе и своему оркестру бурные
аплодисменты за столь превосходный концерт.
2. «Ковёр-самолёт»
Исходное положение - лежа на спине, глаза закрыть, при этом играет
спокойная музыка. Мы ложимся на волшебный ковёр-самолёт. Он плавно и
медленно поднимается, несёт нас по небу, тихонечко покачивает. Ветерок
нежно обдувает усталые тела, все отдыхают… Далеко внизу проплывают
дома, поля, леса, реки и озера… Постепенно ковёр-самолёт начинает
снижение и приземляется в нашем классе (пауза)… Потягиваемся, делаем
глубокий вдох и выдох, открываем глаза, медленно и аккуратно садимся.
Из
всего
вышесказанного
можно
сделать
вывод,
что
значение
кинезиологических
упражнений
на
развитие
межполушарного
взаимодействия для детей с ОВЗ трудно переоценить. Такие тренировки
позволяют улучшить эмоциональное состояние ребенка, сделать его более
стрессоустойчивым и общительным, научат проявлять свои творческие
способности в процессе игры, а потом и в учебной деятельности.
Использование
кинезиотерапии
при
реабилитации
«особого»
ребенка
существенно увеличивает возможность достижения высокой динамики и
сокращает трудности адаптации ребенка к жизни в социуме.
Список литературы
1.
Деннисон Г.И., Деннисон П.И. Образовательная кинестетика для детей:
Базовое пособие по образовательной кинезиологии для родителей и
педагогов, воспитывающих детей разного возраста: Пер. с англ.- М.:
Восхождение, 1998
2.
Семенович А.В. Введение в нейропсихологию детского возраста.- М.:
Генезис, 2013
3.
Семенович А.В. Нейропсихологическая коррекция в детском возрасте.-
М.: Генезис,2007
4.
Сиротюк А.Л. Коррекция развития интеллекта дошкольников. - М.:
Сфера, 2001
5.
Сиротюк А.Л. Обучение детей с учетом психофизиологии: Практическое
руководство для учителей и родителей. М.: Сфера, 2001
6.
Поваляева М.А. Коррекционная педагогика. Взаимодействие
специалистов./ Под общ. ред. М. А. Поваляевой. Серия «Учебники,
учебные пособия». – Ростов – на – Дону: «Феникс», 2002
7.
Шанина Г.Е Упражнения специального кинезиологического комплекса
для восстановления межполушарного взаимодействия у детей и
подростков: Учебное пособие – М., 1999.