Напоминание

"Развитие творческих способностей детей на занятиях дополнительного образования" В студии детской моды "Фонтаневия"


Автор: Горшкова Любовь Сергеевна
Должность: педагог дополнительного образования
Учебное заведение: ГБУ ДО ДДЮТ Фрунзенского района
Населённый пункт: города Санкт-Петербурга
Наименование материала: Статья
Тема: "Развитие творческих способностей детей на занятиях дополнительного образования" В студии детской моды "Фонтаневия"
Раздел: дополнительное образование





Назад




«Развитие творческих способностей детей на занятиях дополнительного

образования»

В студии детской моды «Фонтаневия»

Педагог дополнительного образования

Горшкова Любовь Сергеевна

Санкт-Петербург 2023

1

Содержание

1.

Творческие способности и их развитие…………………………………3

2.

Программа развития творческих способностей студии детской моды..5

3.

Выводы…………………………………………………………………....12

4.

Список литературы……………………………………………………….13

2

1. Творческие способности и их развитие.

Творческие способности - это индивидуальные особенности качества

человека, которые определяют успешность выполнения им творческой

деятельности различного рода. Творческие способности позволяют создавать

новое, никогда ранее не существовавшее и могут проявляться в любой

деятельности (научной, производственной, художественной и др.). В любом

ребенке, как было сказано выше, от рождения заложено творческое начало,

которое в течение жизни претерпевает множество изменений в зависимости

от той жизненной ситуации, в которой он находится: либо затухает, либо

наоборот – развивается. И в связи с этим, перед родителями и взрослыми,

которые окружают ребенка, встает задача не навредить, не «убить» в ребенке

это творческое начало, а наоборот направить его в нужное русло. Для этого

нужно всячески способствовать развитию творческих способностей – а это

длинный и сложный путь. В процессе развития творческих способностей

можно выделить ряд этапов. На одних из них происходит подготовка

анатомо-физиологической основы, на других идет становление задатков

небиологического

плана,

на

третьих

складывается

и

достигает

соответствующего уровня данные способности. Первичный этап в развитии

творческих способностей связан с созреванием необходимых для них

органических структур или с формированием на их основе функциональных

органов. Он обычно относится к дошкольному детству. Поначалу развитию

этих способностей помогают различного рода игры детей, так как игровая

деятельность в дошкольном возрасте является ведущей. Детские игры дают

первоначальный толчок развитию творчества, в основе которого лежат

творческие

способности.

Многоплановость

и

разнообразие

видов

деятельности, в которые включается ребенок, выступает как одно из

важнейших

условий

комплексного

и

разностороннего

развития

его

способностей. В этой связи появляются и новые требования, которые

3

предъявляются

к

деятельности,

развивающей

творческие

способности

ребенка. Эти требования следующие: творческий характер деятельности,

оптимальный уровень ее трудности для ее исполнителя, должная мотивация

и обеспечение положительного эмоционального настроя в ходе и по

окончании выполнения деятельности. Если деятельность ребенка носит

творческий, не рутинный характер, то она постоянно заставляет его думать и

сама по себе становится достаточно привлекательным делом как средство

проверки и развития способностей. Такая деятельность всегда связана с

созданием

чего-либо

нового,

открытием

для

себя

нового

знания,

обнаружения в самом себе новых возможностей. Это само по себе становится

действенным стимулом к занятиям ею, к приложению необходимых усилий,

направленных на преодоление возникающих трудностей. Такая деятельность

укрепляет положительную самооценку, повышает уровень притязаний,

порождает в себе уверенность и чувство удовлетворенности от достигнутых

успехов. Если выполняемая деятельность находится в зоне оптимальной

трудности, т. е. на пределе возможностей ребенка, то она ведет за собой

развитие его способностей, реализуя то, что Л. С. Выготский называл зоной

потенциального развития. Деятельность не находящаяся в пределах этой

зоны, гораздо в меньшей степени ведет за собой развитие способностей. Если

она слишком проста, то обеспечивает лишь реализацию уже имеющихся

способностей; если же она чрезмерно сложна, то становится невыполнимой

и, следовательно, также не приводит к формированию новых умений и

навыков. Поддержание интереса к деятельности через стимулирующую

мотивацию означает превращение цели соответствующей деятельности в

актуальную потребность ребенка.

Творческие способности – это культурно и социально обусловленные

способности. По утверждению Р.С. Немова условиями и предпосылками

развития этих способностей являются следующие обстоятельства его жизни:

1. Наличие общества, социально-культурной среды, созданной трудом

4

многих поколений. Эта среда искусственна, включает множество предметов

материальной

и

духовной

культуры,

обеспечивающих

существование

ребенка и удовлетворение его потребностей.

2. Необходимость участия в различных сложных и высокоорганизованных

видах человеческой деятельности.

3. Наличие с рождения вокруг ребенка образованных и цивилизованных

людей, которые уже обладают необходимыми ему способностями и в

состоянии передать ему нужные знания, умения и навыки, располагая при

этом соответствующими средствами обучения и воспитания.

4.

Отсутствия

с

рождения

жестких

запрограммированных

структур

поведения типа врожденных инстинктов, незрелость соответствующих

мозговых

структур,

обеспечивающих

функционирование

психики,

и

возможность их формирования под влиянием обучения и воспитания.

Каждое из названных обстоятельств является необходимым для развития

творческих способностей и целенаправленное использование их в различных

видах деятельности.

Студия детской моды, является такой деятельностью, которая способна

создать не только условия для наиболее полного развития, самоутверждения

и самореализации личности, но и так же способствовать развитию

творческих способностей, пробудить в детях творческий интерес, для

реализации замыслов в самых разных видах деятельности.

2. Программа развития творческих способностей студии детской моды

Студия

моды

способна

привлечь

детей

своей

необходимостью,

уникальностью потому – что каждой девочке, необходимо с раннего возраста

уметь ухаживать за собой, подчеркивать свои достоинства и раскрывать

природную красоту. Занятия в студии порождают интерес к эстетике и

искусству, развивают фантазию и образное мышление, учат проявлять

индивидуальность и стиль. А так же помогают развить у девочек

эстетический вкус и раскрыть индивидуальность в противовес следованию

массовой моде. То есть, студия моды в полной мере может пробудить в детях

5

творческий интерес, для реализации замыслов в самых разных видах

деятельности. В студии моды занятия ведутся по различным направлениям, а

именно: дизайн костюма, дефиле и сценическое движение, конструирование

и моделирование одежды, стильные штучки

Все направления студии моды, позволяют, проявить свои творческие

способности на всех этапах, от разработки образов, коллекции, до их

воплощения и представлении на лучших площадках города, страны и

зарубежья. Включение ребенка в полноценный процесс работы студии моды

даёт ему возможность познакомиться с огромным спектром творческих

программ, реализовать свой творческий потенциал и проявить свои

творческие способности в одном или в нескольких направлениях. При этом

далеко не на последнем месте может находиться и прагматическая установка,

так как навыки всех перечисленных программ при должном уровне владения

ими могут быть востребованы во многих других сферах человеческой

деятельности.

Цель программы:

Основной целью Программы является выявление и развитие творческих

способностей детей путем создания условий для максимального развития

способностей детей, их личностной, социальной самореализации.

Задачи:

Обучающие

- формирование умения самостоятельно тренироваться;

-способствовать

приобретению

умения

устанавливать

контакты

и

действовать в разных коммуникативных ситуациях;

- формировать умения совершать на сцене простейшие органические

движения;

- формировать умения правильно выражать свои эмоции, чувства, желания;

- способствовать активизации познавательной деятельности учащихся.

Развивающие

6

- развитие эстетики личности;

- развитие творческого потенциала личности посредством движения и

музыки;

- развитие творческой инициативы, фантазии;

- развитие художественно – творческих, индивидуально выраженных

способностей ребенка;

Воспитательные

- воспитание силы воли;

- пробуждение творческой активности;

- воспитание доброжелательности, ответственности в коллективе;

- стремление к совершенствованию.

-воспитание чувства ответственности;

- воспитание способности общаться в коллективе.

Ожидаемые результаты от реализации Программы

- Существенное обновление и укрепление материально-технической базы

учреждения дополнительного образования;

- Развитие у детей творческих способностей, воображения, мышления,

фантазии;

- Развитие коммуникативных навыков детей, установление контактов между

детьми, родителями и педагогами;

- Создание условий в учреждении дополнительного образования для

саморазвития и самореализации воспитанников.

Основание для разработки Программы

Мы живем в эпоху кризисов и социальных перемен. Нашей стране нужны

творческие, способные неординарно и нестандартно мыслить люди. В

7

настоящее время в образовательных учреждениях массовое обучение

сводится к овладению стандартными знаниями, умениями и навыками, к

типовым способам решения предполагаемых задач.

Данная Программа основана на принципах:

- принцип дифференцированности и вариативности:

усвоение знаний, умений и навыков происходит с учетом внутреннего

потенциала детей, в зависимости от природной одаренности;

- принцип научности и доступности в обучении: использование специальных

терминов и понятий, пояснение и толкование их смыслового содержания.

- принцип ценности личности, заключающийся в признании личности

каждого ребенка вне зависимости от той роли, которую он играет, позиции,

которую он занимает, мнения, которого он придерживается.

- принцип уникальности личности состоит в признании неповторимости

каждого ребенка, его способностей и, соответственно, в утверждении

необходимости

построения

учебно-воспитательного

процесса,

ориентированного на максимальное развитие этой индивидуальности. При

таком подходе не личность подгоняется под одну из существующих в

обществе социальных ролей, а роли выбираются под конкретную личность.

Принцип

уникальности

личности

задает

максимально

индивидуализированный

учебный

и

воспитательный

процесс,

реализующийся в гибких учебных планах, подстраивающихся под каждого

ребенка.

-принцип приоритета личностного развития, заключающийся в рассмотрении

процесса развития ребенка как ведущего звена в учебно-воспитательном

процессе. При таком подходе обучение выступает лишь как средство

развития личности, а не самостоятельная цель.

-принцип субъективности учебно-воспитательного процесса предполагает,

во-первых, ориентацию на внутреннюю, а не на внешнюю (отметки,

поощрение, избегание наказания) мотивацию обучения, во-вторых, свободу

выбора ребенком приложения сил в процессе обучения.

8

Основанный на выделенных принципах, педагогический процесс имеет дело

с ребенком как с целостной личностью, принимает таким, каков он есть и

помогает ему «творить из себя» свободного, развитого, образованного,

ответственного человека

Система творческих заданий.

Обоснование заданий:

В систему творческих заданий входят задания по работе по основным темам,

творческие цели и задачи, практические работы творческого характера. В

процессе выполнения творческих заданий применяются различные, методы,

наглядные пособия, дидактические, видео и фотоматериалы, что позволяет

непроизвольно запоминать основной материал темы, расширить и углубить

его, а также развить творческие умения и навыки применять знания в

практических ситуациях.

Рассмотрим творческие задания направления «Дефиле».

«Дефиле»

Цель: Создание условий для раскрытия творческой активности детей через

воплощение образа коллекций одежды.

Тема: Развивающие игры

В задачах курса стоит освоение таких понятий, как: - Основы личной

гигиены, правила подбора одежды и обуви, проявление эстетической

культуры личности во взаимодействии со сверстниками

Практические работы творческого характера.

Задание: Придумать и провести конкурс или соревнование на темы здорового

образа жизни, личной гигиены, правил подбора одежды и обуви.

Тема: Жесты

В задачах курса стоит освоение таких понятий, как: - выразительные и

искусственные наборы жестов. Координация движений .

Практические работы творческого характера.

9

Задание: Придумать и выполнить необычные жесты руками, головой,

туловищем и ногами. Придумать название, изобразить и прокомментировать.

Тема: Мимика

В задачах курса стоит освоение таких понятий, как: - точность правильного

выражения эмоций.

Практические работы творческого характера.

Задание 1: придумать и выполнить упражнения на развитие мышц лица,

передавая вкусовые ощущения (кисло, сладко и т.д.)

Задание 2: по заданию педагога показать через мимику лица радость, горе,

грусть.

Тема: Позы: сидя, стоя

В задачах курса стоит освоение таких понятий, как: - разнообразие поз,

правильное и неправильное положение тела в позах сидя и стоя.

Практические работы творческого характера.

Задание: придумать и выполнить упражнения на положительные или

отрицательные характерности в позах.

Тема: Походка

В задачах курса стоит освоение таких понятий, как: - техника правильной

бытовой и сценической походки. Ходьба по лестнице вверх и вниз.

Практические работы творческого характера.

Задание:

придумать

образ

и

изобразить

походку

с

недостатками

(подпрыгивание,

«раскачивание»,

«шлепанье»,

«кручение»,

«вихляние

бедрами» и т.д.) Устранить недостатки походки.

Тема: Стили ходьбы

В задачах курса стоит освоение таких понятий, как: - основные принципы и

правила основных стилей ходьбы.

10

Практические работы творческого характера.

Задание: придумать образ и в этом образе продемонстрировать один из

основных стилей ходьбы (по выбору).

Тема: Актерское мастерство

В задачах курса стоит освоение таких понятий, как: - Знание основ

актерского мастерства.

Практические работы творческого характера.

Задание: перевоплотиться в заданный образ, в животных, в предметы (игра

без слов, только движения, жесты и мимика).

Тема: Дефиле парами

В задачах курса стоит освоение таких понятий, как: - Особенности работы в

паре.

Практические работы творческого характера.

Задание: придумать и продемонстрировать под музыку дефиле в паре.

Тема: Дефиле группами при различных стилях ходьбы

В задачах курса стоит освоение таких понятий, как: - Повороты различной

сложности в группе при игровом и деловом стилях ходьбы.

Практические работы творческого характера.

Задание: выбрать стиль ходьбы, придумать и продемонстрировать дефиле в

группе с поворотами.

Тема: Постановка разработанных номеров

В задачах курса стоит освоение таких понятий, как: - разбор номеров по

методическим разработкам и видео материалам. Понятие-композиция,

сюжетная линия, синхронность, выразительность.

Практические работы творческого характера.

11

Задание: разобрать и поставить номер по методической разработке или по

видео: «Розы в апельсинах», «Планета цвета сахара», «Как тебя зовут, ,

Красная

Шапочка»,

«Ажур

Флер

Де

Лис»,

«Ангелы

ЛивеньГрада»,

«Бьютифуль», «Комната потерянных кукол», «Каприз Прелестных Маркиз» и

т.д.

Выводы

Творческие способности как формирующее понятие представляется

особенно важным и актуальным сегодня. Творческие способности позволяют

создавать новое, никогда ранее не существовавшее и могут проявляться в

любой деятельности (научной, производственной, художественной и др.).

Творческая деятельность всегда связана с созданием чего-либо нового,

открытием для себя нового знания, обнаружения в самом себе новых

возможностей. Это само по себе становится действенным стимулом к

занятиям ею, к приложению необходимых усилий, направленных на

преодоление

возникающих

трудностей.

Такая

деятельность

укрепляет

положительную самооценку, повышает уровень притязаний, порождает в

себе уверенность и чувство удовлетворенности от достигнутых успехов.

В любом ребенке, от рождения заложено творческое начало, которое в

течение жизни претерпевает множество изменений в зависимости от той

жизненной ситуации, в которой он находится: либо затухает, либо наоборот –

развивается. Для этого нужно всячески способствовать развитию творческих

способностей – а это длинный и сложный путь. В творчестве дети стремятся

не только к общению во время самой творческой деятельности, но и

общению через результаты своего творчества, а это уже прямой путь к

истинному искусству. Студия детской моды способна в полной мере развить

творческие способности, может пробудить в детях творческий интерес, для

12

реализации замыслов в самых разных видах деятельности. Все направления

студии моды, позволяют, проявить свои творческие способности на всех

этапах,

от

разработки

образов,

коллекции,

до

их

воплощения

и

представлении

на

лучших

площадках

города,

страны

и

зарубежья.

Включение ребенка в полноценный процесс работы студии моды даёт ему

возможность познакомиться с огромным спектром творческих программ,

реализовать свой творческий потенциал и проявить свои творческие

способности в одном или в нескольких направлениях.

Список литературы.

1.Выготский

Л.С.

Воображение

и

творчество

в

детском

возрасте:

Психологический очерк: Книга для учителя. – М.: Просвещение, 1991

2. Немов Р.С. Психология. – М.: Просвещение, 1990.

13



В раздел образования