Автор: Чухрай Светлана Валерьевна
Должность: концертмейстер
Учебное заведение: МАНУ ДО ДХТД
Населённый пункт: г. Кореновск, Краснодарский край
Наименование материала: методическая разработка
Тема: Развитие интонационно-слуховой активности на занятиях в вокальном ансамбле
Раздел: дополнительное образование
МУНИЦИПАЛЬНОЕ АВТОНОМНОЕ НЕКОММЕРЧЕСКОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ
ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ
ДОМ ХУДОЖЕСТВЕННОГО ТВОРЧЕСТВА ДЕТЕЙ
МУНИЦИПАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ КОРЕНОВСКИЙ РАЙОН
Методическая разработка
на тему:
Развитие интонационно-слуховой
активности на занятиях
в вокальном ансамбле
концертмейстер
высшей квалификационной категории
Чухрай Светлана Валерьевна
Кореновск – 2022 г.
План:
Аннотация……………………………………………………………………..стр.3
Введение………………………………………………………………………стр.3
1 Проблемы развития интонационно-слуховой активности на занятиях в
вокальном ансамбле…………………………………………………………..стр.4
1.1 Виды музыкального слуха……………………………………………….стр5
1.2 Интонация и интонирование как основа хорового строя……………стр.9
2 Методы интонационно-слуховой работы в вокальном ансамбле…….стр.11
2.1 Унисоны…………………………………………………………………стр.12
2.2 Интервалы ………………………………………………………………стр.13
2.3 Аккорды…………………………………………………………………стр.14
2.4 Некоторые другие методы улучшения интонирования в
ансамбле……………………………………………………………………...стр.15
Заключение…………………………………………………………………..стр.19
Список литературы.
2
Аннотация
Основная цель данной методической работы – систематизация и
представление различных форм интонационно-слуховой работы в рамках
вокально-хоровой
работы
в
ансамбле.
В
данной
методической
разработке рассматривается понятие «музыкальный слух», его виды; также
анализируются методы интонационно-слуховой работы, которые включают в
себя точное интонирование унисонного звучания, методы отработки чистого
звучания интервалов и аккордов; анализируется проблема интонирования
как основы хорового строя.
Работа основана на принципах одной
из
основных специальных дисциплин - хорового сольфеджио. Теоретический и
практический материал разработки может быть рекомендован в качестве
методического пособия для работы педагогов по вокалу и учителей музыки
общеобразовательных школ.
Введение
Основная цель вокально-хорового воспитания детей - это обучение
вокально-хоровому, ансамблевому пению, воспитание первоначальных основ
музыкально-певческой культуры, развитие личности учащихся средствами
хорового искусства и на этой основе - создание условий для формирования и
развития
интеллектуальных,
творческих
способностей
воспитанников.
Ансамблевое исполнительство является одной из эффективных форм
вокально-хорового обучения учащихся.
Оно опирается на стремление
участников коллектива к единому ансамблевому звучанию, которое обычно
базируется на внимательном отношении как к качеству исполнения своей
партии, так и к общему звучанию, единому метроритму, вокальному
дыханию.
В работе
ансамбля также важно
стремление к единой
эстетической
концепции
и
драматургии
исполняемого
произведения;
увлечённость и духовная общность в процессе совместной деятельности.
Но чтобы вокальный ансамбль зазвучал правильно и красиво, необходимо
проделать огромную работу как руководителю, так и участникам ансамбля.
3
Музыкально-исполнительский процесс в ансамбле предполагает освоение его
участниками
системой
специальных
музыкально-теоретических
и
практических знаний, умений и навыков.
Обучение вокально-хоровому
пению включает освоение как вокальных, так и хоровых навыков. Это и
певческое дыхание, звукообразование и звуковедение, артикуляция и дикция;
динамика, нюансировка, темп и метроритм;
навыки строя, ансамбля,
понимание дирижерских жестов хормейстера. Интонационная точность
является основой вокального искусства. Ведь невозможно воспринимать
пение, если исполнители поют фальшиво, не попадая на нужные звуки.
Правильная интонация - это чистота пения мелодии или аккордов, а также
правильная координация звуковысотного слуха и голоса. Интонационно-
слуховое развитие учащихся - вокалистов является основным вопросом в
методиках
хоровых
дисциплин.
1 Проблемы развития интонационно-слуховой активности на занятиях
в вокальном ансамбле
Наряду с общими задачами, стоящими перед педагогом-хормейстером ,
развитие интонационно - слуховой активности ставит своей целью также
способствовать развитию навыков выразительного и технически правильного
пения. Ведь главной задачей является развитие навыков владения голосом
как
основным
инструментом
вокалистов.
Навыки
красивого
и
выразительного пения – результат
долгой и упорной работы над
формированием правильных приемов дыхания и звукообразования, которые
основаны
на
свободной
и
естественной
артикуляции.
Приемы
выразительного пения обязательно должны развиваться одновременно с
другими интонационными и слуховыми навыками. Фактически, процесс
пения
является
интонированием,
поэтому
интонационно-слуховое
воспитание учащихся вокального ансамбля – важнейшая профессиональная
задача
каждого
хормейстера.
4
Основной задачей работы по интонационно-слуховой подготовке
учащихся должно стать развитие горизонтального и вертикального строя, от
которого зависит качество ансамблевого звучания; воспитание высокой
активности
исполнителя
средствами
ансамблевой
звучности,
совершенствование
музыкального
мышления
и
музыкального
слуха.
Активный слух является синтезом слуховой активности, осознание качества
интонации, развитой музыкальной памяти, четкого ощущения ритмической
пульсации, темповой мобильности. Важно развивать и интонационно-
слуховую
координацию
и
«позиционное»
интонирование,
а
также
внутренний
слух.
При отборе в вокальный коллектив дети обязательно проходят
прослушивание. Проверку певческих данных, в том числе и интонацию,
проверяют при помощи простых небольших упражнений, которые должны
быть ладотонально устойчивы. Точное интонирование говорит о наличии
хорошего
слуха.
Неточная
интонация
может
быть
результатом
недостаточного развития музыкально - слуховых ощущений в раннем
детстве. Заключается это в отсутствии внимания при исполнении нужного
звука, в отсутствии несогласованности между слухом и голосом, в неумении
пользоваться регистрами. Поэтому очень важно, чтобы хормейстер был
внимателен и вовремя смог разглядеть интонационную проблему ребенка.
1.1 Виды музыкального слуха
Музыкальный слух представляет собой сочетание способностей,
которые необходимы человеку для грамотного восприятия, сочинения и
исполнения музыки. Он позволяет тонко воспринимать как отдельные
музыкальные качества звуков (громкость, высоту, тембр), так и гармоничные
связи
между
ними
в
музыкальной
композиции
(чувство
ритма,
лад). Академик Б.В.Асафьев важнейшей составляющей музыкального слуха
считал
восприятие
организованной
звуковысотности,
то
есть
через
интонацию: «Музыка, прежде всего, интонационное искусство. Само понятие
5
«тон» - основное понятие музыки - содержит в себе указание на
неизбежность познания музыки через восприятие звуков, закономерно
сопряженных
через
ощущение
их
высотности».
Певец Л. Б. Дмитриев - крупнейший исследователь в области
вокального искусства, писал: «Музыкальный слух не сводится к способности
различать высоту звуков, то есть к звуковысотному слуху, но проявляется в
способности различать окраску звуков – тембровый слух, место данного
звука в тональности – ладовое чувство, гармонию – гармонический слух и
т.п.». При правильной тренировке музыкальный слух может быть развит в
высокой степени. Конечно, в связи с особой восприимчивостью детского
возраста он с большей легкостью и полнотой может быть развит при
обучении с детства, но и во взрослом состоянии можно добиться их
полноценного развития. Разные люди обладают разным уровнем владения
или обладания музыкальным слухом, так ,например , одни слышат
отдельные ноты или интервалы, а другие способны запомнить на слух и
воспроизвести целое произведение. У некоторых людей музыкальный слух
отсутствует
вовсе,
однако
,
это
редкость.
Музыкальный слух делится на несколько разновидностей, таких как
абсолютный слух, относительный слух, внутренний слух и вокальный, а
также
звуковысотный
слух.
В певческой практике часто употребляется термин «вокальный слух»,
который
обозначает
понятие
более
широкое,
чем
музыкальный
слух. Известный педагог Морозов В.П. писал: «Вокальный слух – это прежде
всего….сложное
музыкально-вокальное
чувство,
основанное
на
взаимодействии
слуховых,
мышечных,
зрительных,
осязательных,
вибрационных видов чувствительности. Сущность вокального слуха - в
умении
осознать
принцип
звукообразования…»
Это
прежде
всего
способность человека не только воспринимать на слух музыкальные звуки,
но и умение воспроизвести и помнить на мышечном уровне его звучание.
Умение петь правильно приходит именно вместе с развитием вокального
6
слуха. Со временем мышечная память вокального аппарата перерастает в
рефлекс,
что
облегчает
выполнение
певцом
художественных
задач
музыкального произведения. Составной частью вокального слуха является
мышечное чувство, работа мышц вокального аппарата. Вокальный слух
требует от вокалиста постоянной тренировки и развития вокально- слуховых
умений. Для процесса развития вокального слуха наиболее важны слуховое
внимание (именно слуховая активность); попытки воспроизведения, анализ
полученного звучания, внутреннее пение, достижение высокого качества
звучания в собственном исполнении и , наконец, исполнение на основе
постоянного
самоконтроля.
Согласно многочисленным исследованиям ученых, абсолютный слух
формируется исключительно в детском возрасте.
Абсолютный слух –
явление исключительное феноменальное в определенном отношении. Им
обладают всего лишь около 7% от числа профессиональных музыкантов и не
более 1% всех слушателей
музыки. Абсолютным слухом считается
способность людей определять «на слух» абсолютную высоту звуков - это
дар природы от рождения, уникальная звуковысотная память. Различают
пассивный и активный абсолютный слух.
Пассивный слух – это умение
правильно слышать, активный – умение голосом точно воспроизводить
услышанное. Обычно нечистое интонирование связано с недостаточным
представлением мелодии внутренним слухом. Точность интонации зависит
от вокальной техники, и слух самого певца не всегда может здесь помочь.
Внутренний слух связан со способностью мысленно воспроизвести, как
бы “проиграть” в голове музыкальную фразу или отдельные вокальные
партии.
Этот
вид
слуха
тоже
поддается
тренировке.
Звуковысотный слух – способность различать высоту тона, различные
оттенки и нюансы голоса. Развитие звуковысотного слуха - одна из главных
задач
начального
этапа
обучения
в
вокальном
ансамбле.
Относительный (интервальный) слух —это способность к
определению высоты звуков путем сравнения с теми, что человеку уже
7
известны. Его можно довести до степени абсолютного, причем даже
профессиональные
музыканты
достигают
успеха
только
благодаря
постоянным
занятиям.
Гармонический слух является способностью безошибочно распознавать
гармонические созвучия (аккорды), состоящие из одновременно звучащих
двух и более звуков, затем понять, как далеко они расположены друг
относительно друга по высоте. Бывает интервальный (2 звука) и аккордовый
( от 3 звуков) гармонический слух. Полезен при подборе аккомпанемента,
написании
гармонических диктантов , а также
в работе хормейстера.
Полифонический слух - это способность слышать полифонию, то есть
как ведут себя несколько мелодий в контексте произведения, если они звучат
одновременно, но могут вступать или исчезать в разное время. Является
высшей
формой
музыкального
слуха.
В вокально-хоровой деятельности музыкальный слух выполняет
ведущую и контролирующую роль: исходя из восприятия музыкального
произведения,
формируется
содержание
музыкально-слухового
образа
исполнителя, его замысла и намерения, которые конструируют певческое
действие.
В
работе
вокального
ансамбля
работа
над
развитием
гармонического
и
мелодического
слуха
являются
необходимым
компонентом.
Если
мелодический
слух
развивается
быстрее,
то
гармонический слух - гораздо позже. Очень часто наблюдается такая картина
- абсолютное большинство учащихся даже музыкальных школ не слышат
«музыкально», а хороший
гармонический слух выявляются у единиц.
Проблема зачастую не в системе обучения. Например, многие педагоги
уверены,
что
не
всем
дано
слышать.
Это
не
так.
В
некоторых
образовательных учреждениях многолетний опыт работы показывает, что
дети могут слышать. Точно так же как все они могут читать и писать. Другая
причина состоит, вероятно, в том, что педагоги нередко подходят к вопросам
развития слуха только с чисто музыкальной стороны. Вот почему важно
строить свою работу профессионально грамотно.
8
1.2 Интонация и интонирование как основа хорового строя.
Важнейшим средством хорового или ансамблевого исполнения
признавал хоровой строй педагог, дирижер Н. М. Данилин, ведь хоровое
исполнение неразрывно связано с понятием строя. В хоре или вокальном
ансамбле строй играет главную роль - неточное интонирование даже одного
певца может привести к самым неприятным последствиям. Поэтому
хормейстер должен воспитывать в коллективе понимание необходимости
постоянного контроля за точностью интонирования. Строй - это чистота
интонирования в пении. Различают мелодический (горизонтальный) – строй
отдельной
хоровой
партии
и
гармонический
(вертикальный)
–
или
общехоровой. Без верного интонирования хоровой строй существовать не
может.
Термин «интонация» появился несколько веков назад, но широкое
применение получил в начале 20 века в работе Яворского Б.Л. «Строение
музыкальной речи», а затем был развит в «интонационной теории» Асафьева
Б.В. Он отмечал, что «…интонация – первостепенной важности фактор…Без
интонирования и вне интонирования музыки нет». Именно интонация играет
основную
роль в
постижении эмоционального смысла
музыкального
искусства, выразительного значения мелодии. Ее называют душой музыки,
основой
музыкального
мышления
и
общения.
Когда мы говорим о развитии вокальных навыков, то подразумеваем
развитие музыкального слуха и голосового аппарата у детей. Правильная
вокальная интонация – это чистота пения мелодии, правильная координация
звуковысотного слуха и голоса. Формирование правильной вокальной
интонации у детей вызывает особую трудность. Детонация (неправильное
интонирование, фальшь) -
может наблюдаться как при интонировании
отдельных звуков, так и пении в целом. Причины детонации могут быть
различны – стеснительность, чрезмерная активность ребёнка,
слабость
слухового
внимания,
неумение
правильно
воспроизвести
мелодию,
9
отсутствие координации между слухом и голосом, утомлённое состояние
голосового
аппарата,
общее
болезненное
состояние
ребенка.
В вокальном обучении исправлять качество интонирования надо до 10 лет,
так как этот период является кульминацией способности детей к вокальному
подражанию. Чем старше становится ребенок, тем тяжелее исправить
неправильную
интонацию.
Такой термин как «интонация» следует отличать от
«интонирования»
—
музыкально-исполнительского
термина
(верное
попадание в тон) . Одной из причин неточного интонирования является
недостаточное развитие звуковысотного слуха. Чистота интонации в пении
требует постоянной работы над совершенствованием слуха начиная с
раннего возраста, развитием слухового сосредоточения к различению и
воспроизведению звуков по высоте, направлению движения мелодии. Одной
из
причин
неверной
интонации
у
детей
называют
неправильное
голосообразование,
т.е. неправильное использование регистров голоса.
Преобладающим регистром для детей является пение в примарной зоне, в
зоне разговорной речи, естественным звуком. Исполнение более высоких
звуков, ведет либо к крикливому исполнению, либо к так называемому
«гудошничеству». Поэтому для многих педагогов обращение к головному
резонированию
в
работе
над
интонацией
является
хорошим
результативным приемом. Мало кто знает, но, когда вокалист поёт грязно, -
это не значит, что у него плохой музыкальный слух. Существует понятие
«позиционная фальшь» - если звук сильно «углубить» - происходит
занижение интонации. Если петь «поверхностно», снимая с дыхания -
интонация будет завышаться. Существуют общие рекомендации как этого
избежать. Нужно избегать так называемых «подъездов» к нотам. Для этого
стараться ставить звук как бы сверху, на правильном дыхании. Хорошим
приемом является применение мягкой атаки звука - звук нужно начинать
правильно, со вдоха, и мягко. Также не следует разрывать музыкальную
фразу и менять позицию при движении мелодии вверх или вниз. Звук по
10
тембру
не
должен
отличаться
по
всему
диапазону.
В
репертуаре
ансамбля
всегда
должны
быть
песни
с
плавным
голосоведением
и
хорошо
запоминающейся
мелодией.
Исполняемые
произведения
должны соответствовать возрасту ребенка, диапазону его
голоса и уровню вокальной техники. К примеру, начинающий вокалист не
сможет исполнить технически сложные элементы пения - форшлаг,
например, и другие мелизмы. Исполнительский опыт детей слишком мал. И
только годы тренировок расширяют музыкальный кругозор, тренируют слух.
Пение «а капелла», как ничто другое, помогает услышать и интонационно
«вычистить»
мелодию
разучиваемого
произведения.
При
исполнении
мелодии песни без сопровождения нужно обратить внимание на ровность
исполнения каждого звука и четкость переходов между ними. Услышать
ошибку будет очень легко, так как слух будет занят только своим
собственным исполнением. Высшей ступенью развития музыкального и
вокально-технического опыта является импровизация. Умение варьировать
мелодию «на ходу» или сочинять свою под заданный аккомпанемент
предполагает огромный музыкально-вокальный опыт и владение своим
голосом
в
совершенстве.
Важным фактором является координация между слухом и голосом. Это
- основа развития чистоты интонирования. Это способность слышать,
воспринимать, анализировать и воспроизводить голосом различные звуки.
Улучшение координации между слухом и голосом - дело не одного дня, это
вопрос регулярной практики. Поработать необходимо с мелкими мышцами
гортани, которые просто не могут сработать так, чтобы выдать звук нужной
высоты, когда мы хотим. Нужно растянуть эти вокальные мышцы, им просто
не хватает гибкости. То есть, когда мы учимся петь, мы постепенно
«прокачиваем» определенный мышечный комплекс.
2. Методы интонационно-слуховой работы в вокальном ансамбле
11
Прежде чем начинать работу над интонацией в пении, сначала
необходимо научить детей правильному певческому дыханию. Великий
певец Э. Карузо писал: "У певца может быть самый надежный слух и лучшие
намерения, но, если он не умеет управлять дыханием, он будет петь нечисто
или будет издавать безжизненные жалкие звуки". Вначале следует научить
учащихся правильно вдыхать воздух: вдох должен быть коротким и
отрывистым,
только
носом.
А
затем
-
приступать
к
обязательным
дыхательным упражнениям. Затем нужно приступать к более сложному виду
интонационно-слуховой работы – хоровому сольфеджио. Эта методика с
большим успехом применяется в работе как с хором, так и с вокальным
ансамблем. Основная задача сольфеджио в целом – в организации и развитии
музыкального слуха, в его интенсивном и многогранном использовании в
исполнительской и творческой деятельности. Цель сольфеджио – воспитание
чистого интонирования.
Цель же
хорового сольфеджио – воспитание
высокой
слуховой
активности,
совершенствование
и
выравнивание
профессиональных
качеств
музыкального
слуха
учащихся.
Рассмотрим основные методы интонационно-слуховой работы в
вокальном ансамбле.
2.1 Унисоны
Работа над точным интонированием унисона, является одним из
важнейших средств в достижении устойчивости хорового строя. Именно
установление в хоре или ансамбле чистого унисонного звучания есть одна из
основных задач, которую должен ставить перед собой педагог-хормейстер.
Воспитание чистого унисона начинается тогда , когда в примарной зоне на
простых попевках необходимо достичь интонационного единства, а потом
перейти к его закреплению. Этот процесс может быть длительным, если в
ансамбле или хоре присутствуют дети с различными вокально-слуховыми
ощущениями- активно слышащие, дети средних музыкальных способностей,
а также «гудошники», у которых чаще всего отсутствует связь между
12
голосом и слухом. Работа над унисоном должна проводиться постоянно и
последовательно. Неточное интонирование унисона становится причиной так
называемого «расшатывания» ансамблевого строя. Основной принцип
интонирования нисходящего звукового последования: чем ниже звук, тем
выше
его
позиция.
Основной
принцип
интонирования
восходящего
звукового последования- чем выше звук, тем выше его позиция.
2.2 Интервалы
Интонационно-слуховая работа с интервалами занимает одно из
основных мест в вокально-хоровой работе. Именно
интервальный слух
определяет
значительное
количество
интонационно-слуховых
навыков.
Правильное интонирование интервалов является важнейшим фактором,
определяющим
чистоту
хорового
строя.
Существуют
две
основные
звуковысотные координаты – мелодической горизонтали и гармонической
вертикали. Это - основа интонационно-слуховой системы. Развитие навыков
правильного интонирования интервалов является второй важнейшей задачей
хормейстера. Каждый из них имеет свою интонационную природу и
механизм исполнения - это известно каждому хормейстеру. Чистые
интервалы интонируются устойчиво, секунды, терции, сексты и септимы-
односторонним сужением и расширением; увеличенные и уменьшенные
интервалы - с двусторонним расширением и сужением. Наибольшую
трудность для детей представляет пение больших секунд вверх и малых вниз.
Существует
несколько
основных
типов
интонационных
упражнений,
которые реализуются в ходе интонационно-слуховой работы с различными
интервалами.
1. Унисонное движение учащихся на конкретный интервал вверх с
возвращением к исходному звуку.
2. Унисонное движение хора на конкретный интервал вниз с возвращением к
исходному звуку.
13
3. Учащиеся делятся на две группы. Первая группа интонирует движение на
конкретный
интервал
вверх
с
возвращением
к
исходному
звуку
в
предложенной ритмической схеме с дальнейшим секвенционным развитием.
Вторая группа выполняет обратное движение в том же ритме и с тем же
мелодическим развитием.
4. Упражнение выполняется двумя группами аналогично предыдущему, но
первая группа сначала двигается на заданный интервал вниз, а вторая
выполняет обратное движение .
5. Две группы учащихся двигаются от заданного звука в разном направлении:
первая – вверх от исходного с последующим возвращением к нему, вторая –
вниз от исходного с последующим возвращением. Интонационный результат
данного упражнения – в интонационно точных возвращениях к исходному
унисону и в слуховом осознании возникшего между унисонами другого
(консонанса или диссонанса) интервала.
Чтобы услышать и прочувствовать звучание интервалов, упражнения нужно
выполнять в медленном темпе.
2.3 Аккорды
Многоголосное слаженное пение является высшей исполнительской
формой в хоровом искусстве. Гармоническая интонационно-слуховая работа-
очередной
этап
в
формировании
активности
музыкального
слуха
и
музыкального мышления. Материал должен быть выстроен по принципу
последовательного интонационно-слухового освоения каждого аккорда. Для
начала необходимо достичь уверенной интонационной устойчивости в
исполнении певцами собственной отдельной партии. Потом присоединяем
следующие голоса. Такое сознательное слышание своей партии и других
голосов и является результатом такой работы.
14
Выделим четыре основных типов интонационно-слуховых упражнений с
аккордами.
1. Унисонное движение хора по звукам заданного аккорда вверх и обратно:
прима (1) – терция (3) – квинта (5) – терция (3) – прима (1). Полученная
попевкасеквенцируетсяпо полутонам вверх.
2. Хор делится на две группы. Первая группа (I) сохраняет выполненное в
первом упражнении мелодическое движение 1 – 3 – 5 – 3 – 1. Вторая (II)
выполняет встречное движение 5 – 3 – 1 – 3 – 5.
3. Три группы хора выстраивают названный аккорд. По руке преподавателя
происходит движение параллельными аккордами на заданный интервал.
Интонационный результат упражнения – чистое параллельное движение
4. Три (или четыре) группы хора структурно выстраивают названный аккорд.
Затем по руке преподавателя хор сливается в унисон на каком-либо из тонов
данного
аккорда
с
последующим
возвращением
к
первоначальному
звучанию.
Последующая работа над многоголосием проводится с усложнением
технических задач в партитуре. Здесь свою роль играет тембральное
единство голосов, работа над голосоведением и строем.
2.4 Некоторые другие методы улучшения интонирования в ансамбле.
Устный мелодический диктант
Устный мелодический диктант как одна из форм работы в рамках
хорового
сольфеджио
служит
для
развития
музыкальной
памяти,
внутреннего слуха, координации работы голоса и слуха. Такой диктант
может состоять из коротких интонационных оборотов, попевок в заданном
ладу, которые педагог исполняет на инструменте, а ансамбль или солист
следом пропевают на какой-либо слог. Таким образом закрепляются ладовые
интонации, наиболее часто встречающиеся в музыке, развивается скорость
15
«узнавания» интонаций. До сольфеджирования целесообразно пропеть
мелодию как вокализ под
подыгрывание педагога на инструменте.
Хороший результат в работе с нечисто интонирующими детьми дает прием
«пение
с закрытым ртом». Важно научить детей правильно, то есть
«вокально» закрывать рот для пения. Язык - в естественном положении, зубы
не сжаты.Во время пения с закрытым ртом ученик слышит сам себя и может
контролировать неточности своего пения. Еще один прием, аналогичный
этому - во время пения прикрывают ладонью одно ухо, именно это позволяет
слышать себя «внутри» и пение остальных «снаружи».
Метод пластического интонирования.
В данном методе ребенок рукой
показывает движение мелодии во время пения и во время слушания музыки.
Он довольно эффективен в работе над чистотой интонации. Педагог И. В.
Субботина подчеркивает, что «особенность данного метода заключается в
восприятии музыки через моторику своего тела».
Правильный выбор темпа урока. Ведь слишком медленный темп работы на
занятии
сделает пение вялым, неоформленным, качество внимания и
слуховой активности ухудшится. А слишком быстрый темп не позволит
усвоить информацию качественно.
К одним из современных методов обучения можно отнести так называемые
«Онлайн-тренажеры
музыкального
слуха».
Они
сейчас
приобретают
большую популярность. Учащиеся с любым уровнем подготовки с большим
удовольствием занимаются дома. Это увлекательные, нацеленные на радость
общения с миром музыки и на развитие творческих способностей обучающие
и развивающие музыкальные игры и тренажёры. Они бесплатны и доступны
каждому
ребенку
(например,
на
сайте
«Музыкальная
академия»,
«Виртуальный класс Оксаны Никитиной. Музыкальные игры», и т.д.
К методическим приемам развития вокального слуха, направленным
на формирование слухового восприятия и вокально-слуховых представлений
можно
отнести
также:
16
- подстраивание высоты своего голоса к звуку камертона, инструмента,
голосу
учителя
или
детей
с
наиболее
развитым
слухом;
-пение
«по
цепочке»;
- слуховое сосредоточение и вслушивание в показ учителя с целью
последующего
анализа
услышанного;
-моделирование
высоты
звука
движениями
руки;
- задержка звучания ансамбля на отдельных звуках по руке педагога с целью
выстраивания
унисона;
-
выделение
звуков
из
гармонических
интервалов
и
аккордов;
- выработка активного «пиано» как основы воспитания детского голоса;
- вокализация песен на слог «лю» с целью выравнивания звучания;
- активная беззвучная артикуляция при мысленном пении с опорой на
внешнее
звучание;
-
пропевание
фрагментов
«про
себя»;
-
транспонирование
мелодий
песен,
попевок,
-
«первый
куплет
поем
вслух,
второй
-
про
себя»,
-пение
на
игру
воображения
(«кошечка
болеет»,
«собачка
лает»).
Такие задания нравятся детям. Они становятся более внимательными и более
точными в интонировании мелодии, лучше себя слышат.
Эффективные способы разучивания песни или попевки, которые
способствуют интонационному развитию, предлагает педагог О.В. Казер.
- по принципу «Эхо». Педагог поет фразу, затем дети повторяют.
- «Включаем и выключаем звук в телевизоре» .Например, ребёнок поёт
разучиваемую песню, а педагог то «включает» звук, то «выключает»,
показывая какой-либо знак рукой. Это упражнение неплохо тренирует
«внутренний слух».
- «Птички и рыбки». Делим группу детей на «птичек» – правильно поющих и
«рыбок» – с неустойчивой интонацией, не налаженной координацией слуха и
17
голоса. Для начала предлагает всем детям «рыбками» петь беззвучно, но
старательно артикулируя. А затем вместе и «птичками», и «рыбками». Таким
образом, дети – «рыбки» эффективно совершенствуют свой музыкальный
слух и координацию.
- плохо интонирующих детей рассаживаем между чисто интонирующими
детьми и ближе к музыкальному инструменту.
Чистоте интонации также способствует:
слушание песен в хорошем исполнении взрослых и детей;
подбор песен, удобных по диапазону, для данной группы детей;
систематическое повторение с детьми разученных песен, пение «а
капелла».
пение
небольшими
подгруппами
и
по
одному;
-
пение
канонов.
Отдельное внимание всегда уделяется исправлению интонации у плохо
интонирующих детей ,«гудошников». Не секрет, что иногда вдруг начинают
петь мимо нот
те дети, у
которых вроде бы
явно присутствовал
музыкальный слух. Причин таких внезапных изменений может быть много-
ребенок не выспался, неприятности в общеобразовательной школе, семейные
неурядицы, плохое физическое самочувствие, и т.д. Есть и еще одна причина
плохого интонирования- отсутствие верной координации между слухом и
голосом .Либо ребенок просто не справляется со своим голосовым
аппаратом, или же не умеет правильно формировать
певческий звук.
для улучшения у таких детей интонационных недостатков применяются
следующие приемы:
- пение звуков на гласный «У» на стаккато с последующим переходом на
легато;
- освобождение нижней челюсти от лишнего напряжения;
- выполнение задания с помощью плотного закрывания ушей ладонями рук.
18
-необходимо создать на занятии атмосферу доброжелательности, поощрять
ребенка - даже самый небольшой успех.
Заключение.
Трудно переоценить значение работы над интонацией в вокальном
ансамбле. Правильное интонирование есть
основа
хорошего звучания
ансамбля. Чесноков П.Г писал: «Фальшивая интонация разрушает хоровую
звучность». Педагог - хормейстер
должен уметь грамотно
не только
подобрать правильный репертуар, но и выделять наиболее сложные в
интонационном отношении места в произведении и находить эффективные
способы для чистого и свободного их интонирования. От хормейстера при
работе над интонационно- слуховой составляющей требуется большой запас
терпения, настойчивости и изобретательность, а также должен построить
свое занятие
так, чтобы вызвать положительные эмоции, повышающие
работоспособность учащихся. Достижение чистой
интонации - одна из
актуальных проблем и первостепенных задач музыкального педагогики. Без
точного воспроизведения высоты звуков не может быть правильного и
выразительного
исполнения
произведения.
В
процессе
развития
музыкального слуха только тот педагог добьется максимальных результатов,
который твердо знает и соблюдает основные принципы методики. На
занятиях
по
развитию ладоинтонационного слуха все должно быть
направлено к тому, чтобы сформировать у ребенка способность прекрасно
слышать; чтобы с помощью такого слуха научить его свободно мыслить,
чувствовать и творить; чтобы посредством музыкально-художественного
творчества воспитать талантливого Человека.
19
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
1. Берак О.Л., Карасева М.В. Как преподавать сольфеджио в XXI веке: сб. ст.
– М., Классика-XXI. - 2006.;
2. Бережанский П. Н. Абсолютный музыкальный слух (сущность, природа,
генезис, способ формирования и развития). — М., 2000;
3. Войнова А.Д. Развитие чистоты интонации в пении дошкольников. М.:
Просвещение, 2007;
4. Демченко Д.С. Вокальные игры с детьми. М. «Луч», 2009
5. Дмитриев, Л.Б. Основы вокальной методики / Л.Б. Дмитриев. – М.:
Музыка, 2007;
6. Казер О. В. «Игровая методика обучения детей пению», С– Пб.,
«Музыкальная палитра», 2005;
7. Карасева, М. Сольфеджио – психотехника развития музыкального слуха /
М. Карасева. – М., 1999.
8 Миненкова М. С. Гармоническое сольфеджио / М. С. Миненкова. –
Минск, 2006.
9. Морозов В.П. Вокальный слух и голос / В.П. Морозов. Л.: Музыка, 1965.
10.Оськина С.Е., Парнес Д.Г. Музыкальный слух. Теория и методика
развития и совершенствования (2005)
11.Оськина С.Е. Внутренний музыкальный слух/ В помощь педагогу –
музыканту[Текст] / С. Е. Оськина. –М.: Музыка, 1977
12. Осеннева М.С., Самарин В.А. «Работа с детским хором», М., « Музыка»,
2015
13.Палкин В. Вокально-хоровые упражнения, Харьковский государственный
институт культуры, Харьков, 1967
14. Сафронова О. Л. Методика работы с вокальным ансамблем: Учебно-
методическое пособие О. Л. Сафронова. — Санкт- Петербург : Планета
музыки, 2023.
15. Соловьева А. Основы психологии слуха / А. Соловьева. – Л., 1972
16. Струве Г. А. Хоровое сольфеджио : методическое пособие для детских
хоровых студий и коллективов / Г. А. Струве. – М. : Советский композитор,
1988
20
17. Стулова Г.П. Акустические основы вокальной методики, Москва -Берлин
Издательство "Планета музыки",2015
18.Шатковский Г.И. «Развитие музыкального слуха»- М.,ООО «Свет»,2016
21