Напоминание

Трудовое воспитание в школе


Автор: Винецкий Рудольф Валентинович
Должность: учитель
Учебное заведение: Школа-гимназия №1 г. Краснокамска
Населённый пункт: Краснокамск
Наименование материала: Статья
Тема: Трудовое воспитание в школе
Раздел: полное образование





Назад




Рудольф Винецкий,

учитель истории и обществознания гимназии №1 города

Краснокамска, председатель фонда «Территория успеха»

О трудовом воспитании в школе

Если говорить о том, как сегодня в школе можно воспитывать уважение к труду,

перед нами возникнет много серьёзных вопросов. С одной стороны школа как будто не

при чем. Воспитывать в большей степени задача семьи. С другой – все ждут от школы

педагогических чудес в плане воспитания гармоничной личности, оснащённой

тысячами способов действия.

Попробуем разобраться с происходящим. Поделюсь субъективными мыслями.

Современная школа дискредитирует труд как созидательную деятельность. Если

приглядеться – школа вообще мимо труда. Много запретов и ограничений, иногда

справедливых, иногда глупых и необоснованных. У меня богатый опыт работы с очень

разными детьми. Недавно уже взрослые люди пришли ко мне в гости и поделились

воспоминаниями. «А здорово, - говорят, - Рудольф Валентинович, что вы нам полы в

своём кабинете мыть разрешали. У нас тогда столько веселья, общения было. До сих

пор вспоминаем». То есть уборка была таким формальным поводом собраться вместе и

жить какой-то своей детской жизнью, тусуясь в кабинете. Вспоминаю себя в юности.

На картошку мы ездили. По-всякому бывало: иногда работали, иногда веселились, но

это была жизнь – разная и интересная. Не было у нас тогда мысли, что труд –

обязаловка.

Бывали, конечно, ситуации, когда нас, детей, дико эксплуатировали трудовики,

ухитряясь на нас зарабатывать. Но и из таких ситуаций всегда находился выход. Я хочу

обратить внимание на то, что трудовая деятельность должна быть необидно и

естественно вплетена в школьную жизнь. Тогда для детей труд – не наказание, не

обременение, а ещё один способ что-то делать вместе. А это – действовать вместе –

важно для детей!

Возможно, школа могла бы стать центром, дающим возможности подработки для

подростков. Нет сейчас такой возможности! А детям важно пробовать себя в

независимости, иметь свои деньги и учиться ими пользоваться. Много говорю с

бизнесменами. Когда речь заходит о трудоустройстве подростков, все в один голос

говорят одно и то же: «Кого угодно легче и проще принять на работу, чем

несовершеннолетнего!» Важно понимать, что современные дети школу заканчивают

уже в возрасте 18+, при этом никакого опыта работы и представления о

специальностях, о труде, о том, как быть самостоятельным и распоряжаться своими

ресурсами зачастую не имеют. Коллеги, читая эти слова, возможно, возмутятся и будут

правы – школа не должна брать на себя ответственность за все сферы жизни. Но

давайте подумаем, кто кроме школы сегодня способен максимально эффективно и

безопасно обеспечивать детям социальные практики?

Ответ на этот вопрос довольно прост, но почему-то не очевиден как для управления

образования, так и для общественности. Организация сотрудничества – честного,

реального, осознанного – с некоммерческими организациями, построение реальных, а

не формальных воспитательных программ, сотрудничество с бизнесменами – всё это

могло бы помочь выработать такие механизмы, которые помогут безопасно и

качественно обеспечивать детям опыт трудовой деятельности.

Важно понимать, что всем нам необходимо сегодня сделать труд самостоятельной

ценностью, которая приносит плоды. Ценность эта должна быть осознанной! Почему

важно добавлять осознанность, потому что затыкание детским трудом каких-то дыр в

работе дворника или школьных техничек – это не про труд, это как раз про

эксплуатацию. Знаете, каким смешными порой стали теперь уроки труда? Я вам

расскажу. Дети делают проекты. То есть мальчики, к примеру, могут сделать проект

табуретки. На вопрос: «А зачем проект? Давайте табуретку сделаем!» учитель отвечает,

что и сам не знает, как делать табурет. И это не то, чтобы обидно или смешно, это то,

что

называется

профанацией.

Глупый

труд,

неадекватный,

бесполезный

и

бессмысленный, не требующий навыков и осознанности сегодня большая проблема

современного образования. Это не только о школах. Это и про некоторые работы в

вузах. Я о курсовых и рефератах, за которыми ничего, кроме формального выполнения,

не стоит. Мы как бы приучаем трудиться, но ничего по-настоящему полезного из этого

не получается. Слово «проект» уже достаточно дискредитировали различными

провокационными

практиками.

В

то

время

как

проектирование

чудесный

интеллектуальный труд, основа современного образования и прекрасная возможность

подготовить учащихся к самостоятельной жизни. Даже не подготовить, а обеспечить

им самостоятельность здесь и сейчас.

В деятельности нашей организации (фонд «Территория успеха») стремимся

повышать ценность труда для молодёжи. До пандемии мы регулярно проводили

«Чистые игры», где важная составляющая, наравне с уборкой родного города, -

разговоры о безопасности, осмысленное отношение к месту, где ты живёшь,

размышления о том, как сделать нашу жизнь лучше. Весной 2022 года мы планируем

возобновить «Чистые игры» и активно продвигать идеи плогинга (Плоггинг (англ.

Plogging) — экологическое движение, при котором бег трусцой сочетается со сбором

мусора). Нам важно, чтобы состязаясь и трудясь (что, собственно, соответствует

возрастным задачам подростков), наши ребята понимали, что перемены – и в их руках

тоже. Мы часто говорим о том, что школа готовить молодых людей к жизни. И хочется

спросить: а сейчас-то у нас что? Не жизнь что ли? Сплошная подготовка непонятно к

чему.

Как учитель обществознания, я всегда обращаю внимание детей на то, как

некоторые инициативы могут нести в себе и отрицательные моменты. К примеру, наша

активная деятельность по борьбе с мусором в Краснокамске, порой порождает некое

паразитическое, потребительское отношение со стороны людей. «А уберите ещё и у

нас!» - такие предложения часто слышим мы со стороны жителей города. На встречный

вопрос: «А с чего нам у вас убирать?» возникает недоумение. Типа «а почему бы и

нет». Молодых людей такой подход обескураживает, порой раздражает. Вот тебе и

практики коммуникации! Причём важно обратить внимание на созидательные

возможности такого общения: разъяснение, побуждение к действиям, потенциальную

возможность солидарных действий.

Сегодня мы ведём переговоры о возможностях работ по очищению берегов и самой

речки Пальты. Общаемся с бизнесменами, планируем общественные компании, ищем

партнёров для новых «Чистых игр». Пальта – удивительная малая река Краснокамска.

Сегодня трудно представить, что когда-то на ее берегу был пляж. Сегодня там

понастроили гаражей, завалили берега мусором и продолжают мусорить не только

хозяева гаражей, но и жители окрестных территорий. Ищем волонтёров и активных

граждан, способных вместе с нами спасти эту реку. Конечно, можно жить и в мусоре.

Но как-то стыдно. И что тогда стоят наши слова о духовно-нравственном воспитании,

если они не подкрепляются реальными делами и поступками? Кроме того, только в

деле можно воспитать уважение к чужому труду. Мы так часто наблюдаем отсутствие

подобного уважения у взрослых, что порой стыдно перед детьми. Так что только

вместе и только в деле мы сможем воспитать уважение к чужому труду у наших детей.

А может и слегка изменить установки людей старшего поколения. Необходимо

штрафовать за выброс мусора в неположенных местах и ещё каким-то способами

влиять на поведение взрослых. Убеждён, что сегодня сотрудничество в рамках

социальных проектов, выход на НКО, выстраивание связей с бизнесом – возможность

реально менять жизнь к лучшему.

Но вернёмся к вопросам трудового воспитания в школе.

Чего нам сегодня не хватает? Во-первых, трудовое воспитание в школе должно быть

осознанным и иметь некие цели, строиться на рефлексии, как единственном

эффективном инструменте закрепления опыта. У нас есть методики. У нас есть

хорошие партнёры и интересные специалисты. Дело за малым: включить такой раздел в

программу развития школы, сделать его разумным и неформальным (то есть не для

галочки, а для достижения реальных результатов). Во-вторых, уважение к труду и

признание труда как ценности сегодня – один из первостепенных общественных

интересов. Ведь когда общество перестаёт осознавать ценность труда, оно деградирует

и дохнет! В труде реализуются сущностные силы человека – самореализация и

созидание. Если мы не можем созидать, то нам предстоит деградировать! В-третьих,

открою «страшную тайну», чтобы воспитать в ребенке уважение к труду, нужно

трудиться. Эту мысль я хотел бы донести до педагогов и родителей. Невозможно

привить уважение к тому, что ты – важный и значимый взрослый – не делаешь сам.

Дети очень тонко чувствуют ложь. Не стоит обманывать как их, так и самих себя. Труд

должен

быть

свободным

и

осознанным,

но

без

субъектного

подхода

труд

дискредитируется.

Что мы можем сделать сегодня для повышения труда как ценности в нашем

обществе через школу как государственный институт?

- Критически оценить школьные уроки труда и переформатировать их. Сделать так,

чтобы физический и интеллектуальный труд были в неком балансе: и то и другое важно

и нужно. Мы же можем делать какие-то проекты, потом их реализовать и получать

результаты? Значит, нужно задуматься и измениться.

- Разрабатывать и реализовывать различные социальные практики в школах вместо

странных «отработок» и прочих сомнительных форм трудовой деятельности.

- Включить в школьную жизнь волонтерскую деятельность, но не как формальный

элемент воспитательной системы, а как осознанную социальную практику для

учащихся.

В своих размышлениях я не претендую на роль истины в последней инстанции. Но

если кому-то откликаются мои идеи и мысли, буду рад сотрудничеству. Как показывает

опыт, объединяясь нам всегда удаётся больше, чем по одиночке.

Право на труд в контексте концепции прав человека

(извлечение из методического пособия «Права человека. Методика преподавания в

школе. Составители И. Бочаров, П. Миков, О. Погонина, А. Суслов, А. Цуканов)

Социальные, экономические и культурные права человека относятся к правам

второго

поколения.

Они

касаются

поддержания

и

нормативного

закрепления

социально-экономических условий жизни индивида, определяют его положение в

сфере труда и быта, занятости, благосостояния, социальной защищённости с целью

создания условий, при которых люди могут быть свободными от страха и нужды. Их

объем и степень реализованности во многом зависят от состояния экономики и

ресурсов, поэтому их гарантии реализации, по сравнению с гражданскими и

политическими правами как правами первого поколения, менее развиты….

Длительное время правам второго поколения отводилась второстепенная

роль,

возможности

регулирования

таких

прав

оценивались

негативно.

Господствовало представление о том, что невозможно точно определить и

юридически квалифицировать эти права, поскольку они не могут порождать

непосредственных обязанностей государства по их обеспечению и правовой

защите. Позже эта тенденция сменилась отрицанием равноценности социально-

экономических и политических прав.

Международно-правовая

регламентация

и

защита

социально-

экономических и культурных прав начались в 1948 году, когда самые важные из

них были закреплены во Всеобщей декларации прав человека. Определенные

трудности в признании этих прав существуют и сегодня. Так, Европейская

социальная Хартия, принятая Советом Европы в 1961 году, до сих пор

ратифицирована не всеми государствами. Ее ратификация - дело будущего и для

Российской Федерации.

Сегодня

значение

социально-экономических

прав

для

обеспечения

правового статуса личности бесспорно. Как отмечено в Международном пакте об

экономических,

социальных

и

культурных

правах,

«идеал

свободной

человеческой личности, свободной от страха и нужды, может быть осуществлен,

только если будут созданы такие условия, при которых каждый может

пользоваться своими экономическими, социальными и культурными правами

так же, как и своими гражданскими и политическими правами». Эту точку зрения

подтвердила Генеральная Ассамблея ООН (резолюция от 4 декабря 1986 года),

провозгласив «неделимость и взаимозависимость экономических, социальных,

культурных, гражданских и политических прав».

Обязанность государств в сфере защиты социально-экономических и

культурных

прав

состоит

в

том,

чтобы

осуществлять

прогрессивные

экономические и социальные реформы, обеспечивать полное участие своего

народа в процессе и выгодах экономического развития, использовать свои

ресурсы для предоставления всем равных возможностей пользования данными

правами. Как отмечается в ст. 7 Хартии экономических прав и обязанностей го-

сударств от 12 декабря 1974 года, каждое государство несет ответственность за

содействие экономическому, социальному и культурному развитию своего народа.

Экономические права обеспечивают человеку свободное распоряжение

основными факторами хозяйственной деятельности. К ним относятся: право на

труд;

право

на

свободный

выбор

занятий,

включая

право

на

предпринимательство; право на забастовки и др. Кроме того, трудящиеся и

работодатели имеют право на заключение коллективных договоров; право на

свободное объединение в национальные или международные организации для

защиты своих интересов.

Ведущее место в каталоге экономических прав занимает право на труд,

включающее право каждого человека на получение возможности зарабатывать

себе на жизнь трудом, который он свободно выбирает или на который свободно

соглашается (ст. 6 Международного пакта об экономических, социальных и

культурных правах). Это право выражает постоянно действующую потребность

человека, необходимую для создания элементарных материальных предпосылок

человеческого существования, а также обеспечения условий всестороннего

развития личности. Право на труд и защиту от безработицы зафиксировано и в ст.

23 Всеобщей декларации прав человека.

В праве социалистических стран право на труд выступало как позитивная

обязанность государства обеспечить работой всех. Реализация такого права

приобретала двусмысленный характер. С одной стороны, государство проявляло

патерналистскую заботу о гражданах, стремясь создать достаточное количество

рабочих мест. С другой стороны, оно принимало на себя обязательство дать всем

работу, даже без учета желания человека, тем более, что ни одно государство в

принципе не может обеспечить всем занятость в соответствии с запросами.

Поэтому право на труд часто оборачивалось обязанностью трудиться, юридически

подкрепленной уголовной ответственностью за тунеядство и т. п.

Современное

российское

право,

в

соответствии

с

международными

стандартами прав человека, уже не рассматривает право на труд в качестве

обязанности государства предоставить работу. В Конституции РФ (ст. 37)

гарантируется право каждого в Российской Федерации свободно распоряжаться

своими способностями к труду, выбирать род деятельности и профессию,

фиксируется право на справедливые и благоприятные условия труда: «Каждый

имеет право на труд в условиях, отвечающих требованиям безопасности и

гигиены, на вознаграждение за труд без какой бы то ни было дискриминации и не

ниже установленного федеральным законом минимального размера оплаты

труда, а также право на защиту от безработицы». Законодательство РФ обязывает

работодателя обеспечить своим работникам соответствующие условия труда. В

случае невыполнения этой обязанности, повлекшей за собой повреждение

здоровья

работника,

работодатель

обязан

возместить

причиненный

этим

материальный и моральный ущерб.

Конституционное право на свободный труд для гражданина Российской

Федерации означает:

1)

возможность свободного и самостоятельного выбора - работать или

не работать;

2)

свободный

выбор

рода

деятельности

или

профессии,

что

с

юридической точки зрения выражается в договорном характере трудовых

обязанностей, праве менять место работы после соответствующего уведомления

администрации, праве трудиться после достижения установленного пенсионного

возраста и т. д.;

3)

запрещение принудительного труда.

Принудительным, согласно ст. 8 Международного пакта о гражданских и

политических

правах,

признается

труд,

который

гражданин

не

избрал

добровольно. Недобровольный труд допускается только в силу выполнения

обязанностей воинской службы, приговора суда или в условиях чрезвычайных

обстоятельств

(Конвенция МОТ 1930 г.

№ 29 «О принудительном или

обязательном труде»).

В

толковании

Европейской

конвенции

прав

человека

термин

«принудительный или обязательный труд» не включает:

-

любую работу, которую обычно должно выполнять лицо, нахо-

дящееся в заключении (в соответствии со стандартами в области прав человека по

отношению к содержащимся под стражей) или условно освобожденное от такого

заключения;

-

любую службу военного характера, а в тех странах, в которых в

качестве законного признается отказ от военной службы по религиозно-этическим

мотивам, службу, назначенную вместо обязательной военной службы;

-

любую службу, обязательную в случае чрезвычайного положения или

бедствия, угрожающих жизни или благополучию населения;

-

любую работу или службу, которые входят в обыкновенные граж-

данские обязанности.

Практическое

осуществление

права

на

труд

воплощается

в

задаче

обеспечения работой всех желающих, решении проблемы полной занятости

населения. Таким образом, право на труд предполагает право на защиту от

безработицы, предоставляемую государством любому лицу (ст. 23 Всеобщей

декларации прав человека).

Этот принцип получил закрепление и дальнейшее развитие в Конвенции

МОТ 1991 г. № 168 «О содействии занятости и защите от безработицы». Согласно

этой конвенции отказ в приеме на работу может быть оправдан только в случае

отсутствия свободных мест или недостаточной квалификации претендента.

Необоснованные увольнения являются незаконными, и в необходимых

случаях трудящиеся могут быть восстановлены в прежней должности по решению

суда. В РФ право на защиту от безработицы регламентируется Законом «О

занятости населения в Российской Федерации» (в редакции Федерального закона

от 19.11.2021от 20 апреля 1996 года). Кроме того, для повышения защищенности

своих граждан государство обязано принимать надлежащие меры по развитию

профессионально-технического

обучения,

экономическому

росту

и

полной

производительной занятости (ст. 6 Международного пакта об экономических,

социальных и культурных правах). Заметим, что в такой формулировке полная

занятость

выступает

не

в

виде

обязанности

государства,

а

в

виде

его

перспективной задачи.

Свобода труда включает в себя и право каждого лица на справедливые и

благоприятные

условия

труда.

Это

право,

зафиксированное

в

ст.

7

Международного пакта об экономических, социальных и культурных правах,

состоит из следующих аспектов: а) вознаграждение за труд должно обеспечивать

всем

трудящимся

как

минимум

справедливую

заработную

плату

и

удовлетворительное

существование

для

них

и

для

их

семей;

равное

вознаграждение за труд равной ценности без какого бы то ни было различия; б)

условия работы должны отвечать требованиям безопасности и гигиены; в) все

лица должны иметь одинаковую возможность продвижения по работе на

соответствующие более высокие ступени только на основании трудового стажа и

квалификации; г) все трудящиеся имеют право на отдых, досуг, разумное

ограничение

рабочего

времени

и

оплачиваемый

периодический

отпуск,

вознаграждение за праздничные дни.

В Конституции Российской Федерации (ст. 37) принцип справедливой

оплаты труда воплощается в запрете дискриминации в оплате труда, т. е. любого

ограничения в правах либо установления преимуществ в зависимости от пола,

возраста,

расы,

национальности,

языка,

социального

происхождения,

имущественного и должностного положения, отношения к религии, убеждений,

принадлежности к общественным объединениям, а также других обстоятельств,

не связанных с деловыми качествами работника и результатами его труда; в

установлении федеральным законом в качестве исходной базы минимального

размера оплаты труда, обязательного для всех работодателей.

Право

на

свободный

выбор

занятий

даёт

человеку

возможность

самореализации в соответствии со своими устремлениями и способностями. Это

право включает в себя свободу предпринимательства.

В

Российской

Федерации

гарантирована

свобода

экономической

деятельности

как

проявление

личной

свободы

граждан

в

сфере

предпринимательства (ст. 8 Конституции РФ). Она осуществляется путём

реализации прав: свободного использования своих способностей и имущества для

предпринимательской и иной не запрещенной законом деятельности; частной

собственности; свободы договора; права на доброе имя (деловую репутацию); на

возмещение вреда; на свободное перемещение товаров, услуг и финансовых

средств и др.

Социальные права обеспечивают человеку достойный уровень жизни и

социальную защищённость. Одним из главных является право на социальное

обеспечение,

включая

социальное

страхование,

пенсионное

обеспечение

и

медицинское обслуживание.

Сущность права на социальное обеспечение (по возрасту, в случае болезни,

инвалидности,

потери

кормильца,

для

воспитания детей

и

в

иных

случаях,

установленных законом) состоит в том, что государство гарантирует предоставление

достаточных средств гражданам, в силу объективных обстоятельств лишённым

(полностью или частично) способности или возможности трудиться и получать доходы

от труда, а также помощь семье в связи с рождением и воспитанием детей. Данный

комплекс прав закреплён в ст. 22 и 25 Всеобщей декларации прав человека, ст. 9-12

Международного пакта об экономических, социальных и культурных правах, ст. 26

Конвенции о правах ребёнка.

Осуществление этого права связано с реализацией других прав, в том числе на

удовлетворительный жизненный уровень, на охрану и помощь семье, материнству и

детству, права на наивысший достижимый уровень физического и психического

здоровья.

Всеобщая декларация прав человека указывает: «Каждый человек имеет право

на такой жизненный уровень, включая пищу, одежду, жилище, медицинский уход и

необходимое

социальное

обслуживание,

который

необходим

для

поддержания

здоровья и благосостояния его самого и его семьи, и право на обеспечение на случай

безработицы, болезни, вдовства, наступления старости или иного случая утраты

средств к существованию по не зависящим от него обстоятельствам» (ст. 25).

Право на охрану и помощь семье, матерям и детям предусматривает

разнообразные формы социальной поддержки семьи. В соответствии со ст. 10

Международного пакта об экономических, социальных и культурных правах сюда

включаются предоставление охраны и помощи семьям, специальные меры защиты

материнства, особая охрана и помощь детям и подросткам, запрет применения детского

труда в случае, если он может повредить физическому или нравственному здоровью

ребёнка или его развитию.

Согласно ст. 25 Всеобщей декларации прав человека все дети, родившиеся в

браке или вне брака, должны пользоваться одинаковой социальной защитой.

Условия, обеспечивающие достойную жизнь и свободное развитие человека,

зафиксированы в праве на достаточный уровень жизни, психического и физического

здоровья. Согласно ст. 11 Международного пакта об экономических, социальных и

культурных правах любому человеку должны быть обеспечены достаточное питание,

одежда и жилище, условия его жизни должны непрерывно улучшаться. Утверждая

«основное право каждого человека на свободу от голода», Пакт обязывает государство

принимать необходимые меры для улучшения методов производства и распределения

продуктов

питания,

более

эффективного

использования

природных

ресурсов.

Конвенция МОТ № 117 «Об основных целях и нормах социальной политики»

устанавливает, что при определении прожиточного минимума принимаются во

внимание такие основные потребности семей трудящихся, как продукты питания и их

калорийность, жилище, одежда, медицинское обслуживание и образование.

Право на обеспечение достаточного уровня жизни и улучшение условий жизни

включает в себя также право на наивысший достижимый уровень психического и

физического

здоровья,

которое,

согласно

ст.

12

Международного

пакта

об

экономических, социальных и культурных правах, государства должны обеспечивать

путём: сокращения мертворождаемости и детской смертности; улучшения всех

аспектов гигиены и лечения эпидемических, профессиональных и иных болезней и

борьбы с ними; создания условий, которые обеспечивали бы всем медицинскую

помощь и медицинский уход в случае болезни.

Одним

из

аспектов

обеспечения

достаточного

уровня

жизни

является

предоставление каждому права на жилище. Конституция РФ в ст. 40 определяет это

право как гарантированную возможность быть обеспеченным постоянным жилищем,

включая юридическую возможность стабильного пользования имеющимся у граждан

жилым помещением, его неприкосновенность, недопустимость произвольного лишения

жилища, а также предоставление жилья малоимущим в соответствии с установленными

законом нормами. Кроме того, согласно Конституции, органы государственной власти

и местного самоуправления нацеливаются на создание условий для осуществления

гражданами права на жилье. Таким образом, это право также переформулировано с

языка обязанностей на язык задач государства.

Право на охрану здоровья и медицинскую помощь в Российской Федерации

гарантировано ст. 41 Конституции РФ (предоставляющей возможность бесплатного

получения медицинской помощи в государственных и муниципальных учреждениях

здравоохранения), Основами законодательства Российской Федерации об охране

здоровья граждан

(приняты 22

июля 1993

года),

Федеральным

законом «О

медицинском страховании граждан в Российской Федерации» (с изменениями и

дополнения от 2 апреля 1993 года), другими нормативно-правовыми актами и

федеральными программами.

Законодательство устанавливает основные принципы охраны здоровья граждан

в Российской Федерации. Ими являются: 1) соблюдение прав человека и гражданина в

области охраны здоровья; 2) приоритет профилактических мер; 3) доступность медико-

социальной помощи; 4) социальная защищённость граждан в случае утраты здоровья;

5) ответственность органов государственной власти и управления, предприятий,

учреждений и организаций независимо от форм собственности, должностных лиц за

необеспеченно прав граждан в области охраны здоровья, сокрытие фактов и

обстоятельств, создающих угрозу для жизни и здоровья людей. Государство

предоставляет гражданам защиту от любых форм дискриминации, обусловленной

наличием у них каких-либо заболеваний.

Социально-экономические

права,

с

одной

стороны,

обеспечивают

соответствующую активность населения, его рыночную свободу, а с другой -

предоставляют защиту от возможных рисков. И между этими аспектами

нормативного

регулирования

нет

противоречия.

Ценности

экономической

свободы и равенства получают общественное признание и закрепление в единой

системе неотъемлемых прав и свобод человека наряду с ценностями социальной

справедливости,

интеграции,

взаимной

ответственности

государства

и

гражданина. Гарантии реализации социально-экономических прав являются

важной предпосылкой стабильного существования правового государства в его

демократической и социальной форме.

Культурные права гарантируют духовное развитие человека, помогают каждому

стать участником политического, духовного, социального и культурного прогресса. К

ним относятся: право на образование, на доступ к культурным ценностям, право

свободно участвовать в культурной жизни общества, право на творчество, на

пользование результатами научного прогресса и др.

Важнейшим из культурных прав является право на образование (подробнее о

содержании этого права см. в теоретическом разделе соответствующего занятия).

Важной составляющей правового статуса личности является право на

участие в культурной жизни и связанная с ним свобода литературного,

художественного, научного и других видов творчества, гарантированная ст. 44

Конституции РФ. Свобода творчества включает в себя возможность защиты

моральных и материальных интересов, возникающих в связи с любыми

научными, литературными или художественными трудами, интеллектуальной

собственностью. Ст. 15 Международного пакта об экономических, социальных и

культурных правах провозглашает уважение свободы, «безусловно необходимой

для научных исследований и творческой деятельности».

Важнейшими

правовыми

актами,

устанавливающими

реальные

правовые

гарантии провозглашённых Конституцией свобод, являются Основы законодательства

Российской Федерации о культуре (1992 г.), Федеральный закон от 9 июля 1993 г. «Об

авторском праве и смежных правах», Патентный закон РФ от 23 сентября 1992 г., закон

от 26 мая 1996 г. «О Музейном фонде Российской Федерации и музеях в Российской

Федерации».

Содержание и гарантии осуществления культурных прав были развиты и

дополнены в ряде рекомендаций, принятых ЮНЕСКО (1968, 1980, 1982 гг.). В них, в

частности, отмечено, что развитие собственной культуры является правом и долгом

каждого народа; одинаковое право на сохранение и развитие традиций культуры имеют

все нации, национальные меньшинства, этнические группы; каждому человеку должны

быть обеспечены доступ к знаниям и возможность наслаждаться искусством и

литературой всех народов, участвовать в прогрессе науки во всех частях земного шара,

пользоваться его благами и содействовать обогащению культурной жизни; государства

должны принимать меры по демократизации культуры, обеспечению прав на культуру

и гарантиям участия в ее результатах без каких-нибудь ограничений; государства дол-

жны защищать свободу творчества, оказывать содействие творческим работникам,

обеспечивать их право создавать профсоюзы и профессиональные организации по

своему выбору.



В раздел образования