Автор: Чиглинцева Галина Николаевна
Должность: педагог дополнительного образования
Учебное заведение: МАОУДО Салям
Населённый пункт: г. Уфа
Наименование материала: методическая разработка
Тема: Занятие на тему "Брошь из глины"
Раздел: дополнительное образование
План – конспект открытого занятия
объединения «ЗАБАВА»
МАОУ ДО «САЛЯМ» ГО г. Уфа РБ.
Педагог: Чиглинцева Галина Николаевна
Тема урока: Лепка керамических украшений. Брошь
Дата проведения: 26 апреля 2021г.
Возраст детей: 8-10 лет.
Год обучения: второй.
Количество часов: 1 час.
Цель урока:
Пробуждение интереса к лепке керамической бижутерии через лепку броши
Задачи:
Образовательные:
- ознакомление с правилами лепки мелких изделий
- обучение умению передавать форму деталей, их пропорции и взаимное
размещение частей;
- формирование умений передачи целостности изделия, составленного из
отдельных мелких деталей с использованием приемов лепки: «примазывания»,
«приглаживания»
границ
соединения
отдельных
частей,
«выравнивания»
поверхностей;
- формирование навыка раскатывания равномерной толщины основы для изделия,
обучение разработки эскизов (шаблонов) для лепки
Развивающие:
- развитие интереса у детей к лепке из глины;
- развитие мелкой моторики рук;
- развитие пространственного мышления:
- развитие творческих способностей, фантазии;
- развитие терпения, внимания, навыков общения;
- развитие умения делать подарки своими руками.
Воспитательные:
- воспитание аккуратности, усидчивости, уважительного обращения друг к
другу;
- воспитание бережного отношения к своим поделкам;
- приобщение к радости творчества.
Тип урока: объяснение нового материала
Форма урока: урок-мастерская
Оснащение:
Образцы брошей, технологическая карта с этапами выполнения работы (лепки
броши), шаблон круглой формы из картона, скалка для раскатывая глины,
тканевая салфетка, простой карандаш, ножницы, глина, баночка для воды, стеки,
магнитная доскадля детей: дощечка для лепки, глина, баночка с водой, влажная
салфетка для рук, стеки, кисти.
Методы и приемы:
- словесный (объяснение правил конструктивного способа лепки на примере
петуха);
- наглядный (иллюстрация, демонстрация);
- практический.
Форма работы: групповая и индивидуальная.
План урока:
1. Организационный момент.
2. Эмоциональный настрой.
3. Разные виды рельефной лепки и применение их при лепке брошей
4. Повторение мотивов цветов разных видах росписи (хохлома, Городец, Гжель)
5. Объяснение приемов гравировки методом тиснения на глине. Правила работы с
шликером.
6. Практическая работа.
7. Просмотр и подведение итогов.
Ход занятия:
1.
Организационная часть.
Педагог всех приветствует и проверяет готовность детей к занятию.
2.
Эмоциональный настрой.
Педагог:
Дети, у нас сегодня очень интересное занятие – лепка керамических украшений
Ваша работа может быть прекрасным подарком на любой праздник. Совсем
недавно пришло в Россию искусство создания цветов, цветочных композиций из
полимерной глины (холодного форфора). А мы сделаем цветок керамический, т.е.
из глины и обожженный в печи. Это искусство на сегодняшний день завоевало
много поклонников. Мы должны проработать каждую деталь из очень пластичной
глиняной массы, чтобы при обжиге наши броши не треснули.
Давайте окунемся в удивительный мир создания керамических украшений и
подарим себе в эти дни кусочек тепла. Постараемся создать цветок-брошь, или
цветок-подвеску
3.
Познакомимся с разными видами рельефной лепки. «
Релье
́
ф — вид
изобразительного
искусства.
Делится
на
несколько
видов.
Барелье
́
ф (фр. bas-relief) — вид скульптуры, в котором выпуклое
изображение выступает над плоскостью фона, как правило, не
более
чем
на
половину
объёма.
Горелье
́
ф (фр. haut-relief) — вид скульптуры, в котором выпуклое
изображение выступает над плоскостью фона более чем на
половину объема. Наиболее известный пример горельефа —
Пергамский
алтарь.
Барельефы часто используют для украшения архитектурных
сооружений и декоративных изделий. Они позволяют отобразить
многофигурные
сцены,
пейзажи.
Контррельеф (от лат. contra — против и «рельеф») — вид
углублённого
рельефа,
представляющий
собой
«негатив»
барельефа»
.
Педагог объясняет, что любой из видов рельефа можно применить в лепке.
Педагог показывает образцы цветка-броши, Просит рассмотреть их и назвать
цветок, с которым есть сходство
Дети отвечают, а потом раскатывают
пласт толщиной 3мм - это основа
цветка_броши
Педагог: вопрос «Как правильно раскатать пласт из глины?»
Ответ: Раскатывать будем через тканевую салфетку, чтобы глина не прилипала
к столу и скалке.
4.
Педагог
предлагает
вспомнить
мотивы
художественной
росписи,
демонстрирует
наглядные
пособия,
где
изображены
цветы.
Дети
перечисляют: хохлома, городец, гжель, северо-двинская роспись, мезенская
Затем педагог раздает круглые шаблоны. Кружочков, их три разного размера
Педагог
объясняет правила разработки эскиза (в кружочки вписываем
лепестки), педагог выполняет работу вместе с детьми на доске.
5.
Нарезной и выпуклый декор на глиняных изделиях. Эти виды декора можно
применять при лепке керамических украшений
Существуют разные приемы для отделки глиняных изделий. При этом
нужно учитывать соответствие между формой изделия и орнаментом.
Штампованный орнамент гравируется с помощью печати или штампа.
Штампы бывают плоские и выпуклые. Плоскими штампами давят на глину
и они оставляют оттиск на ней. Выпуклый штамп для тиснения
вдавливается в глину с небольшим вращением, так как лишь небольшая
часть штампа контактирует с изделием, давление должно быть очень
сильным. Чтобы получить четкий отпечаток, предпочитается мягкая глина.
В качестве штампа можно использовать любые подходящие предметы,
например, карандаш (педагог надавливает обратным концом карандаша
на глину и показывает оттиск), или пробку с резными краями от бутылки
(надавливая на глину, остается оттиск резной круглый). Узор для декора
изделия можно нанести методом процарапывания на глине линий разной
формы, применяя предметы: стеки с насечками, шариковые ручки, палочки,
зубочистки и т.д.
Педагог
6.
Практическая работа:
7.
Готовим шликер (разведенная водой глина до состояния сметаны)
- На раскатанный глиняный пласт толщиной 3мм накладываем шаблон
цветка (их три разного размера), вырезаем стекой;
- выравниваем губкой края всех деталей осторожными движениями, чтобы
не появлялись вмятины;
Физкультминутка.
Разминка для рук
Соко, соко (хлопаем ладошками)
Бачо, бачо ( постукиваем кулачками)
Соко, соко, виро, виро (хлопаем ладошками, перекрещиваем руки на плечи)
Соко, бачо (хлопаем ладошками, стучим кулачками)
Соко, виро (хлопаем ладошками, перекрещиваем руки на плечи)
Соко, бачо, виро (хлопаем ладошками, стучим кулачками, перекрещиваем руки
на плечи).
.
- Наносим стекой насечки на каждую деталь, намазываем шликер
(сметанообразная глина), прижимаем детали друг к другу, склеивая их и,
убирая лишний шликер кисточкой
- скатываем шарик из глины для серединки цветка и приклеиваем на
шликер.
- Наносим на серединку цветка-броши фактуру стекой.
- Отгибаем плавными движениями края лепестков вверх, придавая цветку
природную живость.
8.
Подведение итогов.
- проверяем толщину каждой детали не менее 3 мм)
- плоскость с обратной стороны броши (она должна быть ровной, т.к. на нее
будет приклеиваться булавка)
- отсутствие трещин на деталях
Список литературы:
1.Швейк С. Художественная мастерская для детей (Art Lab). – СПб.: Питер, 2013 .
4. Долорс Рос. Керамика: Техника. Приемы. Изделия. - М: АСТ-ПРЕСС КНИГА,
2010.