Автор: Собакин Владимир Львович
Должность: учитель истории и обществознания
Учебное заведение: МОУ "ЦО Ревякинский"
Населённый пункт: посёлок Ревякино
Наименование материала: статья
Тема: "Содержание и структура исторического и обществоведческого образования в условиях модернизации образования в России.
Раздел: полное образование
Содержание и структура исторического и обществоведческого образования
в МОУ «ЦО Ревякинский» в условиях модернизации
образования в России.
Модернизация российского образования потребовала решения проблемы
дифференциации
содержания
обучения.
На
старшей
ступени
общеобразовательной школы реализация проблемы проходит через введение
профильного обучения – системы специализированной подготовки учащихся
старшей
школы,
ориентированной
на
индивидуализацию
обучения
и
социализацию обучающихся.
Профильное
обучение
направлено
на
реализацию
личностно-
ориентированного учебного процесса. При этом существенно расширяется
возможности
выстраивания
учеником
индивидуальной
образовательной
траектории.
Профильное обучение в старшей школе призвано:
- обеспечить старшеклассникам углубленное изучение отдельных предметов;
- создать условия для существенной дифференциации содержания обучения, с
широкими
и
гибкими
возможностями
построения
школьниками
индивидуальных образовательных программ;
- способствовать установлению равного доступа к полноценному образованию
разным категориям обучающихся в соответствии с их склонностями и
потребностями;
-
расширить
возможности
социализации
учащихся,
обеспечить
преемственность между общим и профессиональным образованием, более
эффективно
подготовить
выпускников
к
освоению
программ
высшего
профессионального образования.
В условиях, когда базовые учреждения образования Ясногорского района
собираются переходить к профильному обучению, нам показалось актуальным
продемонстрировать, как происходит эта работа у нас, в МБОУ «Ревякинская
гимназия».
Предпрофильная подготовка впервые в гимназии была организована в 2005-
2006 учебном году, когда по запросам учащихся в 9 классе было организовано
11 предпрофильных элективных курсов. В 2006-2007 учебном году мы перешли
на профильное обучение на старшей ступени образования и уже шестой год
продолжаем у себя в гимназии работу по совершенствованию системы
профильного обучения.
Подготовительная работа начинается в основной школе, когда учащийся
впервые совершает ответственный выбор – предварительное самоопределение в
отношении профилирующего направления собственной деятельности. А выбор
этот, действительно, серьезен, ибо он во многом определяет дальнейшую
образовательную траекторию обучающегося на всю жизнь. Поддержку ему в
этом выборе оказывает педагоги, классный руководитель, психолог гимназии
совместно с родителями. Конечно, жизнь динамична, меняются интересы,
устремления, наконец, возможен и ошибочный выбор, но педагоги гимназии
делают все, чтобы минимизировать подобные вещи. Ошибочный выбор
профиля – это не приговор учащемуся, но определенные дополнительные
трудности на этапе поступления в высшую школу у него неизбежно возникнут.
Подготовка учащегося к ситуации выбора профиля обучения
осуществляется поэтапно. Условно эти этапы можно обозначить так:
- пропедевтический (при завершении обучения в 8 классе) – выявление
образовательного запроса учащихся;
- основной (в период обучения в 9 классе) – моделирование видов
образовательной деятельности, востребованных в профильной школе, и
принятие решения в различных образовательных ситуациях;
- завершающий (при окончании 9 класса) – оценка готовности школьника к
принятию решения о выборе профиля обучения в старшей школе.
Пропедевтический этап позволяет дифференцировать массив учащихся в
соответствии с их потребностью в различных вариантах предпрофильной
подготовки.
Работа
осуществляется
классным
руководителем
8
класса
совместно
с
психологом.
Учащимся
предлагается
заполнить
анкету
«Образовательные предпочтения учащихся 8 класса» (анкета 1.1). В ней они
отвечают на вопросы о готовности изучения предпрофильных курсов и
желательной
для
них
методики
их
изучения,
а
также
выбирают
предпрофильные курсы, которые они хотели бы изучать в 9 классе, набрав в
сумме 68 часов.
Восьмиклассникам предлагался список из 32 предпрофильных курсов
(таблица 1.1), в том числе таких как: «Имею право», «Государственные
символы России», «Семья и право», «История в лицах», «Белые пятна
истории», «Международное гуманитарное право», «Я – гражданин России».
Учителя используют авторские и разработанные рабочие программы по этим
элективным курсам. Кроме того обязательно для всех является курс «Мои
профессиональные
намерения»,
носящий
профориентационный
характер,
который ведет педагог-психолог Борисова Е.Г. в рамках своей основной
деятельности. Заполняется также анкета «Профильная ориентация» (анкета
1.2), в результате формируется сводная таблица элективных курсов, часть из
которых финансируется за счет родительской платы, что позволяет учесть
индивидуальный выбор всех восьмиклассников. Таким образом, в 2020-2021
учебном году в 9 классе будет преподаваться 8 элективных курсов (таблица
1.2), в том числе «Государственные символы России», «История в лицах», «Я –
гражданин России».
На
основном
этапе
в
9
классе
предусматривается:
- обучение способам принятия решения о выборе индивидуального маршрута
образовательной деятельности;
-
организация
процедур
психолого-педагогической
диагностики
и
самодиагностики, позволяющих строить версии о предрасположенности к тем
или
иным
направлениям
образовательной
деятельности
в
условиях
профильного обучения.
На завершающем этапе реализуются «пробы выбора профиля обучения»,
серии заданий, прогнозирующих соответствие личностной заинтересованности
гимназиста в обучении на данном профиле, а также возможностей школьника
требованиям избираемого профиля.
Реализация в предпрофильных классах элективных ориентационных курсов
преследует
своей
целью
подготовку
учащегося
к
ситуациям
выбора
направления дальнейшего образования. Элективные курсы в 9 классе являются
пропедевтическими и выполняют задачи практико-ориентированной помощи в
личностном выборе содержания образования. В этой связи элективные курсы
рассчитаны на небольшое количество часов, что позволяет школьникам в
течение года попробовать себя в различных видах деятельности. Курсы
предпрофильной подготовки можно разделить на два вида: предметно-
ориентированные, дающие ученику возможность реализовать свой интерес к
выбранному предмету и создающий условие для подготовки к экзамену по
выбору, что согласно Положению гимназии «О профильном обучении»
является условием продолжения обучения по выбранному профилю в 10
классе. Второй вид – межпредметные (ориентационные) курсы, создающие базу
для ориентации учеников в мире современных профессий. Форма обучения на
курсах могут быть как академические, так и инновационные, развивающие
самостоятельность и творческую инициативу учеников.
В 2019-2020 учебном году в Центре образования преподается 6 элективных
курсов, в том числе: «Международное гуманитарное право», «Я – гражданин
России» (таблица 1.3). Учащимся была предложена анкета профильной
ориентации (анкета 1.3). Все учащиеся прошли курс «Мои профессиональные
намерения». В результате анализа анкетирования определен выбор профилей и
групп для обучения в 10 классе. В 2012-2013 учебном году в 10 классе будет
сформирован социально-экономический профиль, сформированы предпочтение
элективных курсов в профиле. В том числе учащиеся выбрали такие
элективные курсы как: «Вопросы текущего законодательства», «История
развития права в России», преподавание которых будет вестись по рабочим
программам учителей центра образования (таблица 1.5).
Переходя к профильному обучению, хочется отметить, что в его реализации
мы
видим
реальную
возможность
индивидуализации
образовательного
процесса. Способности формируются в деятельности, поэтому организация
учебно-воспитательного процесса – это создание поле выбора для его
участников. Для детей это выбор объема домашних заданий: решать две задачи
или одну, выбор кружка, факультатива, позднее выбор проекта, тема
исследовательской
работы,
элективных
курсов,
уровня
содержания
по
предметам.
Для учителей:
- вариативный УМК (базовый, углубленный уровни);
- возможность создания авторских программ (элективные курсы и предметы).
Возможность выбора усилило заинтересованность обучающихся, их
мотивацию в получении высшего профессионального образования. Учителя
приобрели
возможность
преподавать
предмет,
в
изучении
которого
заинтересованы все ученики группы, т.е. интерес учеников и учителей
совпадают,
что
способствует
максимальному
раскрытию
возможностей
сотрудничества, соавторства, сотворчества.
Анализируя учебный план старшей школы на 2020-2021 учебный год: в 10
классе сформирован технологический профиль. Преподавание истории ведется
на базовом уровне в объеме 68 часов (на Всеобщую историю и историю
России); обществознание в технологическом профиле ведется на базовом
уровне в объеме 68 часов; в 11 классе на социально-экономическом профиле
обществознание ведется в объеме 102 часов на углублённом уровне; кроме того
ведется преподавание экономики в объеме 68 часов, право (68 часов), а также
преподается элективный курс «Вопросы текущего законодательства РФ» (34
часа) по рабочей программе Собакина В.Л. В 2020-2021 учебном году в
планируется
открыть
в
10
классе
естественно-научный
профиль.
Предполагается,
что
в
естественно-научном
профиле
история
будет
преподаваться на базовом уровне в объеме 68 часов, обществознание будет
вестись на базовом уровне в объеме 68 часов, а в социально-экономическом –
на углублённом в объеме 102 часов, кроме того будет преподаваться право – 68
часов, экономика – 68 часов, будет вестись преподавание следующих
элективных курсов: «Вопросы текущего законодательства» (34 часа), «История
развития права в России» (34 часа), для которых учителя разрабатывают
рабочие программы. Элективные предметы помогают довести знания предмета
до углубленного уровня или изучить курс, не предусмотренный базовым или
углублённым стандартом. (таблица 3)
Хочется сказать об итогах нашей деятельности: в 2020 все выпускники
гимназии продолжили учебу в вузах на бюджетной основе. Одним из
показателей успеха в реализации индивидуализации образовательных программ
являются результаты ЕГЭ: за последние годы средний балл на ЕГЭ по истории
составил 58,9 что выше среднего как по району так и Тульской области; по
обществознанию средний балл за последние годы составил 62,5, что также
выше среднерайонных и среднеобластных показателей (таблица 4).
Важнейшим показателем мы считаем и итоги участия гимназистов в
районном
этапе
Всероссийской
олимпиады
школьников
по
истории,
обществознанию и праву (таблица 5). За последние 5 лет на районном этапе
гимназисты получили 35 призовых мест, в том числе 16 первых, 11 вторых и 8
третьих.
Нельзя не сказать и о трудностях: главными проблемами мы считаем, во-
первых, недостаточную степень готовности всех учащихся 10 класса к
обучению на профильном уровне, особенно к самостоятельному созданию
алгоритмов познавательной деятельности для решения задач творческого и
поискового
характера.
Во-вторых,
несоответствие
профиля,
в
котором
обучаются некоторые учащиеся в 10-11 классах, выбору направления в
получении ими высшего образования в дальнейшем, что выливается в сдачу
непрофильных предметов на экзаменах в формате ЕГЭ по окончанию 11 класса.
В гимназии сложилась система педагогического мониторинга, который мы
осуществляем по самым разным направлениям нашей работы. Ежегодно мы
проводим
анкетирование
выпускников,
цель
которого
выявление
эффективности
их
подготовки
к
самостоятельной
жизни,
готовность
продолжить обучение в вузах. Так 92 % выпускников 2020 года считают, что
гимназия выполняет функции подготовки учащихся к получению профессии,
50% считают, что это проявляется в том, что гимназия дает широкое базовое
образование, полезное для правильного выбора профессии, 67% в углубленном
изучении определенной области знаний, 83% выпускников легко общаются с
сокурсниками, 42% испытывают уверенность в себе, у 50% отношение с
преподавателями складываются отлично. Мнение родителей о выполнение
социального заказа мы ежегодно изучаем в 4,9 и 11 классах. Результаты
анкетирования показывают, что в гимназии существует тесное взаимодействие
учителей, гимназистов и родителей, а это залог новых достижений и педагогов
и гимназистов.
Мы не хотим останавливаться на достигнутом и ставим перед собой новые
задачи:
1.
Продолжить работу гимназии по совершенствованию структуры и
содержания образования, в том числе и по социально-гуманитарным
дисциплинам.
2.
Разрабатывать новые авторские и рабочие программы по предметам
социально-гуманитарного цикла, позволяющие учесть социальный заказ
и обеспечить индивидуальные траектории обучения учащихся.
В конце хотелось бы отметить: мы убеждены, что профильное обучение –
это
та
образовательная
модель,
которая
формирует
способность
к
осознанному выбору, встающем перед человеком в течение всей жизни,
формирует
качество
личности,
подготовленной
к
непрерывному
образованию, смене видов деятельности и профессии в течение всей жизни,
человека, готового и способного решать задачи модернизации российского
общества.