Автор: Винецкий Рудольф Валентинович
Должность: учитель
Учебное заведение: Школа-гимназия №1 г. Краснокамска
Населённый пункт: Краснокамск
Наименование материала: Статья
Тема: Травля в школе
Раздел: полное образование
Травля в школе. Р.В.Винецкий, учитель истории и обществознания
МАОУ « Школа – гимназия 1 г.Краснокамска
Проблематика травли в школе до сих пор является одной из наиболее значимых в российском
образовании, хотя, казалось бы, современная педагогика накопила большой арсенал средств ее
решения. Объясняется это рядом причин, среди которых – как модификация старых форм травли,
так и появление новых.
Большинство специалистов использует термин «буллинг», понимая под ним травлю группой
детей одного ребенка. Мы считаем, что тематика явления намного шире, поэтому используем
термин «травля».
Какие же основные виды травли мы можем наблюдать?
Во-первых, это классическая травля группой детей одного ребенка. В настоящее время
существуют многочисленные методики, механизмы и институты решения проблемы. В школах
есть классные руководители, психологи, социальные педагоги, администрация, от грамотных и
согласованных действий которых зависит эффективность решения задач. Во многих школах ( в
Пермском крае – во всех) существуют службы примирения, некоторые из которых действуют
довольно успешно.
Новым здесь является «кибер-буллинг», т.е. травля в социальных сетях. Формы кибер-буллинга
разнообразны и динамичны, поэтому здесь, на наш взгляд, необходимы дополнительные усилия
педагогов и родителей, включающие в себя освоение новых специальных (от правовых до
информационных) компетенций, которые можно получить в рамках отдельных семинаров и
тренингов.
Во-вторых, это относится еще к одной классической теме: учитель – ученик. Собственно, тема эта
становится все менее актуальной, т.к. случаев физического и психологического насилия учителей
над учениками становится все меньше, но в последнее время чаще наблюдаются факты насилия
над детьми в детских садах (они еще не знают о своих правах, они не умеют защищаться, у них не
телефонов). И вот здесь необходимы особые усилия как со стороны государства (контроль), так и
со стороны родительского сообщества. Дискуссионным является требования оснащения групп
видеонаблюдением, но сам факт организации такой дискуссии очевиден.
В-третьих, очень важной для педагогов является тема травли их со стороны администрации. Тут
речь идет скорее не о травле, а о дискриминации прав. Здесь все просто – должен быть
нормальный профсоюз, который и будет защищать трудовые права работников. Таких
профсоюзов сейчас почти нет. Выход – самим создавать независимые организации или
организовывать местные (региональные) комитеты профсоюза «Учитель», активно действующего
в Москве и ряде других территорий страны.
В-четвертых, новой темой стала травля детьми педагогов. Раньше такое тоже было, но сейчас
ситуация кардинально изменилась. Дети научились «качать» права, манипулировать учителями,
шантажируя их массой способов, организовывают травлю учителей в социальных сетях. Способов
защиты у педагогов осталось не так уж много, приходится рассчитывать на корпоративную
солидарность и поддержку администрации, но это выручает не всегда. Поэтому, на наш взгляд,
необходимо повысить правовой статус учителя, для начала введя в закон «Об образовании»
положение о защите чести и достоинства личности педагога. Кроме того, необходимой должна
стать практика обучения учителей на спецкурсах, где бы они осваивали правовые и
психологические приемы своей защиты.
В-пятых, крайне опасным стал новый гибридный вид травли (сочетание третьего и четвертого
вида), где травлю организует администрация, желая избавиться от неугодного учителя руками
родителей и детей. Такую деятельность следует считать наиболее отвратительной и бороться с
ней наиболее активно на уровне всего педагогического сообщества.
В-шестых, абсолютно новой темой стала травля группой родителей в социальных сетях отдельного
ребенка, который им по ряду причин не нравится. Здесь нужны новые способы решения
проблемы – от изучения имеющегося в стране опыта (а такой опыт уже есть), до
скоординированной работы администрации, учителей, социальных педагогов, психологов и
родителей (тренинги, проблемные семинары, конфликтные комиссии и т.д.).
В целом, новые вызовы должны привести к поиску наиболее эффективных способов нахождения
ответов, к формированию новых психологических, правовых и коммуникативных компетенций у
всех участников образовательного процесса.