Автор: Горшкова Любовь Сергеевна
Должность: педагог дополнительного образования
Учебное заведение: ГБУ ДО ДДЮТ Фрунзенского района
Населённый пункт: города Санкт-Петербурга
Наименование материала: Статья
Тема: "Развитие творческих способностей детей на занятиях дополнительного образования" В студии детской моды "Фонтаневия"
Раздел: дополнительное образование
«Развитие творческих способностей детей на занятиях дополнительного
образования»
В студии детской моды «Фонтаневия»
Педагог дополнительного образования
Горшкова Любовь Сергеевна
Санкт-Петербург 2023
1
Содержание
1.
Творческие способности и их развитие…………………………………3
2.
Программа развития творческих способностей студии детской моды..5
3.
Выводы…………………………………………………………………....12
4.
Список литературы……………………………………………………….13
2
1. Творческие способности и их развитие.
Творческие способности - это индивидуальные особенности качества
человека, которые определяют успешность выполнения им творческой
деятельности различного рода. Творческие способности позволяют создавать
новое, никогда ранее не существовавшее и могут проявляться в любой
деятельности (научной, производственной, художественной и др.). В любом
ребенке, как было сказано выше, от рождения заложено творческое начало,
которое в течение жизни претерпевает множество изменений в зависимости
от той жизненной ситуации, в которой он находится: либо затухает, либо
наоборот – развивается. И в связи с этим, перед родителями и взрослыми,
которые окружают ребенка, встает задача не навредить, не «убить» в ребенке
это творческое начало, а наоборот направить его в нужное русло. Для этого
нужно всячески способствовать развитию творческих способностей – а это
длинный и сложный путь. В процессе развития творческих способностей
можно выделить ряд этапов. На одних из них происходит подготовка
анатомо-физиологической основы, на других идет становление задатков
небиологического
плана,
на
третьих
складывается
и
достигает
соответствующего уровня данные способности. Первичный этап в развитии
творческих способностей связан с созреванием необходимых для них
органических структур или с формированием на их основе функциональных
органов. Он обычно относится к дошкольному детству. Поначалу развитию
этих способностей помогают различного рода игры детей, так как игровая
деятельность в дошкольном возрасте является ведущей. Детские игры дают
первоначальный толчок развитию творчества, в основе которого лежат
творческие
способности.
Многоплановость
и
разнообразие
видов
деятельности, в которые включается ребенок, выступает как одно из
важнейших
условий
комплексного
и
разностороннего
развития
его
способностей. В этой связи появляются и новые требования, которые
3
предъявляются
к
деятельности,
развивающей
творческие
способности
ребенка. Эти требования следующие: творческий характер деятельности,
оптимальный уровень ее трудности для ее исполнителя, должная мотивация
и обеспечение положительного эмоционального настроя в ходе и по
окончании выполнения деятельности. Если деятельность ребенка носит
творческий, не рутинный характер, то она постоянно заставляет его думать и
сама по себе становится достаточно привлекательным делом как средство
проверки и развития способностей. Такая деятельность всегда связана с
созданием
чего-либо
нового,
открытием
для
себя
нового
знания,
обнаружения в самом себе новых возможностей. Это само по себе становится
действенным стимулом к занятиям ею, к приложению необходимых усилий,
направленных на преодоление возникающих трудностей. Такая деятельность
укрепляет положительную самооценку, повышает уровень притязаний,
порождает в себе уверенность и чувство удовлетворенности от достигнутых
успехов. Если выполняемая деятельность находится в зоне оптимальной
трудности, т. е. на пределе возможностей ребенка, то она ведет за собой
развитие его способностей, реализуя то, что Л. С. Выготский называл зоной
потенциального развития. Деятельность не находящаяся в пределах этой
зоны, гораздо в меньшей степени ведет за собой развитие способностей. Если
она слишком проста, то обеспечивает лишь реализацию уже имеющихся
способностей; если же она чрезмерно сложна, то становится невыполнимой
и, следовательно, также не приводит к формированию новых умений и
навыков. Поддержание интереса к деятельности через стимулирующую
мотивацию означает превращение цели соответствующей деятельности в
актуальную потребность ребенка.
Творческие способности – это культурно и социально обусловленные
способности. По утверждению Р.С. Немова условиями и предпосылками
развития этих способностей являются следующие обстоятельства его жизни:
1. Наличие общества, социально-культурной среды, созданной трудом
4
многих поколений. Эта среда искусственна, включает множество предметов
материальной
и
духовной
культуры,
обеспечивающих
существование
ребенка и удовлетворение его потребностей.
2. Необходимость участия в различных сложных и высокоорганизованных
видах человеческой деятельности.
3. Наличие с рождения вокруг ребенка образованных и цивилизованных
людей, которые уже обладают необходимыми ему способностями и в
состоянии передать ему нужные знания, умения и навыки, располагая при
этом соответствующими средствами обучения и воспитания.
4.
Отсутствия
с
рождения
жестких
запрограммированных
структур
поведения типа врожденных инстинктов, незрелость соответствующих
мозговых
структур,
обеспечивающих
функционирование
психики,
и
возможность их формирования под влиянием обучения и воспитания.
Каждое из названных обстоятельств является необходимым для развития
творческих способностей и целенаправленное использование их в различных
видах деятельности.
Студия детской моды, является такой деятельностью, которая способна
создать не только условия для наиболее полного развития, самоутверждения
и самореализации личности, но и так же способствовать развитию
творческих способностей, пробудить в детях творческий интерес, для
реализации замыслов в самых разных видах деятельности.
2. Программа развития творческих способностей студии детской моды
Студия
моды
способна
привлечь
детей
своей
необходимостью,
уникальностью потому – что каждой девочке, необходимо с раннего возраста
уметь ухаживать за собой, подчеркивать свои достоинства и раскрывать
природную красоту. Занятия в студии порождают интерес к эстетике и
искусству, развивают фантазию и образное мышление, учат проявлять
индивидуальность и стиль. А так же помогают развить у девочек
эстетический вкус и раскрыть индивидуальность в противовес следованию
массовой моде. То есть, студия моды в полной мере может пробудить в детях
5
творческий интерес, для реализации замыслов в самых разных видах
деятельности. В студии моды занятия ведутся по различным направлениям, а
именно: дизайн костюма, дефиле и сценическое движение, конструирование
и моделирование одежды, стильные штучки
Все направления студии моды, позволяют, проявить свои творческие
способности на всех этапах, от разработки образов, коллекции, до их
воплощения и представлении на лучших площадках города, страны и
зарубежья. Включение ребенка в полноценный процесс работы студии моды
даёт ему возможность познакомиться с огромным спектром творческих
программ, реализовать свой творческий потенциал и проявить свои
творческие способности в одном или в нескольких направлениях. При этом
далеко не на последнем месте может находиться и прагматическая установка,
так как навыки всех перечисленных программ при должном уровне владения
ими могут быть востребованы во многих других сферах человеческой
деятельности.
Цель программы:
Основной целью Программы является выявление и развитие творческих
способностей детей путем создания условий для максимального развития
способностей детей, их личностной, социальной самореализации.
Задачи:
Обучающие
- формирование умения самостоятельно тренироваться;
-способствовать
приобретению
умения
устанавливать
контакты
и
действовать в разных коммуникативных ситуациях;
- формировать умения совершать на сцене простейшие органические
движения;
- формировать умения правильно выражать свои эмоции, чувства, желания;
- способствовать активизации познавательной деятельности учащихся.
Развивающие
6
- развитие эстетики личности;
- развитие творческого потенциала личности посредством движения и
музыки;
- развитие творческой инициативы, фантазии;
- развитие художественно – творческих, индивидуально выраженных
способностей ребенка;
Воспитательные
- воспитание силы воли;
- пробуждение творческой активности;
- воспитание доброжелательности, ответственности в коллективе;
- стремление к совершенствованию.
-воспитание чувства ответственности;
- воспитание способности общаться в коллективе.
Ожидаемые результаты от реализации Программы
- Существенное обновление и укрепление материально-технической базы
учреждения дополнительного образования;
- Развитие у детей творческих способностей, воображения, мышления,
фантазии;
- Развитие коммуникативных навыков детей, установление контактов между
детьми, родителями и педагогами;
- Создание условий в учреждении дополнительного образования для
саморазвития и самореализации воспитанников.
Основание для разработки Программы
Мы живем в эпоху кризисов и социальных перемен. Нашей стране нужны
творческие, способные неординарно и нестандартно мыслить люди. В
7
настоящее время в образовательных учреждениях массовое обучение
сводится к овладению стандартными знаниями, умениями и навыками, к
типовым способам решения предполагаемых задач.
Данная Программа основана на принципах:
- принцип дифференцированности и вариативности:
усвоение знаний, умений и навыков происходит с учетом внутреннего
потенциала детей, в зависимости от природной одаренности;
- принцип научности и доступности в обучении: использование специальных
терминов и понятий, пояснение и толкование их смыслового содержания.
- принцип ценности личности, заключающийся в признании личности
каждого ребенка вне зависимости от той роли, которую он играет, позиции,
которую он занимает, мнения, которого он придерживается.
- принцип уникальности личности состоит в признании неповторимости
каждого ребенка, его способностей и, соответственно, в утверждении
необходимости
построения
учебно-воспитательного
процесса,
ориентированного на максимальное развитие этой индивидуальности. При
таком подходе не личность подгоняется под одну из существующих в
обществе социальных ролей, а роли выбираются под конкретную личность.
Принцип
уникальности
личности
задает
максимально
индивидуализированный
учебный
и
воспитательный
процесс,
реализующийся в гибких учебных планах, подстраивающихся под каждого
ребенка.
-принцип приоритета личностного развития, заключающийся в рассмотрении
процесса развития ребенка как ведущего звена в учебно-воспитательном
процессе. При таком подходе обучение выступает лишь как средство
развития личности, а не самостоятельная цель.
-принцип субъективности учебно-воспитательного процесса предполагает,
во-первых, ориентацию на внутреннюю, а не на внешнюю (отметки,
поощрение, избегание наказания) мотивацию обучения, во-вторых, свободу
выбора ребенком приложения сил в процессе обучения.
8
Основанный на выделенных принципах, педагогический процесс имеет дело
с ребенком как с целостной личностью, принимает таким, каков он есть и
помогает ему «творить из себя» свободного, развитого, образованного,
ответственного человека
Система творческих заданий.
Обоснование заданий:
В систему творческих заданий входят задания по работе по основным темам,
творческие цели и задачи, практические работы творческого характера. В
процессе выполнения творческих заданий применяются различные, методы,
наглядные пособия, дидактические, видео и фотоматериалы, что позволяет
непроизвольно запоминать основной материал темы, расширить и углубить
его, а также развить творческие умения и навыки применять знания в
практических ситуациях.
Рассмотрим творческие задания направления «Дефиле».
«Дефиле»
Цель: Создание условий для раскрытия творческой активности детей через
воплощение образа коллекций одежды.
Тема: Развивающие игры
В задачах курса стоит освоение таких понятий, как: - Основы личной
гигиены, правила подбора одежды и обуви, проявление эстетической
культуры личности во взаимодействии со сверстниками
Практические работы творческого характера.
Задание: Придумать и провести конкурс или соревнование на темы здорового
образа жизни, личной гигиены, правил подбора одежды и обуви.
Тема: Жесты
В задачах курса стоит освоение таких понятий, как: - выразительные и
искусственные наборы жестов. Координация движений .
Практические работы творческого характера.
9
Задание: Придумать и выполнить необычные жесты руками, головой,
туловищем и ногами. Придумать название, изобразить и прокомментировать.
Тема: Мимика
В задачах курса стоит освоение таких понятий, как: - точность правильного
выражения эмоций.
Практические работы творческого характера.
Задание 1: придумать и выполнить упражнения на развитие мышц лица,
передавая вкусовые ощущения (кисло, сладко и т.д.)
Задание 2: по заданию педагога показать через мимику лица радость, горе,
грусть.
Тема: Позы: сидя, стоя
В задачах курса стоит освоение таких понятий, как: - разнообразие поз,
правильное и неправильное положение тела в позах сидя и стоя.
Практические работы творческого характера.
Задание: придумать и выполнить упражнения на положительные или
отрицательные характерности в позах.
Тема: Походка
В задачах курса стоит освоение таких понятий, как: - техника правильной
бытовой и сценической походки. Ходьба по лестнице вверх и вниз.
Практические работы творческого характера.
Задание:
придумать
образ
и
изобразить
походку
с
недостатками
(подпрыгивание,
«раскачивание»,
«шлепанье»,
«кручение»,
«вихляние
бедрами» и т.д.) Устранить недостатки походки.
Тема: Стили ходьбы
В задачах курса стоит освоение таких понятий, как: - основные принципы и
правила основных стилей ходьбы.
10
Практические работы творческого характера.
Задание: придумать образ и в этом образе продемонстрировать один из
основных стилей ходьбы (по выбору).
Тема: Актерское мастерство
В задачах курса стоит освоение таких понятий, как: - Знание основ
актерского мастерства.
Практические работы творческого характера.
Задание: перевоплотиться в заданный образ, в животных, в предметы (игра
без слов, только движения, жесты и мимика).
Тема: Дефиле парами
В задачах курса стоит освоение таких понятий, как: - Особенности работы в
паре.
Практические работы творческого характера.
Задание: придумать и продемонстрировать под музыку дефиле в паре.
Тема: Дефиле группами при различных стилях ходьбы
В задачах курса стоит освоение таких понятий, как: - Повороты различной
сложности в группе при игровом и деловом стилях ходьбы.
Практические работы творческого характера.
Задание: выбрать стиль ходьбы, придумать и продемонстрировать дефиле в
группе с поворотами.
Тема: Постановка разработанных номеров
В задачах курса стоит освоение таких понятий, как: - разбор номеров по
методическим разработкам и видео материалам. Понятие-композиция,
сюжетная линия, синхронность, выразительность.
Практические работы творческого характера.
11
Задание: разобрать и поставить номер по методической разработке или по
видео: «Розы в апельсинах», «Планета цвета сахара», «Как тебя зовут, ,
Красная
Шапочка»,
«Ажур
Флер
Де
Лис»,
«Ангелы
ЛивеньГрада»,
«Бьютифуль», «Комната потерянных кукол», «Каприз Прелестных Маркиз» и
т.д.
Выводы
Творческие способности как формирующее понятие представляется
особенно важным и актуальным сегодня. Творческие способности позволяют
создавать новое, никогда ранее не существовавшее и могут проявляться в
любой деятельности (научной, производственной, художественной и др.).
Творческая деятельность всегда связана с созданием чего-либо нового,
открытием для себя нового знания, обнаружения в самом себе новых
возможностей. Это само по себе становится действенным стимулом к
занятиям ею, к приложению необходимых усилий, направленных на
преодоление
возникающих
трудностей.
Такая
деятельность
укрепляет
положительную самооценку, повышает уровень притязаний, порождает в
себе уверенность и чувство удовлетворенности от достигнутых успехов.
В любом ребенке, от рождения заложено творческое начало, которое в
течение жизни претерпевает множество изменений в зависимости от той
жизненной ситуации, в которой он находится: либо затухает, либо наоборот –
развивается. Для этого нужно всячески способствовать развитию творческих
способностей – а это длинный и сложный путь. В творчестве дети стремятся
не только к общению во время самой творческой деятельности, но и
общению через результаты своего творчества, а это уже прямой путь к
истинному искусству. Студия детской моды способна в полной мере развить
творческие способности, может пробудить в детях творческий интерес, для
12
реализации замыслов в самых разных видах деятельности. Все направления
студии моды, позволяют, проявить свои творческие способности на всех
этапах,
от
разработки
образов,
коллекции,
до
их
воплощения
и
представлении
на
лучших
площадках
города,
страны
и
зарубежья.
Включение ребенка в полноценный процесс работы студии моды даёт ему
возможность познакомиться с огромным спектром творческих программ,
реализовать свой творческий потенциал и проявить свои творческие
способности в одном или в нескольких направлениях.
Список литературы.
1.Выготский
Л.С.
Воображение
и
творчество
в
детском
возрасте:
Психологический очерк: Книга для учителя. – М.: Просвещение, 1991
2. Немов Р.С. Психология. – М.: Просвещение, 1990.
13