Напоминание

Экспедиция на поиски индийского слона


Автор: Фролова Вера Владимировна
Должность: преподаватель
Учебное заведение: МКУ ДО Москаленская ДХШ
Населённый пункт: Омская область
Наименование материала: Методическая разработка занятия по композиции
Тема: Экспедиция на поиски индийского слона
Раздел: дополнительное образование





Назад




Методическая разработка

занятия по композиции

(1 класс ДХШ, 10-11 лет)

Тема

Экспедиция на поиски индийского слона.

(2 урока)

Цель: Дать понятие «выразительное пятно».

Применить стилизацию на основе сетки.

Изучить возможности оттенков серого цвета.

Применить знания и умения для получения, разбелов цвета,

тёплого и холодного колорита, богатства оттенков цвета.

Развитие умения работать по воображению и фантазии.

Расширить кругозор об окружающем нас мире, о

культуре, искусстве Индии.

Воспитание любви к животным, к природе. Воспитание

доброты и нравственности.

Практика коллективной работы.

Практика решения проблемной ситуации.

Практика работы по плану и самооценка результата работы.

Задание:

1. Выполнить упражнение - коллективный набросок слона.

2. Выполнить сетку пластичными линиями.

З. Лист расположен вертикально Найти слона в сетке. .

Закомпоновать его в квадрат, чтобы ему было не тесно, не просторно.

Прорисовать его в движении, выразительным пятном.

4. Нарисовать, используя сетку небольшой ковёр на спине, принцессу

или балдахин. Украсить их крупными восточными узорами, используя

образец.

5. Написать слона оттенками (серо красного, серо синего, серо жёлтого,

серо фиолетового, и другими оттенками серого). Заданный главным оттенок,

должен преобладать, его должно быть больше. Он задаст тёплый или

холодный колорит, которого нужно придерживаться. Писать по пятнам

государствам. Богатство цвета обязательно.

6.

Ковёр написать ярко без добавок серого., принцессу и балдахин

выполнить, применяя разбелы и яркие вкрапления.

Главный цвет слона должен читаться и здесь

7.

Написать джунгли по пятнам государствам. Передать богатство зелёного

цвета (смешивать зелёный со всеми цветами)

8.

Применить если понадобится выделение обводкой, фломастером или

кистью. Цвет чёрный или один из сложных серых.

ХОД УРОКА.

Мы совершим путешествие. А в какую страну попробуйте угадать по музыке.

(звучит музыка индии).

Теперь ещё одна загадка. Посмотрите какой красивый глаз. (показать глаз

слона сквозь прорезанную бумагу)

Как вы думаете кто эта красавица.

Так, а теперь. (Показать глаз слона с частью головы).

Это слон! Мы отправимся с вами в индийские джунгли искать слона.

Сейчас мы составим его приметы для розыска. (записываю на листе

маркером) Большой, толстый, 4 ноги, большие уши, маленький хвостик,

бивни.

Вот как увидели слонов разные художники. (показать репродукции, изделия

слонов)

А теперь мы составим фоторобот слона. Вы видели, когда собирают портрет из

отдельных глаз, носа, губ. Мы будем работать в двух командах, и каждая

команда составит фоторобот. Я раздам вам фломастеры и на них помечено,

какую часть тела слона вы будете рисовать этим цветом. Фломастеры друг

другу не передавать. И так какая команда вперёд и быстрее нарисует

фоторобот. Ставлю перед вами условие: слону не должно быть не тесно не

просторно и слон должен быть в движении - ноги, голова, хобот, то есть

выполнить его выразительным пятном.

Я хочу проверить вас, как вы понимаете выразительность пятна.

Сейчас мы поиграем в игру «Кобра» . Я буду показывать различные пятна, а

вы, если пятно выразительное поднимаете руки вверх. Представим, что руки —

это кобры. Когда кобра видит выразительное пятно она делает стойку

«показываю примеры пятен разные по выразительности) Ну вот теперь вы

разбираетесь в выразительности пятна,

сможете выполнить слона И так

начали! (дети рисуют по очереди на листе АЗ обрезанном, до квадрата)

Давайте посмотрим, сравним.

Хорошо! А теперь поменяемся и попробуем ещё раз. Посмотрим какой слон

самый выразительный по пятну (смотрим анализируем работы)

Ну, вот фотороботы готовы, и мы можем отправляться на поиски слона. Ну

теперь джунгли ждут нас, мы готовы к поиску! Мы идём в глубину джунглей, а

они становятся всё гуще и гуще их заплетают лианы. На листе, расположенном

вертикально не очень яркими пластичными линиями изображаем заросшие

лианами джунгли. Линии не должны обрываться. Делайте их длинными

извивающимися и уходящими за края листа. Но смотрите не делайте сильно

густо, а -то заблудитесь. И не делайте слишком редко, слон прячется в глубине

джунглей. Дырочки между лианами не должны быть большими , как крупная

сетка. Можно попетлять линией, уменьшая эти просветы между лианами. Ну

вот мы зашли в самую глубину джунглей и теперь внимательно смотрим и

стараемся увидеть спрятавшегося слона. Не бойтесь, что слон выходит

необычный, замысловатый, угловатый, как будто танцующий индийский танец,

это придаёт рисунку экзотичности. Требование остаётся тем же: слона показать

выразительным пятном и в движении. Он может шагать, поднять ногу,

повернуть голову, поднять хобот или вообще приподняться на задних ногах. Но

не ставить его вертикально, как человека. Ещё одно условие - слон должен

вписываться в квадрат. А также чтобы ему было не тесно, не просторно. (поиск

слона в линиях лиан) Ну вот слона нашёл каждый. Для красоты мы не забудем

положить на спину слона не большой восточный ковёр, с восточным крупным

узором. Узор мелко делать не надо. Для этого вы используете орнаменты

Индии, но не мелкие, а крупные, и можно их менять по-своему. Можно

отыскать узор по линиям лиан. Главное выдержать в восточном витиеватом,

пластичном стиле. У каждого должен быть свой узор. На спине у слона найдите

индийскую принцессу. Она может быть одета в шароварах и укрыта

прозрачными покрывалами, на голове головной убор в виде сложной короны. Я

покажу

как

в

искусстве

индии

изображали

женщин

богинь.

(показ

репродукций) . Поза может быть самой замысловатой. Ведь индийцы

занимаются такой гимнастикой, как йога и могут принимать очень сложные

позы, которые для нас не удобны. Или кто хочет нарисует балдахин на спине,

такую верандочку со шторками в которых ездили индийские принцессы.

Настало время поработать цветом. Какого цвета слон? Серый. А вы знаете

песенку про розового слона? Слушайте. Я вам её расскажу.

Где баобабы вышли на склон

Жил на поляне розовый слон.

Был он, быть может чуточку сер.

Обувь носил он сотый размер.

Но наступили дни перемен,

Хитрый охотник взял его в плен И в

зоопарке пасмурным днём.

Стал он обычным серым слоном.

Звери смеются, шутят о нём.

Айда красавец — серый, как дом.

Слон улыбнулся, слон их простил,

Но почему то, слон загрустил.

Зря унываешь, не ту беды,

Я- то ведь знаю розовый ты.

Снова наступит солнца рассвет.

Выкрасит кожу в розовый цвет.

Скажите, почему слон стал серым? Потому что попал в неволю. А почему он

загрустил? Потому, что над ним смеялись звери. Мне жалко слона, и мы

сделаем наших слонов с оттенками серого цвета. Не просто серый, а серый с

оттенком розового, голубого, оранжевого, жёлтого цвета. Я распределю

каждому оттенок цвета слона. (выбираю баночку гуаши) Этот цвет задаст

тепло-холодность вашего рисунка. Сейчас мы напомним какие цвета относятся

к холодным? (синий, фиолетовый, сиреневый, изумрудный) а какие к тёплым?

(жёлтый,

оранжевый,

красный,

жёлто-зелёный).

Мы

выполним

работу

живописно много оттенков серого - и серо-голубой, и серо розовый, и серо-

оранжевый, и серо-жёлтый. А вот серо зелёного брать совсем мало. Как вы

думаете почему? Потому что на фоне зелёных джунглей слон снова спрячется.

Работаем цветом по пятнам — государствам, которые у нас получились, когда

мы рисовали джунгли. Рядом не должны граничить одинаковые цвета. В итоге

у нас должно получиться богатство цвета. Цвет ковра делаем яркими цветами

без серого. Принцессу можно выполнить нежными разбелами, с вкраплениями

чистого цвета.

Посмотрите образец. (показать последовательность работы в цвете) Не

забывайте выдержать заданный колорит- тёплый или холодный

Когда слон будет готов, выполним в цвете его родные джунгли.

Они должны быть красивыми - богатыми по оттенкам зелёного. Для этого мы

будем смешивать зелёный со всеми цветами, какие у вас есть. Работать будем

по государствам, и следить за тем, чтобы рядом не граничили одинаковые

оттенки зелёного. В конце посмотрим, понадобится - ли нам выделение

обводкой. Работу выполняем аккуратно.

Я буду в вашей экспедиции рядом с вами и всегда прейду на помощь в трудной

ситуации. Чтобы всё было под контролем, я буду проверять как у вас дела,

передвигаясь по порядку к каждому и так по кругу.

Ну, а если у вас очень сложная ситуация поднимите руку. Я раздам вам памятку

действий ведь в джунглях может случиться всякое. (прочитать вслух план

действий) Напротив каждого пункта две графы. В первой вы ставите плюсик,

если вы считаете, что это вы уже выполнили, а во второй я буду ставить оценку

за этот этап. Оценка будет зависеть от того, насколько точно вы выполнили

требования к этому пункту. У кого есть вопросы, что не понятно? Приступаем к

работе.

В конце урока просмотр обсуждение и оценка работ по выразительности пятна,

оттенкам серого, богатству цвета.



В раздел образования