Напоминание

"Клеточные структуры, их функции". "Методы изучения клетки"


Автор: Мирская Елена Аркадьевна
Должность: учитель биологии
Учебное заведение: Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение Петрозаводского городского округа "Гимназия № 30 имени Музалёва Д.Н." Республика Карелия
Населённый пункт: Петрозаводск
Наименование материала: Итоговый зачёт в 10 классе ЕНП
Тема: "Клеточные структуры, их функции". "Методы изучения клетки"
Раздел: полное образование





Назад




Мирская Елена Аркадьевна

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

Петрозаводского городского округа

"Гимназия № 30 имени Музалёва Д.Н." Республика Карелия

Итоговый зачёт по теме «Клеточные структуры, их функции». «Методы

изучения клетки»

Часть 1. Вариант 1 Всего: 19 баллов

Часть 1. Вариант 2 19 баллов

1. Рассмотрите рисунок и выполните задание. Соотнесите

структуры клетки, которые обозначены цифрами, с их

функциями. Ответы запишите в таблицу. (3б)

Структуры

клетки

Функции

1.

А) Участвуют вместе ферментами ЦК в

перемещении дочерних хромосом к разным

полюсам клетки в анафазе митоза и в мейозе

2.

Б) Участвуют в биосинтезе белков, делает

кодоны и-РНК последовательно доступными

для контакта с антикодоном т-РНК.

3.

В) Участвует в углеводном и жировом обмене.

Преобладает в клетках сальных желёз

4.

Г) Синтезирует белки.

5.

Д) Завершает гликозилирование белков.

Формирует лизосомы. Отвечает за секрецию

нейромедиаторов в синапсах.

6.

Е) Участвуют в окислительном

фосфорилировании

7.

Ж)

Ферментативная обработка поступающих в

клетку веществ — расщепление крупных

органических молекул (БЖУ, НК) на более простые

составляющие – мономеры (внутриклеточное

переваривание)

8.

З) Осущетвляет: экзо и эндоцитоз рецепцию

(связывание) и проведение сигналов в клетку,

избирательный транспорт веществ, регулирует

процесс поступления веществ в клетку.

9.

И) Регулирует транспорт веществ из ядра в

цитоплазму, обеспечивает механизм

взаимодействия генов в диплоидном наборе,

избирательной экспрессии и репрессии генов.

10.

К)

Участвует в транспорте веществ и ядерных

структур, заполняет пространство между

ядерными структурами

11.

Л) Формирование субъединиц рибосом

12.

М)

Объединение всех клеточных структур

1.Рассмотрите рисунок и выполните задание. Соотнесите

структуры клетки, которые обозначены цифрами, с их

функциями. Ответы запишите в таблицу. (3б)

Структу

ры

клетки

Функции

1.

А) Участвуют вместе ферментами ЦК в

перемещении дочерних хромосом к разным

полюсам клетки в анафазе митоза и в мейозе

2.

Б) Участвуют в биосинтезе белков. Её задача

сделать кодоны и-РНК последовательно

доступными для контакта с антикодоном т-РНК,

3.

В) Участвует в углеводном и жировом обмене.

Преобладает в клетках сальных желёз

4.

Г) Синтезирует белки.

5.

Д) Завершает гликозилирование белков.

Формирует лизосомы. Отвечает за секрецию

нейромедиаторов в синапсах.

6.

Е) Участвуют в окислительном фосфорилировании

7.

Ж) Ферментативная обработка поступающих в

клетку веществ — расщепление крупных

органических молекул (БЖУ, НК) на более простые

составляющие – мономеры (внутриклеточное

переваривание)

8.

З) Осущетвляет: экзо и эндоцитоз рецепцию

(связывание) и проведение сигналов в клетку,

избирательный транспорт веществ, регулирует

процесс поступления веществ в клетку.

9.

И) Регулирует транспорт веществ из ядра в

цитоплазму, обеспечивает механизм

взаимодействия генов в диплоидном наборе,

избирательной экспрессии и репрессии генов.

10.

К) Участвует в транспорте веществ и ядерных

структур, заполняет пространство между ядерными

структурами

11.

Л) Формирование субъединиц рибосом

12.

М) Объединение всех клеточных структур

12

7

11

11

12

11

7

(компонентов) и обеспечение их химического

взаимодействия, поддерживает напряжение

на стенки клетки, сохраняет давление.

(компонентов) и обеспечение их химического

взаимодействия, поддерживает напряжение на

стенки клетки, сохраняет давление.

2. Рассмотрите рисунок 1. Соотнесите цифры с

особенностями строения органоида клетки. Ответ запишите в

таблицу. (3б)

Особенности

строения

А) Наружная

мембрана

Б) Зерно крахмала

В) Внутренняя

мембрана

Г) Межмебранное

пространство

Д) Пластоглобула

Е) Мембрана

тилакоида

Ж)Тилакоид с

просветом(люменом

)

З) Грана тилакоида

И) Тилакоиды

К) Рибосомы

Л) Кольцевая ДНК

М) Строма

2. Рассмотрите рисунок. Соотнесите цифры с особенностями

строения органоида клетки. Ответ запишите в таблицу.

(3б)

Особенности

строения

А) Молекулы АТФ

синтетазы

Б) Матрикс

В) Межмебранное

пространство

Г) Кристы

Д) Рибосомы

Е) Гранулы

Ж) Кольцевая ДНК

З) Наружная

мембрана

И) Внутренняя

мембрана

3. Рассмотрите рисунки 1 и 2 «Органоидов клетки».

Соотнесите особенности строения и функции органоида,

изображённого на рисунках. Ответ запишите в таблицу. (3б)

Особенности строения и функции

Органои

ды

А) Стенки цилиндра образуют 9 пар дуплетов

микротрубочек, структура 9+2

1) 1

2) 2

Б) Состоят из двух центриолей

В) Стенки цилиндров образуют девяти пучков, по

три микротрубочки, состоящие из белка

тубулина, структура 9+0

Г) В центре расположены две осевые

микротрубочки

Д) В основании органоида расположено

базальное тельце из девяти триад

микротрубочек

Е) Участвуют вместе с ферментами клеточного

центра в перемещении дочерних хромосом к

противоположным полюсам клетки в анафазе

митоза и мейоза

Ж) Участвуют в движении одноклеточных или

создают ток жидкости .

3. Рассмотрите рисунки 1 и 2 «Органоидов клетки».

Соотнесите особенности строения и функции органоидов,

изображённых на рисунках. Ответ запишите в таблицу. (3б)

Особенности строения и функции

Орган

оиды

А) Стенки цилиндра образуют 9 пар дуплетов

микротрубочек, структура 9+2

1) 1

2) 2

Б) Состоят из двух центриолей

В) Стенки цилиндров образуют девяти пучков,

по три микротрубочки, состоящие из белка

тубулина, структура 9+0

Г) В центре расположены две осевые

микротрубочки

Д) В основании органоида расположено

базальное тельце из девяти триад

микротрубочек

Е) Участвуют вместе с ферментами клеточного

центра в перемещении дочерних хромосом к

противоположным полюсам клетки в анафазе

митоза и мейоза

Ж) Участвуют в движении одноклеточных или

создают ток жидкости .

4. Рассмотрите рисунок 1

Установите соответствие между

характеристиками и органоидами клетки, обозначенными цифрами

на схеме: к каждой позиции, данной в первом столбце, подберите

соответствующую позицию из второго столбца.

Запишите в ответ

цифры 1-4 из столбца ОРГАНОИДЫ, соответствующие номерам на

схеме. Расположив их в порядке, соответствующем буквам: (2б)

ХАРАКТЕРИСТИКИ

ОРГАНОИДЫ

А) Обеспечивает клетку

органическими

веществами

Б) Участвует в разрушении

органических веществ до

CO

2

и H

2

O

В) Стопка дискообразных

одномембранных

мешочков

Г) Содержит граны

Д) Обеспечивает тургор

клетки

Е)Содержит кристы

1)  (1) 2)  (3)

3)  (4) 4)  (8)

Рис.1.

4. Рассмотрите рисунок 1. Установите соответствие между

характеристиками и органоидами клетки, обозначенными цифрами на

схеме: к каждой позиции, данной в первом столбце, подберите

соответствующую позицию из второго столбца. Запишите в ответ цифры

1-4 из столбца ОРГАНОИДЫ, соответствующие номерам на схеме.

Расположив их в порядке, соответствующем буквам: (2б)

ХАРАКТЕРИСТИКИ

ОРГАНОИДЫ

А) Обеспечивает синтез

РНК

Б) Противодействует

тургору

В) Содержит крахмал

Г) Обеспечивает синтез

белков

Д) Формирует тилакоиды

Е) Содержит целлюлозу и

пектиновые вещества

1)  (4) 2)  (5)

3)  (6) 4)  (7)

Рис.1.

5. Установите соответствие между признаками и структурами

клетки, обозначенными цифрами на рисунке: к каждой

позиции, данной в первом столбце, подберите

соответствующую позицию из второго столбца. Запишите в

5.

Установите соответствие между признаками и структурами

клетки, обозначенными цифрами на рисунке: к каждой

позиции, данной в первом столбце, подберите

соответствующую позицию из второго столбца. Запишите в

ответ цифры, расположив их в порядке, соответствующем

буквам: (2б)

ПРИЗНАКИ

А)  репликация

Б)  экзоцитоз

В)  присоединение

углеводных компонентов к

гликопротеидам

Г)  транскрипция

Д)  синтез

первичной

структуры белков

Е)  фосфорилирование

белков

СТРУКТУРЫ КЛЕТКИ

1)  1 2)  2 3)  3 4)  4

ответ цифры, расположив их в порядке, соответствующем

буквам:

(2б)

6.Рассмотрите рисунок цитоплазматической мембраны.

Соотнесите составные части мембраны с названиями её

частей и их функциями. (2б)

А) Гликолипиды участие в

межклеточных контактах животных

Б) Гликопротеиды, роль рецепторов

В) Полуинтегральные белки – роль

ферментов

Г) Периферические или

поверхностные белки,

- отграничивают её структуру и не

позволяют ферментам изменить своё

расположение в мембране

Д) Интегральные белки переход

одних веществ с одной стороны

мембраны на другую.

Е) Трансмембранные белки

выполняют транспортную функцию,

позволяя специфическим веществам

пересекать биологическую мембрану,

чтобы попасть внутрь клетки или же

напротив, не давая им покинуть её

пределов.

Ж) Барьерный слой между водными

средами

6.Рассмотрите рисунок цитоплазматической мембраны.

Соотнесите составные части мембраны с названиями её частей

и их функциями. (2б)

А) Гликолипиды участие в

межклеточных контактах животных

Б) Гликопротеиды, роль рецепторов

В) Полуинтегральные белки – роль

ферментов

Г) Периферические или

поверхностные белки,

- отграничивают её структуру и не

позволяют ферментам изменить своё

расположение в мембране

Д) Интегральные белки переход

одних веществ с одной стороны

мембраны на другую.

Е) Трансмембранные белки

выполняют транспортную функцию,

позволяя специфическим веществам

пересекать биологическую мембрану,

чтобы попасть внутрь клетки или же

напротив, не давая им покинуть её

пределов.

Ж) Барьерный слой между водными

средами.

7. Установите соответствие между органоидами и их

особенностями: к каждой позиции, данной в первом столбце,

подберите соответствующую позицию из второго столбца.

(2б)

ОСОБЕННОСТИ

А) обеспечивают

осмотическое и тургорное

давление

Б) содержат ферменты

В) обеспечивают

внутриклеточное

пищеварение

Г) небольшие пузырьки

Д) участвуют в водном

обмене

Е) содержат клеточный сок (у

растений)

ОРГАНОИДЫ

1) вакуоли

2) лизосомы

7. Установите соответствие между функциями и компонентами

клетки, обозначенными цифрами на схеме выше: к каждой

позиции, данной в первом столбце, подберите

соответствующую позицию из второго столбца.

(2б)

ФУНКЦИИ (ПРИЗНАКИ)

А) избирательная

проницаемость

Б) полуавтономный органоид

В) обладает избирательной

проницаемостью

Г) образует рибосомы

Д) имеет большую

концентрацию ферментов на

внутренней мембране

Е) синтез белков, жиров и

углеводов

КОМПОНЕНТЫ КЛЕТКИ

1) 1 2) 3 3) 6 4) 7

8. Установите соответствие между органоидами с их

признаками и функциями. К каждой позиции, данной в

первом столбце, подберите соответствующую позицию из

второго столбца. (2б)

Признаки и функции

А) состоит из ДНК и

белков гистонов

Б) делает кодоны и-РНК

ОРГАНОИДЫ

1) 1 2) 2

8. Установите соответствие между органоидами с их

признаками и функциями. К каждой позиции, данной в

первом столбце, подберите соответствующую позицию из

второго столбца. (2б)

Признаки и функции

А) небольшие шаровидные

тельца, окружённые одной

мембраной.

ОРГАНОИДЫ

1) 1 2) 2

ПРИЗНАКИ

А)  репликация

Б)  экзоцитоз

В)  присоединение

углеводных компонентов к

гликопротеидам

Г)  транскрипция

Д)  синтез

первичной

структуры белков

Е)  фосфорилирование

СТРУКТУРЫ КЛЕТКИ

1)  1 2)  2 3)  3 4)  4

последовательно

доступными для контакта с

антикодоном т-РНК

В) расположена на ЭПС

Г) состоит из двух

субъединиц

Д) способна к репликации

Е) состоит из двух

сестринских хроматид и

центромеры

Ж) имеет кинетохор

З) образуются две

субъединицы в ядрышке

И) состоит их р -РНК и

белка

К) несут наследственную

информациюи передают от

предков к потомкам через

половые клетки

Б) защитная, разлагает

перекись водорода на воду и

кислород

В) мембранные пузырьки

диаметром от 0,3 до 4,5 мкм,

внутри которых есть

сердевина

Г) в них есть ферменты

(каталаза, пероксидаза,

оксидаза D-аминокислот),

Д) при прорастании семян, их

ферментативные системы

играют важную роль в

превращении жиров в легко

окисляемые углеводы

Е) могут разрушать структуры

клетки при её отмирании

Ж) в них находятся около 40

гидролитических ферментов.

Часть 2. Вариант 1. Всего 20 баллов

1.

Все перечисленные ниже признаки, кроме трёх,

используются для описания изображённой на рисунке клетки.

Определите три признака, «выпадающих» из общего списка, и

запишите в таблицу цифры, под которыми они указаны.(2б)

1)  способна к кислородному

дыханию

2)  клеточная стенка

содержит муреин

3)  автотрофный тип питания

4)  способна к фагоцитозу

5)  ДНК содержится в

линейных хромосомах

6)  имеет центриоли

Часть 2. Вариант 2. Всего 20 баллов

1.

Все перечисленные ниже признаки, кроме трёх, используются

для описания изображённой на рисунке клетки. Определите три

признака, «выпадающих» из общего списка, и запишите в

таблицу цифры, под которыми они указаны.(2б)

1)  способна к кислородному

дыханию

2)  клеточная стенка состоит

из клетчатки

3)  автотрофный тип питания

4)  способна к фагоцитозу и

пиноцитозцу

5)  ДНК содержится в

линейных хромосомах

6)  ЗПВ – это крахмал

2. Выберите три верных ответа из шести и запишите в таблицу

цифры,

под

которыми

они

указаны.

Какие

из

приведённых

признаков относятся к изображённой на рисунке клетке? (2б)

1)  наличие хлоропластов

2)  наличие гликокаликса

3)  способность к

гетеротрофному питанию

4)  способность к

фотосинтезу

5)  наличие клеточной

клеточной стенки

6)  наличие клеточного

центра

2. Выберите три верных ответа из шести и запишите в таблицу цифры,

под которыми они указаны. Какие из приведённых признаков

относятся к изображённой на рисунке клетке? (2б)

1)  наличие хлоропластов

2)  наличие гликокаликса

3)  способность к

автотрофному питанию

4)  способность к фагоцитозу

5)  способность к биосинтезу

белка

6)  поддержание формы

только с помощью

цитоскелета

3. Выберите три верно обозначенные подписи к рисунку, на

котором изображено строение одного из органоидов клетки.

Запишите в таблицу цифры, под которыми они указаны.(2б)

3. Выберите три верно обозначенные подписи к рисунку, на

котором изображено строение одного из органоидов клетки.

Запишите в таблицу цифры, под которыми они указаны.(2б)

1)  наружная мембрана

2)  мембрана тилакоида

3)  зёрна крахмала

4)  строма

5)  матрикс

6)  кристы

1)  зерно гликогена

2)  кристы

3)  рибосомы

4)  кольцевая РНК

5)  грана

6)  внутренняя мембрана

4.Все

перечисленные

ниже

признаки,

кроме

трёх,

используют

для

описания

плазматической

мембраны

растительной

клетки.

Определите

три

признака

"выпадающих"

из

общего

списка

и

запишите

в

таблицу цифры, под которыми они указаны.

(2б)

1)  участвует в синтезе липидов

2)  состоит из билипидного слоя

3)  содержит полисахарид муреин

4)  имеет

"шубу"

из

олигосахаридов,

гликопротеинов

и

гликолипидов

5)  способна к активному транспорту веществ

6)  выполняет барьерную функцию

4.Все перечисленные ниже признаки, кроме трёх, используют

для описания плазматической мембраны растительной клетки.

Определите три признака "выпадающих" из общего списка и

запишите в таблицу цифры, под которыми они указаны.

(2б)

1) состоит из билипидного слоя

2) участвует в синтезе углеводов

3) содержит полисахарид муреин

4) выполняет барьерную функцию

5) способна к активному транспорту веществ

6) имеет гликокаликс на поверхности мембраны

  

5.

Все приведённые ниже постулаты, кроме двух, относятся к

клеточной теории. Определите два термина, «выпадающих»

из общего списка, и запишите цифры, под которыми они

указаны.(2б)

1. клетка - элементарная единица живого

2. клетки объединяются в колонии

3. все организмы состоят из клеток

4. каждая клетка происходит от другой клетки

5. вирусы - неклеточная форма жизни

5.

Все приведённые ниже постулаты, кроме двух, относятся к

клеточной теории. Определите два термина, «выпадающих»

из общего списка, и запишите цифры, под которыми они

указаны.

(2б)

1. клетка - элементарная единица живого

2. клетки объединяются в колонии

3. все организмы состоят из клеток

4. каждая клетка происходит от другой клетки

5. вирусы - неклеточная форма жизни

6.

Экспериментатор поместил микропрепарат поперечного

разреза ветки липы на предметный столик светового

микроскопа, предварительно заменив окуляр с увеличения,

равного х20, на увеличение, равное х10, а объектив с х30 на

равное х15.Как при этом изменятся количество клеток

древесины и количество клеток луба в поле зрения

экспериментатора? Для каждой величины определите

соответствующий характер изменения (2б)

1) не изменится 2) уменьшится 3) увеличится

Количество клеток древесины

Количество клеток луба

Запишите в таблицу выбранные цифры для каждой

величины. Цифры в ответе могут повторяться.

6.Экспериментатор

поместил

микропрепарат

поперечного

разреза

ветки

липы

на

предметный

столик

светового

микроскопа, предварительно заменив окуляр с увеличения,

равного х10, на увеличение, равное х15, а объектив с х20 на

равное

х40.Как

при

этом

изменятся

количество

клеток

древесины

и

количество

клеток

луба

в

поле

зрения

экспериментатора?

Для

каждой

величины

определите

соответствующий характер изменения:

(2б)

1) не изменится 2) уменьшится 3) увеличится

Количество клеток древесины

Количество клеток луба

Запишите в таблицу выбранные цифры для каждой величины.

Цифры в ответе могут повторяться

7.

Выберите три верных ответа из шести и запишите цифры,

под которыми они указаны. Двумембранными органоидами

растительной клетки являются (2б)

1. лейкопласты 2. Вакуоли 3. Хромопласты

4. Митохондрии 5. Центриоли 6. Рибосомы

7.

Выберите три верных ответа из шести и запишите цифры,

под которыми они указаны. В структуру ядра эукариотической

клетки входят: (2б)

1. аппарат Гольджи 2. Кариоплазма 3. Хроматин

4. цитоплазма 5. клеточный центр 6. ядрышко.

8.

Выберите три верных ответа из шести и запишите цифры,

под которыми они указаны. Из эукариотических клеток

состоят. (2б)

1. вирусы 2. Бактерии 3. Грибы 4. Животные 5. Растения

6. «сине-зеленые водоросли»

8. Выберите три верных ответа из шести и запишите цифры,

под которыми они указаны. Из эукариотических клеток состоят

(2б)

1. вирусы 2. Бактерии 3. Грибы 4. Животные 5. Растения

6. «сине-зеленые водоросли»

9.

Выберите три верных ответа из шести и запишите цифры,

под которыми они указаны. Одномембранными

органоидами эукариотической клетки являются (2б)

1. центриоли 2. аппарат Гольджи 3. лизосомы

4. митохондрии 5. Рибосомы 6. эндоплазматическая сеть

9.

Выберите три верных ответа из шести и запишите цифры,

под которыми они указаны. Немембранными органоидами

эукариотической клетки являются (2б)

1. центриоли 2. аппарат Гольджи

3. микротрубочки цитоскелета 4. митохондрии

5. рибосомы 6. эндоплазматическая сеть

10.

Выберите три верных ответа из шести и запишите цифры,

10.

Все перечисленные ниже группы организмов, кроме трех,

под которыми они указаны. Цитоплазма выполняет в клетке

функции (2б)

1. месторасположения ядра и органоидов

2. расщепления белков, жиров и нуклеиновых кислот

3. внутренней среды клетки

4. связи между ядром и рибосомами

5. дыхательного и энергетического центра

6. передачи наследственной информации

имеют ядро. Определите три группы, «выпадающие» из

общего списка, и запишите цифры, под которыми они

указаны.

(2б)

1. бактериофаги 2. растения 3. вирусы 4. животные

5. бактерии 6. грибы

Часть 3. Вариант 1.

Всего 6 баллов

1. Установите последовательность расположения структур в

эукариотной клетке растения (начиная снаружи). (2б)

1)  плазматическая мембрана 2)  клеточная стенка

3)  ядро 4)  цитоплазма 5)  хромосомы

Часть 3. Вариант 2. Всего 6 баллов

1. Установите последовательность действий исследователя при

получении бактерий, в которых экспрессируется зелёный

флуоресцентный белок. Запишите в таблицу соответствующую

последовательность цифр.

(2б)

1)  трансформация бактерий

2)  извлечение гена флуоресцентного белка из медузы

3)  отбор колоний, успешно прошедших трансформацию

4)  встраивание гена флуоресцентного белка в плазмиду

5)  выращивание отдельных колоний из бактерий, на которых

проводилась трансформация

2.

Проанализируйте

таблицу

«Особенности

строения

и

функции органоидов». Заполните пустые ячейки таблицы,

используя термины, приведенные в списке. Для каждой

ячейки, обозначенной буквами, выберите соответствующий

термин из предложенного списка.(2б)

Особенности и функции органоидов

Объект

Особенности

строения

Окисляет

органические

вещества

(А)

Содержит граны

Синтезирует

углеводы

Клеточный центр

Состоитиз

двух

центриолей

(В)

1) содержит кристы 2) участвует в делении клетки

3) содержит хлорофилл 4) хлоропласты

5) ЭПС 6) образует кислород

7) клеточная стенка из целлюлозы

Ответ запишите в таблицу

А

Б

В

2.Проанализируйте таблицу «Части клетки». Заполните

пустые ячейки таблицы, используя термины, приведенные в

списке. Для каждой ячейки, обозначенной буквами, выберите

соответствующий термин из предложенного списка.(2б)

Части клетки

Объект

Расположение

Функции

(А)

Ядро

Хранение и

передача

информации

Хлоропласт

(Б)

Осуществляет

фотосинтез

ЭПС

Цитоплаза

(В)

1) кариоплазма 2) цитоплазма 3) комплекс Гольджи

4) ДНК 5) транспорт веществ 6) синтез АТФ

7) клеточный центр

Ответ запишите в таблицу

А

Б

В

3.

Установите последовательность процессов фагоцитоза.

Запишите в таблицу соответствующую последовательность

цифр. (2б)

1) слияние лизосомы с фагоцитозным пузырьком

2) обволакивание плазматической мембраной пищевой

частицы

3) гидролитическое расщепление веществ под действием

ферментов

4) образование фагоцитозного пузырька и продвижение

внутрь клетки

5) поступление мономеров в цитоплазму клетки

3. Установите последовательность процессов фагоцитоза.

Запишите в таблицу соответствующую последовательность

цифр. (2б)

1) поступление мономеров в цитоплазму клетки

2) гидролитическое расщепление веществ под действием

ферментов

3) обволакивание плазматической мембраной пищевой частицы

4) образование фагоцитозного пузырька и продвижение внутрь

клетки

5) слияние лизосомы с фагоцитозным пузырьком

Часть 4. Вариант 1.

Всего 6 баллов

Часть 4. Вариант 1. Всего 6 баллов

1. Найдите три ошибки в приведённом тексте «Лизосомы». Укажите

номера предложений, в которых сделаны ошибки, исправьте их.

(3б)

(1)Лизосомы - двумембранные органоиды. (2)Представляют собой

пузырьки, отшнуровывающиеся от аппарата Гольджи. (3) Лизосомы

содержат окислительно-восстановительные ферменты. (4)Эти

органоиды присутствуют в растительных и животных клетках. (5)

Содержатся в цитоплазме и ядре.

1. Найдите три ошибки в тексте «Органоиды эукариотической

клетки». Укажите номера предложений, в которых сделаны ошибки,

исправьте их. (3б)

(1)Рибосомы - мембранные органоиды, состоящие из двух субъединиц

- большой и малой, образованы белками и рРНК. (2)Основная функция

рибосом - синтез белка. (3)Клеточный центр состоит из двух

центриолей - цилиндрические структуры, состоящие из микротрубочек.

(4)Клеточный центр обеспечивает удвоение молекул ДНК, входящих в

состав хромосом. (5)Аппарат Гольджи - мембранный органоид,

представляющий собой систему пузырьков, цистерн и разветвлённых

трубочек. (6)Аппарат Гольджи обеспечивает синтез, накопление,

упаковку и эндоцитоз различных веществ. (7) Митохондрии и пластиды

являются двумембранными органоидами эукариотической клетки.

2.

Известно, что митохондрии - полуавтономные органоиды клеток

аэробных эукариотических организмов. Выберите из приведённого

ниже текста три утверждения, по смыслу относящиеся к описанию

выделенных выше признаков, и запишите цифры, под которыми

они указаны.

(3б)

1. С помощью микросъёмки живых клеток удалось

обнаружить, что митохондрии подвижны и пластичны.

2. Ядерный аппарат регулирует все процессы

жизнедеятельности клетки, включая деятельность

митохондрий.

3. Митохондрии - достаточно крупные органоиды, занимают

значительную часть цитоплазмы клетки.

4. Митохондрии можно назвать энергетическими станциями

клетки, так как выделяющаяся в них энергия запасается в

молекулах АТФ.

5. Митохондрии имеют свою собственную кольцевую ДНК и

мелкие рибосомы.

6. Клетки организмов, нуждающихся в свободном

молекулярном кислороде для процессов дыхания, в

митохондриях окисляют ПВК до углекислого газа и воды.

Часть 5. Вариант 1. Делают все обучающиеся. Всего 22 балла

1) Соотнесите органоиды клетки на рисунке с цифрами: 1, 3,6, 8,13,

а 15 и 16 вместе, 20, 21, с их микрофотографиями (2б)

Органоиды клетки

Микрофотографии

А)

Б)

В)

Г)

Д)

Е)

2.

Известно, что митохондрии - полуавтономные органоиды клеток

аэробных эукариотических организмов. Выберите из приведённого

ниже текста три утверждения, по смыслу относящиеся к описанию

выделенных выше признаков, и запишите цифры, под которыми они

указаны.

(3б)

1. С помощью микросъёмки живых клеток удалось обнаружить, что

митохондрии подвижны и пластичны.

2. Ядерный аппарат регулирует все процессы жизнедеятельности

клетки, включая деятельность митохондрий.

3. Митохондрии - достаточно крупные органоиды, занимают

значительную часть цитоплазмы клетки.

4. Митохондрии можно назвать энергетическими станциями клетки, так

как выделяющаяся в них энергия запасается в молекулах АТФ.

5. Митохондрии имеют свою собственную кольцевую ДНК и мелкие

рибосомы.

6. Клетки организмов, нуждающихся в свободном молекулярном

кислороде для процессов дыхания, в митохондриях окисляют ПВК до

углекислого газа и воды.

Продолжение Часть5 задания 1

Ж)

З)

2) Рассмотрите рисунок. Соотнесите название элементов

цитоскелета с их строением и функциями (2б)

Особенности строения и

функции

А) тонкие длинные

нитевидныхеце структуры,

диаметром 5-7 нм, из белка

актина

Б) полярные структуры, имеют «

+ » конец на котором идёт

полимеризация (удлинение) и «

- » конец,

В) Образованы разными

белками, диаметром 10 нм.

Г) Ток цитоплазмы

Д) Образованы в основном

белком тубулином, диаметром

24-25 нм, диаметр просвета 14-

15 нм

Е) Из них построены стенки

центриолей

, жгутиков и

ресничек.

Элементы цитоскелета клетки

3. Соотнесите наборы хромосом и ДНК в клетке с их формулой.

Ответ запишите в таблицу (2б)

Формулы хромосомного набора

Количество хромосом и ДНК

А) 1n1c

Б)1n2c В) 2n2c Г) 2n4c

4.Какое число хромосом имеет соматическая клетка животного ,

если его гаметы содержат 30 хромосом? В ответе запишите только

соответствующее число. (1б).

5. Выберите два верных ответа. Какие методы исследования

позволили установить пространственную структуру молекулы ДНК?

(2б)

1) цитогенетический метод 2) рентгеноструктурный анализ

3) метод культуры клеток 4) метод моделирования

5) центрифугирование

6. Как называется метод, который позволяет установить

последовательность нуклеотидов в ДНК. Ответ сформулируйте в

виде одного слова. (1б).

7. Для изучения митохондриальных ДНК ученому необходимо

выделить митохондрии из животных клеток. Какой метод он может

использовать? Ответ запишите в виде одного слова. (1б).

8. Все приведенные ниже примеры, кроме двух, характеризуют

перенос веществ без затрат энергии. Определите два примера,

«выпадающих» из общего списка, и запишите цифры, под

которыми они указаны (2б)

1) перенос углекислого газа 2) перенос глюкозы в почках

3) путем диффузии 4) калий-натриевый насос

5) перенос кислорода

9. Установите соответствие между клетками и способностью к

фагоцитозу: 1) способны 2) не способны. Запишите цифры 1 и 2 в

правильном порядке. (2б)

А) амёба Б) лейкоциты В) хлорелла

Г) мукор Д) инфузория Е) хламидомонада

10. Выберите два верных ответа. Какие методы исследования

помогают изучить процесс фотосинтеза в клетках? (2б)

1) экспериментальный метод 2) метод микроскопирования

3) метод меченых атомов 4) метод клеточных культур

5) метод центрифугирования

11. Выберите 2 верных ответа. Метод меченых атомов используют

(2б)

1) при изучении сложных химических процессов (обмена веществ)

2) разделение пигментов листьев растения

3)избирательное выделение органоидов из клетки

4) выделение кислорода в ходе фотосинтеза разделение пигментов

листьев растения

5) изучение жизнедеятельности клеток и тканей путём культивирования

их на искусственных средах

12. Школьникам на уроке биологии необходимо изучить эпидермис

листа бегонии. Какой метод они могут использовать? Ответ запишите

в виде словосочетания. (1б)

13. Экспериментатор нанёс каплю дистиллированной воды на предметное

стекло с микропрепаратом кожицы лука, клетки которого находились в

состоянии плазмолиза. Как при этом изменились в клетках кожицы лука. (2б)

А) солёность цитоплазмы, Б) объём цитоплазмы, В) тургорное давление? Для

каждой величины определите соответствующий характер её изменения: (1)

увеличилась, (2) уменьшилась, (3) не изменилась. Цифры в ответе могут

повторяться.

А) Солёность

цитоплазмы

Б) Объём цитоплазмы

В) Тургорное давление



В раздел образования