Автор: Валентина Петровна Инюшева
Должность: учитель географии и биологии
Учебное заведение: МБОУ Холстовская средняя школа
Населённый пункт: с.Холстовка Павловского района
Наименование материала: статья
Тема: "Современные педагогические технологии в образовательной деятельности учителя"
Раздел: полное образование
Современные педагогические технологии
в образовательной деятельности учителя
Современное общество требует скорейшего совершенствования образовательного
пространства,
определения
целей
образования,
учитывающих
государственные,
социальные и личностные потребности и интересы.
Сегодня в школьном образовании происходят значительные перемены, которые
охватывают практически все стороны педагогического процесса. Личный интерес
обучающегося – это решающий фактор процесса образования. Учителю, необходимо
знать, на какие стороны личности ребёнка могут повлиять знания школьной географии,
какие использовать технологии в учебном процессе, чтобы получить планируемые
результаты.
Введение новых федеральных государственных образовательных стандартов
заставило взглянуть на образовательный процесс с новой стороны. В основу всей
образовательной деятельности учителя ставится системно-деятельностный подход,
который помогает построить процесс обучения так, чтобы научить ребенка учиться,
самостоятельно строить свои образовательные траектории и следовать им. В
компетентность учителя входит осуществление обучения и воспитания учащихся,
использование современных образовательных технологий обучения, в том числе
информационно-коммуникативных, способность эффективно применять учебно-
методические, информационные, иные ресурсы, постоянно развиваться профессионально
и интеллектуально.
Современный урок географии – это форма технологической организации учебной
деятельности. Само слово “технология” происходит от греческих слов “техно” (искусство,
мастерство, умение) и “логос” (слово, учение, наука).
Поэтому каждый урок должен быть
построен с учётом принципа обучения деятельности. Учитель, готовясь к уроку должен
разработать чёткий сценарий действий учащихся и самого учителя.
Признаки технологической организации урока географии:
- чёткое видение деятельности ученика (проектирование урока)
- создание мотивационной установки деятельности.
- чёткая постановка перед учащимися проблемы для определения учебных целей и задач
учащимися.
- организация взаимодействия (коллективные, групповые и парные формы работы).
- организация деятельности с учебно-методическим комплектом как с источником
информации.
-организация самостоятельной деятельности при решении проблемных и творческих
задач.
- осмысление результатов деятельности на уроке (рефлексия)
- применение различных форм контроля диагностика результативности
Педагогические
технологии
-
это
сложные
системы
приёмов
и
методик,
объединенных
приоритетными
общеобразовательными
целями,
концептуально
взаимосвязанными между собой задачами и содержанием, формами и методами
организации
учебно-воспитательного
процесса,
где
каждая
позиция
накладывает
отпечаток на все другие, что и создает в итоге определенную совокупность условий для
развития учащихся.
С овладением любой новой технологией начинается новое педагогическое
мышление учителя: чёткость, структурность, ясность методического языка, появление
обоснованной нормы в методике.
Сущность образовательных технологий выражается в том, что изменяется характер и
способ образования. Наряду с развитием умственного потенциала учащихся происходит
личностное развитие, т.е. сам процесс образования предполагает иную позицию учителя и
ученика в образовании: они выступают как равноправные участники образовательного
процесса.
В
педагогической
деятельности
используются
следующие
педагогические
технологии:
1.
Игровые технологии
2.
Коммуникативные
3.
Технология творческих мастерских
4.
Технология интегрированного обучения
5.
Технология развития критического мышления
6.
Технология проблемного обучения
7.
Технология формирующего оценивания
8.
Здоровьесберегающие технологии
Только
достойное
школьное географическое
образование
может
воспитать
настоящего гражданина Земли, хозяина, создателя, хранителя этого великого творения
Вселенной.
Современной
педагог
должен
обладать
умением
проектировать
индивидуальные
педагогические технологии и применять их в работе.
География — это предмет, позволяющий учащимся не только узнавать
окружающий мир, но и развивать свой творческий потенциал — внутренние возможности.
У каждого ребенка есть способности и таланты. Задача учителя — руководить
деятельностью детей, чтобы они могли проявлять свои дарования. Методические
возможности школьного курса безграничны, насколько сложен этот учебный предмет,
настолько и разнообразен. В работе каждого педагога складывается определенная
система, стиль — техника работы
.
Использование современных образовательных технологий позволяет усилить
мотивацию учения благодаря возможности регулировать задачи по трудности, поощряя
правильные решения, не прибегая при этом к нравоучениям и порицаниям.
Современными исследователями доказано, что научно обоснованные и качественно
разработанные образовательные технологии помогают педагогу достигать планируемого
результата профессиональной деятельности с максимальной степенью приближенности.
Но в сфере образования (в отличие от производственной) многое зависит и от человека,
использующего ту или иную технологию. Поэтому личность учителя, его культура,
профессионализм, интуиция все это условия успешности применения любой
образовательной технологии.