Напоминание

"Программные требования по предмету "Фортепиано" к дополнительной общеразвивающей программе художественной направленности. Срок обучения 7 лет"


Автор: Турыгина Анастасия Валерьевна
Должность: преподаватель
Учебное заведение: МАУ ДО "Детская школа искусств городского округа Анадырь"
Населённый пункт: г.Анадырь, Чукотский автономный округ
Наименование материала: Методическая разработка
Тема: "Программные требования по предмету "Фортепиано" к дополнительной общеразвивающей программе художественной направленности. Срок обучения 7 лет"
Раздел: дополнительное образование





Назад




Методическая разработка

преподавателя высшей квалификационной категории

МАУ ДО «Детская школа искусств городского округа Анадырь»

Турыгиной Анастасии Валерьевны

«Программные требования по предмету «Фортепиано» к дополнительной

общеразвивающей программе художественной направленности.

Срок обучения 7 лет»

Тематическое содержание

1.

Введение.

2.

Содержание программных требований.

3.

Рекомендуемые зачётные требования по гаммам.

4.

Список используемой литературы.

Введение.

Дополнительное образование – специфическая органическая часть системы общего

и

профессионального

образования,

представляющая

собой

процесс

и

результат

формирования личности ребёнка в условиях развивающей среды, предоставляющая детям

интеллектуальные, психолого-педагогические, развивающие и другие услуги на основе

свободного выбора и самоопределения.

Принципиальная перестройка жизни общества на базе современных

экономических, социальных и политических факторов, подвергающихся коренным

изменениям со всей необходимостью обуславливают возрастные роли музыкального

образования детей, как важного фактора развития художественной личной культуры. Дать

общее

музыкальное

образование,

сформировать

эстетические

вкусы,

воспитать

подготовленного слушателя, активного участника самодеятельности, обучать игре на

музыкальных инструментах, развивать творческие задатки – эти задачи по-прежнему

определяют направления работы детских музыкальных школ и школ искусств.

Цель программных требований – наиболее эффективно организовать учебный

процесс в соответствии с современными требованиями, предъявляемые к музыкальной

педагогике. С одной стороны

они должны способствовать подъёму музыкальной

культуры и отвечать запросам самых широких общественных слоёв и различных

социальных групп нашего общества, с другой – обеспечить совершенствование процесса

развития

и

воспитания

наиболее

способных

учащихся,

потенциально

будущих

профессионалов. Весь процесс обучения делится на два этапа:

1 – начальный этап обучения охватывает возрастную группу детей от 5 до 8 лет

включительно и имеет одно направление – общеобразовательное. Он подразделяется на

два периода: дошкольный (5-6 лет), школьный (7-8 лет, 1-2 классы).

2 – основной этап охватывает учащихся с 9-13 лет, 3-7 классов. С третьего класса в

работе

используются

два

направления:

базовое

(классическое),

повышенное

(профессиональное: подготовка наиболее одарённых детей к поступлению в музыкальное

училище).

В каждом направлении используются разные формы работы и контроля над

учебным процессом. Цель обучения – приобретение учащимися базового специального

музыкального образования в области исполнения инструментальной музыки, включающее

в себя:

- свободное владение инструментом,

- умение грамотно читать с листа, аккомпанировать голосу и другому инструменту,

- грамотно и интересно рассказывать о музыке и композиторах,

- любить и понимать музыку, иметь хороший музыкальный вкус.

Программные требования рассчитаны на 7 лет. В конце 3 года обучения, учащиеся,

показавшие высокий исполнительский уровень и мотивированные на дальнейшее

1

профессиональное

совершенствование,

обучаются

в

классе

повышенного

уровня.

Остальные учащиеся продолжают занятия по программе базового уровня.

2. Содержание программных требований.

I класс. Начальный этап обучения.

Цель:

– создание фундамента, на котором будет выстроено всё дальнейшее развитие ученика.

Период духовного овладения музыкой (хранить в уме, носить в душе, слышать своим

ухом)

Задачи:

– развитие слуха, воспитание чувства ритма,

- возбуждение интереса, организация мышления,

- освоение музыкальной грамоты, организация игрового аппарата, воспитание начальных

исполнительских навыков,

- развитие задатков самостоятельного творчества.

Содержание работы: - слушание музыки, определение характера, жанра, содержания.

Осознание ритмического своеобразия жанров.

- постановка руки и освоение штрихов,

- игра в ансамбле, исполнение лёгких пьес, этюдов,

- выполнение творческих заданий: рисунки к пьесам, сочинение маленьких мелодий,

- подбор по слуху, транспонирование.

Форма занятий: урок (индивидуальный, игровой, мелкогрупповой)

Форма

контроля:

контрольные

занятия

(краткая

словесная

характеристика,

академический концерт в конце года).

Контрольные требования:

1 полугодие:

1.

Упражнения по постановке руки, координации движений.

2.

Освоение штриховой игры, соединение отдельных навыков сначала в облегчённые,

затем в более сложные комплексы.

3.

Развитие метро - ритмического чувства.

4.

Подбор по слуху, работа над выразительностью исполнения.

1 полугодие (контрольное прослушивание):

- организация кисти, при которой кисть должна иметь округлую, круглообразную форму.

Суставы не прогибаются внутрь купола,

- воспитание цепкости пальцев,

- организация движений 1 пальца, движений запястья,

- 10-15 пьес и ансамблей.

2 полугодие:

1.

Воспитание отношения к звуку.

2.

Ученик должен уметь играть в тональности разучиваемых пьес:

- гаммы в 1-2 октавы,

- трезвучия основных функций лада.

2 полугодие (академический концерт):

- приём игры legato должен усваиваться одновременно с динамическим интонированием,

- игра весом руки, «дыхательные» движения кистью, локтём,

- навык пальцевой игры,

- ударность – пассивная, позиционная,

- 2 – 3 разнохарактерные пьесы (индивидуальный подход).

II класс. Школьный период начального этапа.

Выявить и развить индивидуальные и природные возможности, дать необходимые

теоретические знания и выработать исполнительские навыки. На этом этапе формируются

и начинает работать необходимый и уникальный по своему творческому потенциалу

2

союз:

педагог-ученик-родители,

основу

которого

составляют:

полное

доверие,

доброжелательность, заинтересованность и общность.

Цель: развивающее обучение.

Задачи: - закрепление и развитие всех навыков, полученных в дошкольный период,

- знакомство с музыкальной формой, фразировкой, динамикой,

- осознание связи слуховых и двигательных ощущений,

- воспитание направленного внимания,

- воспитание навыков самостоятельной работы.

- приобретение навыков концертного выступления.

Содержание работы: - работа над свободой движений, их слуховой контроль,

- изучение гамм, упражнений, этюдов,

- изучение произведений разных жанров и стилей

Форма урока: урок (индивидуальный, мелкогрупповой)

Форма контроля успеваемости:

-контрольные уроки (с краткой словесной характеристикой, достижения, неудачи)

-технические зачёты (2 раза в год)

-академические концерты (2 раза в год с оценкой)

- читка с листа (2 раза в год)

- школьные концерты, открытые уроки, концерты класса

Оценка: поощрение за трудолюбие, только в оптимистическом контексте.

1 полугодие:

1.

Объяснение технических приёмов должно соответствовать уровню детского

мышления.

2.

Важен дидактический принцип – расчленение сложного явления на простые,

важные элементы.

3.

Развивать технику чтения с листа.

Техническое развитие:

гамма D-dur

– h-moll

+обязательный этюд на ротацинное

движение.

Академический концерт: 2 разнохарактерные пьесы (полифония, пьеса)

Задачи:

- извлечение звука прикосновением ко дну, а не к её «немой» поверхности,

- слышать интонировано-осмысленное legato.

2 полугодие:

1.

Звуковой критерий, служащий в начале для корректирования правильности движений

пианистических, впоследствии становится ведущим началом.

2.

Работа над пальцевой техникой в различных видах упражнений.

Техническое развитие:

бемольная гамма B-dur

– g-moll, обязательный этюд на

репетиционный вид техники.

Академический концерт 2 полугодия: 2 разнохарактерные пьесы (крупная форма,

пьеса).

Задачи:

-осознанная художественная интерпретация художественного образа, стиля.

III класс

1 уровень (повышенный): - это направление предполагает обучение перспективной

группы

учащихся,

которые

могут

рассматриваться

как

будущие

потенциальные

профессионалы. Эти учащиеся должны владеть полным объёмом навыков и знаний, но

работают

по

расширенным

творческим

планам.

Повышенные

исполнительские

требования к ним строго индивидуальны.

Цель: воспитание потенциального музыканта-профессионала.

Задачи:

- активизация всей эмоционально-слуховой сферы,

- сочетание образно-эмоционального и логически-осмысленного восприятия,

3

- воспитание художественной техники,

- овладение различными приёмами педализации,

- освоение законов артикуляционного и синтаксического деления,

- увеличение объёма изучаемого материала и повышение исполнительских требований.

Содержание работы:

- способность воспринимать «вертикаль» и «горизонталь», сквозное развитие,

- воспитание ощущения связи выразительности с пианистическими приёмами,

- понятие стиля,

- повышение требований к качеству исполнения.

Форма занятий: урок

Форма контроля: - открытые академические концерты (свободный выбор без ограничения

качества)

Технические требования:

- гаммы мажорные, минорные в терцию, дециму, сексту,

- 11 видов, аккорды, открытые концерты.

1 полугодие (контрольные требования):

1.

Художественные функции альбертиевых басов – ровная ритмическая пульсация.

2.

Освоение педали – связующая, тембровая.

3.

Работа над развитием беглости на материале упражнений, гамм, этюдов.

4.

Эмоции и движения – каждое движение – каждое движение должно быть

наполнено чувством.

Технический зачёт:

1 уровень (повышенный), 2 уровень (базовый) – диезные гаммы до 3-х знаков A-dur –fis-

moll, обязательный этюд (короткие арпеджио)+свободный этюд.

Академический концерт 1 полугодия:

1 уровень (повышенный) – полифония, пьеса, этюд.

2 уровень (базовый) – полифония, пьеса.

2 полугодие (контрольные требования):

1 уровень (повышенный), 2 уровень (базовый) – воспитание культуры звука, свобода

движений, техническое оснащение, слуховое восприятие, волевое участие.

Технический зачёт 2 полугодия:

1 уровень (повышенный), 2 уровень (базовый) – бемольные гаммы до 3-х знаков Es-dur –

c-moll, обязательный этюд (длинные арпеджио)+свободный этюд.

Академический концерт 2 полугодия:

1 уровень (повышенный) – крупная форма, полифония, пьеса.

2 уровень (базовый) – крупная форма, пьеса.

Зачёт по ансамблю:

1 уровень (повышенный), 2 уровень (базовый) – 2 разнохарактерных ансамбля (разные

партии).

IV класс

При

проявлении

повышенного

интереса,

развитие

способностей

и

уровня

исполнительского мастерства, а самое главное – потребности самого обучающегося,

происходит естественная корректировка в обучении. Направление работы с учащимися

определяется педагогом по принципу целесообразности, согласовывается с родителями

учащихся и контролируется отделением.

Содержание работы:

- продолжать работу, начатую в предыдущих классах. Работа над развитием беглости на

материале упражнений, гамм, этюдов,

- постепенный переход к работе над кистевой техникой (упражнения секстами),

упражнения Ш.Ганона,

- развивать интепретаторские, творческие способности детей, объянять стилистические и

жанровые особенности музыкальных произведений.

4

- играть двумя руками гармонические схемы в знакомых тональностях: T-S-D-T-T6-D6

4

-T

- работа над произведениями для домашнего музицирования.

1 полугодие (контрольные требования):

Технический зачёт 1 полугодия:

1 уровень (повышенный) – гаммы E dur-cis moll. Два этюда: обязательный Этюд

(скачки) + свободный этюд. Техника – мышление+самовыражение.

2 уровень (базовый) - гаммы E dur-cis moll. Один обязательный Этюд (вид техники:

скачки).

Чтение нот с листа + музыкальные термины: быстрые, умеренные, медленные темпы,

агогика, артикуляция.

Академический концерт 1 полугодия:

1 уровень (повышенный) - полифония, 2 разнохарактерные пьесы.

2 уровень (базовый) – полифония, пьеса.

Технический зачёт 2 полугодия:

1 уровень (повышенный) – бемольные гаммы до 4-х знаков Аs-dur – f-moll, обязательный

этюд (аккорды)+свободный этюд.

2 уровень (базовый) – бемольные гаммы до 4-х знаков Аs-dur – f-moll, обязательный этюд

(скачки).

Академический концерт 2 полугодия:

1 уровень (повышенный) – крупная форма, полифония, пьеса.

2 уровень (базовый) – крупная форма, пьеса.

Зачёт по ансамблю:

1 уровень (повышенный), 2 уровень (базовый) – 2 разнохарактерных ансамбля (разные

партии).

V класс

Продолжать работу начатую в предыдущих классах. Индивидуальное обучение требует

индивидуальной программы. В развитии ученика могут быть «взлёты» и периоды застоя,

стагнации.

Содержание работы:

- обратить внимание на координацию движений. Произведения И.С.Баха – школа для

каждого

пианиста.

Они

дают

прекрасную

возможность

овладеть

навыками

горизонтального звуковедения и точной динамической «дозировкой» звука в каждом

голосе.

- Последовательность действий: слышу «про себя», глядя в ноты, думаю о движении,

играю, слушаю, что получилось.

- Учить слушать не только звук, но и паузы. Пауза – рука в воздухе. Движения свободной

руки должны быть гибкими, ритмичными, плавными, в характере музыки.

- Уметь решать учебные задачи: полный анализ произведения, развитие навыков техники

чтения с листа.

-

Постоянно

обсуждать

и

совершенствовать

на

практике

приёмы

и

навыки

исполнительского мастерства.

- Работать над техническим развитием.

- Играть двумя руками гармонические схемы. Отклонение в тональность VI ступени.

1 полугодие (контрольные требования):

1.

Культура исполнения + волевое участие.

2.

Владение основными навыками игры + свобода движений.

3.

Наличие тенденций развития + увеличения объёма исполнительской программы.

4.

Выражение заинтересованности + рационализация эмоций.

Технический зачёт 1 полугодия:

1 уровень (повышенный) – гаммы H-dur – gis moll. Два этюда: обязательный Этюд

(двойные ноты: терции, сексты) + виртуозный этюд. Техника –

мышление+самовыражение.

5

2 уровень (базовый) – гаммы H-dur – gis moll. Один обязательный Этюд (вид техники:

двойные ноты).

Чтение нот с листа (термины, формулы фактуры, анализ произведения)

Академический концерт 1 полугодия:

1 уровень (повышенный) - полифония, крупная форма, пьеса.

2 уровень (базовый) – полифония, пьеса.

Технический зачёт 2 полугодия:

1 уровень (повышенный) – бемольные гаммы до 5 знаков Des-dur – b-moll, обязательный

этюд (двойные ноты)+свободный этюд.

2 уровень (базовый) – бемольные гаммы до 5 знаков Des-dur – b-moll, обязательный

этюд (двойные ноты).

Академический концерт 2 полугодия (переводной экзамен):

1 уровень (повышенный) – этюд, полифония, крупная форма, пьеса.

2 уровень (базовый) – этюд, полифония, крупная форма, пьеса.

Экзамен по ансамблю:

1 уровень (повышенный), 2 уровень (базовый) – 2 разнохарактерных ансамбля (разные

партии).

VI класс

Содержание работы:

- Работа над качеством звука, выразительностью интонаций является основой всей работы

в произведении.

- Владение объёмом звука в целом. Имеется в виду владение единой линией

произведения, владение формой, распределение кульминационных точек. Распределение

силы звука должно быть таким, как распределение красок на полотне художника. Ученики

должны учиться так наполнять произведения, чтобы музыкальная ткань была подобна

мозаичному полотну, где нет ни одной выпавшей детали.

- Учащиеся должны рационально планировать время домашних занятий, постоянно

знакомиться

и

овладевать

методами

и

приёмами,

которые

помогут

работать

целенаправленно и результативно.

- Совершенствовать техническое развитие, беглость, артикуляцию пальцев.

- Работа над произведениями для домашнего музицирования, где преподаватель должен

на уроках выборочно проверять состояние репертуара.

Технический зачёт 1 полугодия:

1 уровень (повышенный) – гаммы до 6 знаков Fis-dur – dis moll. Два этюда c

применением всех видов техники. Техника – мышление+самовыражение.

2 уровень (базовый) – гаммы Fis-dur – dis moll. Один обязательный Этюд с применением

всех видов техники.

Чтение нот с листа (термины, формулы фактуры, анализ произведения)

Академический концерт 1 полугодия:

1 уровень (повышенный) - полифония, крупная форма, пьеса.

2 уровень (базовый) – полифония, пьеса.

Технический зачёт 2 полугодия:

1 уровень (повышенный) – бемольные гаммы до 6 знаков Ges-dur – es-moll, два

обязательных Этюда с применением всех видов техники.

2 уровень (базовый) – бемольные гаммы до 6 знаков Ges-dur – es-moll, один этюд с

применением всех видов техники.

Академический концерт 2 полугодия (переводной экзамен):

1 уровень (повышенный) – этюд, полифония, крупная форма, пьеса.

2 уровень (базовый) – полифония, крупная форма, пьеса.

Экзамен по ансамблю:

1 уровень (повышенный), 2 уровень (базовый) – 2 разнохарактерных ансамбля (разные

партии).

6

VII класс

Содержание работы:

- Изучение кантиленных пьес воспитывает у пианиста ценные исполнительские качества,

умение «петь» на фортепиано.

- Весь процесс овладения кантиленой можно разделить на 3 группы учебных задач:

1. Освоение мелодии вокального типа

2. Работа над различными типами аккомпанемента.

3. Изучение особенностей соединения мелодии и сопровождения.

Для гармоничного уровня в качестве «строительного» материала в работе над звуком,

необходимо освоить два основных вида звукоизвлечения.

1.

«Рессорное» - это различные виды давления на клавишу, которое может быть

вертикальным и касательным.

2.

«Пальцевое» - «вынимание» звука из клавиш кончиком пальца. Главную роль

играет конец пальца.

- Совершенствовать техническую подготовку, добиваясь более быстрого темпа, хорошего

звукоизвлечения.

Технический зачёт 1 полугодия:

1 уровень (повышенный) – Три Этюда на разные виды техники.

2 уровень (базовый) – Диезные гаммы по выбору в тональностях изучаемых

произведений. Один обязательный Этюд с применением всех видов техники.

Прослушивание (октябрь)

1 уровень (повышенный) – этюд, пьеса

2 уровень (базовый) – этюд

Прослушивание (декабрь)

1 уровень (повышенный) – этюд, полифония, пьеса

2 уровень (базовый) – этюд, полифония, пьеса

Технический зачёт 2 полугодия:

2 уровень (базовый) – бемольные гаммы по выбору в тональностях изучаемых

произведений. Чтение нот с листа + термины.

Прослушивание (март)

1 уровень (повышенный) – крупная форма

2 уровень (базовый) – крупная форма

Допуск к экзамену (апрель) - исполнение всей сольной программы

Зачёт по ансамблю, аккомпанементу:

1 уровень (повышенный), 2 уровень (базовый) – 2 разнохарактерных произведения.

Примерная программа выпускного экзамена (повышенный уровень):

Г.Ф.Гендель – Сюита № 9 соль минор отдельные части

И.С.Бах – ХТК 1 том «Прелюдия и фуга Ми мажор»

М.Клементи – Этюд № 9, № 13

К.Черни – ор.740 Этюд № 3, № 25, №45, №50

Ф.Лист – Этюд «Лёгкость» № 2, фа минор

Ф.Лист – Лорелея или Утешение Ре бемоль мажор

М.Мошковский – ор.72 Этюд № 7, или Кесслер – ор.1 №8

Ф.Мендельсон – Концерт соль минор

М.Глинка-М.Балакирев «Жаворонок»

Й.Гайдн Соната до минор 1 часть

В.Моцарт Соната №14, до минор 1 часть

Ф.Шопен – Ноктюрн Ми-бемоль мажор

С.Рахманинов – Прелюдия соч.23 № 5

3. Рекомендуемые зачётные требования по гаммам.

7

I класс (повышенный уровень)

1 полугодие – Гаммы Соль мажор – ми минор (гармонический, мелодический виды) в 2

октавы двумя руками. Аккорды двумя руками в 2 октавы. Арпеджио – отдельно каждой

рукой в 2 октавы. Хроматическая – двумя руками в 2 октавы.

Кадансы T-S-D-T

I класс (базовый уровень)

1 полугодие – Гаммы Соль мажор – ми минор отдельно каждой рукой в 2 октавы. От

одного звука в расходящемся движении. Аккорды двумя руками в 2 октавы.

Хроматическая гамма – отдельно каждой рукой в 2 октавы.

Кадансы T-S-T, T-D-T отдельно каждой рукой.

Iкласс (повышенный уровень)

II полугодие – Гаммы Фа мажор – ре минор в прямом движении двумя руками в 2 октавы,

в расходящемся движении – двумя руками в 2 октавы. Хроматическая гамма – двумя

руками в 2 октавы. Симметричная аппликатура от одного звука в расходящемся

движении. Аккорды двумя руками в 2 октавы. Арпеджио – двумя руками в 2 октавы.

Кадансы T-S-T, T-D-T двумя руками.

I класс (базовый уровень)

II полугодие – Гаммы Фа мажор- ре минор отдельно каждой рукой в 2 октавы.

Хроматическая – отдельно каждой рукой в 2 октавы. От одного звука в расходящемся

движении. Аккорды двумя руками в 2 октавы. Арпеджио – отдельно каждой рукой в 2

октавы.

Кадансы T-S-T, T-D-T отдельно каждой рукой.

II класс (повышенный уровень)

1 полугодие – Ре мажор – си минор в прямом движении в 4 октавы. Аккорды двумя

руками в 4 октавы. Арпеджио двумя руками в 4 октавы. Хроматическая гамма двумя

руками в 4 октавы, от «ре» в расходящемся движении.

Кадансы T-S-D-T.

II класс (базовый уровень)

1 полугодие – Диезные гаммы Ре мажор – си минор двумя руками в 2 октавы в прямом

движении. Мажорная – в расходящемся движении, минорная – в прямом движении

гармонический, мелодический вид. Аккорды двумя рукам в 2 октавы. Арпеджио двумя

руками в 2 октавы. Хроматическая гамма двумя руками в 2 октавы.

Кадансы T-S-D-T.

II класс (повышенный уровень)

II полугодие – Гаммы Си бемоль мажор – соль минор в прямом и расходящемся

движении в 4 октавы. Аккорды двумя руками в 4 октавы. Арпеджио двумя руками в 4

октавы. Хроматическая гамма двумя руками в 4 октавы.

Кадансы T-S-D-T.

II класс (базовый уровень)

II полугодие – Гаммы Си бемоль мажор – соль минор в прямом и расходящемся

движении в 2 октавы. Аккорды двумя руками в 2 октавы. Арпеджио двумя руками в 2

октавы. Хроматическая гамма двумя руками в 2 октавы, симметричная аппликатура в

расходящемся движении.

Кадансы T-S-D-T.

III класс (повышенный уровень)

1 полугодие – Гаммы Ля мажор в 4 октавы двумя руками в прямом и расходящемся

движении. Фа диез минор – в 4 октавы двумя руками в прямом движении. Аккорды двумя

руками в 4 октавы. Арпеджио двумя руками в 4 октавы. Ломаные в 4 октавы двумя

руками. Хроматическая гамма в 4 октавы двумя руками.

III класс (базовый уровень)

1 полугодие – Гаммы Ля мажор в 4 октавы двумя руками в прямом и расходящемся

движении. Фа диез минор – в 4 октавы двумя руками в прямом движении. Аккорды двумя

8

руками в 4 октавы. Арпеджио двумя руками в 4 октавы. Хроматическая гамма в 4 октавы

двумя руками.

III класс (повышенный уровень)

II полугодие – Гаммы Ми бемоль мажор в 4 октавы двумя руками в прямом и до минор- в

4 октавы двумя руками в прямом и расходящемся движении. Аккорды двумя руками в 4

октавы. Арпеджио двумя руками в 4 октавы. Ломаные в 4 октавы двумя руками.

Хроматическая гамма в 4 октавы двумя руками.

III класс (базовый уровень)

II полугодие – Гаммы Ми бемоль мажор в 4 октавы двумя руками в прямом и до минор –

в 4 октавы двумя руками в прямом и расходящемся движении. Аккорды двумя руками в 4

октавы. Хроматическая гамма в 4 октавы двумя руками.

IV класс (повышенный уровень)

1 полугодие – Гаммы Ми мажор – до диез минор в прямом и расходящемся движении

двумя руками в 4 октавы. Мажор в терцию, дециму. Аккорды двумя руками в 4 октавы.

Арпеджио ломаные двумя руками в 4 октавы, короткие – двумя руками в 4 октавы.

Хроматическая гамма. D7 – отдельно каждой рукой в 4 октавы, длинные – двумя руками в

4 октавы. Кадансы.

IV класс (базовый уровень)

1 полугодие – Гаммы Ми мажор – до диез минор в прямом и расходящемся движении

двумя руками в 4 октавы. Мажор – в терцию, дециму. Аккорды по 3-4 звука двумя руками

в 4 октавы. Арпеджио ломаные отдельно каждой рукой в 4 октавы, длинные – отдельно

каждой рукой в 4 октавы. Хроматическая гамма двумя руками в 4 октавы. Кадансы. D7

отдельно каждой рукой в 4 октавы.

IV класс (повышенный уровень)

II полугодие – Гаммы Ля бемоль мажор – фа минор в прямом и расходящемся движении

двумя руками в 4 октавы. Мажор в терцию, дециму. Аккорды двумя руками в 4 октавы.

Арпеджио ломаные двумя руками в 4 октавы, короткие – двумя руками в 4 октавы,

длинные – двумя руками в 4 октавы. Хроматическая гамма от «Ля бемоль» в прямом и

расходящемся движении. Кадансы. D7 двумя руками в 4 октавы, длинные – двумя руками

в 4 октавы.

IV класс (базовый уровень)

II полугодие – Гаммы Ля бемоль мажор – фа минор в прямом и расходящемся движении

двумя руками в 4 октавы. Мажор – в терцию, дециму. Аккорды двумя руками в 4 октавы.

Арпеджио длинные, ломаные в 4 октавы, короткие – двумя руками в 4 октавы, длинные –

каждой рукой отдельно в 4 октавы. Хроматическая гамма от «Ля бемоль» в прямом и

расходящемся движении. Кадансы. D7 – отдельно каждой рукой в 4 октавы, длинные –

отдельно каждой рукой в 4 октавы. Кадансы.

V класс (повышенный уровень)

1 полугодие – Гаммы Си мажор в прямом и расходящемся движении в 4 октавы в терцию,

дециму, сексту. Соль диез минор – в прямом и расходящемся движении гармонический и

мелодический вид. Аккорды в 4 октавы двумя руками. Арпеджио – короткие, длинные,

ломаные в 4 октавы. Аккорды D7 – в 4 октавы двумя руками (длинные, короткие).

Арпеджио – короткие, длинные. Кадансы.

V класс (базовый уровень)

1 полугодие – Гаммы Си мажор в прямом и расходящемся движении в 4 октавы в терцию,

дециму, сексту. Соль диез минор – в прямом и расходящемся движении гармонический и

мелодический вид. Аккорды в 4 октавы двумя руками. Арпеджио – длинные, ломаные,

короткие двумя руками в 4 октавы. D7- двумя руками в 4 октавы. Кадансы.

V класс (повышенный уровень)

II полугодие – Гаммы Ре бемоль мажор в прямом и расходящемся движении в 4 октавы в

терцию, дециму, сексту. Си бемоль минор – в прямом и расходящемся движении

9

гармонический и мелодический вид. Аккорды в 4 октавы двумя руками. Арпеджио –

длинные, короткие, ломаные в 4 октавы двумя руками. Аккорды D7, ум7, арпеджио –

длинные, короткие в 4 октавы двумя руками. Хроматическая гамма – в прямом и

расходящемся движении. Кадансы.

V класс (базовый уровень)

II полугодие – Гаммы Ре бемоль мажор в прямом и расходящемся движении в 4 октавы в

терцию, дециму, сексту. Си бемоль минор – в прямом движении три вида. Аккорды в 4

октавы двумя руками. Арпеджио длинные, короткие, ломаные в 4 октавы двумя руками.

D7 – короткие, длинные двумя руками в 4 октавы. Аккорды D7. Хроматическая гамма – в

прямом и расходящемся движении в 4 октавы двумя руками (от «ре» и «соль диез» в

противоположном). Кадансы.

VI класс (повышенный уровень)

1 полугодие – Гаммы Фа диез мажор в терцию, дециму, сексту в прямом и расходящемся

движении. Ре диез минор в прямом и противоположном движении в 4 октавы. 11 аккордов

от белых клавиш. Арпеджио – короткие, ломаные, длинные, D7, умVII7 в 4 октавы двумя

руками, в прямом и расходящемся движении. Кадансы. Хроматическая гамма в прямом и

противоположном движении в 4 октавы.

VI класс (базовый уровень)

1 полугодие – Гаммы Фа диез мажор в прямом движении. Ре диез минор в прямом и

противоположном движении в 4 октавы. Аккорды по 4 звука в 4 октавы двумя руками.

Арпеджио длинные, короткие, ломаные. D7 короткие, длинные. Ум7. Хроматическая

гамма в прямом и расходящемся движении в 4 октавы. Кадансы.

VI класс (повышенный уровень)

II полугодие – Соль бемоль мажор в терцию, дециму, сексту в прямом и расходящемся

движении в 4 октавы. Ми бемоль минор в прямом и противоположном движении в 4

октавы. Аккорды по 4 звука, D7, ум 7. 11 аккордов от белых клавиш. Арпеджио длинные,

короткие, ломаные. D7, умVII7 – в 4 октавы двумя руками в прямом и расходящемся

движении. Хроматическая гамма в прямом и расходящемся движении в 4 октавы.

Кадансы.

VI класс (базовый уровень)

II полугодие – Гаммы Соль бемоль мажор в терцию, дециму, сексту в прямом и

расходящемся движении в 4 октавы. Ми бемоль минор в прямом и противоположном

движении в 4 октавы. Аккорды D7 с обращениями по 4 звука. Арпеджио длинные,

короткие, ломаные. D7, умVII7. Хроматическая гамма в прямом и расходящемся

движении в 4 октавы. Кадансы.

VII класс (повышенный уровень)

1 полугодие – Проверяются все пройденные диезные гаммы с параллельным минором в

прямом и противоположном движении в терцию, дециму, сексту. 11 видов от белых

клавиш. D7 – короткие, длинные, с обращениями в 4 октавы. Ум7 – короткие, длинные,

ломанные. Аккорды, арпеджио с обращениями по 4 звука в 4 октавы.

VII класс (базовый уровень)

1 полугодие – Проверяется любая из пройденных диезных гамм с параллельным минором

в прямом и противоположном движении в терцию, дециму. Хроматическая – в прямом и

противоположном движении от любого звука. Тонические трезвучия аккордами и

арпеджио (короткие, ломаные, длинные) с обращениями в 4 октавы. D7, ум7 – короткими,

длинными арпеджио.

VII класс (повышенный уровень)

II полугодие – Проверяются все пройденные бемольные гаммы с параллельным минором

в прямом и противоположном движении в терцию, дециму, сексту. 11 длинных арпеджио

от белых клавиш. D7 – короткие, длинные, с обращениями в 4 октавы. Ум7 – короткие,

длинные, ломанные. Аккорды, арпеджио с обращениями по 4 звука в 4 октавы.

VII класс (базовый уровень)

10

II полугодие – Проверяется любая из пройденных бемольных гамм с параллельным

минором и противоположном движении в терцию, дециму. Хроматическая – в прямом и

противоположном движении от любого звука. Тонические трезвучия аккордами и

арпеджио (короткие, ломаные, длинные) с обращениями в 4 октавы. D7, ум7 – короткими,

длинными арпеджио.

4. Список используемой литературы.

1. Алексеев А. Методика обучения игре на фортепиано. – М.:Музгиз, 1961. – 272 с.

2. Брянская Ф. Формирование и развитие навыка игры чтения с листа в первые годы

обучения пианиста. –М.:Классика – XXI, 2005. – 63 с.

3. Вицинский А. Процесс работы пианиста-исполнителя над музыкальным

произведением. – М.: Классика – XXI, 2004. – 232 с.

4. Гофман И. Фортепианная игра. Ответы на вопросы о фортепианной игре. – М.:

Классика – XXI, 2002. – 188 с.

5. Детская школа искусств. Справочное пособие. / сост. Э. Р. Дарчинянц. – М., 1999 г. –

640 с.

6. Землянский Б. О музыкальной педагогике. – М.: Музыка, 1987. – 144 с.

7. Как учить музыке одаренных детей. – М.: Классика – XXI, 2010. – 238 с.

8. Калинина Н. Клавирная музыка Баха в фортепианном классе. – Л.: Музыка, 1988.

9. Кирнарская Д. Музыкальные способности. – М.: Таланты – XXI век, 2004 г.

10. Коган Г. Вопросы пианизма. – М.: Советский композитор, 1968 г.

11. Коган Г. Работа пианиста. – М.: Классика – XXI, 2004 г.

12. Корто А. О фортепианном искусстве. – М.: Классика - XXI, 2005 г.

13. Кременштейн Б. Воспитание самостоятельности учащегося в классе специального

фортепиано. – М.: Классика - XXI, 2003 г.

14. Музыкальный инструмент фортепиано. Вариативная программа для ДМШ и

музыкальных отделений ДШИ. Сост. Е .И. Гудова, С.А. Чернышков.

15. И.Салихова Образовательная программа по предмету «Фортепиано. Повышенный

уровень» для учащихся 6-14 лет. Срок обучения 9 лет. Санкт-Петербург, 2013 г.

11



В раздел образования