Автор: Сковородкина Татьяна Сергеевна
Должность: студент
Учебное заведение: Студент специального дефектологического образования,профель- логопедия Новгородский государственный университет имена Ярослава Мудрого Институт непрерывного образования Великий Новгород
Населённый пункт: Великий Новгород
Наименование материала: доклад
Тема: Коррекционно-логопедическое сопровождение процесса в формировании составление небольших рассказов повествовательного характера по серии сюжетных картинок у первоклассников с общем недоразвитием речи
Раздел: полное образование
Конспект научного доклада Коррекционно-логопедическое сопровождение
процесса
в
формировании
составление
небольших
рассказов
повествовательного
характера
по
серии
сюжетных
картинок
у
первоклассников с общем недоразвитием речи
.
Известный педагог К.Д. Ушинский говорил: «Дайте ребенку картину, и он
заговорит». С классиком трудно не согласиться, но, в наше время далеко не
каждая картина побуждает ребенка к заинтересованному общению со
взрослым.
Современный
ребенок
привык
к
красочным
игрушкам,
ярким,
динамичным мультфильмам, то есть сильным впечатлениям. Его уже трудно
заинтересовать картинами со стандартным сюжетом, на которых, к примеру,
дети катаются с горки или собирают яблоки.
Но роль картины в обучении по-прежнему велика. По мнению педагога
Е.И. Тихеевой, «картины раздвигают поле непосредственного наблюдения...
Образы и представления, ими вызываемые, конечно, менее ярки, чем те,
которые дает нам реальная жизнь... Однако видеть жизнь во всем ее
многообразии невозможно».
Развитие речи у детей с ограниченными возможностями здоровья — одна
из центральных задач всей системы коррекционной работы. Помимо
характерных нарушений в произношении, лексике, грамматике, дети с
нарушением интеллекта имеют барьеры в процессе общения, т. к. они
испытывают затруднения при подборе слов, построении предложений для
диалога, не умеют пользоваться выразительными средствами речи, что в
целом и характеризует специфику интеллектуального нарушения. Именно
поэтому формирование устной речи как средства коммуникации выступает в
качестве ведущей задачи коррекционного обучения.
Своевременное и целенаправленное устранение нарушений речи у детей с
ОВЗ способствует развитию их мыслительной деятельности, усвоению
программы, помогает более полной их социализации. Работа по коррекции
связной речи может быть осуществлена только на основе учета конкретных
особенностей речевого недоразвития детей с ОВЗ.
Что означает связная речь? Связная речь – это развернутое изложение
определенного
содержания,
которое
осуществляется
логично,
последовательно
и
точно,
грамматически
правильно
и
образно,
интонационно выразительно.
Связная речь неотделима от мира мыслей: связность речи – это связность
мыслей.
В
связной
речи
отражается
умение
ребенка
осмыслить
воспринимаемое и правильно выразить его. По тому, как ребенок строит свои
высказывания, можно судить не только о его речевом развитии, но и о
развитии мышления, восприятия, памяти, воображения.
Связная речь ребенка – итог его речевого развития, а базируется она на
обогащении
и
активизации
его
словарного
запаса,
формировании
грамматического строя речи, воспитании её звуковой культуры.
Характеризуя состояние связной речи детей с ОВЗ необходимо сразу же
отметить, что дети с ОВЗ без специального обучения не в состоянии овладеть
навыками связанного высказывания.
Развитие связной речи детей с ОВЗ.
Обучение рассказу по серии картин с учётом лексических тем.
Сначала осуществляется подготовка к рассказыванию по картине, т.к.
связного изложения ребёнок составить еще не может, это:
рассматривание картины;
ответы на репродуктивные вопросы учителя по картине
(кто и что нарисовано? что делают персонажи? какие они?).
Для рассматривания используются картины, изображающие отдельные
объекты (игрушки, предметы домашнего обихода, домашние животные) и
несложные сюжеты, близкие личному опыту детей (игры детей, дети на
прогулке, дети дома, в школе и т.д.). Важно создать эмоциональный настрой
для рассматривания картины. Помогут в этом знакомые детям песенки,
стихи, загадки, поговорки.
Можно использовать игровые приемы:
показать картину любой игрушке;
связать
рассматривание
картины
с
рассматриванием
любимой
игрушки;
познакомить с картиной гостя.
Методика обучения рассказу по картине:
1. подготовка к эмоциональному восприятию картины (стихи, поговорки,
загадки по теме, присутствие сказочных персонажей и др.)
2. рассматривание картины в целом;
3. вопросы к картине учителя;
4. образец рассказа по картине учителя;
5. рассказы детей.
Учитель помогает детям рассказывать опорными вопросами, подсказывает
слова, словосочетания.
После того как дети научились рассказу по картине по образцу и по
вопросам, вводится план рассказа.
У детей появляется возможность для самостоятельного составления
рассказов по серии сюжетных картин. Рассказ образец дается уже не для
точного воспроизведения. Используются литературные образцы.
Дальше можно учить видеть не только то, что изображено на переднем
плане, но и задний план картины, её основной фон, элементы пейзажа и
природные явления, состояние погоды, то есть, учим видеть не только
основное, но и детали.
Также и с сюжетной линией. Учим детей видеть не только то, что
изображено в настоящий момент, но и то, что предшествовало, и
последующие события.
Учитель задает вопросы, которые как бы намечают сюжетную линию,
выходящую за пределы содержания картины.
Очень важно сочетать задачу по развитию связной речи с другими
речевыми задачами: обогащением и уточнением словаря, формированием
грамматического строя речи и её интонационной выразительности.
Методика обучения рассказу по серии сюжетных картин:
1. подготовка к эмоциональному восприятию сюжетных картин;
2. лексико-грамматические упражнения по теме занятия;
3. рассматривание картины в целом;
4. вопросы педагога по содержанию сюжетных картин;
5. составление плана рассказа педагогом вместе с детьми;
6. рассказ по сюжетной картине сильного ребенка, как образец;
7. рассказы 4-5 детей;
8. оценка каждого рассказа детьми с комментариями учителя.
Чему необходимо научить детей?
1.Уметь подбирать слова, необходимые для построения фразы;
2.Правильно строить предложения;
3.Уметь распространять предложения;
4.Излагать логически последовательно события.
Исходя из этого вытекают задачи:
–Вырабатывать умения связно и логично излагать свои мысли на основе
предлагаемых заданий учителем.
–Уточнять, обогащать и активизировать словарный запас обучающихся.
–Воспитывать интерес к предметам русский язык, чтение, развитие устной
речи, мир природы и человека.
Виды работ в процессе обучения:
Над словом и словосочетанием:
Над предложением:
Над текстом:
Виды рассказывания:
- пересказ рассказа с использованием серии сюжетных картин;
- составление рассказа по серии сюжетных картин;
- пересказ рассказа с использование одной сюжетной картины;
- составление рассказа по одной сюжетной картине.
- составление рассказов по нескольким сюжетным картинкам.
Главная цель работы с детьми с ОВЗ - научить их осваивать то, что очень
важно
в
жизни
каждого человека -
умение передать информацию,
поддержать
беседу,
установить
контакт,
пересказать
(к
случаю)
поучительную или смешную историю, написать поздравительное письмо,
объявление, найти способ уйти от ссоры во время спора и т.д. Именно в
процессе общения происходит становление школьника как личности, рост
его
самосознания,
формирование
познавательных
способностей,
нравственное, умственное и речевое развитие.
Развитие
связной
речи
является
центральной
задачей
речевого
воспитания
детей. Это
обусловлено,
прежде
всего,
ее
социальной
значимостью и ролью в формировании личности. Именно в связной речи
реализуется основная, коммуникативная, функция языка и речи. Связная речь
– высшая форма речи мыслительной деятельности, которая определяет
уровень речевого и умственного развития ребенка.