Напоминание

Внедрение формирующего оценивания в учебный процесс основной школы


Автор: Маленова Любовь Прокопьевна
Должность: учитель химии и естествознания
Учебное заведение: ГАНОУ "Международная Арктическая школа"
Населённый пункт: Республика Саха Якутия, город ЯКУТСК
Наименование материала: статья
Тема: Внедрение формирующего оценивания в учебный процесс основной школы
Раздел: полное образование





Назад




ВНЕДРЕНИЕ ФОРМИРУЮЩЕГО ОЦЕНИВАНИЯ

В УЧЕБНЫЙ ПРОЦЕСС ОСНОВНОЙ ШКОЛЫ

Маленова Л.П. - учитель химии и естествознания

ГАНОУ «Международная Арктическая школа»

Федеральные

государственные

стандарты

общего

образования

третьего

поколения

устанавливают

требования

к

достижению

обучающимися личностных результатов, чтобы каждый выпускник школы

получил

знания

и

умения,

необходимые

для

реализации

своих

индивидуальных целей и задач.

ФГОС предъявляют следующие требования к процессу оценивания:

-

выделить

достигаемые

образовательные результаты

по

каждой

теме

и

каждому предметы образовательной деятельности;

- выстроить процесс формирования знаний и умений;

-

организовать

осознанное

оценивание

каждым

учеником

собственных

результатов обучения;

-

дать

возможность

обучающимся

выстроить

и

развивать

свои

индивидуальные процессы обучения.

Значит, в новых условиях, оценивание должно быть направлено не

просто на выявление недостатков по отдельным предметам, оно должно стать

механизмом,

который

обеспечивает

непрерывность

процесса

совершенствования качества образования. Оценивание должно не просто

подводить итоги достигнутого уровня знаний, но и выявить проблемные места

в усвоении знаний или умений, указать возможные пути решения проблем и

сопровождать обучающегося на всем протяжении достижения конечной цели.

Основными принципами в стандартах нового поколения являются:

-

оценивание

является

постоянным

процессом,

интегрированным

в

образовательный процесс;

-

оценивание

может

быть

только

критериальным,

которыми

выступают

ожидаемые результаты обучения;

- критерии оценивания и алгоритмы выставления оценок заранее известны

всем участникам образовательного процесса;

- учащиеся должны быть участниками оценочной деятельности, приобретая

умения по самооценке.

Всем вышеперечисленным требованиям удовлетворяет формирующее

оценивание (formative assessment) (Black.P and William D., 1998), ключевыми

характеристиками которого являются:

- оценивание встроено в процесс учения;

- учебные цели и основные критерии оценивания обсуждены с учениками;

- оценивание должно помочь ученикам осознавать свои пробелы, сильные и

слабые стороны в усвоении знаний и умений;

- каждый ученик может добиться улучшений в обучении.

Внедрение формирующего оценивания в учебный процесс требует от

каждого учителя новых организационных компетенций и новых подходов к

планированию учебного процесса:

- выявить планируемые результаты обучения учащихся по целому курсу

обучения, по каждому разделу и по каждой теме изучения;

- выделить основные этапы формирования знаний и умений учащихся по

каждой теме, разделу и целому курсу;

-

определить

места,

где

необходимо

провести

оценивание

результатов

обучения, формы контроля знаний, установить уровни усвоения знаний и

умений;

- предположить типичные ошибки и предложить пути их преодоления;

- выделить критерии оценивания результатов обучения по каждой теме,

разделу и курсу обучения;

- определить разные уровни усвоения темы, раздела и курса, в зависимости от

индивидуальных потребностей каждого ученика.

Наиболее удобным форматом в реальном процессе обучения является

разработка плана уроков на одну четверть с указанием домашних работ,

текущих

проверочных работ,

контрольных работ

с

указанием

критериев

оценивания. Этот план по каждому предмету в начале четверти получают и

учащиеся, и родители.

Далее, в процессе обучения, все участники образовательного процесса

получают «обратную связь»: ученики оценку уровня усвоения изученного

материала, родители - продвижение ученика в процессе обучения, учитель -

сильные и слабые стороны предложенного варианта методики преподавания.

При использовании стратегии формирующего оценивания постепенно

исчезает «страх за двойки», «борьба за пятерки», уступая осознанному выбору

приобретения знаний. При этом скорости усвоения материала у каждого

ученика может быть своим. И уровень усвоения материала каждый ученик

может выбрать свой, в зависимости от своих целей и задач.

Список литературы:

1. Бородкина Н.В., Тихомирова О.В. Формирующее обучение в школе. - Ярославль: ГАУ

ДПО ЯО ИРО, 2016 г.

2. Пинская М.А. Формирующее оценивание: оценивание в классе / М.А.Пинская. - М.:

Логос, 2012 г.

3. Сутужко В.В. Структура, принципы и классификация понятия «оценка»// Эпистемология

и философия науки. Т.XVIII, № 4. - С.104-124

4. Шамова Т.И. «Современные средства оценивания результатов обучения в школе. - М.:

Педагогическое общество России, 2012 г.



В раздел образования